Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: Батурин С.В. - заместитель руководителя управления - начальник отдела информационно-аналитического и взаимодействия с полномочным представителем Президента РФ.
Члены Комиссии: Алексенко И.В. - заместитель начальника отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства;
Мирчев А.Г. - старший специалист 2 разряда отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства,
рассмотрев дело N 1539/02 от 04 августа 2016 года по признакам нарушения муниципальным унитарным предприятием жилищно-коммунального хозяйства "Красносадовское" Красносадовского сельского поселения (далее - МУП ЖКХ "Красносадовское" Красносадовского сельского поселения; 346775, Ростовская область, Азовский район, п. Красный сад, ул. Садовая, 22), публичным акционерным обществом "Межрегиональной распределительной сетевой компанией юга" (далее - ПАО "МРСК Юга", 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, 49) и публичным акционерным обществом "ТНС энерго Ростов-на-Дону" (далее - ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону"; 344022, г. Ростов-на-Дону, пер. Журавлева, 47) п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции"), руководствуясь ст. 48.1 ФЗ "О защите конкуренции",
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) поступило письмо Азовской межрайонной прокуратуры с указанием на неправомерность действий ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" (344022, г. Ростов-на-Дону, пер. Журавлева, 47), МУП ЖКХ "Красносадовское" Красносадовского сельского поселения (346775, Ростовская область, Азовский район, п. Красный сад, ул. Садовая, 22), в части прекращения электроснабжения сетей, вследствие которого произведено ограничение водоснабжения.
Между МУП ЖКХ "Красносадовское" Красносадовского сельского поселения, управляющими компаниями и ТСЖ Красносадовского сельского поселения, а также коммерческими организациями и социально значимыми объектами заключены договоры холодного водоснабжения, согласно которым МУП ЖКХ "Красносадовское" Красносадовского сельского поселения обязуется оказывать услугу холодного водоснабжения.
При этом в целях снабжения населения сельского поселения холодной водой МУП ЖКХ "Красносадовское" Красносадовского сельского поселения приобретает у ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" электричество.
Поставка электроэнергии на насосные станции МУП ЖКХ "Красносадовское" Красносадовского сельского поселения осуществляется в рамках договора энергоснабжения, заключенного с ПАО "ТНС Энерго Ростов-на-Дону" от 01.03.2015 г. N БТ 234.
МУП ЖКХ "Красносадовское" Красносадовского сельского поселения допустило образование задолженности перед ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" за потребленную электроэнергию, в связи, с чем ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" посредством ПАО "МРСК Юга" ограничило его подачу на насосную станцию 2-го подъема МУП ЖКХ "Красносадовское" Красносадовского сельского поселения 26.07.2016 г до уровня аварийной брони.
Согласно п.6 Порядка прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям - потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно - энергетических ресурсов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 г. N1 (далее - Порядок N1) действующий на момент совершения нарушения в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации - потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно - энергетические ресурсы, организация - потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно - энергетических ресурсов в необходимых для них объемах.
Указанная норма права устанавливает для МУП ЖКХ "Красносадовское" Красносадовского сельского поселения обязанность по осуществлению действий, направленных на заключение с ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" соглашений по поставке электроэнергии.
Однако согласно материалам дела МУП ЖКХ "Красносадовское" Красносадовского сельского поселения своей обязанности не выполнило.
Пунктом 121 Правил N 354 предусмотрено, что ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается.
Спор двух хозяйствующих субъектов, каждый из которых занимает доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, не должен иметь в качестве последствия угрозу причинения вреда добросовестным абонентам, независимо от наличия либо отсутствия соглашения об обеспечении подачи топливно-энергетических ресурсов.
Данный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в пункте 3 Обзора Верховного Суда Российской Федерации по отдельным вопросам судебной практики о применении законодательства о защите прав потребителей при рассмотрении гражданских дел, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 01.02.2012, согласно которой действия организации по прекращению поставки ресурсов организациям-потребителям, к сетям которых подключены абоненты, своевременно оплачивающие использованные топливно-энергетические ресурсы, при отсутствии соглашения о подаче топливно-энергетических ресурсов таким абонентам, в том числе гражданам-потребителям, являются незаконными.
