Комиссия Карельского УФАС России по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд в составе:
<_> - заместитель Председателя Комиссии, начальник отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России;
<_> - член Комиссии, старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России;
<_> - член Комиссии, ведущий специалист - эксперт отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России;
в присутствии представителей ГБУЗ "БСМП" <_>, <_> (доверенности в материалах дела);
в отсутствие представителя Заявителя - ООО "Стройресурс" (уведомлено надлежащим образом, явку представителя не обеспечило);
рассмотрев жалобу ООО "Стройресурс" на действия Заказчика - ГБУЗ "БСМП" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту терапевтического отделения N2 в здании стационара ГБУЗ "Больница скорой медицинской помощи" (извещение N 0306300031618000254) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
установила:
В своей жалобе Заявитель указывает, что Заказчиком при утверждении документации об аукционе были допущены следующие нарушения Закона о контрактной системе:
1) в нарушение требований части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в позициях 11, 14, 37, 44, 61 технического задания установлены значения показателей товаров, которые возможно получить только путем проведения испытаний;
2) в нарушение пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона не установлено требование об отсутствии информации об участнике закупки, в том числе об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки, в предусмотренном законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) в нарушение части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в пункте 14.9, 14.10 проекта государственного контракта установлено, что в случае просрочки исполнения сторонами обязательств пени начисляются в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, Заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать Заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Заказчиком письмом от 26.11.2018 направлены пояснения по доводам, изложенным в жалобе, просит признать жалобу необоснованной.
Документация об электронном аукционе утверждена руководителем контрактной службы <_> 24.10.2018 и размещена на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) с изменениями в извещении о проведении электронного аукциона NИИ2 07.11.2018
Адрес электронной площадки - http://www.sberbank-ast.ru.
Номер извещения: 0306300031618000254.
Краткое наименование аукциона: выполнение работ по ремонту терапевтического отделения N2 в здании стационара ГБУЗ "Больница скорой медицинской помощи".
Способ закупки: электронный аукцион.
Заказчик: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Карелия "Больница скорой медицинской помощи" (сокращенное наименование ГБУЗ "БСМП").
Начальная (максимальная) цена контракта: 36 267 345,84 рублей.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 26.11.2018 N0306300031618000254-1, в адрес Заказчика поступило 6 (шесть) заявок, все заявки были допущены к участию в аукционе.
Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 29.11.2018 N0306300031618000254-2, в аукционе принимало участие 5 заявок.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 30.11.2018 N0306300031618000254-3, победителем аукциона признано ООО Строительная Компания "Гулливер" с предложенной ценой контракта 28 832 539,91 рублей.
Рассмотрение жалобы назначено на 28.11.2018 в 14 час. 30 мин., состоялось в указанное время. В связи с необходимостью получения дополнительной информации в рассмотрении настоящей жалобы объявлен перерыв до 16 час. 00 мин. 29.11.2018.
После перерыва рассмотрение жалобы продолжилось Комиссией в прежнем составе без участия представителей Заказчика и Заявителя.
Изучив представленные материалы, заслушав пояснения представителей Заказчика, Комиссия Карельского УФАС России пришла к следующим выводам:
В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе, под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 3 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Объектом закупки является "Выполнение работ по ремонту терапевтического отделения N2 в здании стационара ГБУЗ "Больница скорой медицинской помощи"".
Пунктом 3.3 "Требования к материалам" технического задания, являющегося разделом 3 документации об аукционе, установлены требования к техническим характеристикам товаров (материалам и конструкциям), которые должны применяться при производстве работ, а также максимальные и/или минимальные значения показателей и показатели, значения которых не могут изменяться, определяющие качество товара, используемого при выполнении работ, его технические, функциональные и иные характеристики.
