Заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области Светлана Владимировна Мазаева, рассмотрев протокол N АП4-21/18 об административном правонарушении от 11.10.2018 и материалы дела в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Тамбовгеология" (адрес: 392000, г. Тамбов, ул. Бастионная, д. 25, ИНН 6829121093 ОГРН 1166820055380) по части 2 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
в присутствии законного представителя ООО "Тамбовгеология" генерального директора <__.>, которому разъяснены права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л А:
Как следует из материалов дела о нарушении антимонопольного законодательства, в ходе 8 аукционов в электронной форме: N 0164300000416000001, N 0164300022616000017, N 0164300022616000018, N 0164300022616000019, N 0164300026917000027, N 0164300029216000005, N 0164300029216000006, N 0164300036916000001, проходивших в период с 14 апреля 2016 года по 31 декабря 2017 года, их участники: ООО "Тамбовгеология", ООО "Контурстрой" и ООО "ТамбовТехМонтаж" вели себя следующим образом:
- на аукцион N 0164300000416000001 - выполнение работ по реконструкции водопровода по ул. Южная в с. Стрельцы Тамбовского района Тамбовской области, начальная максимальная цена контракта - 2 757 120 руб. поступило 13 заявок, допущено к участию в аукционе три общества - ООО "ТамбовТехМонтаж", ООО "Контурстрой", ООО "Тамбовгеология", ценовые предложения подавали два общества - ООО "ТамбовТехМонтаж" и ООО "Тамбовгеология". При рассмотрении вторых частей заявок, заявка ООО "Тамбовгеология" признана не соответствующей требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и отклонена на основании п.1 ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе в связи с непредставлением свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданное саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов строительства, в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ. Аукцион признан несостоявшимся, контракт заключен с ООО "ТамбовТехМонтаж" по предложенной цене контракта 2 729 548,8 руб., снижение цены контракта - 1%;
- на аукцион N 0164300022616000017 - выполнение работ по реконструкции водопровода по ул. Интернациональная в р.п. Дмитриевка Никифоровского района Тамбовской области, начальная максимальная цена контракта - 922 480 руб., поступило 6 заявок, допущено к участию в аукционе 3 участника - ООО "ТамбовТехМонтаж", ООО "Контурстрой", ООО "Тамбовгеология", ценовые предложения подавало ООО "ТамбовТехМонтаж", аукцион признан несостоявшимся, контракт заключен с ООО "ТамбовТехМонтаж" по предложенной цене контракта 917 867,6 руб., снижение цены контракта - 0,5%;
- на аукцион N 0164300022616000018 - выполнение работ по реконструкции водопровода по ул. Большая Советская в р.п. Дмитриевка, Никифоровского района Тамбовской области, начальная максимальная цена контракта - 823 820 руб., поступило 8 заявок, допущено к участию в аукционе 3 участника - ООО "ТамбовТехМонтаж", ООО "Контурстрой", ООО "Тамбовгеология", ценовые предложения подавало ООО "ТамбовТехМонтаж", аукцион признан несостоявшимся, контракт заключен с ООО "ТамбовТехМонтаж" по предложенной цене контракта 819 700,9 руб., снижение цены контракта - 0,5%;