В настоящем случае возникший между МУП ЖКХ "Красносадовское" Красносадовского сельского поселения и ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" конфликт, связанный с неоплатой электроэнергии, в силу повышенной социальной ответственности, которую несут организации-монополисты, может быть урегулирован сторонами в рамках переговорного процесса, либо в рамках судебного гражданско-правового спора о взыскании задолженности за поставленные ресурсы и последующего принудительного исполнения судебного решения.
Вместо этого ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" ограничило подачу электроэнергии на насосную станцию 2-го подъема ресурсоснабжающей организации в отсутствие актуальной информации по добросовестным абонентам.
Право на жилище (и вытекающее из него право на получение коммунальных услуг) является безусловным, что означает обязанность гарантирующего поставщика поставлять топливно-энергетические ресурсы на насосные станции ресурсоснабжающей организации даже при условии, что количество абонентов, исправно оплачивающих коммунальные услуги, равняется одному.
Рассмотрев доводы участвующих в деле лиц, Комиссия установила следующие обстоятельства:
На деятельность ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" распространяются ограничения, установленные ч. 1 ст. 10 ФЗ "О защите конкуренции".
В соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке (далее по тексту - Порядок), утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 года N 220, Ростовским УФАС России проведен анализ товарного рынка электрической энергии (мощности) за 2015 год на территории Ростовской области.
Так, доля ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" на розничном рынке услуг по купле- продаже электрической энергии ) за 2015 год на территории Ростовской области составила 77,51%.
пункту 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.
Таким образом, ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" занимает доминирующее положение на рынке услуг по реализации электрической энергии в границах Ростовской области, соответственно на деятельность общества на рынке услуг по реализации электрической энергии распространяются ограничения, установленные ч. 1 ст. 10 ФЗ "О защите конкуренции".
На деятельность МУП ЖКХ "Красносадовское" Красносадовского сельского поселения и ПАО "МРСК Юга" распространяются ограничения, установленные ч. 1 ст. 10 ФЗ "О защите конкуренции" ввиду следующего.
Согласно ч. 5 ст. 5 ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Статья 3 Федерального закона от 17.08.1995 года N 147 - ФЗ "О естественных монополиях" (далее - ФЗ "О естественных монополиях") определяет, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Под понятием естественной монополии понимается такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи, с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
В ходе анализа состояния конкуренции на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии, проведенного Ростовским УФАС России в соответствии с Порядком, установлено, что ПАО "МРСК Юга" занимает доминирующее положение на рассматриваемом рынке в границах электрических сетей, принадлежащих ПАО "МРСК Юга".
Поскольку энергопринимающее оборудование потребителей подключено к сетям инженерно-технического обеспечения ПАО "МРСК Юга", а услуга электроснабжения, оказываемая ПАО "МРСК Юга" не может быть заменена иной услугой, равно как не может быть заменена услугой других организаций, то на деятельность ПАО "МРСК Юга" на рассматриваемом товарном рынке распространяются ограничения, определенные частью 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции".
Кроме того в силу ст. 4 ФЗ "О естественных монополиях" водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
В ходе анализа состояния конкуренции на рынке оказания услуг по водоснабжению и водоотведению, проведенного Ростовским УФАС России в соответствии с Порядком, установлено, что МУП ЖКХ "Красносадовское" Красносадовского сельского поселения занимает доминирующее положение на рассматриваемом рынке в границах присоединенной сети водопотребления и водоотведения.
ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" незаконно посредством привлечения ПАО "МРСК Юга" прекратило энергоснабжение на насосную станцию МУП ЖКХ "Красносадовское" Красносадовского сельского поселения.
Для эксплуатации имущественного комплекса насосных станций и выполнения обязательств по договорам холодного водоснабжения МУП ЖКХ "Красносадовское" Красносадовского сельского поселения заключен договор энергоснабжения с ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону".
Ограничение МУП ЖКХ "Красносадовское" Красносадовского сельского поселения поставки холодной воды в отношении 34 многоквартирных домов, 209 частных домовладений, МБДОУ N 61 "Чебурашка", МБОУ Красносадовская СОШ, МБУК "СДК п. Красный Сад", поликлиническое отделение МБУЗ "ЦРБ Азовского района", ООО "Агрофирма "Красный Сад" и объекты ООО "Яблочко" неправомерно.
