Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:
Председатель комиссии:
Короткова И.Ю. |
Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок, |
Члены комиссии:
Крупчак Т.С. |
Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
Малышева О.С. |
Специалист-эксперт отдела контроля закупок; |
на основании статьи 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе"), постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", Приказа Архангельского УФАС России от 09.09.2016 N 250,
в присутствии представителей от:
Заказчика: Илясовой Н.С. (директор, приказ от 01.11.2001 N 182), Шевченко Т.М. (доверенность от 25.09.2018 N б/н), Висковой В.Е. (доверенность от 25.09.2018 N б/н) Кузьмичевой Ю.В. (доверенность от 25.09.2018 N б/н);
Участника закупки: Каржицкого Н.В. (доверенность от 25.09.2018 N б/н);
УСТАНОВИЛА:
14 сентября 2018 года в Архангельское УФАС России - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступило обращение МБДОУ "Детский сад N15 "Черемушка" комбинированного вида" (далее - Заказчик) о включении сведений об ИП Анциферовой Наталье Михайловне в Реестр недобросовестных поставщиков.
Содержание обращения:
Согласно обращению Заказчика, муниципальный контракт от 25.06.2018 N Ф.2018.286615 на выполнение работ по капитальному ремонту плавательного бассейна для нужд МБДОУ N15 "Черемушка", по адресу: г. Северодвинск, ул. Советская, д. 3 а (извещение N 0324300094918000005), заключенный с ИП Анциферовой Натальей Михайловной, расторгнут в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссия Архангельского УФАС России осуществила проверку факта одностороннего расторжения от исполнения контракта с учетом следующего.
04.05.2018 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещено извещение N 0324300094918000005 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту плавательного бассейна для нужд МБДОУ N15 "Черемушка", по адресу: г. Северодвинск, ул. Советская, д. 3 а (далее - документация об аукционе).
16.05.2018 внесены изменения в извещение и в документацию об аукционе (далее - Изменения в извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта - 6 272 102,38 рубля.
14.06.2018 по результатам проведенной процедуры аукциона победителем был признан участник закупки ИП Анциферова Наталья Михайловна, предложивший цену контракта 4 715 987,00 рублей.
25.06.2018 между Заказчиком и ИП Анциферовой Натальей Михайловной (далее - Подрядчик) заключен государственный контракт N Ф.2018.286615 (далее - контракт) на выполнение работ по капитальному ремонту плавательного бассейна для нужд МБДОУ N15 "Черемушка", по адресу: г. Северодвинск, ул. Советская, д. 3 а.
В соответствии с пунктом 1.1 контракта "Подрядчик обязуется в соответствии с условиями настоящего контракта выполнить собственными или привлеченными силами и средствами работы по капитальному ремонту плавательного бассейна для нужд МБДОУ N15 "Черемушка", по адресу: г. Северодвинск, ул. Советская, д. 3 а (далее - объект).
Виды и объёмы выполняемых Подрядчиком работ, качественные, технические, функциональные и эксплуатационные характеристики применяемых материалов определяются техническим заданием (Приложение N 1), являющимся неотъемлемой частью настоящего контракта, а также Рабочей документацией 016-12 "Ремонт бассейна МБДОУ N 15 "Черемушка" по ул. Советская, д. 3 а" (Приложение N2)".
Техническим заданием (Приложение N 1 к контракту) определены разделы перечня работ:
Ремонт кровли;
Отделочные работы;
Усиление ростверков;
Усиление плит перекрытий подвала;
Фундамент ФП-1;
Утепленная шахта УШ-1;
Водопровод и канализация;
Отопление;
Запитка теплообменника;
Теплоснабжение приточных установок;
Вентиляция;
Электрооборудование и электроосвещение.
На основании пункта 2.1 контракта "Подрядчик обязан выполнить весь комплекс работ в срок не более 90 (девяносто) дней с даты заключения настоящего контракта. Подрядчик по согласованию с Заказчиком вправе выполнить работы досрочно".
Исходя из пункта 4.2 контракта Подрядчик обязан в срок не более 5 (пяти) рабочих дней с даты заключения контракта до начала производства работ на основании задания Заказчика разработать, в том числе календарный график производства работ (по дням).
Согласно разработанному календарному графику производства работ (по дням) длительность работ по капитальному ремонту составляет 70 дней.
