Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) Б<..>рассмотрев протокол и материалы дела N 12/02 об административном правонарушении от 13.01.2017 года, возбужденного в отношении общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Ростов - на - Дону" (344006, г. Ростов-на-Дону, пр. Ворошиловский, 20/17; ИНН/КПП 6167049710/615250001, дата регистрации - 20.08.2002 г.), ответственность за которое предусмотрена ч. 12 ст. 9.16 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении от 30.12.2001 года N195-ФЗ (далее - КРФ об АП),
УСТАНОВИЛ:
В Ростовское УФАС России поступило обращение <..>, о неправомерных, по мнению заявителя, действиях ООО "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону", выразившихся в несоблюдении сотрудниками ООО "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону" установленных в качестве обязательных требований об установке, о замене, об эксплуатации прибора учета газа, в результате которых был поврежден газовый счетчик заявителя.
07.05.2010 г. между заявителем и ООО "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону" был заключен договор поставки газа N 1001248.
04.05.2011 г. была проведена поверка газового счетчика и установлена пломба.
20.01.2011 г. ООО "Газпром межрегионгаз" был составлен акт проверки о том, что установленный счетчик прошел проверку. Дата очередной проверки счетчика была установлена 04.05.2019 г.
12.05.2016 г., без направления в адрес заявителя соответствующих уведомлений, сотрудниками ООО "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону" была проведена внеплановая проверка вышеуказанного счетчика, о чем был составлен Акт поверки от 12.05.2016 г. В Акте указано, что счетчик соответствует, по ходу- норма, пломба сохранена.
Однако в этот же день - 12.05.2016 г. сотрудники ООО "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону" повторно произвели проверку установленного счетчика и составили еще один Акт от 12.05.2016 г.
Согласно повторного Акта от 12.05.2016 г. - счетчик оказался неисправен.
При этом для повторной проверки работопригодности счетчика сотрудники ООО "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону" использовали магнит, на который реагировал счетный механизм прибора учета газа.
В результате указанных действий прибор учета газа заявителя был признан непригодным к дальнейшему использованию и подлежал замене. При этом Кривоносову Е.В. был произведен перерасчет начислений по нормативу за период с 12.11.2015 года по 12.05.2016 год (за 6 месяцев). Сумма задолженности абонента за указанный период с учетом оплат составила 24 402, 95 руб.
Согласно пояснениям ООО "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону" (вх 19395 от 29.12.2016 г.) повторная проверка прибора учета газа в домовладении, расположенного по адресу: г. Аксай, ул. Толпинского, 103, произведена в связи с тем, что у контролера возникли сомнения в правильности работы счетчика, поэтому в этот же день (12.05.2016 г.) контролеры произвели повторную проверку счетчика.
В соответствии со ст. ст. 309 - 319 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота и иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу части 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через соединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекают из существа обязательства.
Согласно части 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с частью 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Статьей 153 ЖК РФ предусмотрено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу пункта 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Положением части 1 статьи 157 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, права и обязанности абонента и поставщика газа, порядок проведения проверок, порядок и условия приостановления исполнения договора предусмотрены и определены Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (далее по тексту - Правила), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 года N 549.
Подпунктом "в" пункта 22 Правил предусмотрено, что обязанностью поставщика газа является осуществление проверки, не реже 1 раза в год. При этом подпунктом "г" пункта 22 Правил предусмотрена обязанность поставщика газа уведомлять в установленном договором порядке абонента о дате и времени проведения проверки.
Пунктом 56 Правил предусмотрено, что проверка проводится с предварительным уведомлением абонента о дате и времени ее проведения, а уведомление о ее проведении направляется абоненту любым способом, обеспечивающим его получение не позднее чем за 7 дней до дня проведения проверки и позволяющим достоверно установить его получение абонентом.
Однако как следует из материалов административного дела N 12/02, ООО "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону" предварительно не направлял в адрес заявителя уведомления о предстоящих проверках, которые произвел 12.05.2016 г.
Кроме того, согласно пункту 25 Правил определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа при соблюдении определенных условий, одним из которых является то, что пломба (пломбы), установленная на приборе учета газа заводом-изготовителем или организацией, проводившей последнюю проверку, и пломба, установленная поставщиком газа на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, не нарушены.
