Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) "...."., руководствуясь статьей 23.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), рассмотрев протокол от 04.10.2018 года и иные материалы дела N А65-14.31/18 об административном правонарушении в отношении должностного лица - Генерального директора Общества с ограниченной ответственностью "Водоканал" "....", "...." года рождения, уроженца "....", имеющего паспорт серии "...." N "....", выдан "...." года "....", зарегистрированного по адресу: "....", работающего по адресу: "....", по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Дело об административном правонарушении N А65-14.31/18 рассмотрено в отсутствии надлежащим образом извещенного должностного лица (отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80084129044028, отчет о доставке телеграммы от 16.10.2018 года).
Событие административного правонарушения: злоупотребление доминирующим положением на рынке услуг холодного водоснабжения и водоотведения, в части проведения проверок приборов учета холодного водоснабжения и водоотведения без предварительного уведомления потребителей и составлению актов - обследования систем водоснабжения и водоотведения без указания примененного метода расчета количества поданной питьевой воды и принятых стоков, а также периода такого потребления, что привело (могло привести) к ущемлению интересов хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности и неопределённого круга лиц.
В соответствии с частью 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.31 КоАП РФ, является принятие решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Данное нарушение антимонопольного законодательства установлено решением Тывинского УФАС России от 03.09.2018 года по делу N 04-06-08/02-10-18.
На основании приказа Тывинского УФАС России от 16.04.2018 года N 94 "О проведении плановой выездной проверки юридического лица" проведена плановая выездная проверка в отношении ООО "Водоканал".
По результатам проведенной плановой выездной проверки составлен Акт проверки от 29.05.2018 года (исх. N 4-597).
В ходе проверки инспекцией изучены акты - обследования систем водоснабжения и водоотведения, составленные ООО "Водоканал" в отношении потребителей по фактам неисправности прибора учета ХВС, отсутствия прибора учета ХВС и бездоговорного пользования централизованной системой водоснабжения.
По итогам изучения указанных актов инспекция Тывинского УФАС России пришла к выводу, что при их составлении ООО "Водоканал" нарушены требования пунктов 147-149 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 года N 644 (далее - Правила водоснабжения) и пунктов 14-16 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 года N 776 (далее - Правила учета), что содержит в себе признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
По данному факту Тывинским УФАС России приказом от 22.06.2018 года N 192 возбуждено дело N 04-06-08/02-10-18 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО "Водоканал" по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Определением от 22.06.2018 года рассмотрение дела N 04-06-08/02-10-18 в отношении ООО "Водоканал" назначено на 26.07.2018 года в 10 часов 00 минут.
Указанным определением от 22.06.2018 года Тывинским УФАС России от ООО "Водоканал" истребованы следующие сведения и документы:
-документальные доказательства, подтверждающие факт предварительного уведомления потребителей о дате и времени предстоящей проверке прибора учета ХВС сотрудниками ООО "Водоканал", с доказательствами их вручения,
-информация о способе и периоде, на основании которых вышеуказанным потребителям произведены расчеты (начисления) по фактам выявленных нарушений (безучетное и бездоговорное потребление), с приложением подтверждающих документов.
До рассмотрения дела в адрес Тывинского УФАС России от ООО "Водоканал" (вх. N 2717 от 20.07.2018 года) поступили письменные пояснения по делу.
Согласно письменных пояснений предварительное уведомление абонентов перед проведением проверки приборов учета ХВС не требуется. Обязательное уведомление абонентов, указанное в пункте 148 Правил водоснабжения относится именно к проведению обследования водопроводных и канализационных сетей и о проведении отбора проб воды и сточных вод, а никак не к проверке приборов учета. В пунктах 147 и 149 Правил же указаны обязательства абонента допустить к проверке приборов учета сотрудников ООО "Водоканал" при наличии служебного удостоверения. При этом основной проблемой предварительного уведомления при проверке приборов учета, является предоставление для недобросовестных абонентов возможности к демонтажу на время проверки незаконно установленных устройств по вмешательству в работу приборов учета (магнитов). Кроме того, в случаях, когда не имеется возможности к допуску к приборам учета у абонентов, имеющих режимные объекты, уведомления о проведении проверок приборов учета обязательно направляются.
