Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
с участием представителя от ООО "Газэнергоинформ" (далее - Организатор торгов); в отсутствие представителей от ООО "Газтруботорг" (далее - Заявитель) при надлежащем уведомлении о времени и месте рассмотрения жалобы.
В соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 20.11.2018 вх. N 29332/18) ООО "Газтруботорг" на действия закупочной комиссии Организатора торгов ООО "Газэнергоинформ" (далее - Закупочная комиссия) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме N 173593 на право заключения договора по номенклатурной группе: "Детали соединительные" (извещение N 31807060829), заслушав пояснения,
УСТАНОВИЛА:
24 октября 2018 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - официальный сайт) было опубликовано Извещение N 31807060829 о проведении открытого запроса предложений в электронной форме N 173593 на право заключения договора по номенклатурной группе: "Детали соединительные" (далее - Закупка), включая Документацию о запросе предложений (далее - Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг АО "Газпром газораспределение Тамбов" (далее - Положение о закупках) в редакции от 20.02.2018, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о закупке.
N п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
1 936 080, 68 руб. |
2. |
Дата публикации извещения (по местному времени заказчика) |
24.10.2018 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) |
06.11.2018 в 11:59 (МСК) |
4. |
Дата и время рассмотрения заявок (по местному времени заказчика) |
13.11.2018 в 11:00 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
196140, г. Санкт-Петербург, пос. Шушары, Петербургское ш., д. 66, корп. 2, лит. А, БЦ N 2, 4-й этаж. |
На момент рассмотрения жалобы по существу по процедуре N 31807060829 не был заключен договор.
2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Закупочной комиссии Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в необоснованном отклонении заявки ООО "Газтруботорг" от участия в процедуре Закупки.
Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона N 223-ФЗ.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
АО "Газпром газораспределение Тамбов" относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность Заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласилась. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО "Газтруботорг" в составе документов истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. N 78/34491/18 от 23.11.2018 представлен.
Также оригиналы документов по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. N 78/34491/18 от 23.11.2018 представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
На основании ч. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с протоколом рассмотрения, оценки и сопоставления заявок участников, подведения итогов Закупки N 173593 от 14.11.2018 заявка ООО "Газтруботорг" была отклонена по следующим основаниям: "Подпункт "л" пункта 1.4.2 Документации. В составе заявки НЕ представлен договор Изготовителя с Дилером/Официальным представителем, подтверждающий в полном объеме полномочия Участника на поставку предлагаемого товара (либо части предлагаемого товара). Пункт 1.6.1 Документации. Участник предложил к поставке эквивалент (аналог) предмета закупки, при отсутствии его допустимости; Пункт 6.6.4 Положения о закупках Заказчика".
27.11.2018 16:25 (МСК) Организатором торгов опубликована новая (действующая) редакция протокола рассмотрения, оценки и сопоставления заявок участников, подведения итогов Закупки N 173593 от 27.11.2018, а ранее составленный протокол рассмотрения, оценки и сопоставления заявок участников, подведения итогов Закупки N 173593 от 14.11.2018 признан недействующим.
В соответствии с действующей редакцией протокола рассмотрения, оценки и сопоставления заявок участников, подведения итогов Закупки N 173593 от 27.11.2018 заявка ООО "Газтруботорг" была отклонена по следующим основаниям: "Подпункт "л" пункта 1.4.2 Документации. В составе заявки НЕ представлен договор Изготовителя с Дилером/Официальным представителем, подтверждающий в полном объеме полномочия Участника на поставку предлагаемого товара (либо части предлагаемого товара). Пункт 1.6.1 Документации о запросе предложений. Участник в составе Заявки включил Коммерческое предложение (Форма 3) содержащее недостоверные сведения; Пункт 6.6.4 Положения о закупках Заказчика".
Согласно п. 1.6.6 Документации в случае, если в протоколе, составленном при проведении запроса предложений, были обнаружены ошибки, опечатки и/или иные несоответствия сведениям, указанным в заявках участников или в Документации о закупке, Организатор вправе устранить обнаруженные недостатки путем составления новой редакции протокола либо путем внесения изменений в имеющийся протокол. Новая редакция протокола (изменения в протокол) публикуется в Единой Информационной системе и сайте Электронной площадки в течение трех дней со дня подписания. С момента публикации новой редакции протокола (изменений в протокол) ранее составленный протокол (измененный пункт протокола) является недействующим.
