Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе <_>,
в присутствии представителей от:
<_>,
рассмотрев жалобу акционерного общества "Тамбовгальванотехника", ма-териалы дела N8-01\329,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба акционерного общества "Тамбовгальванотехника" имени С.И. Лившица (далее - АО "Тагат") на действия филиала "Авиационная холдинговая компания "Сухой" "Комсомольский -на-Амуре авиационный завод имени Ю.А. Гагарина" при проведении запроса предложений на право заключения договора поставки линии твердого анодно-оксидного анодирования алюминиевых сплавов (извещение N 31807018467).
Как следует из жалобы, общество не согласно с требованиями, установ-ленными заказчиком к участникам закупки, к документам, которыми необходимо подтвердить установленные требования, в частности, требование пункта 2.2.2 закупочной документации о предоставлении сертификата соответствия требованиям ТР ТС 004/2011 о безопасности низковольтного оборудования, 010/2011 - о безопасности машин и оборудования, 020/2000 - электромагнитная совместимость технических средств незаконно; установленное подпунктом 2 пункта 2.1.1 закупочной документации о предоставлении в составе заявки технологического решения по составу и размещению предлагаемой им линии твердого анодно-оксидного анодирования алюминиевых сплавов также незаконно; установленное пунктом 2.2.2 закупочной документации предоставление заключения экспертизы промышленной безопасности технических устройств (ванны гальванические, скрубберы-адсорберы) также необоснованно; установленный критерий оценки "квалификация и надежность" по подкритерию "наличие на территории Российской Федерации производственной базы основных комплектующих изделий" создает преимущественные условия участия в закупке; уста-новленный в пункте 7.4 закупочной документации критерий за начисление до-полнительных баллов за сотрудничество с ФГУП ВИАМ или РХТУ им. Д.Ф. Менделеева также незаконен; необоснованно установлено требование о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, освещение участков и организацию локальной системы пожаротушения.
Из возражений филиала ПАО "Компания "Сухой" "КнААЗ им. Ю.А. Га-гарина" от 01.11.2018 N2/2773902/6612 следует, что закупка финансируется за счет собственных средств заказчика, в документацию о закупке были внесены изменения в пункт 2.2.2 закупочной документации, устранены требования о наличии у участника заключений экспертизы промышленной безопасности технических устройств (ванны гальванические, скрубберы-абсорберы), введение дополнительных оценочных критериев соответствует Положению о закупке заказчика. Локальная система пожаротушения в соответствии с техническим заданием закупочной документации является составной частью закупаемой линии твердого анодно-оксидного анодирования алюминиевых сплавов и ее установка должна осуществляться вместе с проведением монтажных (пусконаладочных) работ по планируемому к заключению договору, в связи с чем установление требования о необходимости лицензии Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на осуществление деятельности по монтажу, техниче-скому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений является обоснованным. Установленное в пункте 2.1.1 документации о закупке требование о предоставлении технологических решений по составу и размещению предлагаемой линии твердого анодно-оксидного анодирования алюминиевых сплавов необходимо заказчику в целях определения соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Установленные критерии оценки в части наличия на территории Российской Федерации производственной базы основных комплектующих изделий направлен на возможность осуществлять дальнейшее обслуживание установки, не опасаясь внешних экономических и политических факторов.
От филиала ПАО "Компания "Сухой" "КнААЗ им. Ю.А. Гагарина" по-ступило ходатайство от 06.11.2018 N2/285.10/1164 о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя общества.
Комиссия Хабаровского УФАС России, рассмотрев материалы дела N8-01/329, пришла к следующим выводам.
Жалоба рассматривается по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок обжалова-ния действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной пло-щадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации тор-гов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
Действия (бездействие) могут быть обжалованы в антимонопольный ор-ган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
По правилам указанной статьи проверке подлежит соблюдение установ-ленной законодательством и иными нормативными правовыми актами процедуры организации и проведения торгов, иной закупки, процедуры заключения договоров по результатам торгов, закупок.
Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Феде-ральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила за-купки.
При закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться следующими принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равно-правие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограни-чений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (статья 3 Закона о закупках).
Участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, незави-симо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахож-дения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или не-сколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (часть 5 статьи 3 Закона о закупках).
В силу части 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной сис-теме при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Согласно части 10 указанной статьи, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: тре-бования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика (пункт 1); требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (пункт 2); требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик (пункт 3); сведения о начальной (максимальной) цене договора (пункт 4); требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям (пункт 9); критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке (пункт 12); порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке (пункт 13).
Из приведенных правых норм следует, что именно на заказчика возложено установление технических и иных характеристики закупаемого товара, а также установление требований к участникам закупки, которое вместе с тем не мо-жет быть произвольным.
