Резолютивная часть решения оглашена 23 ноября 2018 года.
Решение изготовлено в полном объеме 6 декабря 2018 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по рассмотрению дела N 12/04-АМЗ-2018 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
"_" |
|
|
|
|
|
|
|
|
в отсутствии на заседании Комиссии:
- представителя ответчика;
- представителя заявителя.
рассмотрев дело N12/04-АМЗ-2018, возбужденного в отношении МУП ЖКУ Шоршелского сельского поселения Мариинско-Посадского района (429584, Чувашская Республика, Мариинско-Посадский район с. Шоршелы, ул. 30 лет Победы, д. 18; ИНН 2111002582, ОГРН 1172130017322), по признакам нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в необоснованном прекращении подачи горячей воды,
УСТАНОВИЛА:
В Чувашское УФАС России поступили материалы проверки прокуратуры Мариинского-Посадского района Чувашской Республики, из которых следует о прекращении МУП ЖКУ Шоршелского сельского поселения Мариинско-Посадского района поставки горячей воды потребителям в социально значимые объекты (детские сады, больницу) и многоквартирные дома.
С 19.04.2018 г. на летний период, в связи с несоответствием температуры подачи ГВС нормативам, отключена подача ГВС в многоквартирные дома в с. Шоршелы: ул. 30 лет Победы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
По результатам рассмотрения представленных документов и пояснений установлено следующее.
МУП ЖКУ Шоршелского сельского поселения неоднократно отмечало на заседаниях комиссии, что подача горячей воды в летний период с использованием имеющихся котельных возможна только в случае работы котлов и циркуляции всей наружной системы отопления (без циркуляции системы отопления в МКД), которая приведет к необоснованному расходу природного газа, электрической энергии, заработной платы обслуживающего персонала.
Система подачи горячего водоснабжения осуществляется путем нагрева холодной воды в бойлерах за счет температуры теплоносителя в системе отопления. При повышении температуры наружного воздуха, согласно температурного графика МУП ЖКУ Шоршелского сельского поселения понижает температуру в системе отопления, соответственно идет снижение температуры в системе горячего водоснабжения. При этом горячая вода не будет соответствовать требуемой температуры. Соответственно горячая вода потребителям подается только при понижении температуры ниже минус 10 градусов. Если отопительный период начинается в начале октября, горячая вода включается только в середине или конце ноября месяца, весной наоборот, сначала отключается горячая вода потом отопление. Соответственно горячая вода требуемой температуры может подаваться только три или четыре месяца в зимний период.
Себестоимость подачи одного куб. м. горячей воды при существующей системе в летний период по предварительным расчетам МУП ЖКУ Шоршелского сельского поселения составит 1540,7 руб., а тариф на ГВС составляет с 1 июля 140,4 руб.
Также МУП ЖКУ Шоршелского сельского поселения, в заседании Комиссии от 17.10.2018 сообщило, что реконструкция системы горячего водоснабжения не предполагается, инвестиционные проекты отсутствуют.
Администрация Шоршелского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики на определение Чувашского УФАС России от 10.09.2018 предоставила информацию об отсутствии инвестиционных проектов по реконструкции системы горячего водоснабжения в с. Шоршелы Мариинско-Посадского района.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия приходит к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 21 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" организация, осуществляющая горячее водоснабжение, вправе прекратить или ограничить горячее водоснабжение, предварительно уведомив не менее чем за одни сутки до планируемого прекращения или ограничения абонента и органы местного самоуправления, а организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение, транспортировку воды и (или) сточных вод, предварительно уведомив в указанный срок абонента, органы местного самоуправления, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в следующих случаях:
1) получения предписания или соответствующего решения территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять государственный экологический надзор, о выполнении мероприятий, направленных на обеспечение соответствия качества питьевой воды, горячей воды, состава и свойств сточных вод требованиям законодательства Российской Федерации;
2) самовольного подключения (технологического присоединения) лицом объекта капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
3) превышения абонентом в три раза и более нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов или лимитов на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, совершенного два раза и более в течение одного года с момента первого превышения (далее - неоднократное грубое нарушение нормативов допустимых сбросов или лимитов на сбросы);
4) отсутствия у абонента плана снижения сбросов в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, либо неисполнения абонентом плана снижения сбросов;
5) аварийного состояния водопроводных и (или) канализационных сетей абонента или организации, осуществляющей эксплуатацию водопроводных и (или) канализационных сетей;
6) проведения работ по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства заявителей;
7) проведения планово-предупредительного ремонта;
8) наличия у абонента задолженности по оплате по договору водоснабжения, договору водоотведения за два расчетных периода, установленных этим договором, и более;
9) воспрепятствования абонентом допуску (недопуск) представителей организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, или по ее указанию представителей иной организации к узлам учета абонента для осмотра, контроля, снятия показаний средств измерений.
