Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
<...> ;
с участием представителей
ООО "Петербургтеплоэнерго" (далее - Организатор закупки) <...>;
ФГАОУ ДПО "ИПК ТЭК" (далее - Заявитель) <...>;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (вх.N29469-ЭП/18 от 21.11.2018) ФГАОУ ДПО "ИПК ТЭК" на действия закупочной комиссии организатора торгов ООО "Петербургтеплоэнерго" при проведении открытого запроса предложений в электронной форме N2227/78/П на выполнение работ по разработке проектов организационно- технической документации объектов топливно-энергетического комплекса ООО "Петербургтеплоэнерго" (извещение N31807081339, далее - Закупка), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
29 октября 2018 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - Официальный сайт) было опубликовано извещение N31807081339 о проведении открытого запроса предложений в электронной форме N2227/78/П на выполнение работ по разработке проектов организационно-технической документации объектов топливно-энергетического комплекса ООО "Петербургтеплоэнерго", включая документацию на проведение открытого конкурса (далее - Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положением о закупке товаров, работ, услуг Общества с ограниченной ответственностью "Петербургтеплоэнерго" (далее - Положение о закупках), версия 5 от 25.04.2018, на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.
N п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
7 627 130,00 руб |
2. |
Дата публикации извещения (по местному времени заказчика) |
29.10.2018 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) |
07.11.2018 в 10:00 (МСК) |
4. |
Дата и время рассмотрения и оценки заявок (по местному времени заказчика) |
08.11.2018 в 14:00 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
190103, Санкт-Петербург, ул. Дровяная, д. 6-8 |
2. Заявитель полагает незаконным действия закупочной комиссией Организатора торгов по оценке и сопоставлению заявок на участие в Закупке с последующим признанием участника ООО "Регион-Проект" победителем процедуры Закупки.
Представитель Организатора закупки с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.
Оригиналы документов по процедуре Закупки, истребованные уведомлением N78/34542/18 от 23 ноября 2018 года, представлены в заседание Комиссии для обозрения.
Также со стороны Организатора торгов представлен договор от 23.11.2018 N2227, заключенный Организатором торгов с ООО "Регион-Проект" по итогам процедуры Закупки.
3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора закупки, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона N223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
ООО "Петербургтеплоэнерго" относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с
ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона N223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона N223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона N223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 8 ст. 4 Закона N223-ФЗ извещение об осуществлении конкурентной закупки является неотъемлемой частью документации о конкурентной закупке. Сведения, содержащиеся в извещении об осуществлении конкурентной закупки, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о конкурентной закупке.
Следуя п.п. 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона N223-ФЗ В документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам такой закупки.
Согласно п. 31 Информационной карты Документации заявки оцениваются по следующим критериям оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений:
1) Оценка квалификации Участника
- Наличие у Участника запроса предложений опыта выполнения работ, аналогичных предмету запроса предложений за 2015-2017 гг. (количество заключенных и исполненных договоров, шт.);
- Наличие у Участника запроса предложений положительных отзывов от контрагентов и (или) благодарственных писем по результатам выполненных работ (количество, шт.);
- Отсутствие за 2016-2018 гг. претензий со стороны ООО "Петербургтеплоэнерго" к Участнику запроса предложений по договорам, заключенным между Участником и ООО "Петербургтеплоэнерго".
2) Оценка коммерческого предложения
- Цена договора (лота), без НДС.
- Предоставление отсрочки по оплате Заказчиком выполненных работ.
В случае привлечения субподрядчиков (соисполнителей) для выполнения части объема работ для оценки заявок на участие в запросе предложений используются в совокупности сведения о квалификации участников и привлекаемых ими субподрядчиков (соисполнителей).
Пунктом 32 Информационной карты Документации определено, что в целях проведения оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений в составе заявки должна содержаться:
*Справка об опыте выполнения работ, аналогичных предмету запроса предложений (Форма 7) - копии положительных отзывов от контрагентов и (или) благодарственных писем по результатам выполнения работ (при наличии);
- копии договоров на выполнение работ, аналогичных предмету запроса предложений и актов выполненных работ (при наличии).
*Справка о наличии/об отсутствии претензий ООО "Петербургтеплоэнерго" (Форма 8).
*Иные документы (в зависимости от требований запроса предложений), которые, по мнению Участника, подтверждают соответствие Участника требованиям документации, с соответствующими комментариями.
В случае привлечения субподрядчиков/ соисполнителей для выполнения части объема работ в составе заявки на участие в запросе предложений предоставляются указанные выше документы в отношении каждого субподрядчика/ соисполнителя, в соответствии с видами и объемами выполняемых им работ по предмету запроса предложений.
