Резолютивная часть решения объявлена "30" октября 2018 года
Решение в полном объеме изготовлено "31" октября 2018 года
Комиссия Карельского УФАС России по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд в составе:
<_> - заместитель Председателя Комиссии, ззаместитель начальника отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России;
<_> - член Комиссии, ведущий специалист - эксперт отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России;
<_> - член Комиссии, ведущий специалист - эксперт отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России;
в присутствии представителя КУ РК "Управление капитального строительства Республики Карелия" <_> (копия доверенности в материалах дела);
в отсутствие представителя Заявителя - ООО "Контракт" (уведомлено надлежащим образом, явку представителя не обеспечило);
рассмотрев жалобу ООО "Контракт" на действия Заказчика - КУ РК "Управление капитального строительства Республики Карелия" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по реконструкции нежилых помещений, расположенных на 1 и 2 этажах здания N 7 по проезду Монтажников в г. Сегежа, под детскую поликлинику. 1 этап (извещение N 0306200006418000073) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
установила:
В своей жалобе Заявитель указывает, что Заказчиком при утверждении документации об аукционе были допущены следующие нарушения Закона о контрактной системе:
1) в нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в документации об аукционе отсутствует описание объекта закупки в части требований к функциональным, техническим и качественным характеристикам объекта закупки;
2) в нарушение требований части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе в пункте 5.2 проекта государственного контракта неправомерно установлено право Заказчика на оплату выполненных по контракту работ в течение тридцати календарных дней после подписания сторонами форм КС-2 и КС-3 и предъявления Подрядчиком счета (счета-фактуры);
3) в нарушение части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в пункте 10.3 проекта государственного контракта установлено право Заказчика на проверку качества и объёма выполненных Подрядчиком работ в течение 10 рабочих дней, не считая времени проезда к месту проверки качества работ, что, по мнению Заявителя, является нарушением прав и законных интересов Подрядчика, поскольку Заказчик может злоупотребить своим правом по отношению к Подрядчику в части затягивания процесса проверки работ;
4) в нарушение части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе в пункте 13.2 проекта государственного контракта Заказчиком неправомерно установлено увеличение срока исполнения обязательств по контракту вследствие обстоятельств непреодолимой силы.
На основании вышеизложенного, Заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать Заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Заказчиком письмом (вх.N 5027 от 29.10.2018) направлены пояснения по доводам, изложенным в жалобе, просит признать жалобу необоснованной.
Документация об аукционе в электронной форме утверждена приказом казенного учреждения Республики Карелия "Управление капитального строительства Республики Карелия" от 05.10.2018 и размещена на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок "www.zakupki.gov.ru" 08.10.2018.
Адрес электронной площадки - http://www.rts-tender.ru.
Номер извещения: 0306200006418000073.
Краткое наименование аукциона: реконструкция нежилых помещений, расположенных на 1 и 2 этажах здания N 7 по проезду Монтажников в г. Сегежа, под детскую поликлинику. 1 этап.
Способ закупки: электронный аукцион.
Заказчик: КУ РК "Управление капитального строительства Республики Карелия".
Начальная (максимальная) цена контракта: 70 020 032,15 рублей.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 24.10.2018 N0306200006418000073-0, аукцион признан несостоявшимся в соответствии с частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в аукционе не подано ни одной заявки.
Рассмотрение жалобы назначено на 29.10.2018 в 14 час. 30 мин., состоялось в указанное время. В связи с необходимостью получения дополнительной информации в рассмотрении настоящей жалобы объявлен перерыв до 16 час. 00 мин. 30.10.2018.
После перерыва рассмотрение жалобы продолжилось Комиссией в прежнем составе без участия представителей Заказчика и Заявителя.
Изучив представленные материалы, заслушав пояснения представителя Заказчика, Комиссия Карельского УФАС России пришла к следующим выводам:
В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе, под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Объектом закупки является "Реконструкция нежилых помещений, расположенных на 1 и 2 этажах здания N 7 по проезду Монтажников в г. Сегежа, под детскую поликлинику. 1 этап", то есть выполнение предусмотренных технической частью документации об аукционе работ.
В соответствии с Техническим заданием, являющимся разделом 3 документации об аукционе, выполнение работ для нужд Заказчика осуществляется согласно контракту, настоящему Техническому заданию, в том числе согласно набору работ по локальным сметам, прилагаемым к настоящему Техническому заданию и являющимся его неотъемлемой частью, в соответствии с согласованной и утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документацией, имеющейся у Заказчика, являющейся приложением к настоящему Техническому заданию и его неотъемлемой частью. Требования к объемам и качеству выполняемых работ и иные сведения также указаны в проектной документации.
На заседании Комиссии Карельского УФАС России было установлено, что функциональные, технические и качественные характеристики товаров, материалов и оборудования, которые должны быть использованы при выполнении работ, содержатся в проектно-сметной документации и локальной смете.
Таким образом, довод заявителя не нашел своего подтверждения.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно пункту 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
В силу части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
Комиссией Карельского УФАС России установлено, что пункт 5.2 проекта государственного контракта содержит следующее условие оплаты: "Оплата работ производится Заказчиком согласно ведомости договорной цены с коэффициентом снижения цены __________________________ (указывается значение понижающего коэффициента с точностью до девяти знаков после запятой. Указанный понижающий коэффициент рассчитан как отношение цены Контракта к начальной (максимальной) цене контракта) на основании подписанных Подрядчиком и Заказчиком форм КС-2 (Акт о приемке выполненных работ) и КС-3 (Справка о стоимости выполненных работ), за вычетом сумм начисленной неустойки (штрафа, пени) (пункт 18.3 Контракта), при условии ее начисления, в течение 30 календарных дней после подписания Сторонами вышеуказанных форм и предъявления Подрядчиком счета (счета-фактуры), при условии наличия положительного заключения комиссии Заказчика, либо эксперта, либо экспертной организации, осуществившим экспертизу выполненных Подрядчиком работ по строительству, в соответствии с пунктом 10.17 Контракта".
