Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Содержание проблемы и необходимость ее решения программными
методами
Экологическая ситуация в Кемеровской области остается напряженной. К числу основных экологических проблем Кемеровской области относятся:
интенсивное нарушение окружающей природной среды в результате деятельности горнодобывающей промышленности, приводящей к нарушению ландшафта, загрязнению и деградации прилегающих к выработкам территорий;
рост уровня загрязнения атмосферного воздуха в результате износа оборудования и использования неэффективных технологий очистки выбросов хозяйствующих субъектов и увеличение количества передвижных источников загрязнения;
загрязнение водных объектов, нерациональное использование водных ресурсов, недостаточная охрана водных объектов;
увеличение объемов образования и размещения отходов производства и потребления, отсутствие технологических схем их обезвреживания, утилизации и переработки;
деградация лесных массивов, утрачивание ими водоохранных и водорегулирующих функций;
недостаточность мер по сохранению биологического разнообразия, охране, контролю и регулированию использования особо охраняемых природных территорий областного значения.
Загрязнение окружающей среды не могло не сказаться на состоянии биологических ресурсов Кемеровской области. Многие виды животных и растений, ранее обычных для нашего региона, перешли в разряд редких и исчезающих. В Красную книгу Кемеровской области вошли 124 вида животных и 152 вида растений и грибов.
На территории Кемеровской области в разные годы было построено около 3 тысяч водоподпорных гидротехнических сооружений (далее - ГТС), предназначенных для использования водных ресурсов (в основном для мелиоративных целей), предотвращения вредного воздействия вод и хранения жидких отходов. В настоящее время большая часть ГТС характеризуется высоким износом сооружений, что ежегодно усугубляет их техническое состояние и может привести к техногенным авариям и катастрофам.
Из-за наводнений в период паводков и другого вредного воздействия вод периодически на территории Кемеровской области происходят процессы и явления, связанные с негативным влиянием водных объектов:
затопление и подтопление городов, других населенных пунктов, промышленных объектов и сельскохозяйственных угодий;
разрушение берегов водных объектов в черте населенных пунктов Кемеровской области.
Общим недостатком развития природно-ресурсного комплекса Кемеровской области в целом является несовершенство экономических механизмов и законодательной базы. Передача части полномочий субъектам Российской Федерации требует незамедлительного создания эффективной нормативной правовой базы на региональном уровне.
Решение существующих проблем видится в усилении эффективности системы управления природоохранной деятельностью и природопользованием.
Основой принятия правильных управленческих решений в сфере природоохранной деятельности является наличие объективной комплексной информации о состоянии природных ресурсов, окружающей среды и ее изменениях с учетом антропогенных воздействий.
Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды невозможно без информационного обеспечения управления и экологического мониторинга. Решить эту проблему можно современными методами работы с пространственно распределенными наборами данных, а также созданием эффективной системы регионального мониторинга.
С целью реализации государственной политики в сфере недропользования необходимы:
развитие нормативной, правовой базы, направленной на эффективное управление фондом недр в части общераспространенных полезных ископаемых;
проведение геологоразведочных работ для воспроизводства сырьевой базы востребованных промышленностью Кемеровской области строительных полезных ископаемых.
С целью реализации государственной политики в сфере охраны окружающей среды необходимы:
развитие нормативной правовой базы, направленной на эффективную реализацию отдельных функций государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды;
усовершенствование системы учета и экономической оценки природных ресурсов;
организация научных исследований и проектных работ в целях реализации различных направлений региональной экологической политики;
информационно-аналитическое обеспечение системы управления природопользованием;
скоординированность процесса управления на всех уровнях законодательной и исполнительной ветвей власти;
научная обоснованность принятия управленческих решений.
Реализация экологической политики требует радикального изменения мировоззрения, системы общественных ценностей, представлений о развитии экономики и цивилизации в целом. Экологическое образование служит основой формирования экологически ориентированного мировоззрения людей.
Программа направлена на обеспечение конституционных прав населения Кемеровской области на благоприятную окружающую среду, улучшение качества жизни; проведение мероприятий по геологоразведочным работам и удовлетворение потребности Кемеровской области в месторождениях общераспространенных полезных ископаемых; предупреждение и снижение ущербов от наводнений и другого вредного воздействия вод.
Значительная часть лесов, ранее находящихся во владении сельскохозяйственных организаций (35 процентов), представлена лесами первой группы, которые выполняют водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические функции. Актуальность проблемы заключается в том, что эта часть лесов находится в малолесных, но густонаселенных районах. Здесь проживает примерно 60 процентов населения Кемеровской области. В результате леса испытывают огромную антропогенную нагрузку. Состояние лесов характеризуется как неблагоприятное из-за крайне большого процентного содержания малоценных мягколиственных пород (88 процентов).
С целью исключения нецелевого использования бюджетных средств предусмотрены обязательное наличие проектов строящихся и реконструируемых объектов, имеющих положительные заключения государственной экологической экспертизы и государственной вневедомственной экспертизы проектной документации на строительство зданий и сооружений; разработка проектно-сметной документации в установленном порядке с перспективной проработкой финансирования будущего строительства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.