- на аукцион N 0164300022616000019 -выполнение работ по реконструкции водопровода по ул. Строителей и ул. Комсомольской в р.п. Дмитриевка, Никифоровского района Тамбовской области, начальная максимальная цена контракта - 2578880,00 руб., поступило 8 заявок, допущено к участию в аукционе 3 участника - ООО "ТамбовТехМонтаж", ООО "Контурстрой", ООО "Тамбовгеология", ценовые предложения подавали 2 участника - ООО "ТамбовТехМонтаж" и ООО "Тамбовгеология". При рассмотрении вторых частей заявок, заявка ООО "Тамбовгеология" признана не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе и отклонена на основании п.1 ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе в связи с непредставлением свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданное саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов строительства, в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ. Аукцион признан несостоявшимся, контракт заключен с ООО "ТамбовТехМонтаж" по предложенной цене контракта 2 565 985.60 руб., снижение цены контракта - 0,5%;
- на аукцион N 0164300026917000027 - строительство газопровода низкого давления на участках N 1,2,3, определенных под малоэтажную жилую застройку в р.п. Знаменка Знаменского района Тамбовской области, начальная максимальная цена контракта - 5 694 820.00 руб., поступило 7 заявок, допущено к участию в аукционе 2 участника - ООО "ТамбовТехМонтаж", ООО "Тамбовгеология", ценовые предложения подавал 1 участник - ООО "Тамбовгеология", контракт заключен с ООО "Тамбовгеология" по предложенной цене контракта 5 666 345,90 руб., снижение цены контракта - 0,5%;
- на аукцион N 0164300029216000005 - выполнение работ по строительству водозаборной скважины в р.п. Токаревка ул. Трудовая Токаревского района Тамбовской области, начальная максимальная цена контракта - 2 371 550 руб., поступило 10 заявок, допущено к участию в аукционе 2 участника - ООО "ТамбовТехМонтаж" и ООО "Тамбовгеология", ценовые предложения подавал 1 участник - ООО "Тамбовгеология", контракт заключен с ООО "Тамбовгеология" по предложенной цене контракта 2 359 692.25 руб., снижение цены контракта - 0,5%;
- на аукцион N 0164300029216000006 - выполнение работ по строительству водозаборной скважины в р.п. Токаревка ул. Мира Токаревского района Тамбовской области, начальная максимальная цена контракта - 2 974 020,00 руб., поступило 10 заявок, допущено к участию в аукционе 2 участника - ООО "ТамбовТехМонтаж", ООО "Тамбовгеология", ценовые предложения подавало ООО "Тамбовгеология", аукцион признан несостоявшимся, контракт заключен с ООО "Тамбовгеология" по предложенной цене контракта 2 959 149.90 руб., снижение цены контракта - 0,5%;
- на аукцион N 0164300036916000001 - выполнение работ по строительству водозаборной скважины по ул. Октябрьская, д 74 а в с. Новоюрьево Староюрьевского района Тамбовской области, начальная максимальная цена контракта - 3 092 870 руб., поступило 10 заявок, допущено к участию в аукционе 2 участника - ООО "Контурстрой" и ООО "Тамбовгеология", ценовые предложения подавали 2 участника - ООО "Контурстрой" и ООО "Тамбовгеология", победителем признано ООО "Тамбовгеология", предложившее цену контракта 3 077 405, 65 руб., снижение цены контракта - 0,5%.
вышеуказанных аукционов в электронной форме показал, что они не являлись конкурентными. ООО "Тамбовгеология" либо ООО "ТамбовТехМонтаж" поочередно подавали ценовые предложения на аукционах. Отсутствие конкуренции на торгах позволяло указанным лицам заключать контракты с минимальным снижением цены контракта (0,5%-1%).