11 |
Краска декоративная фактурная |
Должна быть декоративная фактурная акриловая. Удельный вес: 1,070 +/- 50 грамм/литр. Плотность: 1,60-1,70 г/см3. Размер зерна не более 0,9 мм. Расход не больше одного литра на 10-12м2. Полное высыхание: не позднее 24 часов при 20°С. Должна быть водостойкой, с хорошей адгезией, экологически чистая. 22% (Тв); Предел прочности при изгибе МПа, для толщин: 14-18 мм (Тн) Должен соответствовать размер: 15-17x600-650x1820-1950 мм. |
14 |
Сухая смесь цементная |
Должна представлять собой сухую смесь из цементов, натуральных минеральных наполнителей и модификаторов. Должна обладать техническими характеристиками: Прочность при сжатии: 20-30 МПа Прочность при изгибе: 7-14 МПа Цвет: серый Температура эксплуатации: от - 300 С до +70 0С Температура применения: от +5 0С до +30 0С Температура основания: от +15 0С до +200С Толщина укладки: от 5 до 10 мм Морозостойкость: не менее 50 циклов Жизнеспособность состава: 20 - 30 мин. Свободная усадка: 0,04 - 0,08%. |
37 |
Грунтовка глубокого проникновения |
Должна быть высококачественная готовая к употреблению грунтовка. Содержать биоцидные добавки против грибка плесени. Ультратонкая, с отличными связующими свойствами, грунтовка глубоко проникает в основание, укрепляет пористые и непрочные поверхности перед дальнейшей обработкой. Выравнивает впитывающую способность основания, снижает расход последующих материалов (до15%). Плотность, г/см3: 1,0-1,02 Время высыхания: при температуре +20°С и влажности воздуха 65%, ч 1 ч Расход, м2/л: примерный 13 Инструменты: Валик, кисть, распылитель Состав: водная акриловая дисперсия, вода, целевые добавки, этиленгликоль. |
44 |
Смесь штукатурная |
Универсальная сухая штукатурная смесь должна быть на основе гипсового вяжущего с добавками, обеспечивающими повышенную адгезию. Предназначена для высококачественного оштукатуривания вручную потолков и стен с обычным твердым основанием (бетон, кирпич, цементная штукатурка), а также поверхностей из пенополистирола, ЦСП, внутри помещений с нормальной влажностью. Особенно рекомендуется для гладких бетонных потолочных и стеновых поверхностей. Цвет: бело-серый Толщина слоя максимальная: 50 мм Толщина слоя минимальная: 5 мм Насыпной вес:640-770 кг/м3 Зернистость: до 1,2 мм Выход раствора из 100 кг смеси: ~ 120л. Расход: в пределах 8.5 кг/м2 Высыхание: до 7 суток Прочность на сжатие: не менее 2,5 МПа Прочность на изгиб: не менее 1 МПа Коэфф. теплопроводности: 0,25 Вт/м·К Упаковка: 5; 15 или 30 кг Срок хранения: более 5 месяцев. |
61 |
Электроды |
Электроды должны быть с рутиловым покрытием, проволока марки Св-08, Св-08А, диаметром 3или 4 мм, сила тока Вертикальное 80-100 А; типовой химический состав наплавленного металла: С не более 0,1%, Si не более 0,3%, Mn 0,5-0,8%, S не более 0,04%; механические свойства сварного шва: относительное удлинение сварного шва >18%, ударная вязкость шва 76-79 Дж, производительность наплавленного соединения в пределах 14 г/мин., расход электродов на 1 кг наплавленного металла. |
Согласно доводам жалобы, в позициях N11, N14, N37, N44, N61 Заказчиком установлены значения показателей, которые возможно получить только путем проведения испытаний:
Согласно требуемым характеристикам товаров, установленным заказчиком в позициях N11, N14, N37, N44, N61, участникам аукциона в составе своих заявок требуется указать помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, конкретные показатели компонентного состава, сведения о химическом составе таких товаров, а также необходимость представления сведений о результатах испытаний таких товаров (в частности, к товару "Электроды").
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, подробное изложение в документации об аукционе требований к описанию участниками закупок испытательных характеристик, химического состава и компонентов товара ограничивает возможность участников закупки предоставить надлежащее и достоверное предложение в составе заявки на участие в аукционе.
Вместе с тем, Комиссией Карельского УФАС России установлено, что до окончания срока подачи заявок в адрес Заказчика поступило 5 запросов о даче разъяснений положений документации об аукционе, на которые были предоставлены соответствующие разъяснения в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе. С учетом поступивших запросов Заказчиком было принято решение о внесении изменений в документацию об аукционе и продлении срока подачи заявок для участия в нем.