Начисления расчетов по абонентам у которых отсутствуют (временно не действуют) приборы учета или бездоговорного потребления, проводятся в соответствии с разделами III и IV Правил учета. Чаще всего в ООО "Водоканал" ведется расчет по методу расчетного среднемесячного (среднесуточного, среднечасового) количества поданной (транспортируемой) воды, в случаях когда у абонента ранее был прибор учета и метод гарантированного объема подачи воды, в случаях когда у абонента отсутствует прибору учета. Гарантированный объём подачи воды абоненту рассчитывается исходя из данных предоставленных в заявке абонента на заключение договора, проектной документации на помещения, проектной документации на узел учета или в соответствии с Сводом правил СП 30.13330.2012 "Внутренний водопровод и канализация зданий". Определенный гарантированный объем подачи воды абоненту закрепляется в Приложениях N2 и N3 к договору холодного водоснабжения и водоотведения (для примера прилагаются копии договоров NN 1063, 1502, 1535,1518).
Метод учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, используется в редких случаях для подачи в Арбитражный суд Республики Тыва исковых заявлений на абонентов, категорически отказывающихся на заключение договора на холодное водоснабжение или водоотведение, при фактическом пользовании ресурсами и их оплаты.
К письменным пояснениям приложены: свидетельства ИНН, ОГРН, устав, концессионные соглашения от "...." года б/н и от "...." года б/н, проектная документация помещения по адресу: г. Кызыл, ул. Калинина, д. 2А "Детский сад".
Явившийся 26.07.2018 года на рассмотрение дела N 04-06-08/02-10-18 представитель ООО "Водоканал" полностью поддержал вышеизложенные письменные пояснения.
Комиссия Тывинского УФАС России, изучив материалы дела N 04-06-08/02-10-18, выслушав устные пояснения лица, участвующего в рассмотрении дела, пришла к следующим выводам:
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Обязательным элементом состава нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, является специальный субъект - хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение.
Согласно статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) к сферам деятельности субъектов естественной монополии относятся водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО "Водоканал" является распределение воды.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 07.12.2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении) гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Постановлением Мэрии г. Кызыла от 31.07.2015 года N 830 ООО "Водоканал" определено гарантирующей организацией для централизованной системы холодного (питьевого) водоснабжения и водоотведения с зоной деятельности в границах городского округа "город Кызыл Республики Тыва".
Постановлением Службы по тарифам Республики Тыва от 20.12.2016 года N 85 установлены тарифы на услуги по холодному водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод, перекачке и транспортировке сточных вод, оказываемые ООО "Водоканал" на территории городского округа "г. Кызыла Республики Тыва" на 2017-2019 гг.
Кроме того, Тывинским УФАС России проведен анализ (обзор) состояния конкурентной среды на рынке услуг по холодному водоснабжению и водоотведению на территории г. Кызыла Республики Тыва за 2017 год, по результатам которого установлено, что ООО "Водоканал" является хозяйствующим субъектом, занимающим на исследуемом рынке в пределах территории г. Кызыла Республики Тыва в рамках присоединенной сети, долю в размере 100%, что в соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции является доминирующим положением - положением хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту или таким хозяйствующим субъектам возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Таким образом, в силу положений статьи 4 Закона о естественных монополиях, статьи 5 Закона о защите конкуренции ООО "Водоканал" занимает доминирующее положение на рынке услуг холодного водоснабжения и водоотведения в пределах территории города Кызыла Республики Тыва в рамках присоединенной сети.
Следовательно, в силу своего доминирующего положения ООО "Водоканал" обязаны соблюдать запреты, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции.
Для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением, то есть нарушения антимонопольного законодательства, достаточно наличие или угрозы наступления любого из следующих последствий: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределённого круга потребителей.
Аналогичные выводы изложены и в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 года N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", где разъяснено, что, исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
Отношения в сфере водоснабжения регулируются Законом о водоснабжении, Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Правилами водоснабжения, Правилами учета.
