Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных с участием представителя Министерства дорожного хозяйства и транспорта Магаданской области - В.(дов. N2 от 25.01.2018), представителя ООО "Энергия Дальнего Востока" - А.(дов. Nб/н от 11.01.2018) рассмотрела жалобу ООО "Энергия Дальнего Востока" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона "Поставка автогрейдеров" (реестровый номер 0147200000318000013).
Жалоба подана в установленный ч.4 ст.105 Федерального Закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) срок. На момент рассмотрения жалобы контракт не заключен.
В жалобе заявитель указывает на нарушения законодательства при составлении аукционной документации, повлекшие ограничение конкуренции.
Изучив представленные документы и материалы, осуществив внеплановую проверку, руководствуясь ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщика (подрядчиков, исполнителей), для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Административный регламент), Комиссия Магаданского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
1. 22.10.2018 заказчиком - Министерством дорожного хозяйства и транспорта Магаданской области в Единой информационной системе (далее - ЕИС) на сайте www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона "Поставка автогрейдеров" (реестровый номер 0147200000318000013).
Начальная (максимальная) цена контракта 200 000 000,00 рублей.
Согласно извещению о проведении аукциона, дата и время окончания подачи заявок - 07.11.2018 17:45; дата окончания срока рассмотрения первых частей аукционных заявок - 09.11.2018; дата проведения аукциона - 12.11.2018.
2. В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 указанной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Исходя из смысла пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Согласно техническому заданию аукционной документации, заказчиком установлены следующие характеристики, необходимых к поставке автогрейдеров.
|
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АВТОГРЕЙДЕРА |
||
N п/п |
Наименование функциональных, технических и эксплуатационных характеристик (показатели) |
Значения показателей в соответствии с требованиями заказчика |
|
|
Год выпуска** |
Не раньше 2018 |
|
Основные характеристики: | |||
|
Масса с бульдозерным отвалом, кг** |
Не менее 19 000 |
|
|
Высота по кабине, мм** |
Не более 3 400 |
|
|
Тяга на отвале, кг** |
Не менее 18 000 |
|
|
Полная длина грейдера с толкающим отвалом и рыхлителем, мм** |
Не более 10 600 |
|
Двигатель: | |||
|
- тип двигателя* |
Дизельный, с турбонаддувом и охлаждением подаваемого воздуха |
|
|
- мощность двигателя, л.с.** |
Не менее 270 |
|
|
- число цилиндров, шт.** |
Не менее 6 |
|
|
- рабочий объем, л** |
Не менее 7 |
|
|
- электронное управление оборотами двигателя* |
Наличие |
|
|
- защита от превышения максимально допустимой частоты вращения двигателя * |
Наличие |
|
|
- предпусковой подогреватель двигателя * |
Наличие |
|
|
- охлаждение двигателя * |
Вентилятор с гидроприводом. |
|
Трансмиссия: | |||
|
Колесная схема* |
1х3х3, полноприводный, |
|
|
Привод на шесть колес* |
Автоматический, двухпоточный гидростатический привод, раздельная левая и правая системы с насосами переменного рабочего объема |
|
|
Тип коробки переключения передач* |
Автоматическая с прямым приводом, моделированным переключением на ходу, событийным переключением, педалью сцепления |
|
Количество передач, шт.: |
|
||
|
передний ход** |
Не менее 8 |
|
|
задний ход** |
Не менее 8 |
|
|
Задний мост* |
Гидравлически активируемые, с муфтами блокировки и возможностью подключения на ходу, выбор ручной или автоматической блокировки дифференциала |
|
|
Передний мост* |
Автоматический двухпоточный гидростатический привод |
|
|
Управление поворотом * |
Управление рулевым колесом с гидравлическим приводом |
|
Стандартное оборудование: | |||
- поворотный круг: | |||
|
Диаметр круга, мм.** |
Не менее 1520 |
|
|
Вращение, градусов* |
360 |
|
- грейдерный отвал: | |||
|
Длина, мм.** |
Не менее 4200 |
|
|
Высота, мм.** |
Не менее 680 |
|
- бульдозерный отвал: | |||
|
Подъем над землей, мм.** |
Не менее 620 |
|
- задний рыхлитель: | |||
|
Подъем над землей, мм.** |
Не менее 600 |
|
|
Максимальное заглубление, мм.** |
Не менее 320 |
|
|
Число зубьев, шт.** |
Не менее 3 |
|
Комплектация кабины: | |||
|
- подача теплого воздуха на все окна в кабине для исключения их замерзания и запотевания, а также в зону ног и рук оператора* |
Наличие |
|
|
- наружные зеркала заднего вида, количество, шт. ** |
Не менее 2 |
|
|
- звуковой сигнал заднего хода * |
Наличие |
|
|
- автономный отопитель кабины* |
Наличие |
|
|
- стеклоочиститель на лобовом стекле* |
Наличие |
|
|
- электрический обогреватель заднего окна* |
Наличие |
|
|
- рулевая колонка с регулировкой по углу наклона* |
Наличие |
|
|
- проблесковый маяк на крыше кабины* |
Наличие |
|
|
- фонари рабочего освещения* |
Наличие |
|
|
- ходовые осветительные приборы* |
Наличие |
|
|
- отсек для хранения инструмента* |
Наличие |
|
Кабина, соответствующая требованиям FOPS и ROPS | |||
|