При участии в конкурентных торгах того же периода времени и аналогичных по предмету начальная цена аукционов была снижена на 3% - 37%, например:
- на аукцион N 0164300006416000001 - выполнение работ по замене водонапорных башен, заказчик - администрация Балыклейского сельсовета Инжавинского района Тамбовской области, начальная (максимальная) цена контракта 1 715 280 руб., поступило 4 заявки, допущены к участию в аукционе 4 участника, подавали ценовые предложения 2 участника - ООО "ТамбовТехМонтаж" и ООО "Газстальмонтаж", победителем признано ООО "ТамбовТехМонтаж", предложившее цену контракта 1 655 245, 20 руб., снижение цены контракта составило 3%;
- на аукцион N 0164300000116000005 - выполнение работ по объекту "Строительство водонапорной башни и водозаборной скважины по ул. Школьная в р.п. Мордово, Мордовского района Тамбовской области), начальная максимальная цена контракта - 3 311 150 руб., поступило 6 заявок, допущены к участию в аукционе 6 участников, подавали ценовые предложения 4 участника - ООО "Тамбовгеология", ООО "Сонатастрой", ООО "Мелиоводстрой", ОАО "Бурводстрой", победителем стало ОАО "Бурводстрой", предложившее цену контракта 2 185 359.00 руб., снижение цены контракта составило примерно - 34 %, при этом ООО "Тамбовгеология" предложило цену контракта со снижением 33, 5 % (номер по ранжированию - 2, предложение по цене контракта - 2 201 914,75 руб.);
- на аукцион N 0164300018316000059 - строительство водопроводной сети в п. Хоботово (ул. Советская, Школьная, Запрудная) - (завершение работ), начальная максимальная цена контракта - 5 340 935 руб., поступило 11 заявок, допущены к участию в аукционе 11 участников, подавали ценовые предложения 3 участника - ООО "Спецбурстрой", ООО "Проектно-строительная компания "Провод групп", ООО "Тамбовгеология", победителем стало ООО "Спецбурстрой", предложившее цену контракта 4 624 815, 32 руб., снижение цены контракта составило примерно 13 %, при этом ООО "Тамбовгеология" предложило цену контракта со снижением 1 % (номер по ранжированию - 3, предложение по цене контракта - 5 287 525, 32 руб.);
- на аукцион N 0164300029716000004 - выполнение работ по реконструкции водозаборного узла в г. Жердевка в центральной части кадастрового квартала 68 03 2101020), начальная максимальная цена контракта 1 620 090 руб, поступило 4 заявки, допущены к участию в аукционе 4 участника, подавали ценовые предложения 2 участника - ОАО "Бурводстрой", ООО "Тамбовгеология", победителем стало ООО "Тамбовгеология", предложившее цену контракта 1 020 656.70 руб., снижение цены контракта составило примерно 37 %.
Согласно выпискам из ЕГРЮЛ, Общество с ограниченной ответственностью "Тамбовгеология" ОГРН 1166820055380, ИНН 6829121093, зарегистрировано 25.04.2016, адрес: г. Тамбов, ул. Бастионная, д. 25. Основным видом деятельности общества является строительство инженерных коммуникаций для водоснабжения и водоотведения, газоснабжения (код ОКВЭД 42.21). Генеральным директором общества является <__.>, учредителем с размером доли 100 % - <__.>.
Общество с ограниченной ответственностью "ТамбовТехМонтаж" ОГРН 1116820000230, ИНН 6820031529, зарегистрировано 24.02.2011, адрес: г. Тамбов, ул. Мичуринская, д. 89Б, каб. 37. Основным видом деятельности общества является строительство инженерных коммуникаций для водоснабжения и водоотведения, газоснабжения (код ОКВЭД 42.21). Генеральным директором и учредителем общества с размером доли 100 % является <__.>.
В силу статьи 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Частями 2,4 статьи 24 Закона о контрактной системе определено, что одним из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются аукционы (аукцион в электронной форме), при этом под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта.
Рассматриваемые восемь торгов (N 0164300000416000001, N 0164300022616000017, N 0164300022616000018, N 0164300022616000019, N 0164300026917000027, N 0164300029216000005, N 0164300029216000006, N 0164300036916000001) проводились в форме электронных аукционов, победителем признавался участник, предложивший наименьшую цену контракта. То есть конкурентность торгов заключалась именно в ценовом соперничестве участников аукционов, которое неизбежно влечет за собой снижение цены контракта.
Согласно пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Результаты вышеуказанных восьми аукционов свидетельствуют об отсутствии конкуренции между его участниками за право заключения контракта по предмету аукциона. Более того, очевидно, что поочередное участие ООО "Тамбовгеология" и ООО "ТамбовТехМонтаж" в аукционах с подачей ценовых предложений обеспечивало указанным участникам возможность заключать контракты по максимальной цене.
Данные обстоятельства не являются простым или случайным совпадением, а свидетельствуют о предварительной договоренности ООО "Тамбовгеология" и ООО "ТамбовТехМонтаж" по вопросу участия в рассматриваемых аукционах, что подтверждается следующим.
1. Между ООО "Тамбовгеология" и ООО "ТамбовТехМонтаж" существуют тесные экономические и финансовые связи.