В ходе проверки инспекцией Тывинского УФАС России изучены акты - обследования систем водоснабжения и водоотведения, составленные ООО "Водоканал" в отношении потребителей по фактам неисправности прибора учета ХВС, отсутствия прибора учета ХВС и бездоговорного пользования централизованной системой водоснабжения, в частности:
-акт - обследования систем водоснабжения и водоотведения по факту неисправности прибора учета ХВС от 16.03.2016 года в отношении ИП П.,
-акт - обследования систем водоснабжения и водоотведения по факту неисправности прибора учета ХВС от 30.10.2017 года в отношении ИП Ф.,
-акт - обследования систем водоснабжения и водоотведения по факту неисправности прибора учета ХВС от 19.09.2017 года в отношении ГБПОУ РТ "Тувинский политехнический техникум",
-акт - обследования систем водоснабжения и водоотведения по факту неисправности прибора учета ХВС от 12.09.2017 года в отношении А.,
-акт - обследования систем водоснабжения и водоотведения по факту неисправности прибора учета ХВС от 06.09.2017 года в отношении ИП О.,
-акт - обследования систем водоснабжения и водоотведения по факту неисправности прибора учета ХВС от 11.09.2017 года в отношении ГБУЗ РТ "Республиканская психиатрическая больница",
-акт - обследования систем водоснабжения и водоотведения по факту неисправности прибора учета ХВС от 17.04.2017 года в отношении ООО "Ратна Групп",
-акт - обследования систем водоснабжения и водоотведения по факту неисправности прибора учета ХВС от 05.06.2017 года в отношении Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РТ,
-акт - обследования систем водоснабжения и водоотведения по факту неисправности прибора учета ХВС от 08.06.2017 года в отношении ООО "Азас",
-акт - обследования систем водоснабжения и водоотведения по факту неисправности прибора учета ХВС от 15.05.2017 года в отношении МУП "БПК",
-акт - обследования систем водоснабжения и водоотведения по факту неисправности прибора учета ХВС от 14.12.2016 года в отношении ФГБОУ ВО "ТГУ",
-акт - обследования систем водоснабжения и водоотведения по факту неисправности прибора учета ХВС от 19.04.2017 года в отношении ИП М.,
-акт - обследования систем водоснабжения и водоотведения по факту неисправности прибора учета ХВС от 06.06.2017 года в отношении ИП Волченко В.К.,
-акт - обследования систем водоснабжения и водоотведения по факту неисправности прибора учета ХВС от 06.04.2017 года в отношении ООО "Феникс",
-акт - обследования систем водоснабжения и водоотведения по факту неисправности прибора учета ХВС от 14.04.2017 года в отношении ОАО "АТП-1",
-акт - обследования систем водоснабжения и водоотведения по факту неисправности прибора учета ХВС от 18.03.2016 года в отношении ГУП РТ "Саяны",
-акт - обследования систем водоснабжения и водоотведения по факту отсутствия прибора учета от 21.09.2016 года в отношении ГБУЗ РТ "Перинатальный центр",
-акт - обследования систем водоснабжения и водоотведения по факту отсутствия прибора учета от 09.08.2016 года в отношении ИП О.,
-акт - обследования систем водоснабжения и водоотведения по факту отсутствия прибора учета от 14.11.2017 года в отношении ИП И.,
-акт - обследования систем водоснабжения и водоотведения по факту отсутствия прибора учета от 06.12.2017 года в отношении ГБПОУ РТ "Тувинский техникум предпринимательства",
-акт - обследования систем водоснабжения и водоотведения по факту отсутствия прибора учета от 19.04.2017 года в отношении ООО "Золушка",
-акт - обследования систем водоснабжения и водоотведения по факту отсутствия прибора учета от 20.06.2017 года в отношении МБДОУ Детский сад N 28 г. Кызыла,
-акт - обследования систем водоснабжения и водоотведения по факту отсутствия прибора учета от 04.10.2016 года в отношении ООО "Алантос",
-акт - обследования систем водоснабжения и водоотведения по факту отсутствия прибора учета от 24.10.2016 года в отношении О.,
-акт - обследования систем водоснабжения и водоотведения по факту отсутствия прибора учета от 09.01.2017 года в отношении Г.,
-акт - обследования систем водоснабжения и водоотведения по факту бездоговорного пользования централизованной системой водоснабжения от 03.05.2017 года в отношении собственника нежилого помещения по ул. Кочетова, д. 13,
-акт - обследования систем водоснабжения и водоотведения по факту бездоговорного пользования централизованной системой водоснабжения от 03.05.2017 года в отношении собственника нежилого помещения по ул. Суворова, д. 62/1,
