Заместитель руководителя - начальник отдела Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области С., рассмотрев материалы дела о совершении индивидуальным предпринимателем Ч<...>вым (далее - ИП Ч<...>в А.И., предприниматель), ОГРНИП 314732905900054, ИНН 730293904107, проживающим по адресу: <_> (офис рекламной компании "Ньютон" ИП Ч<...>ва А.И. расположен по адресу: 433500, Ульяновская обл., г. Димитровград, пр-т Димитрова, д. 8А, 1-й этаж, оф. 106), правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отсутствие ИП Ч<...>ва А.И. (о месте и времени рассмотрения дела предприниматель извещен надлежащим образом),
УСТАНОВИЛ:
В Ульяновское УФАС России поступило заявление физического лица (вх. N 91/ог от 26.03.2018), в котором сообщается о факте распространения рекламы медицинских услуг медицинского центра "СИТИЛАБ", размещенной на подголовниках сидений маршрутных автобусов г. Димитровграда Ульяновской области (городские рейсы N 9 и N 33), в которой отсутствует предупредительная надпись и указана недостоверная информация.
По указанному заявлению Ульяновским УФАС России определением от 26.04.2018 возбуждено дело N 14864/05-2018 по признакам нарушения ч. 7 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе").
Решением Ульяновского УФАС России от 05.07.2018 (резолютивная часть решения объявлена 21.06.2018) по делу N 14864/05-2018 реклама медицинских услуг медицинских центров "СИТИЛАБ", размещенная на подголовниках сидений маршрутных автобусов г. Димитровграда Ульяновской области (городские рейсы N 9 и N 33), признана ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования ч. 7 ст. 24 Федерального закона "О рекламе". Материалы дела переданы уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по факту нарушения законодательства о рекламе.
Заместителем руководителя - начальником отдела Ульяновского УФАС России С. вынесено определение от 17.09.2018 о возбуждении в отношении ИП Ч<...>ва А.И. дела об административном правонарушении N 15141-К/05-2018 по ч. 5 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Составление протокола об административном правонарушении назначено в Ульяновском УФАС России на 10.10.2018 в 14 час. 30 мин. Определение от 17.09.2018 (исх. N 4186-05 от 17.09.2018) направлено ИП Ч<...>вым А.И.: по адресу места регистрации (<_>) - заказным письмом с уведомлением N 43206827552530 от 18.09.2018, которое по состоянию на 10.10.2018 адресатом не получено (согласно сведениям с официального сайта ФГУП "Почта России" 19.09.2018 имела место неудачная попытка вручения корреспонденции); по адресу рекламной компании "Ньютон" (433500, Ульяновская обл., г. Димитровград, пр-т Димитрова, д. 8А, 1-й этаж, оф. 106) - заказным письмом с уведомлением N 43206827552523 от 18.09.2018, которое получено 26.09.2018 (лично Ч<...>вым А.И.).
По состоянию на 10.10.2018 ИП Ч<...>вым А.И. в Ульяновское УФАС России материалы, запрошенные определением от 17.09.2018, иные документы по делу N 15141-К/05-2018 не представлены.
На основании ст.ст. 28.1 - 28.3, 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях временно исполняющим обязанности руководителя Ульяновского УФАС России С. в отношении ИП Ч<...>ва А.И., в его присутствии, составлен протокол об административном правонарушении N 194 от 10.10.2018 по ч. 5 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Копия протокола об административном правонарушении N 194 от 10.10.2018 и определение от 10.10.2018 о назначении рассмотрения дела N 15141-К/05-2018 в Ульяновском УФАС России на 25.10.2018 в 14 час. 15 мин. (исх. N 4598-05 от 10.10.2018) вручены под роспись ИП Ч<...>ву А.И. 10.10.2018.
ИП Ч<...>вым А.И. в Ульяновское УФАС России представлены материалы по делу N 15141-К/05-2018, запрошенные определениями от 17.09.2018 и 10.10.2018.
ИП Ч<...>в А.И. на рассмотрение дела 25.10.2018 не явился.
Из материалов дела о нарушении законодательства о рекламе N 14864/05-2018 и дела об административном правонарушении N 15141-К/05-2018 усматривается следующее.
В Ульяновское УФАС России поступило заявление физического лица (вх. N 91/ог от 26.03.2018), в котором сообщается о факте распространения рекламы медицинских услуг медицинского центра "СИТИЛАБ", размещенной на подголовниках сидений маршрутных автобусов г. Димитровграда Ульяновской области (городские рейсы N 9 и N 33), в которой отсутствует предупредительная надпись и указана недостоверная информация. К заявлению приложены фотоснимки автобусов и рекламы медицинского центра "СИТИЛАБ".
