Резолютивная часть решения оглашена "24" октября 2018 года г. Ханты-Мансийск
Решение в полном объеме изготовлено "29" октября 2018 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), действующая на основании Приказа N 78 от 19.12.2017 в составе:
Председатель комиссии:
<...> - заместитель руководителя Управления;
Члены комиссии:
<...> - начальник отдела Управления;
<...> - государственный инспектор отдела Управления;
в присутствии представителя Заказчика - ООО "РН-СНАБЖЕНИЕ", по доверенности от 01.06.2018 N 152- <...>;
представитель Заявителя на заседание не явился, уведомлен надлежащим образом, о чем свидетельствуют материалы жалобы;
рассмотрев жалобу ООО "НЭТА" (вх. от 15.10.2018 N 1507-ж),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, поступила жалоба ООО "НЭТА" на действия заказчика - ООО "РН-СНАБЖЕНИЕ", при проведении открытого запроса предложений на поставку вычислительной техники для ООО "РН-Ванкор", АО "Ванкорнефть" (далее - запрос предложений), извещение N 31806641421.
В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении закупки до рассмотрения жалобы по существу (исх. от 16.10.2018 N 02/СР-5613). Рассмотрение жалобы назначено на 24.10.2018 г.
Доводы жалобы заключаются в следующем:
Заказчик 11.10.2018 года издал и 12.10.2018 года направил в адрес ООО "НЭТА" Выписку из Протокола N 539 заседания Закупочной комиссии ООО "РН-СНАБЖЕНИЕ" в области МТР, проводимого в очной форме, по результатам которого заявка ООО "НЭТА" была признана частично не соответствующей, что нарушает права и интересы участников закупки, поскольку ранее заявка была признана соответствующей. Протокол не содержит оснований, отсутствуют факты, которые послужили основанием для отказа в допуске к участию. ООО "НЭТА" считает частичный отказ полностью незаконным и необоснованным.
В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:
1)осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2)неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
3)предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
4)осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
5)неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.
С учетом, доводов, содержащихся в жалобе, Комиссия полномочна рассматривать данную жалобу.
Изучив имеющиеся материалы дела, представленные доказательства, заслушав представителя Заказчика, Комиссия пришла к следующим выводам.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках ООО "РН-СНАБЖЕНИЕ" (далее - Положение о закупках), утвержденного Приказом ПАО "НК "Роснефть" N 281 от 10.05.2018, разработанного в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
23.06.2018 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru организатором торгов ООО "РН-СНАБЖЕНИЕ" опубликовано извещение N 31806641421, о проведении открытого запроса предложений на поставку вычислительной техники для ООО "РН-Ванкор", АО "Ванкорнефть".
Начальная (максимальная) цена договора (цена лота): 427 413 968, 35 (четыреста двадцать семь миллионов четыреста тридцать тысяч девятисот шестьдесят восемь) рублей 35 копеек.
Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени): 13.06.2018 в 23:59 (МСК+4).
Место рассмотрения заявок: ХМАО, г. Нижневартовск, ул. Индустриальная 28
Дата и время рассмотрения заявок (по местному времени заказчика): 18.06.2018 в 23:59 (МСК+4).
Дата и время подведения итогов (по местному времени заказчика): 26.10.2018 в 23:59 (МСК+4)
В соответствии с Протоколом N ЗК-539-6 заседания Закупочной комиссии ООО "РН-СНАБЖЕНИЕ" в области МТР об утверждении результатов отбора заявок на участие в закупке и условий проведения переторжки от 11.10.2018, поступило 20 (двадцать) заявок следующих участников:
-ООО "Сибпромавтоматика" с ценовым предложением - 40 653 351, 74 рублей;
-ООО "СИНТО" с ценовым предложением - 416 175 995, 75 рублей;
-ООО "АКСУС-ИНТЕГРАЦИЯ" с ценовым предложением - 20 339 990, 40 рублей;
-ООО "СибИТПроекты" с ценовым предложением - 387 251 561, 02 рублей;
-ООО "СЕРВИС-ЕНИСЕЙ ПЛЮС" с ценовым предложением - 38 003 376, 62 рублей;
-ООО "СИБИРСКАЯ ИНТЕРНЕТ КОМПАНИЯ" с ценовым предложением - 387 019 910, 50 рублей;
-ООО "Научно-производственное объединение вычислительных систем" с ценовым предложением - 14 126 648, 08 рублей;
-ООО "Юнит-Копир" с ценовым предложением - 123 342 922, 00 рублей;
-ООО "НЭТА" с ценовым предложением - 380 117 416, 72 рублей;
-ООО "Сибирская Телекоммуникационная компания" с ценовым предложением - 32 659 323, 91 рублей;
-ООО "Красноярск Техно Сервис" с ценовым предложением - 58 816 808, 04 рублей;
-ООО "Аксус-Самара" с ценовым предложением - 5 428 512, 12 рублей;
-ООО "Компьютерная компания Мега" с ценовым предложением - 44 385 219, 84 рублей;
-ООО "ИБС Платформикс" с ценовым предложением - 12 882 705, 15 рублей;
-ООО "АРКТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ" с ценовым предложением - 94 347 968, 28 рублей;
-ООО "АНИРИ" с ценовым предложением - 83 967 711, 59 рублей;
-ООО "НОЛТЕН" с ценовым предложением - 2 751 944, 08 рублей;
-ООО "АТОМИНВЕСТ" с ценовым предложением - 31 358 844, 24 рублей;
-ООО "Софтлайн Проекты" с ценовым предложением - 343 307 458, 44 рублей;
-ООО "АТЛАС" с ценовым предложением - 31 840 888, 72 рублей.