Согласно п.6 Порядка прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям - потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 г. N1 (далее - Порядок N1) в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации - потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно - энергетические ресурсы, организация - потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно - энергетических ресурсов в необходимых для них объемах.
Указанная норма права устанавливает обязанность МУП ЖКХ "Красносадовское" Красносадовского сельского поселения по осуществлению действий, направленных на заключение с ПАО "ТНС Энерго Ростов-на-Дону" соглашений по подаче электрической энергии как компонента, используемого для приготовления коммунального ресурса - холодное водоснабжение.
При этом, как следует из представленных материалов, МУП ЖКХ "Красносадовское" Красносадовского сельского поселения не предприняло указанных действий. Более того, материалами подтверждается, что у МБДОУ N 61 "Чебурашка", МБОУ Красносадовская СОШ, МБУК "СДК п. Красный Сад", ООО "Агрофирма "Красный Сад" по состоянию на 27.07.2016 г. задолженность перед МУП ЖКХ "Красносадовское" Красносадовского сельского поселения отсутствует, у поликлинического отделения МБУЗ "ЦРБ Азовского района" иметься задолженность за июнь 2016 г.
В этой связи, МУП ЖКХ "Красносадовское" Красносадовского сельского поселения, своим бездействием, выразившимся в уклонении от оплаты электрической энергии ПАО "ТНС Энерго Ростов-на-Дону" и уклонении от заключения соглашений, направленных на 34 многоквартирных домов, 209 частных домовладений, МБДОУ N 61 "Чебурашка", МБОУ Красносадовская СОШ, МБУК "СДК п. Красный Сад", поликлиническое отделение МБУЗ "ЦРБ Азовского района", ООО "Агрофирма "Красный Сад", объекты ООО "Яблочко" холодной (питьевой) водой, нарушило вышеуказанную норму.
Уклонение МУП ЖКХ "Красносадовское" Красносадовского сельского поселения от оплаты электрической энергии и ограничение поставки холодной воды 34 многоквартирных домов, 209 частных домовладений, МБДОУ N 61 "Чебурашка", МБОУ Красносадовская СОШ, МБУК "СДК п. Красный Сад", поликлиническое отделение МБУЗ "ЦРБ Азовского района", ООО "Агрофирма "Красный Сад", объекты ООО "Яблочко" нарушает запрет, установленный ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции". Данный вывод обусловлен следующим:
Поводом для ограничения поставки холодной воды 34 многоквартирных домов, 209 частных домовладений, МБДОУ N 61 "Чебурашка", МБОУ Красносадовская СОШ, МБУК "СДК п. Красный Сад", поликлиническое отделение МБУЗ "ЦРБ Азовского района", ООО "Агрофирма "Красный Сад" послужило бездействие, выразившееся в уклонении от оплаты за потребленную электрическую энергию и уклонении от заключения соглашений, направленных на обеспечение 34 многоквартирных домов, 209 частных домовладений, МБДОУ N 61 "Чебурашка", МБОУ Красносадовская СОШ, МБУК "СДК п. Красный Сад", поликлиническое отделение МБУЗ "ЦРБ Азовского района", ООО "Агрофирма "Красный Сад" холодной (питьевой) водой.
В силу п. 60. Правил холодного водоснабжения утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе временно прекратить или ограничить холодное водоснабжение и (или) водоотведение, транспортировку холодной воды и (или) сточных вод в случаях, указанных в статье 21 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении".
В соответствии со ст. 21 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе временно прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение, а также транспортировку воды и (или) сточных вод в следующих случаях:
1) из-за возникновения аварии и (или) устранения последствий аварии на централизованных системах водоснабжения и (или) водоотведения;
2) из-за существенного ухудшения качества воды, в том числе в источниках питьевого водоснабжения. Критерии существенного ухудшения качества питьевой воды, горячей воды устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
3) при необходимости увеличения подачи воды к местам возникновения пожаров;
4) при отведении в централизованную систему водоотведения сточных вод, содержащих материалы, вещества и микроорганизмы, отведение (сброс) которых запрещено;
5) из-за воспрепятствования абонентом допуску (недопуск) представителей организации, осуществляющей водоотведение, или по ее указанию представителей иной организации к контрольным канализационным колодцам для отбора проб сточных вод.
