Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) Батурин Сергей Владимирович, рассмотрев протокол N 1289/02 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 года N195-ФЗ (далее - КРФ об АП) и материалы дела N 1289/02, возбужденного в отношении общества с ограниченной ответственностью "ТСРЗ" (далее по тексту - ООО "ТСРЗ"; 347922, г. Таганрог, ул. Комсомольский Спуск, д.1, ИНН 6154113750, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 04.03.2008 года),
УСТАНОВИЛ:
Решением комиссии Ростовского УФАС России от 16.06.2017 года по делу о нарушении антимонопольного законодательства N 649/02 ООО "ТСРЗ" признано нарушившим п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции").
В соответствии с ч. 1 ст. 10 ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) поступило обращение Таганрогского транспортного прокурора Козлова В.В. о неправомерных, на его взгляд, действиях ООО "ТСРЗ", выразившихся в нарушении п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту - ФЗ "О защите конкуренции").
Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 ФЗ "О защите конкуренции" необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц.
Частью 5 статьи 5 ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Управлением в соответствии с порядком проведения анализа состояния
конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 N220 в рамках возбужденного дела был проведен анализ конкуренции составлен аналитический отчет, утвержденный руководителем антимонопольного органа.
В силу положений ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон N 147-ФЗ) услуги в транспортных терминалах, портах, аэропортах отнесены к сфере деятельности естественных монополий.
Субъектом естественной монополии признается хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии (ст. 3 Закона N 147-ФЗ).
Согласно ст. 6 Закона N 147-ФЗ одним из методов регулирования деятельности субъектов естественных монополий, применяемых органами регулирования естественных монополий, является ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.
В силу п. 4 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) государственное регулирование деятельности в морском порту осуществляется, в частности посредством установления ставок портовых сборов и тарифов на услуги в морском порту, оказываемые субъектами естественных монополий.
Согласно п. 6 ст. 4 Закона N 261-ФЗ владельцы объектов инфраструктуры морского порта - юридические лица или индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществляющие эксплуатацию объектов инфраструктуры морского порта от своего имени независимо от того, являются они собственниками данных объектов или используют их на ином законном основании.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона N 261-ФЗ тарифы на услуги в морском порту, оказываемые субъектами естественных монополий, и правила применения таких тарифов устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях.
В период времени, начиная с 22.07.2014 г. ООО "ТСРЗ" оказывало услуги по погрузке, выгрузке и хранению грузов.
ООО "ТСРЗ" заключило с юридическими лицами договоры, по обработке сельскохозяйственной продукции, включающие в себя перевалку и хранение грузов (договоры N 14/14-ЗТ от 22.07.14г., N 55/14-ЗТ от 22.07.14г., N 11/14-ЗТ от 22.07.14г., 10/14-ЗТ от 22.07.14г., 8/14-ЗТ от 22.07.14г., 12/14-ЗТ от 22.07.14г., 7/14-ЗТ от 22.07.14г., 69/14-ЗТ от 19.11.14г., 36/15-ЗТ от 19.11.14г., 31/15-ЗТ от 30.06.15г., 30/15-ЗТ от 30.06.15г., 26/16-ЗТ от 01.06.16г.).
Между тем цены на услуги по погрузке выгрузке и хранению грузов установлены ООО "ТСРЗ" самостоятельно, а именно Приказами директора ООО "ТСРЗ" А.М. Едуш "О размерах платных услуг по обработке сельскохозяйственной продукции на Зерновом терминале" N 65/1 от 29.06.15г., N 38/1 от 29.06.2016 г. и N 50/02 от 30.09.2016 г.
На основании пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Согласно пункту 5 Положения о государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2008 года N 293, тарифы на услуги объектов регулирования устанавливаются органами регулирования применительно к каждому конкретному субъекту регулирования в соответствии с утвержденными перечнями услуг субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуг по предоставлению инфраструктуры внутренних водных путей, тарифы на которые регулируются государством.
Подпунктом "б" пункта 4 Положения об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий и о пределах такого регулирования и контроля утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2008 N 950 (далее по тексту - Положение N 950) утверждено, которым предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах.
Согласно п. 6 Положения N 950 государственному регулированию органами регулирования подлежит деятельность субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, включенных в реестр субъектов естественных монополий и не вошедших в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Органы регулирования представляют в федеральный орган исполнительной власти по регулированию естественных монополий предложения для введения или прекращения государственного регулирования в отношении конкретного субъекта естественной монополии. На основе анализа представленных предложений федеральный орган исполнительной власти по регулированию естественных монополий принимает решение о введении или прекращении государственного регулирования и о включении организации в реестр субъектов естественных монополий или об исключении ее из реестра (пункт 8 Положения N 950).
