Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
заместителя председателя Комиссии:
"..." - начальника отдела антимонопольного контроля торгов;
членов Комиссии:
"..." - главного специалиста-эксперта отдела административных производств;
"..." - специалиста 1 разряда правового отдела;
в присутствии:
от ГБУ "Жилищник Обручевского района": "..." по доверенности
от 12.09.2018 N 700.юр.18;
от ООО "Комплексные системы безопасности": "..." по доверенности
от 13.09.2018 N 33/07-18, "..." по доверенности от 13.09.2018 N 34/07-18;
рассмотрев жалобу ООО "Комплексные системы безопасности" (далее - Заявитель) на действия ГБУ "Жилищник Обручевского района" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по эксплуатации, техническому обслуживанию и текущему ремонту системы дымоудаления и противопожарной автоматики (ДУ и ППА) в многоквартирных жилых домах повышенной этажности (совместные торги) (реестровый N 31806832819) (далее -Конкурс),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении конкурса.
Согласно доводам жалобы, нарушение со стороны Заказчика при проведении Конкурса выразилось в установлении в Закупочной документации неправомерного требования в порядке оценки заявок участников по критерию: "Квалификация участника открытого конкурса в электронной форме", а также в нарушении порядка предоставления разъяснения положений Конкурсной документации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг Заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участником закупки.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействия) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положений о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг (далее - Положение о закупках).
17.08.2018 в ЕИС опубликовано извещение о проведении конкурса (далее - Извещение), с начальной (максимальной) ценой договора - 21 508 857,01 руб.
В соответствии с Извещением дата окончания подачи заявок - 07.09.2018, дата рассмотрения заявок - 07.09.2018, дата подведения итогов - 07.09.2018.
На основании пунктов 2, 9, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:
требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;
требования к участникам такой закупки;
критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
В силу пункта 1.6.2 Конкурсной документации для всех участников размещения заказа устанавливаются единые требования. Применение при рассмотрении заявок на участие в закупке требований, не предусмотренных настоящей документацией, не допускается.
Согласно пункту 5.4.1 Конкурсной документации оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме осуществляются закупочной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения договора в соответствии с критериями, их содержанием и значимостью, установленными в подразделе 5.3.
В пункте 5.4.4 Конкурсной документации закреплено, что порядок оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме указан в части III "Информационная карта открытого конкурса в электронной форме" (Приложение 1) (далее -
Приложение N 1).
В Приложении N 1 Заказчиком установлены критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме (Лоте), их содержание, значимость и порядок оценки.
Согласно пункту 2 Приложения N 1 критериями оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме являются:
а) Цена договора.
б) Квалификация участника открытого конкурса в электронной форме;
В подпункте "б" пункта 2 Приложения N 1 установлен порядок оценки заявок по критерию: "Квалификация участника открытого конкурса в электронной форме":
Значимость критерия составляет: 50%.
Коэффициент значимости критерия: 0,5.
Предмет оценки: Оценивается предложение участника закупки, исходя из показателей предусмотренных конкурсной документацией и документов, представленных участником в составе заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме.
Сумма максимальных значений всех показателей критерия - 100 баллов.
Критерий: "Квалификация участника открытого конкурса в электронной форме" подразделяется на следующие показатели:
- Объем договоров, соответствующих предмету открытого конкурса в электронной форме и отвечающих основным требованиям технической части настоящей конкурсной документации со значимостью показателя в 80 баллов;
- Деловая репутация участника открытого конкурса в электронной форме со значимостью в 20 баллов.
Порядок оценки заявок по показателю: "Объем договоров, соответствующих предмету открытого конкурса в электронной форме и отвечающих основным требованиям технической части настоящей конкурсной документации".
В данном показателе оценивается опыт выполнения аналогичных работ с 01.01.2014 по дату открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в данном открытом конкурсе в электронной форме.
Под аналогичными работами понимаются работы по проведению работ по эксплуатации, техническому обслуживанию и текущему ремонту систем дымоудаления и противопожарной автоматики (ДУ и ППА) в многоквартирных жилых домах повышенной этажности, суммарная стоимость которых по одному контракту и/или договору составляет не менее 30% от начальной (максимальной) цены договора данного открытого конкурса в электронной форме.
Не учитываются при оценке показателя:
- договоры с суммой менее 30% от начальной максимальной цены (НМЦ) договора в соответствии с настоящей конкурсной документацией.
- договоры, представленные без актов выполненных работ.
Опыт выполненных работ отражается участником открытого конкурса в электронной форме, представленной в составе конкурсной документации, и подтверждается копиями актов выполненных работ и копиями договоров. Копии контрактов и/или договоров предоставляются в полном объеме со всеми приложениями.
Значение суммарного объема договоров:
ОД(i)=(0,3хД(i)/Д(max))+(0,7хО(i)/О(max)), где:
ОД(i)- значение суммарного объема договоров i-ого участника открытого конкурса в электронной форме,
Д(i) - количество всех учитываемых договоров i-ого участника открытого конкурса в электронной форме,
Д(max) - количество всех учитываемых договоров участника открытого конкурса в электронной форме, имеющего наибольшее количество таких договоров среди других участников открытого конкурса в электронной форме (лота),
О(i) - сумма всех учитываемых договоров i-ого участника открытом конкурсе в электронной форме,
О(max) - сумма всех учитываемых договоров участника открытого конкурса в электронной форме, имеющего наибольшую сумму таких договоров среди других участников открытого конкурса в электронной форме (лота).
