Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее - Карельское УФАС России) ***, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении N 03-17/117-2018, возбужденного в отношении акционерного общества "Прионежская сетевая компания" (ОГРН: ***; ИНН: ***; юридический адрес: ***, далее - АО "ПСК", сетевая организация, Общество) по факту нарушения Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 861, далее - Правила технологического присоединения), ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отсутствие надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения материалов дела представителя АО "ПСК"
УСТАНОВИЛ:
В Управление поступило заявление "_" от 26 октября 2018 года (вх. от 02 ноября 2018 года N 5147) с жалобой на действия АО "ПСК", выразившиеся в неправомерном уклонении от выполнения обязательств по заключенному договору от 20 марта 2017 года N ЛД0111-16 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор).
Из предоставленных документов следует, что между АО "ПСК" и "_" заключен договор, в соответствии с условиями которого сетевая организация приняла на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявительницы - щит учета для обеспечения энергоснабжения дачного дома, расположенного по адресу: 186720, Республика Карелия, Лахденпохский район, п. Костамоярви, кадастровый номер 10:12:0031001:976.
Согласно пункту 1.5 договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 4 месяца со дня заключения вышеуказанного договора.
Из пункта 15 Правил технологического присоединения следует, что договор технологического присоединения считается заключенным с даты поступления подписанного заявителем экземпляра договора в сетевую организацию.
Так как датой подписания договора является 10 апреля 2017 года (дата вх. сетевой организации), мероприятия по технологическому присоединению подлежали выполнению в срок до 10 августа 2017 года.
В соответствии с условиями пункта 1.4 договора срок действия технических условий составляет 2 года, плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств составляет 550 руб. (пункт 3.1 договора).
Чеком-ордером от 10 апреля 2017 года N 580363 подтверждает произведенную заявительницей оплату по договору.
Техническими условиями от 20 марта 2017 года N ЛД0111-16 (далее - технические условия) предусмотрено, что сетевая организация должна осуществить: строительство ВЛЗ-10 кВ расчетного сечения от оп. N 16 ф.Л-08-01 до проектируемой МТП; смонтировать МТП, мощность трансформатора определить проектом; строительство ВЛИ-0,4 кВ от проектируемой МТП до границ земельного участка заявителя.
В пункте 7 технических условий указано, что точкой присоединения является ближайшая опора проектируемой ВЛИ-0,4 кВ от проектируемой МТП, максимальная мощность 15 кВт (пункт 3 технических условий).
Уведомление заявительницы о выполнении технических условий поступило в адрес сетевой организации 28 сентября 2017 года N 28341.
Актом о выполнении технических условий от 12 октября 2017 года N ЛД0102-17 подтвержден факт выполнения заявительницей мероприятий по технологическому присоединению.
По результатам рассмотрения заявления определением от 07 ноября 2018 года "О возбуждении дела N 03-17/117-2018 об административном правонарушении и проведении административного расследования" в отношении АО "ПСК" было возбуждено настоящее дело об административном правонарушении и назначено проведение административного расследования.
В письме от 21 ноября 2018 года N 20447 АО "ПСК" (далее - пояснения) сообщило антимонопольному органу, что срок давности привлечения к административной ответственности за неосуществление мероприятий по технологическому присоединению, установленный пунктом 16 Правил технологического присоединения, истек 10 августа 2018 года, в связи с чем рассматриваемое дело об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Рассмотрев полученные в ходе проведения административного расследования документы, должностное лицо Карельского УФАС России отмечает следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - ФЗ "Об электроэнергетике") целями государственного регулирования безопасности в сфере электроэнергетики являются обеспечение ее надежного и безопасного функционирования и предотвращение возникновения аварийных ситуаций, связанных с эксплуатацией объектов электроэнергетики и энергетических установок потребителей электрической энергии.
Согласно части 1 статьи 26 ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер
Пункт 2 Правил технологического присоединения определено, что действие правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, присоединенная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.
Правила технологического присоединения определяют порядок и процедуру технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
Согласно абзацу 4 подпункта "б" пункта 16 Правил присоединения договор должен содержать срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать в случаях осуществления технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, при этом расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности и от сетевой организации не требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы сетевых организаций (в том числе смежных сетевых организаций), и (или) объектов по производству электрической энергии, за исключением работ по строительству объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики составляет 4 месяца - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 670 кВт включительно.