Отношения, связанные с предоставлением услуг по холодному водоснабжению населению, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354 (далее - Правила N 354).
Так, потребителем в соответствии с Правилами N 354 является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги, которому в соответствии в п.3 Правил N 354 должно быть обеспечено бесперебойное водоснабжение жилого помещения, т.е. Правила N 354 не предусматривают возможность приостановления или прекращения предоставления услуги холодного водоснабжения даже в случае неполной оплаты коммунальных услуг потребителем или при наличии задолженности по оплате.
Статья 10 ФЗ "О защите конкуренции" запрещает хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также, если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Таким образом, действия МУП ЖКХ "Красносадовское" Красносадовского сельского поселения являются нарушением п.4 ч.1 ст. 10 ФЗ "О защите конкуренции".
3. ПАО "ТНС Энерго Ростов-на-Дону" незаконно посредством привлечения ПАО "МРСК Юга" ограничило энергоснабжение насосной станции 2 подъема воды МУП ЖКХ "Красносадовское" Красносадовского сельского поселения.
Как указано выше, МУП ЖКХ "Красносадовское" Красносадовского сельского поселения, управляющими компаниями и ТСЖ Красносадовского сельского поселения, а также коммерческими организациями и социально значимыми объектами заключены договоры холодного водоснабжения, согласно которым МУП ЖКХ "Красносадовское" Красносадовского сельского поселения обязуется оказывать услугу холодного водоснабжения.
МУП ЖКХ "Красносадовское" Красносадовского сельского поселения обеспечивает холодное водоснабжение жилищного фонда и объектов социальной сферы.
Для эксплуатации имущественного комплекса насосных станций и выполнения обязательств по договорам холодного водоснабжения МУП ЖКХ "Красносадовское" Красносадовского сельского поселения, заключило договор энергоснабжения с ПАО "ТНС Энерго Ростов-на-Дону" от 01.03.2015 г. N БТ 234.
Предметом указанного договора является подача на насосные станции МУП ЖКХ "Красносадовское" Красносадовского сельского поселения электроэнергии.
Вместе с тем, письмом от 27.06.2016 г. исх. N 2103-4677 ПАО "ТНС Энерго Ростов-на-Дону" в адрес МУП ЖКХ "Красносадовское" Красносадовского сельского поселения было направлено уведомление о планируемом ограничении режима потребления электроэнергии до уровня технологической брони с 11-00 19.07.2016 г. и до уровня аварийной брони с 11-00 26.07.2016 г.
26.07.2016 г., в соответствии с актом ограничении режима потребления электрической энергии от 26.07.2016 г., ПАО "ТНС Энерго Ростов-на-Дону" силами ПАО "МРСК Юга" ограничило энергоснабжение насосной станции N 2, МУП ЖКХ "Красносадовское" Красносадовского сельского поселения до уровня аварийной брони.
В Решении ВАС РФ от 16.12.2011 N ВАС-11535/11 указано, что возможность обеспечения непрерывности технологического процесса при эксплуатации и обслуживании водозаборной станции и водоочистных сооружений посредством установления величины технологической брони.
Таким образом, при установлении аварийной брони обеспечение непрерывности технологического процесса при эксплуатации и обслуживании водозаборной станции и водоочистных сооружений невозможно.
В связи с ограничением энергоснабжения на насосную станцию N 2, МУП ЖКХ "Красносадовское" Красносадовского сельского поселения прекратило подачу холодной воды в жилые дома и социально значимые объекты поселка.
Таким образом, действия ПАО "ТНС Энерго Ростов-на-Дону" и ПАО "МРСК Юга", выразившиеся в ограничении электроэнергии повлекли нарушение прав граждан, своевременно оплачивающих коммунальные услуги, на получение коммунальных услуг надлежащего качества, а также благоприятные условия проживания.
В силу ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.