-акт - обследования систем водоснабжения и водоотведения по факту бездоговорного пользования централизованной системой водоснабжения от 12.09.2017 года в отношении ООО "Таки",
-акт - обследования систем водоснабжения и водоотведения по факту бездоговорного пользования централизованной системой водоснабжения от 21.11.2017 года в отношении ООО "Океан",
-акт - обследования систем водоснабжения и водоотведения по факту бездоговорного пользования централизованной системой водоснабжения от 30.08.2016 года в отношении собственника нежилого помещения по ул. Кочетова, д. 95-82,
-акт - обследования систем водоснабжения и водоотведения по факту бездоговорного пользования централизованной системой водоснабжения от 08.06.2016 года в отношении М.,
-акт - обследования систем водоснабжения и водоотведения по факту бездоговорного пользования централизованной системой водоснабжения от 08.02.2017 года в отношении собственника нежилого помещения по ул. Бай-Хаакская, д. 6-3а,
-акт - обследования систем водоснабжения и водоотведения по факту бездоговорного пользования централизованной системой водоснабжения от 20.03.2017 года в отношении МБДОУ "Детский сад N 12",
-акт - обследования систем водоснабжения и водоотведения по факту бездоговорного пользования централизованной системой водоснабжения от 30.03.2016 года в отношении ИП А.,
-акт - обследования систем водоснабжения и водоотведения по факту бездоговорного пользования централизованной системой водоснабжения от 31.08.2016 года в отношении собственника нежилого помещения по ул. Кочетова, д. 98-1,
-акт - обследования систем водоснабжения и водоотведения по факту бездоговорного пользования централизованной системой водоснабжения от 13.09.2016 года в отношении собственника нежилого помещения по ул. Ленина, д. 81-19,
-акт - обследования систем водоснабжения и водоотведения по факту бездоговорного пользования централизованной системой водоснабжения от 08.11.2016 года в отношении собственника нежилого помещения по ул. Кочетова, д. 17-10,
-акт - обследования систем водоснабжения и водоотведения по факту бездоговорного пользования централизованной системой водоснабжения от 19.10.2016 года в отношении собственника нежилого помещения по ул. Кочетова, д. 22-7,
-акт - обследования систем водоснабжения и водоотведения по факту бездоговорного пользования централизованной системой водоснабжения от 24.10.2016 года в отношении ДЦТРК "Октай",
-акт - обследования систем водоснабжения и водоотведения по факту бездоговорного пользования централизованной системой водоснабжения от 07.11.2016 года в отношении собственника нежилого помещения по ул. Бухтуева, д. 1-4,
-акт - обследования систем водоснабжения и водоотведения по факту бездоговорного пользования централизованной системой водоснабжения от 18.10.2016 года в отношении собственника магазина N 13 по ул. Дружбы, д. 21в,
-акт - обследования систем водоснабжения и водоотведения по факту бездоговорного пользования централизованной системой водоснабжения от 13.09.2016 года в отношении собственника нежилого помещения по ул. Ленина, д. 77-4,
-акт - обследования систем водоснабжения и водоотведения по факту бездоговорного пользования централизованной системой водоснабжения от 08.09.2016 года в отношении Г. Салон красоты "Пралине".
Согласно пункту 82 Правил водоснабжения определение количества поданной (полученной) холодной воды, принятых (отведенных) сточных вод осуществляется путем проведения коммерческого учета в соответствии с Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод.
Правила учета утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 года N 776.
Согласно пункту 1 Правил учета настоящие Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод определяют порядок коммерческого учета воды, сточных вод с использованием приборов учета, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в узлах учета, спроектированных и допущенных в эксплуатацию в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, или расчетным способом в целях расчета размера платы за поданную (полученную), транспортируемую воду, принятые (отведенные), транспортируемые сточные воды по договорам холодного водоснабжения, договорам горячего водоснабжения (далее - договоры водоснабжения), договорам водоотведения, единым договорам холодного водоснабжения и водоотведения, договорам по транспортировке холодной воды, договорам по транспортировке горячей воды, договорам по транспортировке сточных вод и другим договорам, заключенным с организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения.
