Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),
при участии:
от ОАО "РЖД" - <...> (по доверенности от 24.08.2018 N 577-ДП),
в отсутствие представителей ООО "Корона Плюс" (уведомлено надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 23.08.2018 N ИГ/40759/18, о переносе заседания Комиссии от 28.08.2018 N б/н),
рассмотрев обращение о проведении проверки факта уклонения ООО "Корона Плюс" (далее также - Общество) от заключения договора с ОАО "РЖД" (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по текущему ремонту технических устройств на опасных производственных объектов (реестровый N 31806243508 (далее - Аукцион), поданное в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 1211 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Обращение),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступило обращение Заказчика о проведении проверки факта уклонения Общества от заключения договора по результатам Аукциона.
Проверив обоснованность доводов, приведенных в обращении и в выступлении присутствовавшего в заседании представителя Заказчика, изучив материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления закупки (далее - Положение), размещено на Официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет www.zakupki.gov.ru Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС).
Согласно представленным материалам и информации 15.03.2018 размещено извещение о проведении Аукциона. Дата окончания подачи заявок - 05.04.2018. Начальная максимальная цена договора - 10 139 740 ,00 рублей.
В соответствии с протоколом проведения открытого аукциона в электронной форме N 1738/ОАЭ-ЦДИ/18/2 от 16.04.2018 победителем признано ООО "Корона Плюс", снизившее цену на 90% по сравнению с начальной максимальной ценой.
В соответствии с пунктом 8.3.2 Заказчик направляет участнику аукциона, с которым заключается договор, проект договора в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты опубликования итогов аукциона на сайтах.
Итоговый Протокол, определяющий победителя Аукциона, размещен в ЕИС 17.04.2018.
Согласно статье 191 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
С учетом изложенного, Заказчику необходимо в срок до 24.04.2018 (включительно) направить в адрес победителя Аукциона проект договора для его подписания.
Заказчик письмом от 17.04.2018 N ИСХ-191/КБШ ДИБТ направил посредством электронной почты на адрес Общества, указанный в заявке, проект договора. Дополнительного проект договора направлялся 18.04.2018 и 27.04.2018.
Пунктом 8.3.3 Документации предусмотрено, что участник аукциона, с которым заключается договор, должен предоставить обеспечение исполнения договора (если требование об обеспечении исполнения договора установлено в аукционной документации), иные документы, если документацией предусмотрено их представление на этапе заключения договора и подписанный со своей стороны договор не позднее 7 (семи) календарных дней с даты получения проекта договора от заказчика. Участник аукциона, с которым заключается договор, должен при заключении договора по требованию заказчика представить документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего договор.
При этом ООО "Корона Плюс" предоставило подписанный со своей стороны проект договора 27.04.2018 с нарушением срока, установленным пунктом 8.3.3 Документации (до 24.04.2018). Однако обеспечения исполнения договора Обществом не представлено.
Таким образом, Общество не заключило договор на условиях, предложенных в своей заявке.
Необходимо отметить, что подписание проекта контракта и представление обеспечения его исполнения являются взаимосвязанными действиями, но могут не являться одновременными ввиду отсутствия в закупочной документации указания обратного. Таким образом, обеспечение исполнения контракта могло быть представлено Заказчику до момента заключения контракта, чего, однако, Обществом сделано не было.
В то же самое время, как следует из материалов дела, обеспечение исполнения контракта не было представлено.
В соответствии с пунктом 16 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона о закупках, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2018, изменение договора, заключенного по правилам Закона о закупках, которое повлияет на его условия по сравнению с условиями Документации, имевшими существенное значение для формирования заявок, определения победителя, определения цены договора, не допускается.
Вместе с тем, гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из действий граждан и юридических лиц (часть 1 статьи 8 ГК РФ).
В этой связи, хозяйствующий субъект, самостоятельно принявший решение участвовать в конкурентной процедуре, по итогам которой будет решен вопрос о заключении договора, принимает на себя все обязанности, связанные с соответствующим участием.
При этом Комиссия учитывает, что все организационно-правовые мероприятия, связанные с участием в аукционе, являются сопутствующими предпринимательской деятельности рисками, которые относятся на лицо, изъявившее желание получить доступ к конкурентной процедуре.
Кроме того, реализуя свое право на участие в Аукционе, ООО "Корона Плюс", согласившись на условия проведения процедуры, подало соответствующую заявку, по итогам Аукциона признано победителем.
В такой конкурентной процедуре заключение договора является уже не правом лица, от которого оно может отказаться, а обязанностью, исходя из положений статьи 5 Закона о закупках.
В силу части 1 статьи 10 ГК РФ, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
В действиях ООО "Корона Плюс" на этапе заключения договора наличествовало явное отклонение от правил и обычаев делового оборота, а также, по сути, от требований публичного правопорядка, учитывая статус заказчика и проведенную процедуру.
ООО "Корона Плюс" было осведомлено о наличии подобного порядка.
15.05.2018 Заказчиком составлен протокол N 63 НЗФЭ-1КК/28пр о признании Общества уклонившимся от заключения договора и заключении договора с участником аукциона, заявке которого присвоен второй номер - ООО "СпецСтройТехника" (договор от 14.06.2018 N 2952203).
В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона о закупках в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.
В настоящем случае недобросовестность Общества выразилась в халатном, непредусмотрительном, ненадлежащем исполнении своих обязанностей, возникающих из требований закона к процедуре заключения контракта по результатам проведенной процедуры.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11.05.2012 N ВАС-5621/12 об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, включение общества в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу общества, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и в данном случае не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности общества.
В связи с изложенным, Комиссия, исходя из конкретных обстоятельств проведения Аукциона, оценивает доказательства, представленные в материалы дела, из которых следует, что действия Общества имеют недобросовестный характер.
При этом Общество не представило каких-либо письменных пояснений и возражений, опровергающих доводы Комиссии.
Комиссия считает, что Общество не проявило должной степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него по характеру обязательств, что, в итоге, привело к незаключению договора, а, следовательно, к нарушению нормального (обычного) режима функционирования Заказчика.
Подобные действия участника нарушают нормальный ход закупки, поскольку завершение процедуры каким-либо иным образом, кроме как заключением договора, является неприемлемым, что влечет за собой необходимость обращения Заказчика к административному органу.
Комиссия, оценив фактические обстоятельства в их совокупности и взаимосвязи, приходит к выводу, что факт уклонения Общества от заключения договора, а равно наличие в действиях последнего признаков недобросовестности, подтверждены.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 5 Закона о закупках, приказом ФАС России от 18.03.2013 N 164/13 Комиссия,
ЗАКЛЮЧИЛА:
Рекомендовать включить сведения об ООО "Корона Плюс" (ИНН:5404354808, адрес:ул. Шишкова, д. 95, оф. 3, г. Воронеж, 394068) в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Законом о закупках.
Примечание: Заключение Московского УФАС России может быть обжаловано в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального Кодекса, в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заключение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 3 сентября 2018 г. N 2-19-10626/77-18 (ключевые темы: заключение договора - проект договора - обеспечение исполнения контракта - реестр недобросовестных поставщиков - участник аукциона)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 06.09.2018