Резолютивная часть решения оглашена 18.09.2018 г. Абакан
В полном объеме решение изготовлено 18.09.2018
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии |
<_>, |
Члены Комиссии
|
<_>,
|
рассмотрев дело N 15-Р-18, возбужденного в отношении <_> по признакам нарушения пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) по факту распространения рекламы "Рассрочка 0-0-24",
в отсутствии заявителя - <_>, надлежащим образом уведомлен,
в отсутствии ответчика <_>, надлежащим образом уведомлено,
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее - Хакасское УФАС России) 07.05.2018 г. (вх. N 2386) поступило заявление <_> о распространении <_> рекламы, содержащей не соответствующие действительности сведения о предоставлении рассрочки без переплат при покупке товара.
<_> пояснил, что реклама вводит потребителей в заблуждение, поскольку <_> проводит рекламную кампанию "Расрочка-0-0-24", которая подразумевает рассрочку на покупку товара без первоначального взноса под 0 % сроком на 24 месяца, однако по факту покупатель оформляет товар в кредит с переплатой 40-50 % от первоначальной стоимости товара.
К своему заявлению <_> приложил копию кредитного договора N121085343 от 28.04.2018 г., заключенного между <_> и ПАО "Русский Стандарт Банк", подтверждающий факт переплаты при покупке товара.
Также заявитель приложил копии распечатки с официального сайта Интернет-магазина <_> с информацией о приобретение товара в рассрочку.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Данная информация полностью подпадает под понятие - реклама, так как имеет все признаки вышеуказанных понятий.
22.05.2018 г. (исх. 04-2955/АМ) направлен запрос в адрес <_> о предоставлении пояснений о проведении рекламной акции "Рассрочка-0-0-24".
Из письменных пояснений <_> от 15.06.2018 г. (вх. N 3049) следует, что акция называется <_>. Согласно правилам акции, рассрочка предоставляется посредством оформления кредита. Кредит предоставляется банками АО "Альфа-банк", "Хоум Кредит энд Финанс Банк", "Ренессанс Кредит", "Восточный экспресс банк", АО "Банк Русский Стандарт", АО "ОТП Банк" и ПАО "Почта Банк".
Организатор акции предоставляет скидку на товар банкам-партнерам, в связи с чем, сумма подлежащая выплате банкам, не превышает стоимость товара.
Кроме того, для участия в акции обязательным является приобретение дополнительных услуг, таких как "Экспресс сервис", определенная услуга по настройке и установке техники, аксессуары стоимостью от 1000 рублей.
Из представленных документов и сведений следует, что <_> самостоятельно не предоставляет покупателям рассрочку платежа, а заключило договор о предоставлении кредитов частным лицам - своим клиентам с банками-партнерами.
Таким образом, покупатель, воспользовавшийся рекламной информацией о предоставлении рассрочки, принимающий решение о приобретении в магазинах <_> товара, оформляет кредитный договор, становясь при этом заемщиком банка.
Правовое регулирование обязательств по договору купли-продажи осуществляется нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), в частности главой 30 ГК РФ.
Частью 1 статьи 454 ГК РФ установлено, что по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
Согласно части 1 статьи 489 ГК РФ договором о продаже товара в кредит может быть предусмотрена оплата товара в рассрочку. К договору о продаже товара в кредит с условием о рассрочке платежа применяются правила, предусмотренные пунктами 2, 4 и 5 статьи 488 настоящего Кодекса.
В силу положений части 3 статьи 500 ГК РФ по договору розничной купли- продажи оплата может производится в кредит, в том числе с условием оплаты покупаемых товаров в рассрочку.
В данном случае, кредит в виде рассрочки со стороны <_> не предоставлялся.
В сфере банковских отношений правовое регулирование обязательств по кредиту предусмотрено нормами параграфа 2 главы 42 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Из части 1 статьи 819 ГК РФ следует, что по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.
Таким образом, к отношениям купли-продажи применяется условие об оплате товара с предоставлением кредита в виде рассрочки, но такие правовые отношения в силу ГК РФ возникают между продавцом и покупателем товара.
