Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
с участием представителей от СПб ГУП "Петербургский метрополитен" (далее - Организатор торгов); от ООО "СИЗ" (далее - Заявитель).
В соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 22.11.2018 вх. N 29636-ЭП/18) ООО "СИЗ" на действия Организатора торгов СПб ГУП "Петербургский метрополитен" при организации и проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку огнетушителей (извещение N 31807159532), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
16 ноября 2018 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - официальный сайт) было опубликовано Извещение N 31807159532 о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку огнетушителей (далее - Закупка), включая Документацию о запросе котировок (далее - Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ГУП "Петербургский метрополитен" (далее - Положение о закупках) в редакции от 24.10.2018, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о закупке.
N п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
3 584 692 ,56 руб. |
2. |
Дата публикации извещения (по местному времени заказчика) |
16.11.2018 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) |
23.11.2018 в 08:00 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок (по местному времени заказчика) |
28.11.2018 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
www.roseltorg.ru. |
На момент рассмотрения жалобы по существу по процедуре N 31807159532 не был заключен договор.
2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в незаконном установлении в Техническом задании, являющимся неотъемлемой частью Документации, требования об обязательном подтверждении соответствия товара (п. 4 Спецификации (приложение N 1 к техническим требованиям) - капюшон "Феникс") Федеральному закону от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона N 223-ФЗ.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
СПб ГУП "Петербургский метрополитен" относится к унитарным предприятиям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласилась. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО "СИЗ" в составе документов истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. N 78/34767/18 от 27.11.2018 представлен.
Также оригиналы документов по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. N 78/34767/18 от 27.11.2018 представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
информационная открытость закупки;
равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
На основании ч. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Как следует из п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
На основании п.п. 2, 9 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам такой закупки.
Технические требования к поставляемому товару, являющемуся предметом Закупки, изложены в Приложении N 2 к извещению о проведении процедуры Закупки.
Согласно п. 2.2.1 раздела 2 Приложения N 2 к извещению о проведении процедуры Закупки (Технические требования) поставляемый товар должен соответствовать требованиям, указанным в приложении N1 (Спецификация) и Приложении N2 (Требования к значениям показателей (характеристик) товара, или эквивалентности предлагаемого к поставке товара, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям) к настоящим техническим требованиям и законодательным и нормативным актам, устанавливающим требования к товару, в том числе требования к сертификации и декларированию товара.
Как следует из п. 4 Спецификации (приложение N 1 к техническим требованиям), предметом Закупки является капюшон "Феникс".
В соответствии с п. 2.4.1 раздела 2 Приложения N 2 к извещению о проведении процедуры Закупки товар должен соответствовать требованиям безопасности, действующим на территории Российской Федерации.
Пунктом 2.6.2 раздела 2 Приложения N 2 к извещению о проведении процедуры Закупки установлено требование к обязательному подтверждению соответствия товара Федеральному закону от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ).
Согласно ст. 147 Закона N 123-ФЗ сертификация продукции проводится органами, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и дополнительными требованиями, изложенными в статье 148 настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства РФ от 17.12.2014 N 1384 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра выданных сертификатов соответствия на продукцию, включенную в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, за исключением сертификатов соответствия на продукцию, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии" (далее - Постановление Правительства РФ от 17.12.2014 N 1384) утверждены Правила формирования и ведения реестра выданных сертификатов соответствия на продукцию, включенную в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, за исключением сертификатов соответствия на продукцию, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии (далее - Правила).
В соответствии с п. 9 Правил основанием для внесения в реестр сведений о сертификатах соответствия является решение органа по сертификации о выдаче сертификата соответствия, который оформляется на бланке сертификата соответствия, выданном органу по сертификации Федеральной службой по аккредитации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, приостановлении, возобновлении, продлении или прекращении его действия, принятое в соответствии с требованиями документов, на основании которых была проведена сертификация продукции.
Пунктом 10 Правил установлено, что сведения о сертификатах соответствия передаются органами по сертификации в Федеральную службу по аккредитации посредством федеральной государственной информационной системы в области аккредитации.
Как следует из п.п. 12, 13 Правил, сведения, содержащиеся в реестре, являются открытыми для ознакомления с ними органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, за исключением сведений, относящихся к информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами.