В силу п.п. 2.1.11. п. 2.1. Постановления Правительства РО от 13.01.2012 N 20 "Об утверждении Положения о Региональной службе по тарифам Ростовской области" Региональная служба по тарифам Ростовской области участвует в государственном регулировании и контроле деятельности субъектов естественных монополий оказывающих услуги в транспортных терминалах и портах.
Региональной службы по тарифам Ростовской области в материалы дела представлено письмо от 13.04.2017 г. N 40.5/1642 согласно которому ООО "ТСРЗ" заявлений об установлении тарифа на погрузку, разгрузку и хранение грузов в адрес Региональной службы по тарифам Ростовской области не подавало.
Согласно п. 1 Приказа ФСТ России от 14.08.2013 N 158-т/1"Об изменении регулирования деятельности субъектов естественной монополии в морских портах Туапсе, Новороссийск, Сочи, Ейск, Геленджик, Ростов-на-Дону, Азов, Темрюк, Таганрог" не применятся ценовое регулирование на услуги по погрузке и выгрузке, хранению грузов, предоставлению причалов в отношении:
- ОАО "Таганрогский морской торговый порт";
- ОАО "Приазовье";
- ОАО "Таганрогский судоремонтный завод".
Между тем ООО "ТСРЗ" не поименовано в вышеуказанном приказе и таким образом его действие не распространяется на ООО "ТСРЗ" кроме того п. 2 вышеуказанного Приказа устанавливается обязанность направлять в ФСТ России следующую информацию (документы):
- в течение пяти рабочих дней с даты установления (изменения) цен (тарифов) - на бумажном носителе заверенную копию акта (документа), устанавливающего (изменяющего) цены (тарифы), а также на бумажном носителе и в электронном виде с использованием ЕИАС ФСТ России информацию о применяемых ценах на услуги в морских портах по погрузке и выгрузке, хранению грузов согласно приложению 1 к настоящему приказу, а также по предоставлению причалов согласно приложению 2 к настоящему приказу;
- ежеквартально (не позднее 30 дней по окончании квартала) и ежегодно (не позднее 90 дней по окончании года) - на бумажном носителе и в электронном виде с использованием ЕИАС ФСТ России информацию о применяемых ценах на услуги в морских портах по погрузке и выгрузке, хранению грузов согласно приложению 3 к настоящему приказу, а также по предоставлению причалов согласно приложению 2 к настоящему приказу.
Однако согласно пояснениям ООО "ТСРЗ" не исполняется п. 2 Приказа ФСТ России от 14.08.2013 N 158-т/1"Об изменении регулирования деятельности субъектов естественной монополии в морских портах Туапсе, Новороссийск, Сочи, Ейск, Геленджик, Ростов-на-Дону, Азов, Темрюк, Таганрог", что также свидетельствует о том, что его действие не распространяется на деятельность ООО "ТСРЗ".
Таким образом, в нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования ООО "ТСРЗ" оказывало услуги по не установленному правомочным органом тарифу.
Из чего следует что, ООО "ТСРЗ" совершило правонарушение, ответственность за которое установлена ч.2 ст.14.31 КРФ об АП.
Факт совершения административного правонарушения ООО "ТСРЗ" подтверждается протоколом по делу N 1289/02 об административном правонарушении от 27.07.2017 г., а также иными материалами дела.
Согласно части 2 статьи 2.1 КРФ об АП, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ООО "ТСРЗ" имело возможность не нарушать требования законодательства, но не приняло всех зависящих от него мер по соблюдению законодательства.
Положение ООО "ТСРЗ" на рынке услуг по погрузке, выгрузке и хранению грузов расценивается как положение субъекта естественной монополии, а данная деятельность осуществляется по регулируемым тарифам.
Размер штрафа за правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 14.31 КРФ об АП, подлежит исчислению исходя не из общей территории деятельности хозяйствующего субъекта, а из границ рынка предоставляемой услуги, на территории которой допущено конкретное нарушение, влекущее применение административного наказания.
В соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденном приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 N 220 (далее - Порядок), процедура определения географических границ товарного рынка (границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами) включает: предварительное определение географических границ товарного рынка; выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями); определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка (пункт 4.1 Порядка).
Определение географических границ товарного рынка проводится на основе информации: о регионе, в котором действует хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля, и (или) о регионе, в котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства; о ценообразовании на рынке рассматриваемого товара или о различиях в уровнях цен на данный товар на территории Российской Федерации (пункт 4.2. Порядка).
