Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе в составе:
"_" - председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления;
"_" - члена Комиссии, главного специалиста - эксперта отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей,
"_" - члена Комиссии, ведущего специалиста - эксперта отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей,
в отсутствии:
заявителя - "_" (ходатайство о рассмотрении дела N07-17-24/2018 в отсутствии Пономарева А.М.),
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства РФ о рекламе - ИП "_" (ходатайство о рассмотрении дела N07-17-24/2018 в отсутствии представителей), ООО "Редакция газета "Малая Родина" (ходатайство о рассмотрении дела N07-17-24/2018 в отсутствии представителей),
надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела,
рассмотрев дело N07-17-24/2018, возбужденное в отношении ИП "_" и ООО "Редакция газеты "Малая Родина" по признакам нарушения ч.1 ст.28 Федерального закона Российской Федерации от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), содержащихся в отсутствии в рекламе финансовых услуг наименования или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность,
УСТАНОВИЛА:
В Оренбургское УФАС России поступило обращение "_" (вх. N4521 от 20.06.2018 г.) о распространении в газете "Малая Родина" информации о предоставлении кредита и рассрочки без указания наименования или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данный вид деятельности. По мнению заявителя, данная информация распространяется с признаками нарушения требований Федерального закона Российской Федерации "О рекламе" N38-ФЗ от 13.03.2006 г. (далее - Закон о рекламе).
Оренбургским УФАС России установлено, что в газете "Малая родина" N40 от 08.06.2018 года распространялась следующая информация:
- "Мотоблоки, тележки к мотоблокам, культиваторы, триммеры, бетономешалки, цемент, деревообрабатывающие станки, котлы, радиаторы, теплообменники, счетчики, дымоходы, горелки и мн.др., душевые кабины, унитазы, раковины, зеркала, смесители, мебель для ванной комнаты, кухни, дешевые кухни, тумбы, водные счетчики, водонагреватели, сварочное оборудование, сетка рабица, кладочная сетка, строительно-отделочные материалы, трубы, металл. Наличный и безналичный расчет. Рассрочка. Кредит. Доставка по городу и району. Магазин "Ермак" (г. Абдулино, ул. Ленина, д.2А, центральный ж.-д. переезд). Тел. 89225552549";
- "ОСП влагостойкий гипсокартон, фанера, ДВП, ДСП, рейки, бруски, вагонка, пенопласт, утеплители "Технониколь" и др, гипс строительный, сухие смеси, металл. Рассрочка. Кредит. Доставка (по городу и району). Г. Абдулино, маг. "Ермак", ул. Ленина, 2А (центр. ж.-д.переезд), 89225552549".
Усмотрев признаки нарушения требований части 1 статьи 28 Закона о рекламе по вышеуказанному обращению и после проведения правового анализа, председателем Комиссии было возбуждено дело в отношении ИП "_" и ООО "Редакция газеты "Малая Родина" по признакам нарушения требований законодательства РФ о рекламе N 07-17-24/2018 и назначено к рассмотрению на "06" сентября 2018 года в 10 часов 30 минут.
06.09.2018 Комиссией Оренбургского УФАС России в присутствии ИП "_" был объявлен перерыв для предоставления информации ИП "_" и ООО "Редакция газеты "Малая Родина".
В материалы дела N 07-17-24/2018 поступили запрашиваемые документы от ИП "_" и ООО "Редакция газеты "Малая Родина".
Проанализировав содержание рассматриваемой рекламы, Комиссия Оренбургского УФАС России установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижения на рынок.
Оренбургским УФАС России установлено, что данная информация подпадает под понятие рекламы в соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона о рекламе. Следовательно, требования Закона о рекламе распространяются на вышеуказанную рекламную информацию.
Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции") финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Таким образом, реклама, содержащая указание на возможность приобретения потенциальными покупателями товаров в кредит и в рассрочку является рекламой финансовых услуг.
Согласно части 1 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).
В силу статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, наименование юридического лица, являющегося коммерческой организацией, должно содержать его фирменное наименование и указание на его организационно-правовую форму.
Статьей 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в Единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.