По результатам проведенного отбора участников закупки в соответствии с установленными в документации о закупке критериями к дальнейшему участию в закупке допущены все 20 участников закупки, в том числе ООО "НЭТА". При этом заявки 11 участников закупки, в том числе, ООО "НЭТА", признаны частично соответствующими документации о закупке.
По результатом проведенной Заказчиком экспертизы технической части заявка ООО "НЭТА", с учетом установленных в Документации о закупке требований, техническая часть заявки ООО "НЭТА" признана соответствующей по позициям 1-3, 5-6, 8-11, 18-20, 26-28, 30-42, 61-64, 66-69; не соответствующей по позициям 4, 7, 12-17, 21-25, 29, 43-60, 65. В частности, по позиции 21 и 29 формы коммерческого предложения:
поз. 21 "Полка расширения ЕМС D3122FAF" (Спецификация N 1В06_СП19) закупается с целью расширения емкостей имеющегося оборудования, с расширением полного функционала имеющейся системы хранения данных (СХД), на дополнительный/новый объем дискового пространства. Подключение СХД другого производства к имеющейся СХД невозможно в силу технической несовместимости с оборудованием имеющейся СХД. В силу чего предложенная ООО "НЭТА" на замену продукция - Полка расширения Huawei DAE5252U2 не соответствует требованиям Спецификации N 1B06_СП19.
Поз. 29 "Накопитель Dell EMC 3,2 Tb D3F-2S12FXL-3200U - предложенная ООО "НЭТА" продукция - Накопитель 3,8 Tb HSSD-3.84T2S-A4 не соответствует Спецификации (предложен Huawei). Данные накопители не могут быть заменены на аналог другого производителя, в связи с отсутсвием технической совместимости предлагаемых аналогов с оборудованием, для которого закупаются диски. Данные накопители закупаются как ЗИП к имеющейся СХД, на случай выхода из строя имеющихся накопителей.
Таким образом, в связи с указанными несоответствиями технических характеристик предложенной ООО "НЭТА", продукция по позициям 21 и 29 требованиям Спецификаций Заказчика техническая часть заявки ООО "НЭТА" признана частично не соответствующей Документации о закупке.
Вместе с тем, в части возможного представления аналога товара, являющегося предметом закупки, Комиссия приходит к следующим выводам.
Согласно требованиям части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Принцип недопустимости ограничения конкуренции (часть 1 статьи 3 Закона о закупках) согласуется с предусмотренным частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции запретом при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Объект проведенной закупки имеет свои технические характеристики.
Указание в закупочной документации товарного знака может быть признано допустимым в случаях, когда закупка эквивалентного товара приведет к дополнительным и подверженным затратам, превышающем возможную выгоду заказчика. Такие затраты, например, могут быть связаны с необходимостью переобучения персонала, увеличения затрат на разноплановое техническое обслуживание в связи с низким уровнем технологической совместимости различных производителей (пункт 10 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16 мая 2018 г.).
Данная позиция отображена в пункте 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, согласно которой в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
На основании вышеизложенного, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что организатор закупки - ООО "РН-СНАБЖЕНИЕ" правомерно признал заявку, поданную Заявителем в лице ООО "НЭТА" частично соответствующей документации о закупке.
12.10.2018 года в 18:34 (МСК+4) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликован документ "539-6" именуемый "Выписка из протокола N 539 заседания Закупочной комиссии ООО "РН-СНАБЖЕНИЕ" в области МТР, проводимого в очной форме" от 11.10.2018.
В соответствии с пп. 10 Выписки из протокола N 539 по результатам отборочной стадии заявка ООО "НЭТА" была признана частично не соответствующей Документации о закупке без указания причин и оснований признания заявки частично не соответствующей.
23.10.2018 в 21:10 (МСК+4) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликован документ "Протокол N ЗК-539-6 от 11.10.2018 г." именуемый "Протокол N ЗК-539-6 заседания Закупочной комиссии ООО "РН-СНАБЖЕНИЕ" в области МТР об утверждении результатов отбора заявок на участие в закупке и условий проведения переторжки" от 11.10.2018.
В соответствии с пп. 10 Протокола N ЗК-539-6 заявка ООО "НЭТА" признана соответствующей по позициям 1-3, 5-6, 8, 10, 18-20, 27-28, 30-42, 61-64, 66-68 и не соответствующей по позициям 4, 7, 9, 11-17, 21-26, 29, 43-60, 65, 69.
