ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА УПРАВЛЕНИЕ Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области почтовый адрес: пр. Победы, 24, г. Южно-Сахалинск, 693007 юридический адрес: пр. Победы, 24, г. Южно-Сахалинск, 693007 тел. (4242) 46-55-66, 46-55-69, факс (4242) 46-55-67 e-mail: to65@fas.gov.ru ____________ N ____________ На N _______ от ___________ ПОСТАНОВЛЕНИЕ по делу N 08-АП114/2018 о назначении административного наказания 06 ноября 2018 года г. Южно-Сахалинск
Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области <_>, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении N 08-АП114/2018 в отношении юридического лица - обществом с ограниченной ответственностью "Сах.ком" (ОГРН 1046500642264, ИНН 6501153030, КПП 650101001, юридический адрес: 693006, Сахалинская область, ул. Ленина, д. 317Б, зарегистрирован в качестве юридического лица 18.10.2014 МИФНС N 1 по Сахалинской области), по признакам нарушения части 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее - Управление) на сайте информационного агентства Sakh.com, учредителем которого является ООО "Сах.ком", обнаружена реклама медицинских услуг следующего содержания: "Медицинский центр Медлайт. Гинекологическое УЗИ. Скрининги. Открытие приемов офтальмолога и косметолога. Все виды медицинских анализов. ЛО-65-01-001029 от 29 марта 2017 г. г. Южно-Сахалинск, ул. Хабаровская, 15. Тел. 39-44-22, 31-24-22" с признаками нарушений требований, установленных Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе). В рассматриваемой рекламе медицинских услуг ООО "Медлайт" имеется надпись бледно-голубого цвета на салатово-белом фоне мелким шрифтом, трудным для прочтения даже при многократном увеличении: "Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста". К отношениям в сфере рекламы, независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации, применяются положения Закона о рекламе.
Статья 3 Закона о рекламе содержит основные понятия, используемые в названном законе. Так, под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под объектом рекламирования товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводителем является лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. В соответствии с частью 7 статьи 24 Закона о рекламе реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино - и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определяет понятие медицинской услуги как медицинского вмешательства или комплекса медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинской реабилитации и имеющие самостоятельное законченное значение. Частью 7 статьи 2 указанного закона установлено, что диагностика - комплекс медицинских вмешательств, направленных на распознавание состояний или установление факта наличия либо отсутствия заболеваний, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб пациента, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях определения диагноза, выбора мероприятий по лечению пациента и (или) контроля за осуществлением этих мероприятий. Таким образом, указанные в рассматриваемой рекламе "Гинекологическое УЗИ. Скрининги. Открытие приемов офтальмолога и косметолога. Все виды медицинских анализов" направлены на продвижение услуг методов диагностики на рынке медицинских услуг. Рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности, указания всех существенных условий о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования. Из пункта 28 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами ФЗ "О рекламе" следует, если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителями (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей. При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями. Рассматриваемая реклама содержит надпись: "Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста" которая выполнена таким образом, при котором она не воспринимается или плохо воспринимается потребителями. Должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении пришло к выводу, что указанная реклама медицинских услуг, в том числе, диагностики, является ненадлежащей, как не содержащая информацию о предупреждении, требование о наличии которой определено частью 7 статьи 24 Закона о рекламе.
Кроме того, должностное лицо Сахалинского УФАС России, рассматривающее дело об административном правонарушении произвел измерение соотношения площади рекламного пространства и предупредительной надписи. В качестве средства измерения использовалась линейка канцелярская градуированная в миллиметрах (ГОСТ 17435-72 предел измерений 0-30 см.). Расчет соотношения предупреждения о наличии противопоказаний и необходимости консультации специалистов к общей площади рекламного пространства, занимаемой рассматриваемой рекламой, произведен должностным лицом, исходя из следующего: 1.Общая площадь рекламного пространства на котором размещено рекламное объявление: 254 мм.Х27мм.= 6858 мм2 2. Площадь предупреждения: 2 мм.Х148мм.=296мм2 ; 3.Соотношение площади предупреждения к площади рекламного пространства: 296:6858x100 = 4,31%. ООО "Медлайт" является рекламодателем указанной рекламы, ООО "Сах.ком" является ее рекламораспространителем. Согласно ст. 38 Закона о рекламе за нарушение требований, установленных частями 7 - 9 статьи 24 Закона о рекламе, ответственность несет рекламораспространитель. Таким образом, в действиях ООО "Сах.ком", выраженных в размещении на сайте https://sakh.com рекламы медицинских услуг следующего содержания: "Медицинский центр Медлайт. Гинекологическое УЗИ. Скрининги. Открытие приемов офтальмолога и косметолога. Все виды медицинских анализов. ЛО-65-01-001029 от 29 марта 2017 г. г. Южно-Сахалинск, ул. Хабаровская, 15. Тел. 39-44-22, 31-24-22" в котором отсутствует предупреждение, допущены нарушения части 7 статьи 24 Закона о рекламе. Согласно части 5 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение установленных законодательством о рекламе требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а также биологически активных добавок влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей. Таким образом, в действиях ООО "Сах.ком" имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 14.3 КоАП РФ. Время совершения правонарушения: 23.08.2018. Место совершения правонарушения: 693006, Сахалинская область, ул. Ленина, д. 317Б. На рассмотрение деля явился защитник ООО "Сах.ком" <_>, действующий на основании ордера N 19 от 22.10.2018, удостоверение N 172. В ходе рассмотрения данного дела в соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ всесторонне и полно исследованы материалы дела о совершении административного правонарушения. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 24.5 КоАП РФ, при рассмотрении дела не установлено. Обстоятельств, смягчающих либо отягчающих административную ответственность юридического лица - ООО "Сах.ком", не установлено. В ходе рассмотрения дела рассмотрен вопрос о допустимости применения ст. 2.9 КоАП РФ. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5).