Реклама имеет следующее содержание. В левой части рекламы размещен текст: "Работа в системе обязательного медицинского страхования. Более 1900 видов исследований. Возможность анонимной сдачи. Точные результаты анализов. Европейское качество. Результаты ONLINE. Врачи специалисты: эндокринолог, гинеколог, кардиолог, аллерголог, невропатолог, педиатр, дерматовенеролог, терапевт, и др. "4D" Новейшее УЗИ экспертного класса". В правой части рекламы размещена информация о местонахождении и номерах телефонов медицинских центров "СИТИЛАБ": "СИТИЛАБ медицинские центры М. Тореза, 5, тел.: 3-55-55; Московская, 60А, тел.: 4-82-88; Гагарина, 50А, тел.: 4-82-82". Ниже размещено изображение группы людей (взрослых и детей). Иная информация в рекламе отсутствует.
По нижнему краю чехла с рекламой, в том числе медицинского центра "СИТИЛАБ", приведена информация о рекламной компании: "NEWTONE company 9-59-04 Размещение рекламы".
Согласно ч. 7 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе") реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
В соответствии с ч. 4 ст. 2 Федерального закона "О рекламе" специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.
В рекламе медицинских услуг медицинского центра "СИТИЛАБ" предупреждение о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов отсутствует.
Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Решением Ульяновского УФАС России от 05.07.2018 (резолютивная часть решения объявлена 21.06.2018) по делу N 14864/05-2018 реклама медицинских услуг медицинских центров "СИТИЛАБ", размещенная на подголовниках сидений маршрутных автобусов г. Димитровграда Ульяновской области (городские рейсы N 9 и N 33), признана ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования ч. 7 ст. 24 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с ч.ч. 6, 7 ст. 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 24 указанного Федерального закона, несут рекламодатель и рекламораспространитель.
Согласно п.п. 5, 7 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространителем - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Деятельность медицинского центра "СИТИЛАБ", расположенного в г. Димитровграде Ульяновской области по адресам: ул. Мориса Тореза, д. 5, ул. Московская, д. 60а и ул. Гагарина, д. 50А (ул. Кулькова, д. 148), осуществляет общество с ограниченной ответственностью "Лаус Део" (далее - ООО "Лаус Део"), ОГРН 1137329001677, ИНН 7329010679, в соответствии с лицензией ЛО-73-01-001462 от 21.09.2015, выданной Министерством здравоохранения Ульяновской области. Распространение рекламы медицинского центра "СИТИЛАБ" с использованием чехлов, размещенных на подголовниках сидений маршрутных автобусов г. Димитровграда (городские рейсы N 9 и N 33), осуществлялось рекламной компанией "Ньютон" ИП Ч<...>ва А.И.
Таким образом, рекламодателем в данном случае является ООО "Лаус Део", а рекламораспространителем - ИП Ч<...>в А.И.
Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 4 ст. 38 Федерального закона "О рекламе").
Согласно ч. 5 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленных законодательством о рекламе требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а также биологически активных добавок влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии со ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.
Следовательно, ИП Ч<...>вым А.И. совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 5 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, степень вины лица в совершении правонарушения. В частности, учитывается, что в данном случае нарушено право потребителей рекламы на получение добросовестной рекламы.
Обстоятельства, признаваемые отягчающими административную ответственность, отсутствуют.
Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, является оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении (п. 4 ч. 1 ст. 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Основания для квалификации правонарушения в качестве малозначительного отсутствуют, поскольку правонарушение, совершенное ИП Ч<...>вым А.И., несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в сфере рекламы, охраны здоровья граждан.
Согласно п.п. 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.
Аналогичная правовая позиция закреплена в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Указанные обстоятельства исключают применение в данном случае ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ИП Ч<...>в А.И. 01.08.2016 включен в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства как микропредприятие, ранее к административной ответственности по ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не привлекался.
В соответствии со ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:
1. Являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
2. Административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27,статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 настоящего Кодекса.
3. В случае замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение дополнительное административное наказание, предусмотренное соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, не применяется.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В соответствии с ч. 3 ст. 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.
Поскольку ИП Ч<...>в А.И. к административной ответственности по ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ранее не привлекался, при вынесении настоящего постановления, с учетом вышеприведенных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на административное наказание в виде предупреждения.
Руководствуясь статьями 3.4, 4.1, 4.1.1, 4.2, 4.3, 29.6, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
1. Признать в действиях индивидуального предпринимателя Ч<...>ва, ОГРНИП 314732905900054, ИНН 730293904107, наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Назначить индивидуальному предпринимателю Ч<...>ву, ОГРНИП 314732905900054, ИНН 730293904107, административное наказание в виде предупреждения.
На постановление может быть подана жалоба вышестоящему должностному лицу, в Федеральную антимонопольную службу (г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11) либо в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации в течение десяти дней со дня получения копии постановления.
Заместитель руководителя управления -
начальник отдела C.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 25 октября 2018 г. N 15141-К/05-2018
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 30.10.2018