Пунктом 4.7 Порядка определено, что определение географических границ товарного рынка основывается на экономической возможности покупателя приобрести товар на территории Российской Федерации или ее части и отсутствии этой возможности за ее пределами. В сфере услуг субъектов естественных монополий географические границы товарных рынков определяются с учетом особенностей предоставления этих услуг, в частности: наличия и расположения технологической инфраструктуры (сетей); возможностей покупателей по доступу к инфраструктуре и ее использованию (подключению к сетям).
Согласно письму руководителя ФАС России от 15.06.2011 N ИА/22642 географические границы товарного рынка могут быть определены либо в пределах административно-территориального образования - города, в пределах района города, а также в пределах территории, охваченной присоединенной сетью лица, привлекаемого к административной ответственности. При этом административный орган должен исходить из принципа разумности административного наказания, которое должно быть средством предупреждения совершения новых правонарушений, а не средством подавления экономической деятельности привлекаемого к ответственности лица.
В этой связи географические границы товарного рынка находятся в пределах границ морского порта Таганрог.
Письмом от 09.06.2017 ООО "ТСРЗ" сообщило, что размер суммы выручки предприятия от реализации услуг перевалке и хранению грузов в 2016 году составила 303 403 604,30 тыс.руб.
В силу части 3 статьи 4.1 КРФ об АП при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность применяется оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении, предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, а также добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль (статья 4.2 КРФ об АП).
Оснований отягчающих административную ответственность не установлено.
На основании изложенного, учитывая обстоятельства дела и характер совершенного правонарушения, размера суммы выручки ООО "ТСРЗ" от оказания услуг на рассматриваемом рынке, заместитель руководителя Ростовского УФАС считает необходимым назначить административное наказание ООО "ТСРЗ" в виде штрафа в размере 1 934 197 рублей 98 копеек.
Процедура рассмотрения дела об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности соблюдена.
Приглашение для участия в составлении протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.31 КРФ об АП, заблаговременно было направлено в адрес ООО "ТСРЗ" письмом от 07.07.2017 г. исх.N 12062/02.
Таким образом, о времени и месте составления настоящего протокола законный представитель ООО "ТСРЗ" уведомлен надлежащим образом.
27.07.2017 г. на составление протокола об административном правонарушении в отношении ООО "ТСРЗ" законный представитель общества не явился.
Протокол составлен в присутствии защитника ООО "ТСРЗ" - (доверенность от 01.02.2016 г.).
Таким образом, при составлении протокола N 1289/02 законные права и интересы ООО "ТСРЗ" были соблюдены в полном объеме.
О времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении N 1289/02 ООО "ТСРЗ" извещено определением от 27.07.2017 г.
08.08.2017 г. дело об административном правонарушении N 1289/02 в отношении ООО "ТСРЗ" рассмотрено в присутствии защитника - (доверенность от 01.02.2016 г.).
Годичный срок давности привлечения ООО "ТСРЗ" к административной ответственности, определенный ст.4.5 КРФ об АП, не истек.
Основания для освобождения лица, совершившего административное правонарушение от административной ответственности в порядке применения статьи 2.9 КРФ об АП отсутствуют.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.4.1, 4.2, ч.2 ст.14.31, ст.23.48, ст.29.5, п.1 ст.29.9, ст.29.10 КРФ об АП, заместитель руководителя Ростовского УФАС России Батурин С.В.
ПОСТАНОВИЛ:
Признать общество с ограниченной ответственностью "ТСРЗ" 347922, г. Таганрог, ул. Комсомольский Спуск, д.1, ИНН 6154113750, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 04.03.2008 года) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено ч.2 ст.14.31 КРФ об АП и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 1 934 197 (один миллион девятьсот тридцать четыре тысячи сто девяносто семь) рублей 98 копеек.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КРФ об АП штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КРФ об АП.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КРФ об АП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
Согласно положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ, Федерального закона от 19.12.2016 N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере защиты конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), налагаемых федеральными органами государственной власти оплачивается в федеральный бюджет.
Сумму штрафа надлежит уплатить на расчетный счет N 40101810400000010002 в отделении Ростова-на-Дону г. Ростова-на-Дону; БИК 046015001. Получатель: УФК по Ростовской области (Ростовское УФАС России) ИНН 6163030500. КПП 616301001.
Код бюджетной классификации 16111602010016000140
ОКТМО 60701000
УИН 0319882765080900000895843
Основание платежа - Постановление Ростовского УФАС России N 1289/02 от 08.08.2017 г.
Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по факсу (863) 240-99-59.
Согласно части 1 статьи 20.25 КРФ об АП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1 КРФ об АП, а также частью 1 статьи 30.3 КРФ об АП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно статьи 31.1 КРФ об АП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Заместитель руководителя управления С.В. Батурин
Исп. Мирчев А.Г.
т. 240-99-21
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 8 августа 2017 г. N 1289/02
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 08.08.2017