12.10.2018 на официальном сайте Российской Федерации в Единой информационной системе www.zakupki.gov.ru филиалом ПАО "Авиационная холдинговая компания "Сухой" "Комсомольский -на-Амуре авиационный за-вод имени Ю.А. Гагарина" размещено извещение N31807018467 о проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора поставки (выполнения работ, оказания услуг) линии твердого анодно-оксидного анодирования алюминиевых сплавов, документация о закупке, проект договора. Начальная (максимальная) цена договора - 61 800 000,00 руб. с НДС.
Дата окончания подачи заявок - 29.10.2018. Дата рассмотрения заявок и подведения итогов - 06.11.2018. Извещениями от 26.10.2018, от 31.10.2018 в документацию о закупке вносились изменения, срок подачи заявок на участие в закупке продлен до 14.11.2018, рассмотрение заявок и подведение итогов закупки назначено на 21.11.2018.
Документация о закупке в последней редакции с внесенными изменения-ми размещена на сайте 31.10.2018.
Требования к участникам закупки установлены пунктом 2 документации о закупке.
Перечень документов, подтверждающих соответствие участника обяза-тельным требованиям, установлен пунктом 2.2. документации о закупке.
В соответствии с подпунктом 2.1.1 документации о закупке к дополни-тельным требованиям к участникам закупки отнесено предоставление в составе заявки технологического решения по составу и размещению предлагаемой линии твердого анодно-оксидного анодирования алюминиевых сплавов (приложения N1 и 2 к документации о закупке). Содержание текстовой и графической частей технологического решения определено подпунктом 2.2.3 документации о закупке.
Согласно подпункту 10 пункта 2.2.1 закупочной документации, участник в составе заявки должен представить копию лицензии Министерства Россий-ской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения по-жарной безопасности зданий и сооружений с необходимым видом работ по ли-цензии - монтаж системы пожаротушения, включая проведение пусконаладоч-ных работ.
В соответствии с подпунктом 2.2.2 документации о закупке к документам, подтверждающим соответствие предлагаемых услуг, работ или товаров требованиям заказчика, являются копии сертификатов (деклараций) о соответствии предлагаемой продукции требованиям ТР ТС 004/2011 о безопасности низковольтного оборудования, 010/2011 о безопасности машин и оборудования, 020/2011 - электромагнитная совместимость технических средств.
Таким образом, участнику закупки по вопросу документов, подтвер-ждающих соответствие предлагаемых услуг, работ или товаров требованиям заказчика, предоставлен выбор, допущенное заказчиком нарушение в части императивного требования о наличии соответствующего сертификата устранено.
Также заказчиком в пункт 2.2.2 документации о закупке внесены изменения, требование о предоставлении в составе заявки заключения экспертизы промышленной безопасности технических устройств (ванны гальванические, скрубберы-адсорберы) устранено.
В техническом задании (раздел 2 документации о закупке) установлены требования к поставкам товаров, выполнению работ, оказанию услуг, к поставке предполагается линия твердого анодно-оксидного анодирования алюминиевых сплавов.
Технические и функциональные характеристики и комплектация уста-новлены пунктом 2.2 технического задания.
Как следует из пункта 2.2. технического задания, требования к проекти-рованию линии, основным комплектующим изделиям представлены в таблице 3 и приложении N1 к договору.
В соответствии с указанной таблицей 3 заказчиком установлены характеристики закупаемой продукции, основные требования к проектированию линии и ее основным элементам, в числе которых проект (чертежи) всей линии и каждой единицы оборудования, режим работы линии, материал ванн, габариты ванн и площадь линии, контрольно-измерительные приборы, система автоматизации (в том числе подключение), очистные сооружения и участок водоподготовки, подключение к коммуникациям, локальная система пожаротушения, пуско-наладочные работы, монтажные работы, разработка и согласование с заказчиком проекта линии твердого анодирования, ее изготовление. Линия должна быть укомплектована локальной системой пожаротушения (пункт 7 технического задания).
Проектом договора также предусмотрена не только поставка оборудова-ния, но и ее монтаж, проведение пуско-наладочных работ, приемо-сдаточных испытаний, электрооборудование на участке должно соответствовать классам взрыво-пожаробезопасности помещений, определенных правилами устройства электроустановок, утвержденных Госэнергонадзором. Участок должен быть оборудован общей приточно-вытяжной и местной вытяжной вентиляцией.
В данной связи комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о том, что установленное в пункте 2.2.3 закупочной документации требование о предоставлении в составе заявки технологического решения в границах его содержания, определенного закупочной документацией, не свидетельствует об обязании участника выполнить условия договора до его заключения, а, напротив, свидетельствует о возможности и готовности участника в последующем выполнить условия договора. В данной части жалоба признается необоснованной.
Критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке установлены пунктом 7 документации о закупке, по критерию "цена договора" значимость 50%, по критерию "срок поставки товара" - 2%, по критерию "срок гарантии на товара - 8%.