Оренбургским УФАС России направлен запрос в редакцию газеты "Малая Родина (учредитель ООО " Редакция Газеты "Малая Родина") (исхN6374 от 27.06.2018 г.) о предоставлении договора на размещение указанных информационных сообщений.
Согласно ответу ООО "Редакция Газеты "Малая Родина" (вх.N5039 от 09.07.2018 г.) лицом, предоставляющим услуги по рассматриваемым объявлениям, является ИП "_" (ОГРНИП 304560107200191).
Вследствие чего, Оренбургским УФАС России в адрес ИП "_" (исх.N6902 от 10.07.2018 г.) был направлен запрос о предоставлении информации о лице, предоставляющим услуги по кредитованию ИП "_" был предоставлено, что услуги по кредитованию оказываются ООО "Хоум Кредит энд Финанс Банк" и ОАО ОТП "Банк" на основании договоров.
Таким образом, в тексте вышеуказанной рекламы информация о лицах, а именно об ООО "Хоум Кредит энд Финанс Банк" и ОАО ОТП "Банк", оказывающих такие услуги как кредит, отсутствует, что является нарушением требования части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
Согласно представленным документам рассрочку на указанные в рекламе товары представляет ИП "_" Однако текст рекламы не содержит наименование лица, предоставляющего рассрочку в магазине "Ермак".
Таким образом, при распространении рекламы в газете "Малая Родина" N40 от 08.06.2018 года были нарушены требования части 1 статьи 28 Закона о рекламе.
Согласно письменным пояснениям ИП ".." (вх. N6544 от 03.09.2018) информация о лицах, предоставляющих кредит и рассчроку, в рекламе, размещенной в газете "Малая Родина", не была указана ввиду отсутствия соответствующих знаний о требованиях Закона о рекламе.
В соответствии с письменными пояснениями ООО "Редакция газеты "Малая Родина" указанные нарушения были допущены по невнимательности сотрудника.
Исходя из содержания части 6 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований, установленных ч.1 ст.28 Закона о рекламе, несет рекламодатель и ракламораспространитель.
Рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (статья 3 Закона о рекламе).
Рекламораспространитель - это лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Между ИП "_" (заказчик) и ООО "Редакция Газеты "Малая Родина" (исполнитель) заключен Договор N26 от 02.04.2018 г. на размещение информационных материалов (далее - Договор).
Согласно п. 1.1. Договора заказчик предоставляет исполнителю информационные материалы для размещения в газете "Малая родина".
В соответствии с п. 1.2 Договора исполнитель публикует, полученные от заказчика информационные материалы для размещения в газете "Малая родина".
Следовательно, рекламодателем рассматриваемой рекламы следует считать - ИП "_" (ИНН 560100062764, ОГРНИП 304560107200191), рекламораспространителем - ООО "Редакция Газеты "Малая Родина" (ИНН 5601007666, ОГРН 1025600507151).
На основании вышеизложенного, Комиссия Оренбургского УФАС приходит к выводу, что при распространении рекламы ИП "_" и ООО "Редакция газеты "Малая родина" были нарушены требования ч.1 ст.28 Закона о рекламе.
В материалы дела N07-17-24/2018 приложены доказательства того, что рекламные сообщения, публикуемые в газете "Малая Родина", изменены, а именно добавлено наименование лиц, оказываемых услуги по кредитованию.
Однако сведения о лице, предоставляющим рассрочку в магазине "Ермак" на товары, указанные в рекламных сообщениях в газете "Малая Родина", также отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона Российской Федерации "О рекламе" N 38-ФЗ от 13.03.2006 года и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 года N 508, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать рекламу ИП "_", размещаемую в газете "Малая Родина" (ООО "Редакция газеты "Малая Родина"), ненадлежащей, поскольку нарушает требования, части 1 статьи 28 Федерального Закона Российской Федерации "О рекламе" N 38-ФЗ от 13.03.2006 года.
2. Выдать предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе ИП "_" и ООО "Редакция газеты "Малая Родина".
3.Передать материалы дела N 07-17-24/2018 уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в порядке, установленном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии "_"
Члены Комиссии "_"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 19 сентября 2018 г. N 07-17-24/2018
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 19.09.2018