Согласно ч. 7 ст. 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" Правительством Российской Федерации утверждается порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварийных ситуаций. Указанный порядок применяется в случае неисполнения обязательств по оплате электрической энергии и обеспечивает:
- обязательность предварительного (не менее чем за десять дней) предупреждения о возможном введении полного и (или) частичного ограничения режима потребления, содержащего информацию о состоянии задолженности потребителя за электрическую энергию, а также о предполагаемом сроке введения ограничений режима потребления;
- обязательность введения предварительного частичного ограничения режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, перед полным ограничением режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня;
- запрет на нарушение прав иных потребителей в связи с вводимым ограничением режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня;
- ответственность за нарушение порядка ограничения режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, повлекшее за собой причинение убытков потребителям и (или) продавцам электрической энергии;
- обязательность предоставления обеспечения обязательств по оплате электрической энергии указанными в пункте 6 настоящей статьи группами потребителей за счет средств бюджетов соответствующих уровней;
- меры по социальной защите граждан Российской Федерации, в том числе по выплате им компенсаций на оплату стоимости электрической энергии, осуществляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- недопустимость ограничения режима потребления электрической энергии до истечения срока действия предоставленных бюджетами соответствующего уровня обеспечений.
Правила ограничения являются основным, но не единственным нормативным актом, действующим в части регулирования порядка полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии. Аналогичное положение, запрещающее ограничение режима потребления электроэнергии добросовестным потребителям, чьи энергопринимающие устройства подключены к электрическим сетям потребителя - неплательщика, содержится в п. 6 Порядка прекращения или ограничения подачи электрической энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.01.1998 N 1 (далее - Порядок) действовавшего на момент совершения нарушения.
В соответствии с п. 6 Порядка, в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация-потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах.
Конституционно-правовой смысл вышеприведенного пункта 6 Порядка (а в его значении - и иных аналогичных ему по правовому содержанию положений Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, запрещающих ограничение режима потребления электрической энергии в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства), определен Определением Конституционного суда РФ от 17.07.2012 N 1308-О следующим образом: "Согласно пункту 6 в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация-потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах. Данное положение, направленное на защиту интересов абонентов, своевременно исполняющих свои обязательства по оплате использованных ими топливно-энергетических ресурсов, и позволяющее обеспечить баланс во взаимоотношениях всех заинтересованных лиц путем заключения соответствующего соглашения, само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя, указанные в жалобе".
Решением ВАС РФ от 12.09.2012 N ВАС-9586/12 приведенный выше пункт 6 Порядка прекращения или ограничения подачи электрической энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 1 признан соответствующим п. 2 ст. 546 Гражданского кодекса Российской Федерации от 26.01.1996 N 14-ФЗ, имеющему большую юридическую силу.
При этом наличие соглашения является обязательным и должно предшествовать прекращению ресурсоснабжающими организациями подачи энергоресурсов организациям-потребителям во избежание нарушения прав потребителей, в частности, на получение коммунальных услуг.
В пункте 3 "Обзора Верховного Суда Российской Федерации по отдельным вопросам судебной практики о применении законодательства о защите прав потребителей при рассмотрении гражданских дел" (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 01.02.2012) (основанном на Определении ВС РФ от 20.12.2011 N 86-Впр11-6 по делу по иску Гусь-Хрустального межрайонного прокурора в защиту интересов муниципального образования г. Курлово, несовершеннолетних, неопределенного круга граждан - добросовестных потребителей услуги теплоснабжения к ОАО "Владимирская энергосбытовая компания", ООО "Владимиррегионгаз" о признании незаконными действий по прекращению электроснабжения и газоснабжения котельных в связи с образовавшейся задолженностью по оплате электроэнергии и газа ОАО "Владимирэнергосбыт" и ООО "Владимиррегионгаз") отмечено, в частности, со ссылкой на приведенный пункт 6 Порядка прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, что действия ресурсоснабжающей организации по прекращению поставки ресурсов организациям-потребителям, к сетям которых подключены абоненты, своевременно оплачивающие использованные топливно-энергетические ресурсы, при отсутствии соглашения о подаче топливно-энергетических ресурсов таким абонентам, в том числе гражданам-потребителям, являются незаконными.