В соответствии с календарным графиком производства работ (по дням) до 27.08.2018 требовалось выполнить:
- по разделу 1 "Ремонт кровли" в полном объеме (до 01.08.2018);
- по разделу 3 "Усиление ростверков" в полном объеме (до 09.08.2018);
- по разделу 4 "Усиление плит перекрытий подвала" в полном объеме (до 07.08.2018);
- по разделу 5 "Фундамент ФП-1" в полном объеме (до 27.07.2018);
- по разделу 6 "Утепленная шахта УШ-1" в полном объеме (до 16.08.2018);
- по разделу 7 "Водопровод и канализация" в полном объеме (до 22.08.2018);
- по разделу 8 "Отопление" в полном объеме (до 22.08.2018);
- по разделу 9 "Запитка теплообменника" в полном объеме (до 25.08.2018);
- по разделу 10 "Теплоснабжение приточных установок" в полном объеме (до 31.07.2018);
- по разделу 11 "Вентиляция" в полном объеме (до 24.08.2018);
- по разделу 12 "Электрооборудование и электроосвещение" в полном объеме (до 26.08.2018).
Согласно пояснениям Заказчика в заседании Комиссии Архангельского УФАС России на 27.08.2018 проведены только демонтажные работы, работы по ремонту кровли не были выполнены в срок, что привело к подтоплению подвала и протечек в помещении бассейна.
27.08.2018 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (уведомление о нарушении условий контракта) в связи существенным нарушением исполнения обязательств со стороны Подрядчика: "_в соответствии со ст. 715 Гражданского кодекса Российской Федерации: 1. Заказчик вправе во всякое время проверять ход и качество работы, выполняемой подрядчиком, не вмешиваясь в его деятельность.
2. Если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
3. Если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков".
Данным решением об одностороннем отказе от исполнения контракта (уведомлением о нарушении условий контракта) от 27.08.2018 Заказчик просит провести работы в соответствии с графиком производства работ в течение 10 дней.
Частью 12 статьи 95 ФЗ "О контрактной системе" предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований указанной части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Согласно информации с официального сайта решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (уведомление о нарушении условий контракта) от 27.08.2018 было размещено Заказчиком в разделе "Общие сведения" "Дополнительная информация о закупках, контрактах" 05.09.2018.
Тремя рабочими днями для размещения решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (уведомления о нарушении условий контракта) от 27.08.2018 на официальном сайте являются: 28.08.2018, 29.08.2018, 30.08.2018.
Следовательно, указанное решение могло быть размещено не позднее 30.08.2018.
Таким образом, Заказчик нарушил часть 12 статьи 95 ФЗ "О контрактной системе".
В заседании Комиссии Архангельского УФАС России представители Заказчика согласились с нарушением срока для размещения решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (уведомления о нарушении условий контракта) от 27.08.2018.
29.08.2018 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (уведомление о нарушении условий контракта) от 27.08.2018 Подрядчиком получено лично.
В соответствии с частью 13 статьи 95 ФЗ "О контрактной системе" решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Дата надлежащего уведомления Заказчиком Подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта - 29.08.2018.
Таким образом, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта (уведомление о нарушении условий контракта) от 27.08.2018 вступает в силу и контракт считается расторгнутым с 09.09.2018.
Часть 1 статьи 103 ФЗ "О контрактной системе" определяет, что Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведет реестр контрактов, заключенных заказчиками.
Согласно пункту 11 части 2 статьи 103 ФЗ "О контрактной системе" в реестр контрактов включается информация о расторжении контракта с указанием оснований его расторжения.
Частью 3 статьи 103 ФЗ "О контрактной системе" определено, что информация, указанная в пунктах 8, 10, 11 и 13 части 2 указанной статьи, направляется заказчиками в указанный орган в течение пяти рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта, расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
В ходе рассмотрения дела установлено, что информация о расторжении контракта размещена Заказчиком на официальном сайте в карточке контракта 11.09.2018 реестровая запись контракта в реестре контрактов переведена на статус "Исполнение прекращено".
Частью 6 статьи 104 ФЗ "О контрактной системе" определено, что в случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную частью 3 указанной статьи, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Информация, предусмотренная частью 6 статьи 104 ФЗ "О контрактной системе", направлена Заказчиком в адрес Архангельского УФАС России в установленный законом срок - 11.09.2016.
В заседании Комиссии Архангельского УФАС России Согласно представитель ИП Анциферовой Натальи Михайловны пояснил следующее.
Контракт не был исполнен, в связи с отсутствием денежных средств. Подрядчиком была проделана работа, которая не требовала финансовых вложений, на материалы денежных средств не было. В кредитовании банком было отказано.
Подрядчиком не соблюдены сроки выполнения работ, а также работы выполнены не в полном объеме, предусмотренном контрактом, приложениям к нему, технической документацией, Данный факт нарушений условий контракта является доказательством недобросовестного поведения.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в неисполнении обязательств, предусмотренных контрактом.