Так, согласно выписке по счету ООО "Тамбовгеология" в ПАО АКБ "Авангард" с 01.01.2016 по 31.12.2016 обществом осуществлялись следующие финансовые операции:
- оплата ООО "ТамбовТехМонтаж" по договору субподряда N 23/В-2016 от 12.09.20916 в сумме 250 000 руб.,
- выдача ООО "ТамбовТехМонтаж" беспроцентного займа по договору займа от 01.06.2017 в сумме 700 000 руб.,
- выдача ООО "ТамбовТехМонтаж" беспроцентного займа по договору займа от 05.06.2017 в сумме 837 000 руб.,
- выдача ООО "ТамбовТехМонтаж" беспроцентного займа по договору займа от 07.06.2017 в сумме 300 000 руб.,
- выдача ООО "ТамбовТехМонтаж" беспроцентного займа по договору займа от 08.06.2017 в сумме 400 000 руб.,
- выдача ООО "ТамбовТехМонтаж" беспроцентного займа по договору займа от 14.06.2017 в сумме 500 000 руб.,
- выдача ООО "ТамбовТехМонтаж" беспроцентного займа по договору займа от 15.06.2017 в сумме 560 000 руб.,
- выдача ООО "ТамбовТехМонтаж" беспроцентного займа по договору займа от 21.06.2017 в сумме 330 000 руб.,
- выдача ООО "ТамбовТехМонтаж" беспроцентного займа по договору займа от 19.07.2017 в сумме 30 000 руб.,
- выдача ООО "ТамбовТехМонтаж" беспроцентного займа по договору займа от 19.07.2017 в сумме 65 000 руб.
2. В результате анализа свойств файлов, полученных электронной торговой площадкой от ООО "Тамбовгеология" и ООО "ТамбовТехМонтаж" при участии в восьми аукционах, установлено совпадение значений записей об авторах, которыми создавались и изменялись файлы заявок. А именно: электронные файлы для подачи заявки на участие в аукционе N 0164300036916000001 на право заключения контракта на выполнение соответствующих работ (услуг) от имени ООО "Тамбовгеология" и ООО "ТамбовТехМонтаж" готовило одно и то же лицо - <__.> - сотрудник ООО "Тамбовгеология" в период проведения рассматриваемых аукционов, которая является супругой генерального директора ООО "Тамбовгеология" <__.>, что подтверждается письменными пояснениями ООО "Тамбовгеология" (вх. от 13.03.2018 N 1445) и копиями трудовых договоров от 04.05.2016, от 01.07.2016, от 01.10.2016, от 01.01.2017, от 01.04.2017, от 01.07, 2017, от 01.10.2017.
В данном аукционе заявка ООО "ТамбовТехМонтаж" была отклонена по результатам рассмотрения первых частей заявок, победителем стало ООО "Тамбовгеология".
При подаче заявок в данном аукционе ООО "ТамбовТехМонтаж" использовало электронный цифровой ключ (серийный номер сертификата 23ba3f5d00030001a312, действ. до 22.07.2016), владелец - <__.> - генеральный директор общества.
По данным ЗАО "ТаксНет" - удостоверяющего центра, выдающего электронные цифровые подписи для участия в электронных торгах, представлена информация о владельцах сертификатов ключей электронной цифровой подписи, используемых для осуществления юридически значимых действий на торговых площадках, (письмо от 07.06.2018 N 659).
Анализ представленной информации показал, что владелец сертификата: s/n 23ba3f5d00030001a312 - <__.> - генеральный директор ООО "ТамбовТехМонтаж", лицо, предоставившее заявительные документы на создание данного ключа проверки СКПЭП - <__.> - генеральный директор ООО "Тамбовгелогия". Получатель СКПЭП - он же.
Кроме того, государственный контракт по рассматриваемому аукциону N 0164300036916000001 был подписан ООО "Тамбовгеология" с ip-адреса 37.235.209.47, который закреплен за ООО "Омега", генеральным директором которого наряду с ООО "ТамбовТехМонтаж" является <__.>. Таким образом, ООО "Омега" и ООО "ТамбовТехМонтаж" составляют одну группу лиц в понятии статьи 9 Закона о защите конкуренции и рассматриваются как один хозяйствующий субъект.