В соответствии с пунктом 3 Правил учета коммерческий учет воды, сточных вод осуществляется путем измерения количества воды и сточных вод приборами учета (средствами измерения) воды, сточных вод в узлах учета или расчетным способом в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
Согласно пунктам 35, 36 Правил водоснабжения абонент обязан обеспечивать сохранность знаков поверки и пломб на средствах измерений (приборах учета), узлах учета, задвижке обводной линии, пожарных гидрантах, задвижках и других устройствах, находящихся в границах эксплуатационной ответственности абонента. Организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль за правильностью учета объемов поданной (полученной) холодной воды, объемов принятых (отведенных) сточных вод абонентом, транзитными организациями; осуществлять контроль за наличием фактов самовольного пользования и (или) самовольного подключения к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения и принимать меры по предотвращению таких фактов.
Согласно пункту 2 Правил водоснабжения под самовольным пользованием централизованной системой холодного водоснабжения и (или) водоотведения следует понимать пользование централизованной системой холодного водоснабжения и (или) централизованной системой водоотведения либо при отсутствии договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения, либо при нарушении сохранности контрольных пломб на задвижках, пожарных гидрантах или обводных линиях, находящихся в границах эксплуатационной ответственности абонента (при отсутствии на них приборов учета), либо при врезке абонента в водопроводную сеть до установленного прибора учета.
В соответствии с пунктом 84 Правил водоснабжения абонент обязан в порядке, установленном данными Правилами, обеспечить доступ представителям организации водопроводно-канализационного хозяйства или по ее указанию представителям иной организации к средствам измерений (приборам учета) и иным устройствам, в том числе, для проверки исправности средств измерений (приборов учета), сохранности знаков поверки и контрольных пломб и снятия показаний и контроля за снятыми абонентами показаниями.
Аналогичные требования содержатся в пункте 11 Правил учета, согласно которого абонент или транзитная организация обязаны обеспечить беспрепятственный доступ представителей организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, или по указанию организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, представителям иной организации к узлам учета и приборам учета для сверки показаний приборов учета и проверки соблюдения условий эксплуатации приборов учета.
В силу пункта 147 Правил водоснабжения абонент, транзитная организация обязаны обеспечить доступ представителям организации водопроводно-канализационного хозяйства или по ее указанию представителям иной организации к приборам учета (узлам учета) и иным устройствам:
а) для проверки исправности приборов учета, сохранности контрольных пломб и снятия показаний и контроля за снятыми абонентом показаниями;
б) для проведения поверок, ремонта, технического и иного обслуживания, замены приборов учета в случае, если такие приборы учета принадлежат организации водопроводно-канализационного хозяйства или организация обеспечивает их обслуживание;
в) для опломбирования приборов учета холодной воды, сточных вод;
г) для отбора проб в установленных местах отбора проб в целях проведения производственного контроля качества питьевой воды, контроля качества сточных вод;
д) для обслуживания водопроводных, канализационных сетей и оборудования, находящихся на границе эксплуатационной ответственности организации водопроводно-канализационного хозяйства;
е) для проверки водопроводных, канализационных сетей, иных устройств и сооружений, присоединенных к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
ж) для проверки обоснованности мероприятий плана по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод (при согласовании такого плана), а также для проверки реализации мероприятий согласованного плана по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод.
Согласно пункту 148 Правил водоснабжения абонент, транзитная организация обеспечивают беспрепятственный доступ представителям организации водопроводно-канализационного хозяйства или по ее указанию представителям иной организации после предварительного оповещения абонента, транзитной организации о дате и времени посещения.
Абонент, транзитная организация должны быть извещены о проведении обследования водопроводных и канализационных сетей и о проведении отбора проб воды и сточных вод не менее чем за 15 минут до проведения такого обследования и (или) отбора проб. Оповещение должно осуществляться любыми доступными способами, позволяющими подтвердить получение такого уведомления адресатами.
В соответствии с пунктом 149 Правил водоснабжения уполномоченные представители организации водопроводно-канализационного хозяйства или представители иной организации допускаются к водопроводным, канализационным сетям и сооружениям на них, приборам учета и иным устройствам, местам отбора проб при наличии служебного удостоверения (доверенности на совершение соответствующих действий от имени организации водопроводно-канализационного хозяйства или иной организации) или по заранее направленному абоненту, транзитной организации списку с указанием должностей проверяющих. В случае если доступ предоставляется для проверки, по итогам проверки составляется двусторонний акт, в котором фиксируются результаты проверки, при этом один экземпляр акта должен быть направлен абоненту, транзитной организации не позднее 3 рабочих дней со дня его составления. При этом абонент, транзитная организация имеют право присутствовать при проведении организацией водопроводно-канализационного хозяйства всех проверок, предусмотренных настоящим разделом.