По смыслу указанного положения, организация-потребитель обязана обеспечить подачу абонентам, подключенным к сетям организации-потребителя, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, этих ресурсов в необходимых для них объемах. При этом отношения по поводу поставок необходимых в такой ситуации объемов топливно-энергетических ресурсов должны быть урегулированы на основании соответствующих соглашений между ресурсоснабжающими организациями и организациями-потребителями, их наличие является обязательным и должно предшествовать прекращению ресурсоснабжающими организациями подачи электроэнергии и газа организациям-потребителям во избежание нарушения прав указанных абонентов.
В связи с этим взаимоотношения между ресурсоснабжающей организацией и организацией-потребителем не должны влиять на права таких абонентов, и должны выяснять, какие меры могли быть предприняты либо предпринимались ресурсоснабжающей организацией для заключения необходимых соглашений с организацией-потребителем в целях защиты интересов соответствующих потребителей независимо от того, имелась ли у таких ресурсоснабжающих организаций информация о таких потребителях.
Иное умаляет предусмотренное ст. 46 Конституции Российской Федерации право на судебную защиту и не соответствует требованиям реального обеспечения прав и свобод граждан правосудием.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении ВАС РФ от 10.03.2011 N ВАС-2107/11.
Из смысла указанных положений в их взаимосвязи следует, что энергоснабжающие организации по общему правилу вправе прекращать поставку ресурса организациям-потребителям при наличии непогашенной задолженности по их оплате, если соблюдена процедура по уведомлению (предупреждению) абонента - юридического лица. Исключение составляют лишь те организации-потребители, перечень которых утвержден Правительством Российской Федерации.
В рамках рассмотрения настоящего дела установлено, что при прекращении энергоснабжения МУП ЖКХ "Красносадовское" Красносадовского сельского поселения, ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" процедура уведомления была соблюдена.
Согласно п. 6 Порядка в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации -потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация-потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах.
Таким образом, организация потребитель обязана обеспечить подачу абонентам, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы в необходимых для данных потребителей объемах. При этом отношения по поводу поставок необходимых в такой ситуации объемов ресурсов должны быть урегулированы на основании соответствующих соглашений между ресурсоснабжающей организации и организацией-потребителем, их наличие является обязательным и должно предшествовать прекращению ресурсоснабжающими организациями подачи энергоресурсов во избежание нарушения прав добросовестных потребителей.
При этом, согласно правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда РФ от 20.09.2011 N 86-Впр11-3, учитывая требования ч. 4 ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации от 26.01.1996 N 14-ФЗ, при условии, если между ресурсоснабжающей организацией и организациями-потребителями не достигнуто соглашение об обеспечении подачи добросовестным потребителям топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах, ресурсоснабжающая организация не вправе в одностороннем порядке ограничивать и прекращать поставку энергоресурсов в отношении таких организаций-потребителей.
Согласно ч. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Человек, его права и свободы являются наивысшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства, в соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации.
Законодателем в развитие названных конституционных положений введены дополнительные механизмы защиты потребителей, которые надлежащим образом исполняют обязательства по оплате за потребленные энергоресурсы и не состоят в непосредственных отношениях с ресурсоснабжающими организациями.
Таким образом, установление количества и местонахождения добросовестных потребителей, а также заключение соглашения с МУП ЖКХ "Красносадовское" Красносадовского сельского поселения о поставке таким потребителям холодной воды лежало, в том числе и на ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" на момент прекращения 10.11.2014 года поставки электроэнергии, в целях недопущения нарушения прав и законных интересов таких потребителей, что сделано не было.
Согласно п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
Также надлежит иметь в виду, что антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.
Таким образом, при прекращении ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" поставки электроэнергии МУП ЖКХ "Красносадовское" Красносадовского сельского поселения повлекшее ограничение холодного водоснабжения добросовестным потребителям, наступление негативных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц, предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.
На основании вышеизложенного, действия (бездействие) ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону", выразившиеся в ограничении поставки электроэнергии МУП ЖКХ "Красносадовское" Красносадовского сельского поселения, без заключенного по поставке холодной воды добросовестным потребителям является нарушением п. 4 ч. 1 ст. 10 ФЗ "О защите конкуренции".
4. ПАО "МРСК Юга" незаконно было введено ограничение режима энергоснабжения МУП ЖКХ "Красносадовское" Красносадовского сельского поселения.