3. В ходе анализа информации, представленной ЭТП, установлено, что при участии в торгах N 0164300000416000001, N 0164300022616000017, N 0164300022616000018, N 0164300022616000019 ООО "ТамбовТехМонтаж" осуществляло юридически значимые действия на ЭТП со следующего IP-адреса: 193.33.63.102, а именно подписывало контракты, и с этого же адреса контракты были подписаны ООО "Тамбовгеология" по итогам аукционов N 0164300029216000005, N 0164300029216000006.
При подготовке и участии в других торгах, аналогичных по предмету того же периода времени, ООО "Тамбовгеология" и ООО "ТамбовТехМонтаж" подавали заявки с ip-адреса 91.219.101.122 (аукцион N 0164200003016007597) и ip-адреса 91.219.101.85 (аукцион N 0164300010217000011), принадлежащих одному и тому же гражданину. Ответ ООО "Системы связи" (вх. от 14.03.2018 N 46) и пояснения гражданина имеются в материалах дела (вх. от 30.05.2018 N 3253).
4. Кроме того, при участии в аукционах N 0164300000416000001 и N 0164300022616000019 ООО "Тамбовгелогия" при рассмотрении вторых частей заявок, не представило свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданное саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов строительства, в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ, в связи с чем его заявка была признана не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе и отклонена на основании п.1 ч. 6 ст. 69 названного закона. В связи с чем аукцион признан несостоявшимся, и контракты были заключены с ООО "ТамбовТехМонтаж" по предложенной обществом цене.
При этом, ООО "Тамбовгеология" постоянно участвует в закупках, и знает о необходимости представления вышеуказанного свидетельства. Его отсутствие в заявках является не простой ошибкой, а свидетельствует о его намеренном не вложении, чтобы была отклонена и контракт был заключен с ООО "ТамбовТехМонтаж".
Таким образом, итог рассмотрения вторых частей заявок, а именно, что заявка ООО "Тамбовгеология" не соответствует требованиям документации, участники знали заранее.
Указанные действия совершались с целью получения ООО "ТамбовТехМонтаж" контракта по максимально возможной цене.
Данные обстоятельства не могут являться случайным совпадением обстоятельств, а свидетельствуют о четко и заранее спланированном поведении ООО "Тамбовгеология" и ООО "ТамбовТехМонтаж" для достижения цели - заключения контрактов по максимально высокой цене в пользу одного лица из указанных двух участников закупки.
Такое поведение ООО "Тамбовгеология" и ООО "ТамбовТехМонтаж" на торгах N N 0164300000416000001, 0164300022616000017, 0164300022616000018, 0164300022616000019, 0164300026917000027, 0164300029216000005, 0164300029216000006, 0164300036916000001, а именно:
1) однотипные систематические действия указанных лиц на аукционах на протяжении длительного периода времени (2016-2017 г.г.);
2) процент снижения цены контрактов по вышеуказанным аукционам незначительный - 0,5 %-1%, в то время как в конкурентных торгах от 3% до 37%;
3) подача заявок и ценовых предложений, а также подписание контрактов в ряде аукционов с одних ip-адресов;
4) наличие тесных финансовых и экономических связей между ООО "Тамбовгеология" и ООО "ТамбовТехМонтаж",
свидетельствует о наличии антиконкурентного соглашения, заключенного данными Обществами, направленного на поддержание цены на торгах.
Рассматриваемые восемь закупок, в которых принимали участие ООО "Тамбовгеология" и ООО "ТамбовТехМонтаж", завершились без какого-либо соперничества. Контракты были заключены с незначительным снижением цены в пользу одного из указанных лиц, что свидетельствует об отсутствии конкурентной борьбы между указанными участниками при их проведении.