Учитывая вышеизложенное, основания для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта у Заказчика имелись, Комиссия Архангельского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчиком подтвержден и доказан факт неисполнения ИП Анциферовой Натальей Михайловной обязательств по контракту.
В силу части 1 статьи 2 ФЗ "О контрактной системе" законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 указанного Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать указанному Федеральному закону.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей в установленном законе порядке.
В своей заявке на участие в электронном аукционе ИП Анциферова Наталья Михайловна выразила согласие исполнить условия контракта, указанные в документации об аукционе. Приведенное свидетельствует о том, что ИП Анциферова Наталья Михайловна было полностью принято как установленные Заказчиком условия для заключения контракта, так и правовые последствия, в том числе неблагоприятные, по невыполнению этих условий.
Следует также отметить, что действуя в рамках заключения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов (в данном случае расходованию средств муниципального бюджета, выделенных Заказчику на финансовое обеспечение выполнения им государственного задания), что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Соответственно, принимая решение об участии в процедуре осуществления закупки и подавая заявку, участник должен осознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае признания его победителем, заключения контракта и не исполнения заключенного контракта в дальнейшем.
В соответствии с частью 2 статьи 104 ФЗ "О контрактной системе", в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из пункта 11 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062 (далее - Правила ведения реестра), следует, что в реестр недобросовестных поставщиков включаются только проверенные сведения. Необходимым условием является наличие в представленных материалах фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя).
Размещение сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт недобросовестного поведения поставщика при исполнении контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника закупки отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта.
Как следует из определений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 года N ВАС-11617/12 и от 12 июля 2013 года N ВАС-8371/13, из положений статьи 104 ФЗ "О контрактной системе", реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Данная мера связана с возложением на нарушителя негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике, ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Комиссия Архангельского УФАС России полагает, что основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий государственного (муниципального) контракта, которое свидетельствует о его недобросовестном поведении, совершении им умышленных действий (бездействия), в том числе приведших к невозможности исполнения контракта этим лицом, ранее признанным победителем торгов, и нарушающих права заказчика относительно условий (заявленных недобросовестным лицом как лучшие) и срока исполнения контракта, что в итоге приводит к неэффективному использованию бюджетных средств.
При этом ни ФЗ "О контрактной системе", ни Правила ведения реестра не содержат безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Пунктом 12 Правил ведения реестра, в том числе установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов и проведения проверки фактов, указанных в пункте 11 указанных Правил, выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. Копии вынесенного уполномоченным органом решения направляются заказчику, лицу, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр, и иным заинтересованным лицам.
Материалами дела подтверждено, что ИП Анциферова Наталья Михайловна не исполнила надлежащим образом принятые на себя обязательства в рамках заключенного контракта, а именно: в установленный срок, в соответствии с календарным графиком производства работ не выполнены работы по разделу 1 "Ремонт кровли", по разделу 3 "Усиление ростверков", по разделу 4 "Усиление плит перекрытий подвала", по разделу 5 "Фундамент ФП-1", по разделу 6 "Утепленная шахта УШ-1", по разделу 7 "Водопровод и канализация", по разделу 8 "Отопление", по разделу 9 "Запитка теплообменника", по разделу 10 "Теплоснабжение приточных установок", по разделу 11 "Вентиляция", по разделу 12 "Электрооборудование и электроосвещение".
Указанные обстоятельства свидетельствуют о недобросовестном исполнении ИП Анциферовой Натальей Михайловной условий контракта.
Следовательно, факт недобросовестного исполнения Подрядчиком контракта материалами дела установлен.
Таким образом, в соответствии с частью 2 статьи 104 ФЗ "О контрактной системе" сведения об ИП Анциферовой Наталье Михайловне подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
Руководствуясь статьей 104 ФЗ "О контрактной системе", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Включить сведения, представленные Заказчиком - МБДОУ "Детский сад N15 "Черемушка" комбинированного вида" в отношении ИП Анциферова Наталья Михайловна (164500, Архангельская обл., г. Северодвинск, ул. Ломоносова, д. 36а, кв. 9, ИНН 290213521931) в Реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года в связи с решением Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 25.06.2018 N Ф.2018.286615 на выполнение работ по капитальному ремонту плавательного бассейна для нужд МБДОУ N15 "Черемушка", по адресу: г. Северодвинск, ул. Советская, д. 3 а (извещение N 0324300094918000005).
2. Датой включения сведений в отношении ИП Анциферовой Натальи Михайловны в Реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет".
3. Признать Заказчика нарушившим часть 12 статьи 95 ФЗ "О контрактной системе".
Примечание: Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии И.Ю. Короткова
Члены Комиссии Т.С. Крупчак
О.С. Малышева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 25 сентября 2018 г. N РНП-29-98
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 10.10.2018