В соответствии со статьей 157 ЖК РФ Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, устанавливаются Правительством РФ.
Порядок приостановления и ограничения подачи коммунального ресурса в случае наличия у исполнителя задолженности перед ресурсоснабжающей организацией за поставленный коммунальный ресурс определяется в соответствии с правовыми актами в сфере ресурсоснабжения с учетом требований, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг, и должен исключать возможность приостановления или ограничения предоставления услуг потребителям, добросовестно исполняющим свои обязательства по оплате коммунальных услуг (п. 29 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124).
Пунктом 122 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, установлен запрет на ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством РФ.
Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов также устанавливается порядок ограничения и прекращения поставки коммунальных услуг.
Согласно пункту 121 Правил ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев возникновения или угрозы возникновения аварийной ситуации в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляются водо-, тепло-, электро- и газоснабжение, а также водоотведение - с момента возникновения или угрозы возникновения такой аварийной ситуации; возникновения стихийных бедствий и (или) чрезвычайных ситуаций, а также при необходимости их локализации и устранения последствий - с момента возникновения таких ситуаций, а также с момента возникновения такой необходимости; получения исполнителем предписания о необходимости введения ограничения или приостановления предоставления коммунальной услуги, о неудовлетворительном состоянии внутридомовых инженерных систем (за техническое состояние которых отвечает собственник жилого дома) или внутриквартирного оборудования, угрожающем аварией или создающем угрозу жизни и безопасности граждан, - со дня, указанного в документе соответствующего органа; проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, - через 10 рабочих дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.
На запрос Чувашского УФАС России от 06.07.2018 о предоставлении информации о потребителях, полностью выполняющих обязательства, по оплате коммунального ресурса горячее водоснабжение, МУП ЖКУ Шоршелского сельского поселения письмом от 11.07.2018 представлен перечень потребителей.
Несоответствие температуры подачи ГВС не является основанием, предусмотренным статьей 21 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", для временного прекращения горячего водоснабжения.
Согласно пп. "в" пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1.
В соответствии с пунктом 4 Приложения N 1 "Требования к качеству коммунальных услуг" к Правилам N 354 допускается перерыв подачи горячей воды: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии на
тупиковой магистрали - 24 часа подряд; продолжительность перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).
В соответствии с частью 3.1.11 СанПиН 2.1.4-2496-09 в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток.
Таким образом, МУП ЖКУ Шоршелского сельского поселения неправомерно была прекращена подача тепловой энергии (горячего водоснабжения) на летний период в многоквартирные дома в с. Шоршелы: ул. 30 лет Победы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
В котельной МУП ЖКУ Шоршелского сельского поселения действует закрытая система горячего водоснабжения, холодная вода нагревается в теплообменнике, далее подается к водозаборным точкам.
Как сообщает ответчик, в летний период горячая вода в с. Шоршелы не подавалась, связи с убыточностью (нерентабельности) подачи ГВС и использованием существующих котельных. Существующая система горячего водоснабжения МУП ЖКУ Шоршелского сельского поселения приводит к невозможности безубыточно обеспечить подачу горячего водоснабжения на летний период, в связи с чем, необходима реконструкция системы горячего водоснабжения указанных объектов. Также, согласно представленным МУП ЖКУ Шоршелского сельского поселения пояснениям, по существующим тарифам около 30 % от общего расхода составляет топливо, образуется дефицит бюджета.