Из указанного следует, что Заказчиком в течение 30 календарных дней после подписания форм КС-2 и КС-3 в двустороннем порядке и предъявления Подрядчиком счета-фактуры, будет произведена оплата выполненных работ.
На основании изложенного, Комиссия Карельского УФАС России приходит к выводу о том, что установленное Заказчиком в проекте контракта условие о предъявлении Подрядчиком счета-фактуры не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе, и признает указанный довод жалобы необоснованным.
В силу пункта 1 части 1 статьи 94 Закона о контактной системе исполнение контракта включает в себя приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Законом о контрактной системе экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
Пунктом 10.3 проекта государственного контракта установлено, что "с момента уведомления Подрядчиком Заказчика о готовности сдать ему работы, Заказчик приступает к проверке качества и объема выполненных Подрядчиком работ, проверяет формы КС-2 и иные документы, указанные в пункте 10.1 Контракта, на правильность и достоверность их заполнения. Проверка осуществляется в течение 10 рабочих дней, не считая времени проезда к месту проверки качества работ".
На заседании Комиссии Карельского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что формулировка "не считая времени проезда к месту проверки качества работ" обусловлена тем, что объекты, потребность выполнения работ на которых имеется у Заказчика, располагаются на территории всего региона, и транспортная доступность к ним может быть затруднена по независящим от Заказчика причинам.
В данном случае, объект закупки находится на расстоянии 270 км от места нахождения Заказчика, время проезда к которому не превышает 4 часов, что соответственно, не может привести к затягиванию сроков приемки работ.
На основании изложенного, Комиссия Карельского УФАС России приходит к выводу о том, что установленное Заказчиком в проекте контракта условие об осуществлении проверки выполненных работ в течение 10 рабочих дней, не считая времени проезда к месту проверки, не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе, и признает указанный довод жалобы необоснованным.
В силу части 1 статьи 95 Закона о контрактной изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением исчерпывающего перечня случаев, установленных частью 1 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Пунктом 13.2 проекта государственного контракта установлено, что срок исполнения обязательств по Контракту отодвигается соразмерно времени, в течение которого действовали обстоятельства непреодолимой силы, а также последствия, вызванные этими обстоятельствами.
Рассматривая данный довод жалобы, Комиссия Карельского УФАС России исходила из нижеследующего.
Частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается, в том числе, на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 716 ГК РФ подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
Пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" установлено, что наступление обстоятельств непреодолимой силы само по себе не прекращает обязательство должника, если исполнение остается возможным после того, как они отпали.
Кредитор не лишен права отказаться от договора, если вследствие просрочки, возникшей в связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы, он утратил интерес в исполнении. При этом должник не отвечает перед кредитором за убытки, причиненные просрочкой исполнения обязательств вследствие наступления обстоятельств непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401, пункт 2 статьи 405 ГК РФ).
Таким образом, наступление обстоятельств непреодолимой силы может ключевым образом повлиять на выполнение условий контракта сторонами, в том числе, изменить в силу независящих от сторон причин его существенные условия. При этом в силу положений ГК РФ, у Подрядчика существует обязанность по приостановлению работ до их устранения, в случае установления таких обстоятельств.
На заседании Комиссии Карельского УФАС России представитель Заказчика указал, что в соответствии с приказом Минстроя России от 05.07.2018 N 398/пр "Об утверждении Типового государственного (муниципального) контракта на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства и информационной карты указанного типового контракта", вступающего в силу с 01.07.2019, данное условие закреплено в типовом контракте.
Согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Ввиду того, что Заявителем не представлены документы, подтверждающие, что наличие в проекте контракта пункта 13.2 нарушает права ООО "Контракт", рассматриваемый довод жалобы признается Комиссией Карельского УФАС России необоснованным.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Карельского УФАС России установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона в поле "Информация об объекте закупки" установлен код по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности 41.20.40.000 "Работы строительные по возведению нежилых зданий и сооружений (работы по строительству новых объектов, возведению пристроек, реконструкции и ремонту зданий)".
Данный код с 01.01.2017 исключен из ОКПД2 (изменение 13/2016 ОКПД2, утв. Приказом Росстандарта от 28.09.2016 N 1237-ст).
Положениями норм статей 42, 63 Закона о контрактной системе, регламентирующими содержание извещения о проведении аукциона, не установлены требования к указанию в извещении об осуществлении закупки кода закупаемого товара, работы, услуги по ОКПД2, а также не установлены требования к порядку присвоения такого кода.
Таким образом, указание неверного кода ОКПД2 само по себе не нарушает положения Закона о контрактной системе, вместе с тем, Комиссия Карельского УФАС России отмечает о необходимости размещения в ЕИС полной и достоверной информации.
Руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Карельского УФАС России по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Контракт" на действия Заказчика - КУ РК "Управление капитального строительства Республики Карелия" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по на выполнение работ по реконструкции нежилых помещений, расположенных на 1 и 2 этажах здания N 7 по проезду Монтажников в г. Сегежа, под детскую поликлинику. 1 этап (извещение N 0306200006418000073) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Карелия в течение 3 месяцев со дня вынесения.
Заместитель Председателя Комиссии ____________ <_>
Члены комиссии ____________ <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия от 30 октября 2018 г. N 04-18/273-2018
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 31.10.2018