В силу статьи 3.1 КоАП РФ целью административного наказания является предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами, установление административного наказания и определение его вида и размера в каждом конкретном случае должно основываться на конституционных принципах справедливости наказания и его соразмерности совершенному правонарушению. В данных обстоятельствах применение статьи 2.9 КоАП РФ является невозможным. Помимо изложенного, прекращение дела по малозначительности может способствовать формированию неправомерного поведения данного субъекта права в будущем, поэтому имеет место существенная угроза охраняемым общественным отношениям. При таких обстоятельствах, должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении в отношении юридического лица - ООО "Сах.ком", считает, что основания для освобождения последнего от административной ответственности в связи с малозначительностью отсутствуют. Вместе с тем, в соответствии со статьей 4.1.1. КоАП РФ лицам являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. Однако правонарушения в области рекламирования лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, методов народной медицины представляют угрозу причинению вреда здоровью и жизни людей, соответственно, действие части 1 статья 4.1.1 КоАП РФ не может быть применено к правонарушениям, ответственность за совершение которых предусмотрена частью 5 статьи 14.3 КоАП РФ. Учитывая обстоятельства дела, руководствуясь ч. 5 ст. 14.3, 23.48, 29.9 - 29.13, КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
1. Признать юридическое лицо - общество с ограниченной ответственностью "Сах.ком" (ОГРН 1046500642264, ИНН 6501153030, КПП 650101001, юридический адрес: 693006, Сахалинская область, ул. Ленина, д. 317Б, зарегистрирован в качестве юридического лица 18.10.2014 МИФНС N 1 по Сахалинской области) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 14.3 КоАП РФ.
2. В соответствии с частью 5 статьи 14.3 КоАП РФ назначить юридическому лицу - обществу с ограниченной ответственностью "Сах.ком" (ОГРН 1046500642264, ИНН 6501153030, КПП 650101001, юридический адрес: 693006, Сахалинская область, ул. Ленина, д. 317Б, зарегистрирован в качестве юридического лица 18.10.2014 МИФНС N 1 по Сахалинской области) административное наказание в виде штрафа в размере 200000 (двести тысяч) рублей. Согласно п. 1 ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 настоящего Кодекса.
3. Сумму штрафа надлежит оплатить путём перечисления средств в соответствии с банковскими реквизитами: ИНН 6501026378 КПП 650101001 УФК по Сахалинской области (Сахалинское УФАС России л/с 03611253130) р/с 40101810900000010000 ОТДЕЛЕНИЕ ЮЖНО-САХАЛИНСК Г. ЮЖНО-САХАЛИНСК БИК 046401001 ОКТМО 64701000 КБК: 161 1 16 26000 01 6000 140 УИН: 16153110800001424517 Административные штрафы за нарушение законодательства о рекламе. В трехдневный срок со дня уплаты штрафа юридическому лицу - областному автономному учреждению обществу с ограниченной ответственностью "Сах.ком" надлежит представить в Сахалинское УФАС России копии платежных документов. Настоящее постановление вручить представителю нарушителя и разъяснить, что в соответствии с ч. 1 ст. 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу. Согласно ч. 3 ст. 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба может быть подана непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченному ее рассматривать. В соответствии с ч. 5 ст. 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается. В соответствии с п. 1 ст. 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. Согласно ч. 1 ст. 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано. Заместитель руководителя управления <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 7 ноября 2018 г. N 08-АП114/2018
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 07.11.2018