Пунктом 7 Правил технологического присоединения (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 07 мая 2017 года N 542, начало действия редакции - 20 мая 2017 года) установлена следующая процедура технологического присоединения:
а) подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств и увеличение объема максимальной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр (увеличение) величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя;
б) заключение договора;
в) выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором;
д) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности. Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) заявителя без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении "отключено"). Фактический прием (подача) напряжения и мощности осуществляется путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено");
е) составление акта об осуществлении технологического присоединения по форме согласно приложению N 1.
Таким образом, при исполнении процедуры технологического присоединения сторонам надлежит, в том числе выполнить мероприятия по технологическому присоединению (каждой стороне договора в соответствии с условиями договора и техническими условиями) и осуществить сетевой организации фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям и фактический прием (подачу) напряжения и мощности.
Из полученных в ходе проведения административного расследования документов следует, что к установленному Правилами технологического присоединения, а также договором сроку (10 августа 2017 года) сторонами не выполнены мероприятия, и, как следствие, не осуществлено технологическое присоединение объекта заявительницы к электрическим сетям АО "ПСК".
Согласно пункту 90 Правил технологического присоединения срок проведения мероприятий по проверке сетевой организацией выполнения заявителем технических условий (с учетом направления заявителю подписанных со стороны сетевой организации акта осмотра (обследования) электроустановки и акта о выполнении технических условий) не должен превышать 10 дней со дня получения сетевой организацией уведомления от заявителя о выполнении им технических условий либо уведомления об устранении замечаний.
Согласно указанной норме в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 07 мая 2017 года N 542, начало действия редакции 31 июля 2017 года) срок проведения мероприятий по проверке сетевой организацией выполнения заявителем технических условий (с учетом направления заявителю подписанного сетевой организацией акта о выполнении технических условий) не должен превышать 10 дней со дня получения сетевой организацией уведомления от заявителя о выполнении им технических условий либо уведомления об устранении замечаний.
Аналогичная обязанность сетевой организации закреплена в пункте 2.1.2 договора.
В силу пункта 88 Правил технологического присоединения акт о выполнении технических условий составляется в отношении заявителей, в том числе указанных в пункте 14 настоящих Правил (физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно) и подписывается заявителем и сетевой организацией непосредственно в день проведения осмотра.
Уведомление заявительницы о выполнении технических условий поступило в адрес сетевой организации 28 сентября 2017 года N 28341.
Актом о выполнении технических условий от 12 октября 2017 года N ЛД0102-17 подтвержден факт выполнения заявительницей мероприятий по технологическому присоединению.
АО "ПСК" после получения информации об исполнении заявительницей обязательств по договору надлежало осуществить фактическое присоединение энергопринимающих устройств заявительницы к электрическим сетям, фактический прием (подачу) напряжения и мощности и составить документы о технологическом присоединении.
Указанные действия сетевой организацией выполнены не были.
Таким образом, со своей стороны АО "ПСК" к установленному Правилами технологического присоединения сроку не выполнило мероприятия по технологическому присоединению, предусмотренные техническими условиями (10 августа 2017 года), а также не осуществило фактическое присоединение энегопринимающих устройств заявительницы, соответственно не составило акт об осуществлении технологического присоединения, после выполнения заявительницей мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных техническими условиями (12 октября 2017 года).
В силу положений части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ установлено, что повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Согласно статье 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности устанавливается равным одному году со дня совершения административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 9.21 КоАП РФ.
Таким образом, срок давности для привлечения АО "ПСК" к административной ответственности за невыполнение мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных техническими условиями, неосуществление фактического присоединения энегопринимающих устройств заявительницы, не составление акта об осуществлении технологического присоединения истек 10 августа 2018 года, 12 октября 2018 года соответственно.
Кроме того, необходимо отметить, что в установленный договором срок АО "ПСК" не могло исполнить обязательства по технологическому присоединению ввиду выполнения мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных техническими условиями, заявительницей за пределами установленного договором срока.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
Учитывая положения статьи 24.5 КоАП РФ и руководствуясь пунктом 6 части 1 статьи 24.5 и частью 2 статьи 29.4 КоАП, заместитель руководителя Карельского УФАС России
ПОСТАНОВИЛ:
Дело об административном правонарушении N 03-17/117-2018, возбужденное в отношении юридического лица - АО "ПСК" за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, прекратить, в связи с истечением срока давности для привлечения к административной ответственности.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и статьей 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия от 5 декабря 2018 г. N 03-17/117-2018
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 05.12.2018