Резолютивная часть решения оглашена 01 ноября 2018 г.
В полном объеме решение изготовлено 01 ноября 2018 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
<>
Члены Комиссии:
<>
в отсутствие представителей ответчика - администрации Трубчевского района, заявившего ходатайство о рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства N1-21 без участия представителей администрации Трубчевского муниципального района (вх. N8259 от 30.10.2018 г.),
рассмотрев материалы дела N 1-21 по признакам нарушения администрацией Трубчевского района требований статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N381-ФЗ), выразившегося в бездействии при неопубликовании в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов в "Информационном бюллетене Трубчевского муниципального района" или в районной газете "Земля трубчевская", постановления администрации Трубчевского муниципального района от 19.12.2017 г. N1140 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Трубчевск" и постановления администрации Трубчевского муниципального района от 22.06.2018 г. N477 "О внесении изменений в постановление администрации Трубчевского муниципального района от 19.12.2017 г. N1140 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Трубчевск", установила следующее.
В соответствии приказом Брянского УФАС России от 12 октября 2018 г. N235 в отношении администрации Трубчевского муниципального района возбуждено дело N1-21 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения требований статьи 15 Федерального закона N381-ФЗ.
В соответствии с ч.2 ст. 16 Федерального закона N381-ФЗ государственный контроль (надзор) за соблюдением правил и требований, предусмотренных статьями 9, 13 - 15 Федерального закона N381-ФЗ, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, и его территориальными органами с правом выдачи соответствующих предписаний в порядке и пределах полномочий, которые установлены антимонопольным законодательством Российской Федерации.
В рамках осуществления государственного контроля за соблюдением требований антимонопольного законодательства, Федерального закона N381-ФЗ Брянским УФАС России был сделан запрос в администрацию Трубчевского района Брянской области (исх. N7570 от 05.09.2018 г.). В результате анализа представленных материалов установлено следующее.
Постановлением администрации Трубчевского района от 19.12.2017 г. N1140 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Трубчевск".
22.06.2018 г. утверждено постановление администрации Трубчевского района N477 "О внесении изменений в постановление администрации Трубчевского муниципального района от 19.12.2017 г. N1140 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Трубчевск".
В соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относятся создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
В соответствии с пункт 3 статьи 3 Федерального закона N 381-ФЗ органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона N381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (часть 5 статьи 10 Федерального закона N 381-ФЗ).
Пунктом 3.4 Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденного приказом Управления потребительского рынка и услуг, контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Брянской области от 24.11.2016 N 589, также предусмотрено опубликование в установленном порядке, размещение на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет схемы размещения нестационарных торговых объектов и вносимых в нее изменений.
В соответствии с положениями статьи 47 Федерального закона N131-ФЗ порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
Согласно п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации (то есть на русском языке) в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом.
Частью 6 статьи 8 Устава Трубчевского района, с изменениями, внесенными решением Трубчевского районного Совета народных депутатов от 31.01.2018 г. N5-544, установлено, муниципальные нормативные правовые акты муниципального района публикуются в "Информационном бюллетене Трубчевского муниципального района" или в районной газете "Земля трубчевская", которые являются официальными источниками их опубликования.
Согласно письму администрации Трубчевского района от 09.10.2018 г. N3501 постановление администрации Трубчевского района от 19.12.2017 г. N1140 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Трубчевск" и постановление администрации Трубчевского района от 22.06.2018 г. N477 "О внесении изменений в постановление администрации Трубчевского муниципального района от 19.12.2017 г. N1140 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Трубчевск" не были опубликованы в информационном бюллетене Трубчевского муниципального района и в СМИ (районной газете "Земля трубчевская"), а были размещены на официальном сайте администрации Трубчевского муниципального района.
В соответствии с требованиями статьи 15 Федерального закона N381-ФЗ органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, бездействие администрации Трубчевского района при неопубликовании в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а именно: в "Информационном бюллетене Трубчевского муниципального района" или в районной газете "Земля трубчевская", постановления администрации Трубчевского района от 19.12.2017 г. N1140 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Трубчевск" и постановления администрации Трубчевского района от 22.06.2018 г. N477 "О внесении изменений в постановление администрации Трубчевского муниципального района от 19.12.2017 г. N1140 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Трубчевск", нарушает требования, установленные частью 5 статьи 10 Федерального закона N381-ФЗ и, как следствие, правила осуществления торговой деятельности, установленных федеральным законом Российской Федерации.
В связи с вышеизложенным, бездействие администрации Трубчевского муниципального района, выразившееся в неопубликовании в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, постановления администрации Трубчевского муниципального района от 19.12.2017 г. N1140 и постановления администрации Трубчевского муниципального района от 22.06.2018 г. N477, содержит признаки нарушения статьи 15 Федерального закона N381-ФЗ.