Согласно п.п. 5, 6 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее - Правила ограничения), ограничение режима потребления, инициированное в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил, вводится сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии в точке (точках) поставки потребителя, в отношении которого требуется введение ограничения режима потребления.
В июне 2016 года письмом N 2203-4675 ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону", согласно указанной норме, направило заявку в адрес ПАО "МРСК Юга" о необходимости введения 26.07.2016 года ограничения режима энергоснабжения в отношении МУП ЖКХ "Красносадовское" Красносадовского сельского поселения до уровня аварийной брони. Поскольку энергопринимающие устройства МУП ЖКХ "Красносадовское" Красносадовского сельского поселения имели технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства ПАО "МРСК Юга".
26.07.2016 года энергоснабжение в отношении МУП ЖКХ "Красносадовское" Красносадовского сельского поселения было сокращено до уровня аварийной брони, о чем совместно сотрудниками ПАО "МРСК Юга" был составлен акт об ограничении режима потребления электроэнергии.
Таким образом, ПАО "МРСК Юга" не могли не знать в отношении кого вводится ограничение режима потребления электроэнергии, инициированное гарантирующим поставщиком.
При этом последовательность действий поставщика по прекращению или ограничению подачи топливно-энергетических ресурсов установлена Порядком прекращения и ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям - потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 1.
В пункте 6 Порядка N 1 предусмотрено, что в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация-потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах.
Из материалов дела усматривается, что у МУП ЖКХ "Красносадовское" Красносадовского сельского поселения имеются добросовестные потребители, которые оплачивали топливно-энергетические ресурсы.
В силу ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.
Таким образом, вышеуказанными нормами права императивно установлена необходимость реализации организационно-технических мер, позволяющих ввести ограничение режима потребления в отношении одного потребителя при соблюдении прав абонентов исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства, чего ПАО "МРСК Юга" сделано не было.
При этом пп. (г) п. 27 Правил ограничения установлено, что исполнитель (субисполнитель) не несет ответственности перед инициатором введения ограничения за неисполнение или ненадлежащее исполнение уведомления о необходимости введения ограничения режима потребления в случае, если такое неисполнение или ненадлежащее исполнение произошло вследствие невозможности введения исполнителем (субисполнителем) ограничения режима потребления, в том числе в указанные в уведомлении о необходимости введения ограничения режима потребления сроки, вследствие отсутствия возможности проведения организационно-технических мероприятий по обеспечению введения ограничения режима потребления, обеспечивающих соблюдение прав и законных интересов третьих лиц, в указанных в пункте 8 настоящих Правил случаях.
В силу пп. 1, 3 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным данным Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Правила ограничения ограничение режима потребления электрической энергии вводится, в том числе, при нарушении своих обязательств потребителем, выразившееся в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, в том числе, обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующим денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа, а для граждан-потребителей - за два расчетных периода, либо к образованию задолженности потребителя перед энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке, в размере, установленном в договоре.
Согласно подпункту "а" пункта 4 Правил N 442 ограничение режима потребления вводится в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзацах 2, 4 и 5 подпункта "б" пункта 2 данных правил по инициативе гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации, производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке), перед которым не исполнены обязательства по договору.
На основании пункта 8 указанных правил ограничение режима потребления, кроме вводимого в связи с наступлением обстоятельств, указанных в подпунктах "г" и "з" пункта 2 данных правил, должно применяться индивидуально в отношении каждого потребителя при условии соблюдения прав и законных интересов иных потребителей, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к тем же объектам электросетевого хозяйства соответствующей сетевой организации.
Как следует из пункта 18 Правил N 442 в отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно приложению, частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается.
При отсутствии у такого потребителя акта согласования аварийной брони, величины аварийной брони определяются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) по согласованию с исполнителем в размере не менее 10 процентов максимальной мощности соответствующих объектов такого потребителя, а потребитель несет ответственность за последствия, в том числе перед третьими лицами, вызванные применением к нему ограничения режима потребления в соответствии с настоящими Правилами.