Соответствие поставляемой техники обязательным требованиям безопасности, установленным Техническим регламентом Таможенного Союза ТР ТС 010/2011 "О безопасности машин и оборудования", в том числе наличие: - устройства защиты при опрокидывании, а также конструктивное обеспечение безопасности оператора машины при опрокидывании машины (ROPS); * - устройства защиты от падающих предметов, а также конструктивное обеспечение безопасности оператора машины при падении таких предметов (FOPS).* |
Наличие (для проверки соответствия кабины требованиям ROBS/FOBS, участнику аукциона необходимо указать номер, дату выдачи и кем выдан протокол испытаний устройства защиты ROPS/FOPS) |
|
|
Руководство по эксплуатации на русском языке* |
Наличие |
|
|
Каталог запасных частей на русском языке* |
Наличие |
|
|
ЗИП* |
Наличие |
|
|
Навигационное оборудование* |
Наличие |
|
Требования к объему предоставляемых гарантий качества Товара | |||
|
Гарантийный срок ** |
Не менее 12 месяцев |
|
Требования к обучению специалистов по эксплуатации Товара. | |||
|
Проведение инструктажа специалистов службы эксплуатации автогрейдеров условиям эксплуатации и технического обслуживания. Инструктаж проводится по месту поставки Товара в срок не позднее 3-х дней с момента подписания акта приемки-передачи Товара. Количество обучаемых специалистов - 12 человек * |
Наличие |
|
|
|
|
|
По мнению заявителя, заказчиком необоснованно установлены следующие технические характеристики автогрейдеров:
1) п.3 Раздела "Основные характеристики" технического задания высота по кабине установлена не более 3 400 мм.; п.5 Раздела "Основные характеристики" технического задания полная длина грейдера с толкающим отвалом и рыхлителем установлена не более 10 600 мм.
В соответствии с пояснениями заявителя, установление заказчиком таких показателей автогрейдера приводит к снижению конкуренции.
Согласно письменным пояснениям представителя заказчика, данные показатели установлены исходя из параметров боксов для хранения и ремонта автогрейдеров у организаций, которые будут их эксплуатировать. Заказчиком также предоставлены документы, согласно которым высота ворот бокса для хранения и ремонта автогрейдеров составляет 3,5 м., ширина бокса - 4 м., высота бокса - 5 м., длина - 11,200 м.
2) п.6 Раздела "Двигатель" технического задания установлен дизельный тип двигателя, с турбонаддувом и охлаждением подаваемого воздуха"; п.7. мощность двигателя - не менее 270 л.с., п.9. рабочий объем - не менее 7л.; п.10. наличие электронного управления оборотами двигателя; п.11. наличие защиты от превышения максимально допустимой частоты вращения двигателя; п.13 охлаждение двигателя - вентилятор с гидроприводом.
Согласно письменным пояснениям представителя заказчика, двигатель с мощностью 270 л.с. позволяет срезать более толстые пласты снега, в том числе укатанного и грунта, что необходимо в климатических условиях Магаданской области.
Турбодизельный двигатель, как указывает заказчик, на сегодняшний момент является наиболее надежным и производительным силовым агрегатом для тяжелой техники, а электронное управление оборотами двигателя позволяет двигателю переходить на холостые обороты в периоды, когда ни одна рабочая функция автогрейдера не задействована, что неоспоримо приводит к значительной экономии топлива.
Для охлаждения двигателя заказчику необходимо наличие вентилятора с гидроприводом, так как при его отсутствии прогрев двигателя происходит значительно дольше, что увеличивает расход топлива особенно в условиях низких температур.
3) п.15 Раздела "Трансмиссия; количество передач, шт." установлен привод на шесть колес - автоматический, двухпоточный гидростатический привод, раздельная левая и правая системы с насосами переменного рабочего объема; п.16 тип коробки переключения передач - автоматическая с прямым приводом, моделированным переключением на ходу, событийным переключением, педалью сцепления"; Количество передач: п.17 передний ход - не менее 8; п.18 задний ход - не менее 8; п.19 - задний мост - гидравлически активируемые, с муфтами блокировки и возможностью подключения на ходу, выбор ручной или автоматической блокировки дифференциала"; п.20 передний мост - автоматический двухпоточный гидростатический привод.
На заседании комиссии, представитель заявителя высказал позицию, что не имеет значения, гидростатический привод, либо механический, если основная характеристика - тяговое усилие на переднем мосту выполняется в полном объеме и при механическом приводе к тому же оно (тяговое усилие) выше.
Представителем заказчика было обосновано, что необходимость полного привода обусловлена выполнением работ 8 месяцев в году на заснеженных участках дорог с накатом и гололедом, как показала практика, грейдеры с задним приводом неэффективны на Колымской трассе, особенно на участках с "крутыми" подъемами и перевалами. Кроме того, гидростатический привод на 6 колес дает возможность плавного регулирования скорости передних колес в большую/меньшую сторону от скорости вращения заднего моста. Это приводит к улучшению показателей маневренности и точности планирования.