При воспрепятствовании абонентом, транзитной организацией в доступе в течение более чем 30 минут с момента их прибытия составляется акт, фиксирующий факт несовершения абонентом, транзитной организацией действий (бездействия), необходимых для обеспечения доступа представителям организации водопроводно-канализационного хозяйства или по ее указанию представителям иной организации к водопроводным сетям, местам отбора проб воды и приборам учета воды, канализационным сетям, контрольным канализационным колодцам для отбора проб воды, сточных вод, проведения обследований и измерений.
Таким образом, в соответствии с вышеназванными законоположениями ООО "Водоканал", инициируя проверку прибора учета, обязано предварительно любым доступным способом уведомить потребителя о дате и времени предстоящей проверки.
При этом ООО "Водоканал" документальные доказательства, подтверждающие факт предварительного уведомления потребителей, в отношении которых составлены вышеприведённые акты - обследования систем водоснабжения и водоотведения по фактам неисправности прибора учета ХВС, отсутствия прибора учета ХВС и бездоговорного пользования централизованной системой водоснабжения, в адрес Комиссии Тывинского УФАС России по рассмотрению дела N 04-06-08/02-10-18 не представлены.
С учетом вышеизложенного довод представителя ООО "Водоканал" о том, что в соответствии с пунктом 148 Правил водоснабжения предварительное обязательное уведомление абонентов относится к проведению обследования водопроводных и канализационных сетей и проведению отбора проб воды и сточных вод, а никак не проверке приборов учета, отклоняется Комиссией Тывинского УФАС России как противоречащий пунктам 147 и 148 Правил водоснабжения, согласно которых абонент обязан обеспечить доступ представителям организации водопроводно-канализационного хозяйства или по ее указанию представителям иной организации к приборам учета (узлам учета) и иным устройствам: для проверки исправности приборов учета, сохранности контрольных пломб и снятия показаний и контроля за снятыми абонентом показаниями; для проведения поверок, ремонта, технического и иного обслуживания, замены приборов учета в случае, если такие приборы учета принадлежат организации водопроводно-канализационного хозяйства или организация обеспечивает их обслуживание; для опломбирования приборов учета холодной воды, сточных вод. Абонент обеспечивает беспрепятственный доступ представителям организации водопроводно-канализационного хозяйства или по ее указанию представителям иной организации после предварительного оповещения абонента о дате и времени посещения.
Согласно пункту 47 Правил учета эксплуатация узла учета, а также ремонт и замена приборов учета осуществляются абонентом или транзитной организацией в соответствии с технической документацией. Поверка приборов учета, входящих в состав узла учета, осуществляется в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Подпунктами "в" и "ж" пункта 49 Правил учета предусмотрено, что узел учета считается вышедшим из строя (неисправным) в случае нарушения контрольных пломб или знаков поверки и истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.
Из пункта 16 Правил учета следует, что применение метода учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, при их круглосуточном действии полным сечением в точке подключения к централизованной системе водоснабжения и при скорости движения воды 1,2 метра в секунду используется в следующих случаях:
а) при самовольном присоединении и (или) пользовании централизованными системами водоснабжения за период времени, в течение которого осуществлялось такое самовольное присоединение и (или) пользование, но не более чем за 3 года. При этом период времени, в течение которого осуществлялось самовольное присоединение и (или) пользование централизованными системами водоснабжения, определяется со дня предыдущей контрольной проверки технического состояния объектов централизованной системы водоснабжения в месте, где позже был выявлен факт самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами водоснабжения, до дня устранения самовольного присоединения (прекращения самовольного пользования). В случае если абонент в течение 1 года после вступления в силу настоящих Правил проинформировал организацию, осуществляющую горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, о самовольном присоединении и (или) пользовании централизованной системой водоснабжения, расчетный способ определения количества поданной (полученной) воды применяется не более чем за 6 месяцев;
б) через 60 дней со дня возникновения неисправности прибора учета (в том числе непроведения поверки после истечения межповерочного интервала) или демонтажа прибора учета до проведения допуска прибора учета к эксплуатации либо поверки без демонтажа прибора учета;
в) при отсутствии у абонента или транзитной организации приборов учета воды, допущенных к эксплуатации в установленном порядке, в случае, если в течение 60 дней со дня получения от организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, уведомления о необходимости установки приборов учета или после даты, определенной в договорах водоснабжения, едином договоре водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке холодной воды и договоре по транспортировке горячей воды, приборы учета воды не установлены;
г) при нарушении в течение более 6 месяцев сроков представления показаний прибора учета, за исключением случаев предварительного уведомления абонентом или транзитной организацией организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, о временном прекращении потребления воды.