Приложением 2 Документации определен порядок оценки заявок по критериям, а именно:
N
|
Наименование критерия |
Вес критерия, % |
Балльная оценка |
Балльная оценка с учётом веса критерия |
Шкала измерения критерия |
|
|
R |
K |
S= (R\x{00d7}K) |
|
I. Оценка квалификации Участника. | |||||
1.1 |
Наличие у Участника запроса предложений опыта выполнения работ, аналогичных предмету запроса предложений, за 2015-2017 гг. годы (количество заключенных и исполненных договоров, шт.) |
20 |
|
|
0 шт. - 0 баллов, 1-10 шт. - 5 баллов, 11 шт. и более - 10 баллов. |
1.2 |
Наличие у Участника запроса предложений положительных отзывов от контрагентов и (или) благодарственных писем по результатам выполненных работ (количество, шт.) |
10 |
|
|
0 шт. - 0 баллов, 1-5 шт. - 5 баллов, 6 шт. и более - 10 баллов. |
1.3 |
Отсутствие за 2016-2018 гг. претензий со стороны ООО "Петербургтеплоэнерго" к Участнику запроса предложений по договорам, заключенным между Участником и ООО "Петербургтеплоэнерго" (При оценке заявок учитываются положения ст. ст. 20, 54, 165.1 ГК РФ, в соответствии с которой: -юридически значимое сообщение (претензия), адресованное юридическому лицу или гражданину, осуществляющему предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, направляется по адресу, указанному соответственно в ЕГРИП или ЕГРЮЛ либо по адресу, указанному самим индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом (в том числе в договоре); -юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, направляется по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю; -сообщения, доставленные по указанному адресу, считаются полученными, даже если гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, фактически не находится по указанному адресу или если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения. |
10 |
|
|
Наличие претензий - 0 баллов; Отсутствие претензий - 10 баллов
|
|
Итого оценка квалификации |
40 |
|
|
|
II. Оценка коммерческого предложения | |||||
2.1 |
Цена договора (лота) без НДС
|
30 |
|
|
Балльная оценка уровня цены договора определяется по формуле: Бi = 10 х , I MIN C C где Бi - бальная оценка уровня цены i-й заявки; Сi -цена заявки участника без НДС; С min- минимальная цена заявки участников без НДС (принимается за 10 баллов). |
2.2 |
Предоставление отсрочки по оплате Заказчиком выполненных работ
|
30 |
|
|
Балльная оценка срока оплаты выполненных работ на основании актов выполненных работ в календарных днях определяется по формуле: Ti=10*((Аi-Amin)/(Amax-Amin)), где: Ti - бальная оценка срока оплаты выполненных работ на основании актов выполненных работ в календарных днях i-й заявки; Ai - срок оплаты выполненных работ на основании актов выполненных работ в календарных днях в заявке i-го Участника; Amin - минимальный срок оплаты выполненных работ на основании актов выполненных работ в календарных днях среди заявок Участников (принимается за 0 баллов); Amax - максимальный срок оплаты выполненных работ на основании актов выполненных работ в календарных днях среди заявок Участников (принимается за 10 баллов). |
|
Итого оценка коммерческого предложения |
60 |
|
|
|
|
ОБЩАЯ ОЦЕНКА |
100 |
|
|
|
Согласно Протоколу заседания Комиссии по рассмотрению заявок на участие в открытом запросе предложений в электронной форме N 2227/78/П от 08 ноября 2018 года к участию в Закупке допущено 2 заявки: ООО "Регион-Проект" и ФГАОУ ДПО "ИПК ТЭК".
Исходя из содержания Протокола заседания Комиссии по подведению итогов открытого запроса предложений в электронной форме N 2227/78/П от 09 ноября 2018 года закупочной комиссией Организатора торгов проведена оценка и сопоставление заявок на участие в Закупке, по результатам которой заявке ФГАОУ ДПО "ИПК ТЭК" присвоено второе место с рейтингом в 700 баллов, а заявка ООО "Регион-Проект" признана победившей, набрав 935,5 балла.
В представленном акте оценки заявок на участие в Закупке указывается, что заявке ООО "Регион-Проект" по критерию "Оценка квалификации" присвоено 400 баллов, по критерию "Оценка коммерческого предложения" - 535,5 балла.
При этом по подкритерию "Предоставление отсрочки по оплате Заказчиком выполненных работ" критерия "Оценка коммерческого предложения" участнику ООО "Регион-Проект" присвоена максимальная оценка в 300 баллов, так как в заявке ООО "Регион-Проект" указало об отсрочке платежа в 151 календарный день.
Заявителем же была предложена отсрочка платежа в 45 календарных дней, вследствие чего по подкритерию "Предоставление отсрочки по оплате Заказчиком выполненных работ" критерия "Оценка коммерческого предложения" его заявке присвоен ноль баллов.
Согласно п. 2.5.5.10 Документации в случае, если участник относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, в состав заявки на участие в Закупке в числе прочего включается Форма 6 "Декларация о соответствии участника закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства" или Сведения из Реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.
Следуя представленным в заявке ООО "Регион-Проект" сведениям общество относится к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. N 1352 "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (с изменениями и дополнениями от 15 ноября 2017 г.) утверждено Положение
об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема (далее - Положение МСП).