Доступ к сведениям, содержащимся в реестре, обеспечивается путем размещения указанных сведений на официальном сайте Федеральной службы по аккредитации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Заявитель ООО "СИЗ" в жалобе указывает на то, что указанный в п. 4 Спецификации (приложение N 1 к техническим требованиям) капюшон "Феникс" не имеет подтверждения соответствия Закону N 123-ФЗ. Согласно данным, размещенным на сайте Росаккредитации, сертификат C-RU.ПБ04.В.00286, выданный на самоспасатель Феникс 2, в данный момент не является действующим. Также указанный реестр выданных сертификатов на самоспасатели в соответствии с Законом 123-ФЗ не содержит сведений о действующей сертификации самоспасателей марки "Феникс".
В подтверждение своей позиции Заявителем ООО "СИЗ" были приложены скриншоты с сайта Единого реестра сертификатов соответствия, из содержания которых следует, что датой окончания действия сертификата C-RU.ПБ04.В.00286 является 27.07.2013.
Представитель Организатора торгов пояснила, что в соответствии с п. 5.4 Проекта договора (приложение N 4 к извещению о проведении запроса котировок), одновременно с поставкой товара поставщик обязуется передать заказчику, в том числе, заверенные поставщиком копии сертификатов обязательной сертификации или деклараций о соответствии (на товар, подлежащий обязательному подтверждению соответствия). Кроме того, извещение о запросе котировок не содержит требования о предоставлении сертификата C-RU.ПБ04.В.00286, выданного на самоспасатель Феникс 2.
Вместе с тем со стороны Организатора торгов в заседание Комиссии СПб УФАС России не было представлено каких-либо документов или сведений, указывающих на то, что самоспасатель "Феникс", содержащийся в п. 4 Спецификации (приложение N 1 к техническим требованиям), имеет действующий сертификат соответствия Закону N 123-ФЗ.
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России полагает, что установление Организатором торгов в п. 2.6.2 раздела 2 Приложения N 2 к извещению о проведении процедуры Закупки требования об обязательном подтверждении соответствия самоспасателя "Феникс", не имеющего в настоящее время действующего сертификата соответствия Закону N 123-ФЗ, приводит к неисполнимости поставки товара в рамках исполнения обязательств по договору соответствующего требованиям Документации и имеющего возможность законного использования на территории Российской Федерации.
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов по незаконному включению в перечень поставляемых товаров в рамках проведения процедуры Закупки самоспасателя "Феникс", указанного в п. 4 Спецификации (приложение N 1 к техническим требованиям), не имеющего в настоящее время действующего сертификата соответствия Закону N 123-ФЗ, нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3, п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также нарушении требований нормы статьи, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
1) Признать жалобу (от 22.11.2018 вх. N 29636-ЭП/18) ООО "СИЗ" на действия Организатора торгов СПб ГУП "Петербургский метрополитен" (ИНН: 7830000970, ОГРН: 1027810223407) при организации и проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку огнетушителей (извещение N 31807159532) обоснованной.
2) Признать в действиях Организатора торгов СПб ГУП "Петербургский метрополитен" (ИНН: 7830000970, ОГРН: 1027810223407) нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3, п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также нарушении требований нормы статьи, допущенное путем незаконного включения в перечень поставляемых товаров в рамках проведения процедуры Закупки самоспасателя "Феникс", указанного в п. 4 Спецификации (приложение N 1 к техническим требованиям), не имеющего в настоящее время действующего сертификата соответствия Закону N 123-ФЗ.
3) Выдать Организатору торгов СПб ГУП "Петербургский метрополитен" (ИНН: 7830000970, ОГРН: 1027810223407) обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений организации и проведения запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку огнетушителей (извещение N 31807159532) путем возврата заявок на участие в Закупке, внесения изменений в Документацию, устраняющих выявленные нарушения в части неисполнимых условий оказания услуг по договору, возобновления срока подачи заявок на участие в Закупке и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с Документацией о Закупке, действующим Положением о закупках Организатора торгов и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
4) Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений в соответствии с резолютивной частью настоящего решения.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
03 декабря 2018 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
на основании решения Комиссии от 03.12.2018 N Т02-477/18 по жалобе на действия организатора торгов СПб ГУП "Петербургский метрополитен" при организации и проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку огнетушителей (извещение N 31807159532, далее - Закупка), руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Организатору торгов СПб ГУП "Петербургский метрополитен" (ИНН: 7830000970, ОГРН: 1027810223407) совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при организации и проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку огнетушителей (извещение N 31807159532), путем возврата заявок на участие в Закупке, внесения изменений в документацию о Закупке, устраняющих выявленные нарушения в части неисполнимых условий оказания услуг по договору, возобновления срока подачи заявок на участие в Закупке и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с документацией о Закупке, действующим положением о закупках организатора торгов и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 24 декабря 2018 года с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 3 декабря 2018 г. N Т02-477/18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 06.12.2018