Согласно материалов дела N 04-06-08/02-10-18 акты - обследования систем водоснабжения и водоотведения составлены ООО "Водоканал" в отношении потребителей по фактам неисправности прибора учета ХВС, отсутствия прибора учета ХВС и бездоговорного пользования централизованной системой водоснабжения.
При таких обстоятельствах в отношении данных потребителей расчет количества поданной питьевой воды и принятых стоков, должен быть произведен расчетным способом с применением метода учета пропускной способности присоединенных устройств и сооружений.
Вопреки данным требованиям закона в актах - обследования ООО "Водоканал" не отражены примененный метод расчета количества поданной питьевой воды и принятых стоков, а также период такого потребления.
Таким образом, Комиссия Тывинского УФАС России, изучив материалы дела N 04-06-08/02-10-18, пришла к выводу, что при составлении вышеперечисленных актов - обследования систем водоснабжения и водоотведения по фактам неисправности прибора учета ХВС, отсутствия прибора учета ХВС и бездоговорного пользования централизованной системой водоснабжения ООО "Водоканал" нарушены требования пунктов 147-149 Правил водоснабжения и пунктов 14-16 Правил учета.
Из правовой природы отношений, возникающих между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и потребителями в связи с оказанием услуг по холодному водоснабжению и водоотведению видно, что акты - обследования систем водоснабжения и водоотведения по фактам неисправности прибора учета ХВС, отсутствия прибора учета ХВС и бездоговорного пользования централизованной системой водоснабжения могут быть составлены ООО "Водоканал" в отношении любого лица - потребителей, которых невозможно определить (индивидуализировать).
Кроме того, в пункте 24 постановления Президиума Верховного суда Российской Федерации от 28.03.2018 года N 1 разъяснено, что под неопределенным кругом потребителей для целей применения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции следует понимать множественность (не единичность) числа потребителей, чьи права и законные интересы могут быть затронуты действиями лица, занимающего доминирующее положение на рынке.
Комиссией Тывинского УФАС России по рассмотрению дела N 04-06-08/02-10-18 изучены 43 акта - обследования систем водоснабжения и водоотведения, составленных ООО "Водоканал" в отношении потребителей по фактам неисправности прибора учета ХВС, отсутствия прибора учета ХВС и бездоговорного пользования централизованной системой водоснабжения, из которых 4 акта составлены в отношении физических лиц, 39 актов - в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
С учетом вышеизложенного Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела N 04-06-08/02-10-18 пришла к выводу, что действия ООО "Водоканал" по проведению проверок приборов учета холодного водоснабжения и водоотведения без предварительного уведомления потребителей и составлению актов - обследования систем водоснабжения и водоотведения без указания примененного метода расчета количества поданной питьевой воды и принятых стоков, а также периода такого потребления. содержат признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, противоречат названным выше нормативно-правовым актам, свидетельствуют о злоупотреблении доминирующим положением, чем ущемлены интересы неопределенного круга потребителей и хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности.
Тывинским УФАС России в порядке статьи 48.1 Закона о защите конкуренции 26.07.2018 года принято заключение об обстоятельствах дела N 04-06-08/02-10-18, направленное в адрес ООО "Водоканал".
ООО "Водоканал" в соответствии с частью 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции до оглашения резолютивной части решения по настоящему делу возражения на заключение об обстоятельствах дела N 04-06-08/02-10-18 в адрес Комиссии Тывинского УФАС России не представлены.
Явившийся 22.08.2018 года на заседании Комиссии Тывинского УФАС России представитель ООО "Водоканал" устные возражения на заключение об обстоятельствах дела N 04-06-08/02-10-18 также не заявил.
При таких обстоятельствах факт нарушения ООО "Водоканал" антимонопольного законодательства установлен Комиссией Тывинского УФАС России.
В соответствии со статьей 22 Закона защите конкуренции, одной из функций антимонопольного органа является принятие мер по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и предупреждение монополистической деятельности хозяйствующих субъектов.