В соответствии с ч. 5.1 ст. 45 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.
При рассмотрении дела N1-21, в соответствии с порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 N-220 (далее - Порядок анализа состояния конкуренции), проведен анализ состояния конкуренции при неопубликовании в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а именно: в "Информационном бюллетене Трубчевского муниципального района" или в районной газете "Земля трубчевская", постановления администрации Трубчевского района от 19.12.2017 г. N1140 и постановления администрации Трубчевского района от 22.06.2018 г. N477.
В целях анализа состояния конкуренции в качестве исходной информации использованы материалы, полученные в рамках осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований антимонопольного законодательства, требований статьи 15 Федерального закона N381-ФЗ (ответ на запрос исх. N7570 от 05.09.2018 г.)
Настоящий анализ проводится после вступления в силу вышеуказанных постановлений.
Таким образом, временной интервал настоящего исследования определен с 19.12.2017 г. - даты подписания первого постановления врио главы администрации Трубчевского района С.Н. Тубол до 12.10.2018 г.
Географические границы товарного рынка - территория муниципального образования "город Трубчевск".
Продуктовые границы - торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами.
Частью 1 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции установлено, что перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.
Брянским УФАС России принято заключение об обстоятельствах дела N 1-21 от 24.10.2018 г., в связи с чем предложено лицам, участвующим в деле, в соответствии с требованиями части 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции представить в Брянское УФАС России пояснения, доказательства и доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела N 1-21 о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.
В адрес Брянского УФАС России документов и доводов по обстоятельствам, изложенным в заключении об обстоятельствах дела N 1-21 от 24.10.2018 г., не поступило.
На основании изложенного, комиссией Брянского УФАС России по рассмотрению дела N1-21 в бездействии администрации Трубчевского муниципального района установлено нарушение требований статьи 15 Федерального закона N381-ФЗ, в части неопубликовании в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, постановления администрации Трубчевского муниципального района от 19.12.2017 г. N1140 и постановления администрации Трубчевского муниципального района от 22.06.2018 г. N477.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в бездействии администрации Трубчевского муниципального района (юридический адрес: 242220, Брянская область, Трубчевский район, город Трубчевск, улица Брянская, дом 59, ИНН: 3230002865, ОГРН: 1023202939660), выразившемся в неопубликовании в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов в "Информационном бюллетене Трубчевского муниципального района" или в районной газете "Земля трубчевская", постановления администрации Трубчевского муниципального района от 19.12.2017 г. N1140 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Трубчевск" и постановления администрации Трубчевского муниципального района от 22.06.2018 г. N477 "О внесении изменений в постановление администрации Трубчевского муниципального района от 19.12.2017 г. N1140 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Трубчевск", нарушение требований статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
2. Выдать предписание администрации Трубчевского муниципального района о прекращении нарушения требований статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", выразившегося в неопубликовании в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, постановления администрации Трубчевского муниципального района от 19.12.2017 г. N1140 и постановления администрации Трубчевского муниципального района от 22.06.2018 г. N477.
3. Передать соответствующему должностному лицу Брянского УФАС России материалы для принятия решения о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения.
Решение территориального антимонопольного органа может быть также обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.
Председатель Комиссии: <>
Члены Комиссии: <>
Ответчик:
Администрация Трубчевского муниципального района
Брянская ул., д. 59, г. Трубчевск, Брянская обл., 242220
ПРЕДПИСАНИЕ
ноября 2018 г. г. Брянск
Комиссия Брянского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
<>
Члены Комиссии:
<>
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от "01" ноября 2018 года по делу N 1-21 о нарушении администрацией Трубчевского муниципального района (юридический адрес: 242220, Брянская область, Трубчевский район, город Трубчевск, улица Брянская, дом 59, ИНН: 3230002865, ОГРН: 1023202939660) требований статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации",
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
администрации Трубчевского муниципального района (юридический адрес: 242220, Брянская область, Трубчевский район, город Трубчевск, улица Брянская, дом 59, ИНН: 3230002865, ОГРН: 1023202939660) в срок до "13" декабря 2018 г. прекратить нарушение требований статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", выразившееся в неопубликовании в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, постановления администрации Трубчевского муниципального района от 19.12.2017 г. N1140 и постановления администрации Трубчевского муниципального района от 22.06.2018 г. N477 путем опубликования вышеуказанных постановлений в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а именно: в "Информационном бюллетене Трубчевского муниципального района" или в районной газете "Земля трубчевская".
О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Председатель Комиссии: <>
Члены Комиссии: <>
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 1 ноября 2018 г. N 1-21
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 02.11.2018