В соответствии с п. 4 Положения МСП закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляются путем проведения предусмотренных положением о закупке, утвержденным заказчиком в соответствии с Федеральным законом (далее - положение о закупке), торгов, иных способов закупки:
а) участниками которых являются любые лица, указанные в части 5 статьи 3 Федерального закона, в том числе субъекты малого и среднего предпринимательства;
б) участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства;
в) в отношении участников которых заказчиком устанавливается требование о привлечении к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно п. 14.3 Положения МСП при осуществлении закупки в соответствии с подпунктом "а" пункта 4 настоящего Положения срок оплаты поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) по договору (отдельному этапу договора), заключенному по результатам закупки с субъектом малого и среднего предпринимательства, должен составлять не более 30 календарных дней со дня подписания заказчиком документа о приемке товара (выполнении работы, оказании услуги) по договору (отдельному этапу договора).
Таким образом, максимальный срок по оплате услуг по договору, который мог быть принят в расчет закупочной комиссией Организатора торгов при начислении баллов участнику ООО "Регион-Проект" по подкритерию "Предоставление отсрочки по оплате Заказчиком выполненных работ" критерия "Оценка коммерческого предложения" не мог превышать 30 календарных дней, так как заключение договора с ООО "Регион-Проект", являющимся субъектом МСП, с отсрочкой оплаты более 30 календарных дней противоречит п. 14.3 Положения МСП.
Исходя из указанного расчет баллов с учетом требований п. 14.3 Положения МСП определял участнику ООО "Регион-Проект" лишь второе место по итогам Закупки.
На основании изложенного Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России установлено, что решение закупочной комиссией Организатора торгов о присвоении участнику ООО "Регион-Проект" по подкритерию "Предоставление отсрочки по оплате Заказчиком выполненных работ" критерия "Оценка коммерческого предложения" максимальной оценки в 300 баллов принято в порядке, противоречащем п. 14.3 Положения МСП.
На основании изложенного по доводам жалобы Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях закупочной комиссии Организатора торгов по незаконному присвоению участнику ООО "Регион-Проект" по подкритерию "Предоставление отсрочки по оплате Заказчиком выполненных работ" критерия "Оценка коммерческого предложения" максимальной оценки в 300 баллов в порядке, противоречащем п. 14.3 Положения МСП, нарушение ч. 1 ст. 2 Закона N223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении обязанности руководствоваться в том числе федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации при закупке товаров, работ, услуг, допущенное при проведении Закупки.
4. Рассмотрев жалобу (вх.N29469-ЭП/18 от 21.11.2018) ФГАОУ ДПО "ИПК ТЭК" на действия закупочной комиссии организатора торгов ООО "Петербургтеплоэнерго" при проведении открытого запроса предложений в электронной форме N2227/78/П на выполнение работ по разработке проектов организационно- технической документации объектов топливно-энергетического комплекса ООО "Петербургтеплоэнерго" (извещение N31807081339), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Организатора торгов, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила в действиях закупочной комиссии организатора торгов ООО "Петербургтеплоэнерго" нарушение ч. 1 ст. 2 Закона N223-ФЗ, допущенное при проведении процедуры Закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу (вх.N29469-ЭП/18 от 21.11.2018) ФГАОУ ДПО "ИПК ТЭК" на действия закупочной комиссии организатора торгов ООО "Петербургтеплоэнерго" (ИНН 7838024362, ОГРН 1047833020058) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме N2227/78/П на выполнение работ по разработке проектов организационно- технической документации объектов топливно-энергетического комплекса ООО "Петербургтеплоэнерго" (извещение N31807081339) обоснованной.
2. Признать в действиях закупочной комиссии организатора торгов ООО "Петербургтеплоэнерго" (ИНН 7838024362, ОГРН 1047833020058) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме N2227/78/П на выполнение работ по разработке проектов организационно- технической документации объектов топливно-энергетического комплекса ООО "Петербургтеплоэнерго" (извещение N31807081339) нарушение ч. 1 ст. 2 Закона N223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении обязанности руководствоваться в том числе федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации при закупке товаров, работ, услуг, допущенное путем незаконного присвоения участнику ООО "Регион-Проект" по подкритерию "Предоставление отсрочки по оплате Заказчиком выполненных работ" критерия "Оценка коммерческого предложения" максимальной оценки в 300 баллов в порядке, противоречащем п. 14.3 Положения МСП.
3. Не выдавать закупочной комиссии организатора торгов ООО "Петербургтеплоэнерго" (ИНН 7838024362, ОГРН 1047833020058) предписание об устранении нарушений при проведении открытого запроса предложений в электронной форме N2227/78/П на выполнение работ по разработке проектов организационно- технической документации объектов топливно-энергетического комплекса ООО "Петербургтеплоэнерго" (извещение N31807081339) ввиду наличия договора от 23.11.2018 N2227, заключенного Организатором торгов с ООО "Регион-Проект" по итогам процедуры Закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений.
<...>
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 29 ноября 2018 г. N Т02-464/18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 04.12.2018