Согласно п. п. 28, 23 "в" Правил, в случае, если повреждение пломб или неисправность прибора учета газа выявлены в результате проверки, проведенной Поставщиком газа, объем потребленного газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа за период со дня проведения последней проверки до дня, следующего за днем восстановления пломб, в том числе установки пломбы на месте, где прибор учета газа после ремонта присоединяется к газопроводу, но не более чем за 6 месяцев.
Как следует из документов, первая проверка, произведенная сотрудниками ООО "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону" и на основании нее составленный Акт от 12.05.2016 г., подтвердила исправность прибора учета газа заявителя.
При этом, несмотря на наличие документов, подтверждающих дату последней проверки (12.05.2016 г.), перерасчет начислений по нормативу был произведен ООО "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону" за период с 12.11.2015 года по 12.05.2016 год.
Действия (бездействие) ООО "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону" подлежат квалификации по ч. 12 ст. 9.16 КРФ об АП.
Согласно ч. 12 ст. 9.16 КРФ об АП, необоснованный отказ или уклонение организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, а равно нарушение установленного порядка его заключения либо несоблюдение такой организацией установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, о замене, об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Срок давности привлечения ООО "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону" к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ за правонарушение, предусмотренное частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ на момент вынесения настоящего постановления не истек.
Процедура рассмотрения дела об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности соблюдена.
Приглашение для участия в составлении протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 12 статьи 9.16 КРФ об АП, было направлено ООО "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону" письмом от 09.12.2016 г. исх. N 22842/02.
Таким образом, о времени и месте составления настоящего протокола законный представитель ООО "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону" уведомлен надлежащим образом.
13.01.2016 г. на составление протокола об административном правонарушении в отношении ООО "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону" законный представитель общества не явился.
Протокол составлен в присутствии защитника ООО "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону" Вороновой Яны Юрьевны (доверенность N 13-01-14/397 от 02.11.2016 г.).
Согласно пункту 4.1 статьи 28.2 КРФ об АП в случае неявки законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Таким образом, при составлении протокола законные права и интересы законного представителя ООО "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону" были соблюдены в полном объеме.
Определением от 15.02.2017 дело об административном правонарушении N 12/02 назначено к рассмотрению на 21.03.2017 г. в 16 часов 30 минут.
Указанное определение получено ООО "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону" заблаговременно.
Дело об административном правонарушении N 12/02 рассмотрено в присутствии защитника ООО "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону" Вороновой Я.Ю. (доверенность N 13-01-14/397 от 02.11.2016 года)
Факт совершения правонарушения ООО "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону" подтверждается:
- материалами дела 12/02;
- протоколом об административном правонарушении от 13.01.2017 г.;
Оценивая собранные по делу доказательства, нахожу действия ООО "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону" верно квалифицированными по части 12 статьи 9.16 КоАП РФ.
Согласно ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Обстоятельств смягчающим административную ответственность в соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ не установлено.
Обстоятельством, отягчающих административную ответственность, в соответствии со ст. 4.3 КоАП РФ не установлено.
Основания для освобождения лица, совершившего административное правонарушение от административной ответственности в порядке применения статьи 2.9 КоАП РФ отсутствуют.
Согласно ст. 2.9 КРФ об АП, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с п. 18, 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" N 10 от 02.06.2004 года, при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 названного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение положений о малозначительности должно быть мотивировано.
В этой связи, руководствуясь ст.ст. 4.1, ч.12 ст. 9.16, 23.48, 29.9, 29.10 КРФ об АП,
ПОСТАНОВИЛ:
1. Признать ООО "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону" виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 9.16 КоАП.
2. Назначить ООО "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону" наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.
Сумму штрафа надлежит уплатить на расчетный счет N 40101810400000010002 в отделении Ростова-на-Дону г. Ростова-на-Дону; БИК 046015001. Получатель: УФК по Ростовской области (Ростовское УФАС России) ИНН 6163030500. КПП 616301001.
Код бюджетной классификации 161 1 16 41000 01 6000 140
ОКТМО 60701000
УИН 16182201703270738658
Основание платежа - Постановление Ростовского УФАС России N 12/02 от 21.03.2017 г.
Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по факсу (863) 240-99-59 или на электронную почту Ростовского УФАС: to61@fas.gov.ru.
В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КРФ об АП, административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 или 1.3 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
В силу ч. 5 ст. 3.5 КРФ об АП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в срок, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, а также частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Заместитель руководителя управления
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 21 марта 2017 г. N 12/02
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.03.2017