Решением Тывинского УФАС России от 03.09.2018 года по делу N 04-06-08/02-10-18 ООО "Водоканал" признано нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в части проведения проверок приборов учета холодного водоснабжения и водоотведения без предварительного уведомления потребителей и составлению актов - обследования систем водоснабжения и водоотведения без указания примененного метода расчета количества поданной питьевой воды и принятых стоков, а также периода такого потребления, что привело (могло привести) к ущемлению интересов хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности и неопределённого круга лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет.
Объективная сторона состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, состоит в действиях ООО "Водоканал", в части проведения проверок приборов учета холодного водоснабжения и водоотведения без предварительного уведомления потребителей и составлению актов - обследования систем водоснабжения и водоотведения без указания примененного метода расчета количества поданной питьевой воды и принятых стоков, а также периода такого потребления, что привело (могло привести) к ущемлению интересов хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности и неопределённого круга лиц.
Субъектами данного правонарушения являются должностные и юридические лица, которые ненадлежащим исполнением своих обязанностей обусловили совершение административного правонарушения.
В силу статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В примечании статьи 2.4 КоАП РФ указывается, что под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 13.25, 14.24, 14.55, 15.17 - 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.29 - 15.31, 15.37, частью 9 статьи 19.5, статьей 19.7.3 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 - 7.32, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.
"....". назначен на должность генерального директора ООО "Водоканал" на основании приказа от "...." года N "....".
Аналогичные сведения содержатся в выписке из ЕГРЮЛ ООО "Водоканал".
Таким образом, должностное лицо - Генеральный директор ООО "Водоканал" "...." совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.
Определяя степень виновности генерального директора ООО "Водоканал" "...." следует отметить, что ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей обусловило не выполнение ООО "Водоканал" установленных действующими нормативными правовыми актами обязанностей по соблюдению требований антимонопольного законодательства.
Согласно части 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Обстоятельства, отягчающие административную ответственность должностного лица, предусмотренные статьей 4.3 КоАП РФ, в ходе рассмотрения дела не установлены.
В соответствии со статьей 4.2 КоАП РФ обстоятельством, смягчающим административную ответственность должностного лица является совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, впервые.
Обстоятельства, свидетельствующие о малозначительности совершенного административного правонарушения, не выявлены.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 24.5.КоАП РФ, не установлено.
Местом совершения административного правонарушения является город Кызыл Республики Тыва.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 1.7, 3.5, 4.1, 4.5, частью 2 статьи 14.31, 23.48, частью 1.2 статьи 28.1, статьями 29.9, 29.10 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
1. Признать должностное лицо - генерального директора ООО "Водоканал" "...." виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Наложить на должностное лицо - генерального директора ООО "Водоканал" "....", по факту совершения им административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.
В соответствии со статьей 31.1 КоАП РФ постановление, об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного на его обжалование, если постановление не было обжаловано или опротестовано, либо после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано.
Постановление по делу об административном правонарушении в соответствии со статьями 30.1, 30.3 КоАП РФ может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу, либо в суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Примечание:
Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу.
Штраф должен быть перечислен в бюджет Российской Федерации по следующим реквизитам:
Получатель: Управление Федерального Казначейства по Республике Тыва (Тывинское УФАС России, адрес: 667000, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Красноармейская, 100, 4 этаж).
ИНН 1701044223 КПП 170101001
Код бюджетной классификации: 161 1 16 02010 01 6000 140
Банк получателя: УФК по Республике Тыва (Тывинское УФАС России).
р/с 40101810900000010001 в Отделение - НБ Республики Тыва г. Кызыл БИК 049304001
ОКТМО: 93701000
Назначение платежа: денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), налагаемые федеральными органами государственной власти.
Идентификатор плательщика:"....".
Идентификатор начисления: "....".
Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со срока, установленного на уплату штрафа, должностным лицом, вынесшим постановление, соответствующие материалы будут направлены судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо, вынесшее постановление, должно будет принять решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с частью 20.25 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.
Согласно части 1, 2 статьи 31.5 КоАП РФ при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца. Также с учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена органом, должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трех месяцев.
В соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение двух лет со дня его вступления в законную силу.
Руководитель управления "...."
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 19 октября 2018 г. N А65-14.31/18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 19.10.2018