поведение и исследованные обстоятельства свидетельствуют о тесном совместном сотрудничестве ООО "Тамбовгеология" и ООО "ТамбовТехМонтаж" с целью получения выгодного для обеих сторон результата при участии в электронных аукционах, участниками которых они являлись. ООО "Тамбовгеология" и ООО "ТамбовТехМонтаж" совершали юридически значимые действия, такие как подача заявок на участие, подача ценовых предложений и подписание контрактов, используя совместную инфраструктуру и оборудование, а также применяя единую стратегию поведения на аукционах (в пользу одного из указанных Обществ).
Кроме того, по данным ответчиков (вх. от 15.03.2018 N 1535, от 13.03.2018 N 1443, от 15.03.2018 N 1530) процент рентабельности Обществ при подаче ценовых предложений по рассматриваемым аукционам составил следующие значения:
N аукциона |
ООО "Тамбовгеология" |
ООО "ТамбовТехМонтаж" |
ООО "КонтурСтрой" |
0164300000416000001 |
4,4% |
25,6% |
22% |
0164300022616000017 |
1,9% |
23,03% |
17% |
0164300022616000018 |
2,3% |
32% |
15% |
0164300022616000019 |
2,3% |
34% |
16,5% |
0164300026917000027 |
14% |
5,2% |
|
0164300029216000005 |
43% |
5,1% |
|
0164300029216000006 |
43% |
5,8% |
|
0164300036916000001 |
35% |
6,2% |
11,5% |
Очевидно, что процент рентабельности, указанный ООО "Тамбовгеология" по аукционам, где общество не было победителем (аукционы N 0164300000416000001, N 0164300022616000017, N 0164300022616000018, N 0164300022616000019), является гораздо ниже, чем у ООО "ТамбовТехМонтаж" и ООО "Контурстрой".
В свою очередь, процент рентабельности ООО "ТамбовТехМонтаж" по остальным аукционам N 0164300026917000027, N 0164300029216000005, N 0164300029216000006, N 0164300036916000001, где общество одержало победу, занижен по сравнению с ООО "Тамбовгеология" и ООО "КонтурСторой".
Представленные Обществами примерные проценты рентабельности участия в рассматриваемых аукционах не свидетельствуют об отсутствии экономической выгоды в заключении контрактов и, соответственно, о невозможности снижения цены контрактов в ходе аукционов, а напротив, только подтверждает их согласованную ценовую политику.
В соответствии с частью 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а так же договоренность в устной форме, при этом факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключенности в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством (статьи 154, 160, 432, 434 ГК РФ).
Как следствие, доказывание наличия и фактической реализации антиконкурентного соглашения между хозяйствующими субъектами осуществляется на основании анализа их поведения в рамках предпринимательской деятельности, с учетом принципа разумности и обоснованности.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.
Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 21.12.2010 N9966/10 в силу части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещается соглашения между хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести, в том числе к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок; разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков). Из взаимосвязанных статей 11,12,13 Закона о защите конкуренции следует, что соглашения, которые приводят или могут привести к перечисленным в части 1 статьи 11 последствиям, запрещаются. Необходимость доказывания антимонопольным органом фактического исполнения участниками условий соглашения отсутствует, поскольку нарушение состоит в достижении договоренности, которая приводит или может привести к перечисленным в части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции последствиям.
Достигнутое между ООО "Тамбовгеология" и ООО "ТамбовТехМонтаж" соглашение является моделью группового поведения хозяйствующих субъектов, состоящего из повторяющихся (аналогичных) действий, которые не обусловлены внешними условиями функционирования соответствующего товарного рынка и замещающей конкурентные отношения между ними. Полученные итоги аукциона вне сговора компаний маловероятны, а исследованные и установленные факты свидетельствуют о нетипичном, недобросовестном поведении участников аукционов и о том, что результат рассматриваемых аукционов невозможен без полной информативности каждого участника о поведении и намерении к поддержанию цены на торгах.