4) п.22 Раздела "Стандартное оборудование" диаметр поворотного круга - не менее 1520 мм., п.26 подъем над землей бульдозерного отвала - не менее 620 мм., п. 27 подъем над землей заднего рыхлителя - не менее 600 мм.
Заявитель полагает, что данные характеристики ничем не обоснованы и своей целью преследует только лишь ограничение конкуренции.
Согласно представленным пояснениям представителя заказчика, высота подъема бульдозерного отвала обусловлена необходимостью формировать максимально высокие естественные "отбойники" в целях предотвращения схода транспортных средств с дороги на перевалах и на узких участках дороги, а также обеспечивает простоту транспортировки на высокорамный трал при перебазировке машины на другие объекты.
На основании изложенного, Комиссия Магаданского УФАС России приходит к выводу, что потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Законом о контрактной системе не предусмотрено: ограничений по включению в документацию об аукционе требований к товару, являющихся значимыми для заказчика; требованию к заказчику обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару.
Заказчик не имеет возможности установить требования к техническим характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки, то есть такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара, а фактически устанавливает такие технические характеристики, которые ему необходимы для реализации своих целей и задач.
Следовательно, указание в документации об аукционе конкретных технических характеристик поставляемого товара, предусмотрено законодательством и не влечет нарушение антимонопольного законодательства и положений Закона о контрактной системе (данный вывод также следует из постановления Шестого Арбитражного Апелляционного суда от 09 марта 2011 года по делу NА37-1406/2010).
Кроме того, заказчиком обусловлена необходимость установления указанных требований к автогрейдерам, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. Следовательно, довод заявителя о неправомерности установления некоторых показателей товара является необоснованным.
3. Согласно доводу жалобы, характеристикам, установленным в техническом задании заказчика, соответствуют только автогрейдеры модели 872G (производитель "John Deere").
На заседании Комиссии, представитель заказчика высказал мнение, что именно доводы жалобы заявителя направлены на ограничение конкуренции, так как предлагаемые заявителем автогрейдеры не соответствуют потребностям заказчика, поскольку значительно уступают по функциональным характеристикам. Цены на данные автогрейдеры значительно ниже, что позволит заявителю на торгах получить преимущество и фактически "отсечь" тех участников, которые предлагают товар с характеристиками, необходимыми заказчику. Невозможность определенного поставщика поставить необходимый заказчику товар не может свидетельствовать об ограничении количества участников в торгах.
Кроме того, заказчиком представлена таблица, согласно которой, установленным в техническом задании требованиям соответствуют также автогрейдеры: John Deere 772G, CAT 160M, Volvo G976, Volvo G990
В свою очередь представитель заявителя пояснил, что автогрейдеры "CAT" и "Volvo" не могут участвовать в закупках в соответствии с постановлением от 14 июля 2014 г. N 656 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N656). Как указывает заявитель, у данных производителей отсутствуют специальные документы, предусмотренные Постановлением N656 и подтверждающие соответствие указанному акту.
По мнению заявителя, для участия в государственных закупках, проводимых в рамках Закона о контактной системе, годовые акты экспертизы с правом поставки автогрейдеров тяжелого класса есть всего лишь у 4 производителей - "RM- TEREX" (заводы "ЧСДМ" и "Брянский арсенал"), ООО "Специальные дорожные машины"; ООО "АиТ"; ООО "ПО "Урал".
Комиссия, оценив доводы сторон, приходит к выводу о том, что у заказчика, при составлении аукционной документации и определении необходимого ему товара и установлении соответствующих характеристик, нет обязанности и возможности оценить соответствие всех потенциальных поставщиков на предмет наличия необходимых документов, предусмотренных законодательством и аукционной документацией.
Кроме того, необходимо отметить, что предметом аукциона является право на заключение государственного контракта не на изготовление автогрейдеров, а на их поставку. В связи с этим, участником закупки могло выступить любое лицо (в том числе и не являющееся производителем товара), готовые поставить товар, отвечающий требованиям документации об аукционе и удовлетворяющий потребности заказчика.
На основании изложенного, довод заявителя признан необоснованным.
4. На заседании Комиссии представитель ООО "Энергия Дальнего Востока" заявил ходатайство о рассмотрении действий заказчика на предмет согласованности действий с определенным поставщиком.
Комиссия Магаданского УФАС России установила, что довод заявителя о возможном сговоре заказчика и поставщика образует самостоятельный предмет для рассмотрения, в соответствии с порядком, предусмотренным Законом о защите конкуренции, вследствие чего выходит за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе.
На заседании Комиссии, представителю заявителя было разъяснено право на подачу данного заявления о нарушении антимонопольного законодательства, которое будет рассмотрено в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, пп.3.35-3.40 Административного регламента, Комиссия Магаданского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Энергия Дальнего Востока" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона "Поставка автогрейдеров" (реестровый номер 0147200000318000013) необоснованной.
Решение Комиссии Магаданского УФАС России может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области от 6 ноября 2018 г. N 04-30/157-2018
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 09.11.2018