Действующее законодательство предусматривает предоставление кредита в виде рассрочки при возникновении отношений между организацией - продавцом и физическим лицом.
К отношениям, возникающим между физическим лицом и кредитной организацией данное положение не применяется, поскольку природа таких договоров различна.
Исходя из поступивших сведений, <_> заключен кредитный договор N 121085343 от 28.04.2018 г. По условиям данного договора ей предоставлен кредит на сумму 27 694,36 рублей с условием выплаты денежных средств по процентной ставке за 12 месяцев в размере 19,90 % годовых.
Фактически потребителю был предоставлен именно банковский кредит и кредитные обязательства возникли у него перед третьим лицом - банком.
Присутствующие в рекламе сведения "Рассрочка" могут восприниматься потребителями как приобретение товара на условиях его оплаты частями без уплаты процентов продавцу товара. Однако фактически предоставляется финансовая услуга - банковский кредит, и договорные отношения по возврату денежных средств с условием выплаты процентов возникают с кредитной организацией, а не с организацией, реализующей товар.
Как указывалось выше, природа договоров купли-продажи, включающая продажу с предоставлением кредита в виде рассрочки, и кредитных договоров, заключаемых с финансовой организацией, различна.
Указанная в рекламе информация "рассрочка" не соответствует природе предоставляемой потребителям услуги при покупке бытовой технике в магазине <_>, то есть содержит не соответствующие действительности сведения о характеристике данной услуги.
При условии, что фактически при покупке бытовой техники в магазине <_> потребителям предоставляется кредит третьим лицом (банком) для оплаты купленного товара, в рекламе должны быть указаны сведения о фактически предоставляемой услуге (кредит).
Как следует из заявления <_>, при восприятии рекламы <_> воспользовалась именно данной информацией (т.е. "рассрочка"), однако в результате для оплаты приобретенного товара с ней был заключен кредитный договор.
Таким образом, при предоставлении финансовой организацией физическому лицу денежных средств для оплаты приобретаемого им товара по договору купли-продажи заключается кредитный договор. Предоставление кредита в виде рассрочки при покупке товаров в магазине <_> как продавцом бытовой техники, так и кредитной организацией не осуществляется.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 5 Закона рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе несет рекламодатель.
Рекламодателем вышеуказанной рекламы является <_>.
Определением от 07.07.2018 г. возбуждено дело 15-Р-18 по признакам нарушения пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе в отношении <_>, рассмотрение дела назначено на 07.08.2018 г.
Определением об отложении рассмотрения дела N 15-Р-18 рассмотрение дела отложено на 18.09.2018 года.
13.08.2018 г. в адрес Хакасского УФАС России поступили от <_> запрашиваемые документы относительно распространения ненадлежащей рекламы.
<_> пояснило, что в период проведения акции покупатель приобретает товар посредством оформления кредита в соответствующем банке. Общество предоставляет покупателям скидку на товар в размере процентов, подлежащих выплате Банку за пользование кредитом, в связи с чем, полная сумма, подлежащая выплате Банку, не превышает первоначальную стоимость товара до скидки.
Однако, согласно кассовому чеку и графику платежей по договору N 121085343, заключенного между <_> и банком "Русский стандарт", заявитель приобрел товар на сумму 27694,36 рублей, а общая сумма выплат за 12 месяцев составит 31580,8 рублей.
Таким образом, присутствующие в рекламе сведения "рассрочка" рассматриваются Комиссией как не соответствующие действительности, а реклама является недостоверной, нарушающей пункт 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
Согласно сведениям официального сайта <_> срок рекламной акции <_> истек, у Комиссии основания для выдачи предписания отсутствует.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать ненадлежащей рекламу <_>, в которой присутствуют не соответствующие действительности сведения "Рассрочка 0-0-24", поскольку в ней нарушены требования пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Признать <_> ответственным за нарушение требований установленных пунктом 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
Предписание <_> не выдавать.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель комиссии <_>
Члены комиссии: <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 18 сентября 2018 г. N 15-Р-18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 19.09.2018