Согласно приложению к Правилам ограничения к категории потребителей ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям относятся организации, осуществляющие эксплуатацию объектов центрального водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, - в отношении этих объектов.
В перечень объектов, на которые ПАО "МРСК Юга" ввело режим ограничения потребления электрической энергии, входит насосная станция второго подъема МУП ЖКХ "Красносадовское" Красносадовского сельского поселения, посредством которой оно оказывает услуги холодного водоснабжения жилых домой, коммерческих организаций и социальных объектов поселка Красный сад.
При этом согласно Постановлению главы администрации Красносадовского сельского поселения от 10.06.2016 г. N 70 МУП ЖКХ "Красносадовское" Красносадовского сельского поселения утверждено гарантирующей организацией для поставки услуг по водоснабжению и водоотведению жителям и организациям п. Красный сад Азовского района Ростовской области с 10.06.2016 г. К потребителям, снабжение которых холодной водой осуществляется МУП ЖКХ "Красносадовское" Красносадовского сельского поселения относятся, в том числе и объекты, относящиеся к особой социально значимой категории потребителей, которые ввиду ограничения электроэнергии 26.07.2016 г. на насосную станцию второго подъема были лишены услуги холодного водоснабжения.
Нормы же, в соответствии с которой допускалось бы приостановление услуги холодного водоснабжения, действующее законодательство не предусматривает.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрен особый порядок в отношении социально значимой категории потребителей и ущемление их прав не допускается.
Данный вывод также нашел свое отражение в судебной практике - Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.10.2014 года по делу N А56-61778/2013. Учитывая изложенное, принимая во внимание социальную значимость надлежащего обеспечения потребителей коммунальными услугами и проводимую политику государства в сфере полного обеспечения граждан коммунальными ресурсами в необходимом для них количестве, Комиссия приходит к выводу, что действия МУП ЖКХ "Красносадовское" Красносадовского сельского поселения по не заключению соглашения с энергоснабжающей организацией обеспечивающего подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах, а также ПАО "ТНС Энерго Ростов-на-Дону" и ПАО "МРСК Юга" по введению режима ограничения поставки электроэнергии МУП ЖКХ "Красносадовское" Красносадовского сельского поселения, являются нарушением п. 4 ч. 1 ст. 10 ФЗ "О защите конкуренции".
В соответствие с ч.1 ст.50 ФЗ "О защите конкуренции" по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу.
При указанных обстоятельствах Комиссия пришла к выводу о необходимости выдачи ПАО "ТНС Энерго Ростов-на-Дону" предписания об отзыве направленных обществом в адрес МУП ЖКХ "Красносадовское" Красносадовского сельского поселения уведомлений о планируемом ограничении режима потребления электроэнергии от 27.06.2016 г. N 2103-4677 и от 22.07.2016 г. N 2103-5385.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать ПАО "МРСК Юга" нарушившим п. 4 ч.1 ст. 10 ФЗ "О защите конкуренции".
Признать ПАО "ТНС Энерго Ростов-на-Дону" нарушившим п. 4 ч.1 ст. 10 ФЗ "О защите конкуренции".
Признать МУП ЖКХ "Красносадовское" Красносадовского сельского поселения нарушившим п. 4 ч.1 ст. 10 ФЗ "О защите конкуренции".
4. Предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства ПАО "МРСК Юга" не выдавать.
5. На основании пункта 2 настоящего решения выдать ПАО "ТНС Энерго Ростов-на-Дону" предписание об отзыве направленных обществом в адрес МУП ЖКХ "Красносадовское" Красносадовского сельского поселения уведомлений о планируемом ограничении режима потребления электроэнергии от 27.06.2016 г. N 2103-4677 и от 22.07.2016 г. N 2103-5385.
6. Предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства МУП ЖКХ "Красносадовское" Красносадовского сельского поселения не выдавать.
7. Передать материалы дела специалисту Ростовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении ПАО "МРСК Юга", ПАО "ТНС Энерго Ростов-на-Дону" и МУП ЖКХ "Красносадовское" Красносадовского сельского поселения.
Председатель Комиссии: С.В. Батурин
Члены Комиссии: И.В. Алексенко
А.Г. Мирчев
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Ростовской области в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 30 января 2017 г. N 1539/02
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 30.01.2017