Расчет показателя С1(i)= C1(max)х(ОД(i)/ОД(max)), где:
C1(max) - максимальное значение показателя С1 в баллах,
ОД(max)- значение суммарного объема договоров участника открытого конкурса в электронной форме, набравшего максимальное значение суммарного объема договоров среди других участников открытого конкурса в электронной форме (лота).
При отсутствии подтверждающих документов комиссия вправе не учитывать такие данные участника открытого конкурса в электронной форме. При не предоставлении данных об объеме договоров участник получает 0 баллов по данному показателю.
Из текста жалобы следует, что установление такого порядка оценки по показателю: "Объем договоров, соответствующих предмету открытого конкурса в электронной форме и отвечающих основным требованиям технической части настоящей конкурсной документации" ограничивает конкуренцию, поскольку не позволяет участникам, имеющим опыт по эксплуатации, техническому обслуживанию и текущему ремонту систем дымоудаления и противопожарной автоматики (ДУ и ППА) на различных объектах, в том числе на многоквартирных домах не повышенной многоэтажности (дома высотой до 11 этажей) принимать участие в данной закупочной процедуре.
Согласно письменным пояснениям Заказчика, обжалуемое требования является одним из показателей, позволяющих получить Заказчику представление о квалификации участников закупки в части умения работать с многоквартирными домами повышенной этажности, что обусловлено, в первую очередь, заинтересованностью Заказчика в обеспечении технической безопасности выполнения работ при исполнении договора, поскольку данный критерий напрямую связан с предметом закупки.
Комиссия отмечает, что установление такого требования является не критерием допуска заявок к участие в процедуре, а представляет собой критерий оценки заявок, со значимостью 50 %. Таким образом, данный показатель не ограничивает конкуренцию, так как оцениваются заявки допущенных участников, а позволяет выявить наиболее лучшие условия исполнения договора при выполнении работ.
Закон о закупках не допускает предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в Документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарами, работ, услугам, к условиям исполнения договора
(часть 6 статьи 3 Закона о закупках).
В соответствии с "НЦС-2017. НЦС 81-02-01-2017. Укрупненные нормативы цены строительства. Сборник 1. Жилые здания", утвержденный приказом Минстроя России от 13.06.2017 N 867/пр к многоквартирным домам повышенной этажности относятся многоквартирные дома 11-16 этажей.
Так, согласно адресному списку многоквартирные дома, в которых будет осуществляться выполнение работ по результатам проведения закупочной процедуры, в преобладающем большинстве (87 из 90) высотой от 11 этажей, следовательно, являются домами повышенной этажности.
Таким образом, соответствующее требование продиктовано объективной потребностью Заказчика. В свою очередь, Заявителем ограничивающий характер данного требования в рассматриваемом случае доказан не был. Само по себе несоответствие Заявителя данному требованию не может быть признано фактором ограничения конкуренции.
В связи с чем, данный довод жалобы не нашел своего правового подтверждения.
Согласно доводам жалобы, 23.08.2018 Заявитель направил в адрес Заказчика запрос о даче разъяснения положений Конкурсной документации. Между тем, ответ на данный запрос был размещен Заказчиком с нарушением установленного частью 11 статьи 4 Закона о закупках срока.
Установлено, что 29.08.2018 Заказчиком в ЕИС размещено разъяснения положений Конкурсной документации.
Согласно части 11 статьи 4 Закона о закупках изменения, вносимые в извещение о закупке, документацию о закупке, разъяснения положений такой документации, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений.
В пункте 2.2.2 Конкурсной документации установлено, что любой участник размещения заказа вправе направить в письменной форме заказчику, уполномоченному органу запрос о разъяснении положений закупочной документации. В течение трех рабочих дней со дня поступления указанного запроса заказчик размещает разъяснение положений документации на официальном сайте, сайте ЭТП при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за пять дней до дня окончания подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме. Разъяснение положений закупочной документации не должно изменять ее суть.
В силу пункта 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики должны руководствоваться принципом информационной открытость закупки.
Таким образом, Заказчик должен был разместить разъяснение положений конкурсной документации в ЕИС не позднее 27.08.2018. Следовательно, Заказчиком не соблюден порядок предоставления разъяснения положений Конкурсной документации, закрепленный в части 11 статьи 4 Закона о закупках.
При таких обстоятельствах, данный довод жалобы признается обоснованным.
Вместе с тем, учитывая что срок окончания подачи заявок не истек (до 07.09.2018) и у Заявителя имелась реальная возможность подать заявку на участие в закупочной процедуре, Комиссия считает, что допущенное нарушение не повлекло за собой наступление негативных последствий для участника закупки, а также носит неустранимый характер.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Комплексные системы безопасности"
(ОГРН 1107746085886 ИНН 7725687545) на действия ГБУ "Жилищник Обручевского района" (ОГРН 1157746480264 ИНН 7728252750) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по эксплуатации, техническому обслуживанию и текущему ремонту системы дымоудаления и противопожарной автоматики (ДУ и ППА) в многоквартирных жилых домах повышенной этажности (совместные торги) (реестровый N 31806832819) частично обоснованной.
2. Установить в действиях ГБУ "Жилищник Обручевского района" нарушение
пункта 1 части 1 статьи 3, части 11 статьи 4 Закона о закупках.
3. Обязательное для исполнение предписание не выдавать, так как допущенное
ГБУ "Жилищник Обручевского района" нарушение законодательства в сфере закупок не повлекло за собой наступление негативных последствий для Заявителя и носит неустранимый характер.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии "..."
члены Комиссии "..."
"..."
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 13 сентября 2018 г. N 1-00-1587/77-18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 26.09.2018