Таким образом, в период с апреля 2016 года по декабрь 2017 года ООО "Тамбовгелогия" (с одной стороны) и ООО "ТамбовТехМонтаж" (с другой стороны) с целью поддержания цен на торгах по строительству инженерных сооружений для нужд муниципальных образований Тамбовской области заключили антиконкурентное соглашение, которое было реализовано данными компаниями до 31.12.2017.
Факт нарушения ООО "Тамбовгеология" и ООО "ТамбовТехМонтаж" пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции установлен в решении Комиссии Тамбовского УФАС России N А4-10/17 от 30.07.2018 (исх. от 30.07.2018 N 58-4-09/3301).
В соответствии со статьей 37 Закона о защите конкуренции, за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ установлена административная ответственность за заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, если такое соглашение приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах, если такое соглашение имеет своей целью либо приводит или может привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, либо участие в них. Данное нарушение влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной десятой до одной второй начальной стоимости предмета торгов, но не более одной двадцать пятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и может выражаться в величине, кратной: сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение,
Таким образом, в действиях ООО "Тамбовгеология" содержится состав административного правонарушения, административная ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ.
Объективную сторону вменяемого ООО "Тамбовгеология" административного правонарушения образуют действия по заключению с ООО "ТамбовТехМонтаж" недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем на аукционах в электронной форме N N 0164300000416000001, 0164300022616000017, 0164300022616000018, 0164300022616000019, 0164300026917000027, 0164300029216000005, 0164300029216000006, 0164300036916000001, которое привело (могло привести) к ограничению конкуренции на данных торгах.
При таких обстоятельствах в действиях ООО "Тамбовгеология" содержится объективная сторона вменяемого ему административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Имеющиеся в деле доказательства свидетельствуют о наличии возможности у Общества для соблюдения требований антимонопольного законодательства, в том числе запретов, установленных пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. В связи с чем, имеется в наличии субъективная сторона в составе вменяемого ООО "Тамбовгеология" правонарушения.
Вина ООО "Тамбовгеология" состоит в заключении хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем на вышеуказанных электронных аукционах.
Таким образом, материалами дела подтверждается наличие в действиях общества события и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ.
11 октября 2018 года составлен протокол N АП4-21/18 об административном правонарушении в отношении ООО "Тамбовгеология" в отсутствии законного представителя ООО "Тамбовгеология", доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела, в присутствии представителя ООО "Тамбовгеология" по доверенности от 24.11.2017 <__.>, в котором зафиксирован факт совершения Обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ.
На рассмотрение дела N АП4-21/18 об административном правонарушении явился законный представитель ООО "Тамбовгеология" генеральный директор <__.>. Ходатайства, возражения при рассмотрении дела не заявлены.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Таким образом, ООО "Тамбовгеология" является виновным в заключении хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем.
Время совершения административного правонарушения - с апреля 2016 года по декабрь 2017 года.
Место совершения административного правонарушения - г. Тамбов.
Дело об административном правонарушении N АП 4-21/18 в соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ рассматривалось с учетом характера совершенного ООО "Тамбовгеология" административного правонарушения, финансового состояния, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.
К обстоятельствам, отягчающим административную ответственность, в соответствии с пунктами 1,2 части 3 Примечания к статье 14.31 КоАП РФ относятся:
1) совершение длящегося административного правонарушения, продолжительность которого превышает один год;
2) причинение в результате совершения административного правонарушения ущерба гражданам, организациям или государству в размере более одного миллиона рублей либо извлечение в результате совершения административного правонарушения дохода в размере более пяти миллионов рублей.
При рассмотрении дела было установлено, что время совершения правонарушения с апреля 2016 по декабрь 2017, следовательно, более года.
ООО "Тамбовгеология" заключило контракты по итогам аукционов в электронной форме N 0164300026917000027, N 0164300029216000005, N 0164300029216000006, N 0164300036916000001, в результате чего извлекло доход в размере 14 062 593,7 руб., то есть более пяти миллионов рублей.
Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, согласно статье 4.2 КоАП РФ является оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействие органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении.
Обстоятельств, исключающих производство по делу, не установлено.
Доказательств малозначительности совершенного правонарушения при рассмотрении дела не установлено.