Размещенный на официальном сайте www.zakupki.gov.ru документ "539-6" именуемый "Выписка из протокола N 539 заседания Закупочной комиссии ООО "РН-СНАБЖЕНИЕ" в области МТР, проводимого в очной форме" от 11.10.2018 в настоящее время является недействующим.
Таким образом, документ "539-6" именуемый "Выписка из протокола N 539 заседания Закупочной комиссии ООО "РН-СНАБЖЕНИЕ" в области МТР, проводимого в очной форме" опубликованный 12.10.2018, не содержит сведения обоснования отклонения заявок участников закупки, в том числе ООО "НЭТА", что является нарушением подпункта "б" пункта 3 части 13 статьи 3.2 Закона о закупках.
Вместе с тем, выявлено нарушение части 5 статьи 4 Закона о закупках, в соответствии с которой в единой информационной системе подлежит обязательному размещению Протокол, составляемый в ходе осуществления закупки. Вместо указанного выше Протокола ООО "РН-СНАБЖЕНИЕ" разместило документ "539-6" именуемый "Выписка из протокола N 539 заседания Закупочной комиссии ООО "РН-СНАБЖЕНИЕ" в области МТР, проводимого в очной форме".
Таким образом, доводы Заявителя являются обоснованными.
На основании вышеизложенного, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что организатор закупки - ООО "РН-СНАБЖЕНИЕ", в нарушение требований законодательства о закупках не разместил протокол составляемый в ходе осуществления конкурентной закупки, содержащий основания отклонения каждой заявки на участие в закупке с указанием положений Документации о закупке, Извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствует такая заявка.
Кроме того, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствием дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, установлено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках, следует, что не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (Далее - Закон о закупках) при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено. В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются количество, объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в итоговом протоколе, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий.
Согласно части 6 статьи 4 Закона о закупках положением о закупке может быть предусмотрена иная подлежащая размещению в единой информационной системе дополнительная информация.
В соответствии с подпунктами "а", "б" пунктом 3 части 13 статьи 3.2 Закона о закупках протокол, составляемый в ходе осуществления конкурентной закупки (по результатам этапа конкурентной закупки), должен содержать сведения о количестве заявок на участие в закупке, которые отклонены и основания отклонения каждой заявки на участие в закупке с указанием положений Документации о закупке, Извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствует такая заявка.
В соответствии с пунктом 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
Данная норма подтверждена позицией Верховного Суда РФ в Обзоре судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16 мая 2018 г.).
Согласно выше указанному Обзору информационное обеспечение закупки предусматривает необходимость предоставления доступа к документации о закупке, содержащей с достаточной степенью детализации порядок и критерии оценки, сопоставления заявок.
В соответствии с частью 10 статьи 4 Закона о закупках в Документации о закупке должно быть установлены сведения, определенные Положением о закупке, в том числе: критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке. Изложение параметров оценки сопоставления конкурсных заявок только во внутренней методике заказчика, которая заведомо закрыта от претендентов, приводи к существенному нарушению прав и законных интересов заинтересованных лиц (участников конкурса), поскольку они лишены возможности проверить, каким образом, присваиваются порядковые номера и определяют победителя конкурса.
Если возможна количественная оценка представляемых сведений участникам закупки, между такими сведениями и количеством присваиваемых баллов должно быть установлено их взаимное соотношение: определенное количество присваиваемых баллов должно соответствовать определенному показателю, возможное количество изменения показателя оценки должно изменять количество присваиваемых баллов в соответствии с интервалами их изменений или используемой формулой.
Таким образом, Заказчикам не установлен порядок и критерии оценки заявок.
На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "НЭТА" на действия заказчика - ООО "РН-СНАБЖЕНИЕ", при проведении открытого запроса предложений на поставку вычислительной техники для ООО "РН-Ванкор", АО "Ванкорнефть", извещение 31806641421, в части довода о признании заявки ООО "НЭТА" - частично соответствующей - необоснованной.
2. Признать жалобу ООО "НЭТА" на действия заказчика - ООО "РН-СНАБЖЕНИЕ", при проведении открытого запроса предложений на поставку вычислительной техники для ООО "РН-Ванкор", АО "Ванкорнефть", извещение 31806641421, в части не размещения протокола, содержащего сведения об основаниях отклонения заявок участников закупки, в том числе ООО "НЭТА" - обоснованной.
3. Признать в действиях Заказчика - ООО "РН-СНАБЖЕНИЕ" нарушение пункта 12, 13 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", в части отсутствия в Документации о закупке критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядка оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
4. Предписание не выдавать в связи с устранением нарушения, указанного в пункте 2 настоящего решения.
5. Передать материалы уполномоченному должностному лицу, для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
5. Разместить настоящее решение на официальном сайте антимонопольного органа.
Примечание: Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель комиссии <...>
Члены комиссии: <...>
<...>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 24 октября 2018 г. N 1507-ж
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 29.10.2018