На заседании Комиссии Карельского УФАС России представители Заказчика пояснили, что указанные требования к строительным материалам прописаны в ГОСТ, ТУ, а также в характеристиках, указанных на упаковках товаров и материалов. Строительные материалы с такими характеристиками находятся в свободном доступе, что позволяет потенциальным участникам аукциона не закупать предварительно товар и не проводить никаких испытаний. Вместе с тем, доказательства, подтверждающие указанные пояснения, в материалы дела не представлены.
Представители Заказчика подтвердили, что внесение изменений в документацию об аукционе было вызвано поступившими запросами о разъяснениях положений документации об аукционе в части установленных Заказчиком характеристик. На момент рассмотрения первых частей заявок основные недостатки в документации об аукционе были устранены.
Комиссия Карельского УФАС России приходит к выводу о том, что в действиях Заказчика усматривается нарушение части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении ненадлежащим образом требований к характеристикам товаров. Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поскольку в аукционе принимало участие 5 участников, и по результатам конкурентных процедур выявлен победитель торгов, Комиссия Карельского УФАС России считает нецелесообразным выдавать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в связи с тем, что отсутствуют доказательства, свидетельствующие, что выявленное нарушение привело к ограничению количества участников закупки и повлияло на результаты осуществления закупки.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать в том числе информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
Комиссией Карельского УФАС России установлено, что извещение о проведении аукциона не содержит требований к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
При этом, пунктом 4 "Требования к участникам закупки" раздела 1 "Приглашение к участию в электронном аукционе" документации об аукционе установлено требование об отсутствии в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
На заседании Комиссии Карельского УФАС России представители Заказчика пояснили, что действительно, в извещении о проведении электронного аукциона не установлено такое требование, однако, при рассмотрении заявок Заказчиком было проверено наличие/отсутствие сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), лица, включенные в реестр, не установлены.
Таким образом, в действиях Заказчика, установившего в извещении о проведении аукциона, а также в документации об аукционе противоречивые требования к участникам закупки, усматривается нарушение пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе и содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ввиду того, что отсутствие данного требования в извещении о проведении электронного аукциона не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку комиссия Заказчика действовала в соответствии с требованиями утвержденной документации об аукционе, Комиссия Карельского УФАС России приходит к выводу о нецелесообразности выдачи предписания об устранении законодательства о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 14.10 проекта государственного контракта установлено следующее: "В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от неуплаченной в срок суммы".
В соответствии с частью 7 статьи 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем)
Пунктом 14.9 проекта государственного контракта установлено следующее: "Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем)".
На заседании Комиссии Карельского УФАС России представители Заказчика пояснили, что считают указанные положения проекта контракта не противоречащими законодательству в силу того, что в соответствии указанием Банка России от 11.12.2015 N 3894-У "О ставке рефинансирования Банка России и ключевой ставке Банка России" с 01.01.2016 значение ставки рефинансирования Банка России приравнивается к значению ключевой ставки Банка России, определенному на соответствующую дату.
Данная позиция подтверждена Письмом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2016 N 02-02-04/18026, согласно которому, в случае если в контракт включено условие о расчете пени от ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, то размер такой ставки признается равным размеру ключевой ставки Банка России.
Комиссия Карельского УФАС России приходит к выводу о нарушении Заказчиком требований частей 5,7 статьи 34 Закона о контрактной системе, вместе с тем, учитывая тот факт, что значение ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации равно значению ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации, а также позицию Министерства финансов Российской Федерации, считает, что указанное нарушение не повлияло на результаты закупки и не привело к нарушению прав и законных интересов участников, ограничению круга участников закупки.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Карельского УФАС России по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Стройресурс" на действия Заказчика - ГБУЗ "БСМП" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту терапевтического отделения N2 в здании стационара ГБУЗ "Больница скорой медицинской помощи" (извещение N 0306300031618000254) обоснованной.
Признать в действиях Заказчика нарушение части 1 статьи 33, частей 5,7 статьи 34, пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
Передать материалы рассмотрения жалобы ООО "Стройресурс" должностному лицу Карельского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Карелия в течение 3 месяцев со дня вынесения.
Заместитель Председателя Комиссии ____________ <_>
Члены комиссии ____________ <_>
____________ <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия от 5 декабря 2018 г. N 04-18/292-2018
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 05.12.2018