Согласно части 1 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Во время совершения административного правонарушения (апрель 2016 года - декабрь 2017 года) статья 14.32 КоАП РФ претерпела изменения. Федеральным законом от 17.04.2017 N 74-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (начало действия - 28.04.2017) в указанную статью введена специальная норма - часть 2 статьи 14.32 КоАП РФ, предусматривающая ответственность за сговор на торгах. Однако санкция данной статьи за указанное правонарушение во время его совершения Обществом осталась неизменной, следовательно, применению подлежит квалификация данного правонарушения по части 2 статьи 14.32 КоАП РФ.
В соответствии с КоАП РФ размер административного штрафа за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.32 КоАП РФ, исчисляется согласно примечанию к статье 14.31 КоАП РФ.
Согласно пункту 4 примечания к статье 14.31 КоАП РФ за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей либо статьей 14.31.1, 14.31.2, 14.32 или 14.33 настоящего Кодекса, при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит увеличению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.
Размер административного штрафа, рассчитанный в соответствии с частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ, а также порядком расчета штрафа, изложенного в примечании к статье 14.31 КоАП РФ, находится в пределах от одной десятой до одной второй начальной стоимости предмета торгов, что составляет следующие значения:
совокупная начальная (максимальная) цена контрактов - 21 215 560 руб. (N 0164300000416000001 - 2 757 120 руб., N 0164300022616000017 - 922 480 руб., N 0164300022616000018 - 823 820 руб., N 0164300022616000019 - 2 578 880 руб., N 0164300026917000027 - 5 694 820 руб., N 0164300029216000005 - 2 371 550 руб., N 0164300029216000006 - 2 974 020 руб., N 0164300036916000001 - 3 092 870 руб.).
1/10 стоимости предмета торгов - 2 121 556 руб.
1/2 стоимости предмета торгов - 10 607 780 руб.
Расчет суммы штрафа: 2 121 556 + (10 607 780 - 2 121 556):2=6 364 668 руб.
1/8 разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа - 1 060 778 руб.
Расчет штрафа с учетом смягчающих и отягчающих обстоятельств: 6 364 668 - 1 060 778 +(1 060 778\x{00d7}2)=7 425 446 руб.
В материалах дела N АП4-21/18 имеется информация о сумме выручки ООО "Тамбовгеология" от оказания всех работ и услуг за 2016 год, которая составила 40 789 000 рублей, 1/25 совокупного размера суммы выручки составит 1 631 560 рублей.
Следовательно, штраф, который должен быть наложен на ООО "Тамбовгеология" за вменяемое административное правонарушение, составляет - 1 631 560 (один миллион шестьсот тридцать одна тысяча пятьсот шестьдесят) рублей. Руководствуясь статьями 1.7, 4.2, 14.31, 14.32, 23.48, частью 1 статьи 29.9, статьями 29.10, 29.11 КоАП РФ,
П О С Т А Н О В И Л А:
Общество с ограниченной ответственностью "Тамбовгеология" (392000, г. Тамбов, ул. Бастионная, д. 25, ИНН 6829121093 ОГРН 1166820055380) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ - заключение антиконкурентного соглашения, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 1 631 560 (один миллион шестьсот тридцать одна тысяча пятьсот шестьдесят) рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ, штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
Согласно Федеральному закону от 01.12.2014 N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), налагаемых федеральными органами государственной власти оплачиваются в федеральный бюджет.
Реквизиты для уплаты административного штрафа:
УФК по Тамбовской области (Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области)
ИНН 6831001163 КПП 682901001
Банк получателя: Отделение Тамбов
БИК 046850001
Счет: 40101810000000010005
ОКТМО 68701000001
Код дохода бюджетной классификации:
161 1 16 02010 01 6000 140
УИН 1613111230000144678
Назначение платежа - денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках.
Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по факсу 8(4752)71-35-33.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, а также частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Заместитель руководителя С.В. Мазаева
Исп. Дедова Е.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 22 ноября 2018 г. N АП4-21/18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 23.11.2018