Финансовая нецелесообразность подачи горячей воды МУП ЖКУ Шоршелского сельского поселения в виду технологических особенностей закрытых систем обогрева подачи воды, Комиссией не принимается, в виду наличия утвержденного тарифа. Обязанность предприятия как хозяйственного субъекта предпринимать меры по обеспечению рентабельной деятельности, предусматривает принятие экономических, технологических и других решений. Использование энергосберегающих технологий, изменений схем подачи энергосистемы с целью обеспечения потребителей горячей водой, является обязанностью теплоснабжающей организации. Следовательно, данный довод о нерентабельности не принимается Комиссией.
Пунктом 4 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 г. N 406 установлено, что тариф на горячую воду (горячее водоснабжение) подлежит государственному регулированию.
МУП ЖКУ Шоршелского сельского поселения утвержден двухкомпонентный тариф на горячую воду:
компонент на холодную воду 20,55 руб./куб.м.,
компонент на тепловую энергию 1743,58 руб./Гкал.
При утверждении тарифа, в соответствии постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" применяется метод экономически обоснованных расходов (затрат), то есть на основании обоснованности затрат, представленных организацией.
Учитывая, что тариф утвержден на основании предоставленной Ответчиком в орган регулирования обоснования понесенных затрат при оказании регулируемого вида деятельности, которое не содержит указания на убыточность оказанных услуг, Комиссия приходит к выводу, что позиция Ответчика о том что размер установленного тарифа исключает рентабельную возможность оказания услуг по подаче горячей воды, не может быть принят в качестве обоснованной.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Согласно Анализу состояния конкуренции на рынке реализации тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения в Мариинско-Посадском районе Чувашской Республики в пределах расположения котельной "Шоршелы" по адресу: ул. 30 лет Победы, с. Шоршелы, Мариинско-Посадский район до точек поставки в многоквартирные дома расположенные по адресам: ул. 30 лет Победы, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 в с. Шоршелы Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, в 1 полугодии 2018 года доминирующее положение занимает - МУП ЖКУ Шоршелского сельского поселения.
В связи с изложенным, Комиссия Чувашского УФАС России приходит к выводу о том, что в рассматриваемых действиях МУП ЖКУ Шоршелского сельского поселения установлено нарушение антимонопольного законодательства, а именно пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку данные действия нарушают требования следующих нормативно-правовых актов: Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.
Ввиду того, что на момент вынесения решения действия МУП ЖКУ Шоршелского сельского поселения Мариинско-Посадского района не прекращены, Комиссия считает, необходимым выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать в действиях Муниципального унитарного предприятия Жилищно-коммунальных услуг Шоршелского сельского поселения Мариинско-Посадского района нарушение пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Выдать Муниципальному унитарному предприятию Жилищно-коммунальных услуг Шоршелского сельского поселения Мариинско-Посадского района предписание об устранении выявленных нарушений.
Председатель Комиссии |
"_"
|
Члены Комиссии: |
"_" |
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
06.12.2018
04-05/8962
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения антимонопольного законодательства
по делу N12/04-АМЗ-2018
6 декабря 2018 года г. Чебоксары
Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела N 12/04-АМЗ-2018 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
"_" |
|
|
|
|
|
|
|
|
на основании решения от 23 ноября 2018 года о признании факта нарушения Муниципальным унитарным предприятием Жилищно-коммунальных услуг Шоршелского сельского поселения Мариинско-Посадского района (ИНН 2111002582, ОГРН 1172130017322) пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", и на основании статьи 23, части 1 статьи 39, части 4 статьи 41, статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Муниципальному унитарному предприятию Жилищно-коммунальных услуг Шоршелского сельского поселения Мариинско-Посадского района в срок до 2 декабря 2019 года прекратить нарушение пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", путем разработки программы, в том числе инвестиционной по реконструкции системы горячего водоснабжения в целях поставки энергоресурсов в виде горячей воды потребителям Муниципального унитарного предприятия Жилищно-коммунальных услуг Шоршелского сельского поселения Мариинско-Посадского района в летний период.
2. Информацию об исполнении предписания с приложением копии подтверждающих документов представить в Чувашское УФАС России до 06 декабря 2019 года.
Председатель Комиссии |
"_" |
Члены Комиссии |
"_" |
|
|
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 23 ноября 2018 г. N 12/04-АМЗ-2018
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 07.12.2018