По критерию "квалификация и надежность участника, качество продук-ции" (общая значимость - 40%) оценке подлежат в том числе наличие на территории Российской Федерации производственной базы основных комплектующих изделий, предметом оценки является использование в процессе выполнения работ основных комплектующих изделий (ванны гальванические, скрубберы-абсорберы), произведенные на территории Российской Федерации и входящие в перечень промышленной продукции, производимой на территории Российской Федерации, в качестве требования документального подтверждения принимается наличие соответствующих сведений в Перечне промышленной продукции, производимой на территории Российской Федерации, опубликованном на сайте Минпромторга России, сформированном в соответствии с приказом Минпромторга России от 12.11.2015 N3568 и постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 N719, количество начисляемых баллов по подкритерию - 35.
Также в составе данного критерия оценивается научно-техническое со-трудничество с химическими институтами Российской Федерации, в редакции от 31.10.2018 заказчиком оценивается копия заключенного договора на предмет научного (технического) сотрудничества в области разработки оборудования для электро-химических покрытий, количество начисляемых баллов по подкритерию - 5.
То есть ранее установленное заказчиком начисление баллов за сотрудничество с ФГУП ВИАМ или РХТУ им. Д.Ф. Менделеева внесенными изменениями устранено, начисление участникам баллов за научно-техническое сотрудничество с химическими институтами Российской Федерации не может быть признано нарушающими права участников, так как применяется в равной мере ко всем участникам, подавшим заявку на участие в закупке, распространяется на сотрудничество с любыми химическими институтами Российской Федерации.
В части начисления значительного количества баллов за внесение участника в Перечень промышленной продукции, производимой на территории Российской Федерации, опубликованный Минпромторгом России, на приказ Минпромторга России от 12.11.2015 N3568 комиссия Хабаровского УФАС России полагает ссылки заказчика несостоятельными, поскольку данный приказ признан утратившим силу с 01.02.2018.
Однако оценка наличия соответствующих сведений об участнике закупки в Перечне промышленной продукции, производимой на территории Российской Федерации, опубликованном на сайте Минпромторга России, с присвоением значительного количества баллов (35) нарушает права участников закупки, поскольку Федеральным законом от 31.12.2014 N488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" и постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 N719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" императивно не установлено обязательное подтверждение производства промышленной продукции на территории Российской Федерации именно путем включения в указанный Перечень.
Поскольку за наличие в данном Перечне присваивается значимое количество баллов (35), существенно влияющее на возможность одержать победу в закупке, действиями заказчика в данной части нарушен принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, установленный пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
В данной части жалоба признается обоснованной.
По вопросу требования о предоставлении лицензии МЧС России комис-сия Хабаровского УФАС России отмечает, что, поскольку пунктом 5.10 заку-почной документации предусмотрена возможность участия на стороне одного участника нескольких лиц, с распределением между ними объема работ, и иных необходимых условий, связанных с исполнением договора, в данной связи требование о предоставлении лицензии МЧС России в целях организации локальной системы пожаротушения на закупаемой линии твердого анодно-оксидного анодирования алюминиевых сплавов следует признать обоснованным и не нарушающим права участников закупки.
В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рас-сматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимоно-польного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1. части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции (часть 20 статьи 18.1. поименованного закона).
Исходя из установленных обстоятельств, комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи предписания.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерально-го закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу акционерного общества "Тамбовгальванотехника" имени С.И. Лившица на действия филиала ПАО "Компания "Сухой" "Комсомольский -на-Амуре авиационный завод имени Ю.А. Гагарина" при проведении запроса предложений на право заключения договора поставки линии твердого анодно-оксидного анодирования алюминиевых сплавов (извещение N 31807018467) обоснованной.
2. Признать действия филиала ПАО "Компания "Сухой" "Комсомоль-ский -на-Амуре авиационный завод имени Ю.А. Гагарина" нарушающими пункт 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N223 -ФЗ "О за-купках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3. Выдать филиалу ПАО "Компания "Сухой" "Комсомольский -на-Амуре авиационный завод имени Ю.А. Гагарина" предписание об устранении нарушения порядка организации и проведения закупки.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаров-ского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N8-01/329
07 ноября 2018 г. г. Хабаровск
Комиссия Хабаровского УФАС России в составе:, на основании своего решения от 07.11.2018 по делу N 8-01/329, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции",
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Филиалу ПАО "Авиационная холдинговая компания "Сухой" "Комсо-мольский -на-Амуре авиационный завод имени Ю.А. Гаранина" в срок до "23" ноября 2018 года совершить действия, направленные на устранение нарушения пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", допущенного при организации и проведении запроса предложений на право заключения договора поставки линии твердого анодно-оксидного анодирования алюминиевых сплавов (извещение N 31807018467), с целью чего:
- внести изменения в закупочную документацию с учетом замечаний, изложен-ных в решении комиссии Хабаровского УФАС России от 07.11.2018 по делу N8-01/329,
- продлить сроки подачи заявок на участие в запросе предложений,
- разместить на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru информацию, подлежащую размещению, в установленные законом сроки.
О выполнении настоящего предписания сообщить в Хабаровское УФАС России в пятидневный срок с даты его выполнения (с приложением подтвер-ждающих документов).
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех меся-цев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 7 ноября 2018 г. N 8-01/329
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 07.11.2018