На основании п.п. 2, 9 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам такой закупки.
В соответствии с пп. "в" п. 2.3.1.1 Документации участник должен подготовить заявку в строгом соответствии с требованиями настоящей Документации о запросе предложений таким образом, чтобы заявка не содержала никаких условий, противоречащих требованиям Документации о запросе предложений и включала в себя коммерческое предложение по установленной настоящей Документацией о запросе предложений форме (Форма 3).
Как следует из пп. "л" п. 1.4.2. Документации, участники должны включить в состав Заявки следующие документы, подтверждающие их соответствие установленным дополнительным требованиям: свидетельство предприятия-изготовителя (дилера) - если Участник не является изготовителем или дилером предлагаемой им Продукции (ее части). Свидетельство предприятия-изготовителя (дилера) должно соответствовать установленной настоящей Документацией форме (Форма 12), и подписано предприятием-изготовителем либо дилером. Если свидетельство подписано дилером, необходимо подтвердить его полномочия на выдачу данного свидетельства, приложив копию дилерского соглашения (дилерского договора); дилерское соглашение (дилерский договор) - если Участник является Официальным дилером.
Согласно пп. "а" п. 2.9.2.3 Документации по результатам рассмотрения заявок участников и проверки информации об участниках, организатор вправе отклонить заявку на участие в запросе предложений в случае отсутствия в составе заявки на участие в Закупке документов, определенных настоящей Документацией, либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике Закупки или о товарах, на поставку которых размещается заказ.
На основании п. 1.6.1 Документации организатор Закупки/комиссия имеет право отклонить заявку участника и тем самым отстранить ее от дальнейшего участия в Закупке на любом этапе ее проведения в случае несоответствия заявки на участие в Закупке требованиям настоящей Документации.
Пунктом 6.6.4 Положения о закупках установлено, что по результатам рассмотрения и проверки информации об участниках запроса предложений Организатор вправе отклонить заявку на участие в запросе предложений в случае отсутствия в составе заявки на участие в запросе предложений документов, определенных документацией о запросе предложений, либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике запроса предложений или о поставляемых товарах (выполняемых работах, оказываемых услугах), а также в случае несоответствия заявки, поданной участником запроса предложений, требованиям документации о запросе предложений и настоящего Положения.
Представитель Организатора торгов пояснила, что Заявитель ООО "Газтруботорг" в коммерческом предложении (Форма 3) указал, что поставит товар, изготовителем которого является компания EUROSTANDARD S.p.A. Заявитель ООО "Газтруботорг" также включил в состав заявки Свидетельство предприятия-изготовителя (дилера) по Форме 12, выданное ООО "ТД "РостФитинг", из содержания которого следует что ООО "ТД "РостФитинг" является официальным дилером предприятия-изготовителя. Также в состав заявки ООО "Газтруботорг" включен договор поставки продукции, заключенный между ООО "ТД "РостФитинг" и ООО "Газтруботорг". Однако сам дилерский договор, заключенный между ООО "ТД "РостФитинг" и EUROSTANDARD S.p.A., Заявитель ООО "Газтруботорг" состав заявки не включил, что противоречит требованиям пп. "л" п. 1.4.2. Документации.
Комиссия СПб УФАС России, проанализировав заявку ООО "Газтруботорг", представленную в заседание Комиссии СПб УФАС России для обозрения, установила, что Заявитель ООО "Газтруботорг" в составе заявки представил коммерческое предложение (Форма 3), в котором указал, что поставит товар, изготовителем которого является компания EUROSTANDARD S.p.A. Также Заявитель ООО "Газтруботорг" также включил в состав заявки Свидетельство предприятия-изготовителя (дилера) по Форме 12, выданное ООО "ТД "РостФитинг", из содержания которого следует что ООО "ТД "РостФитинг" является официальным дилером предприятия-изготовителя. Заявитель также включил в состав заявки договор поставки продукции, заключенный между ООО "ТД "РостФитинг" и ООО "Газтруботорг". Однако в нарушение требований пп. "л" п. 1.4.2 Документации сам дилерский договор, заключенный между ООО "ТД "РостФитинг" и EUROSTANDARD S.p.A., Заявитель ООО "Газтруботорг" состав заявки не включил, что являлось основанием для отклонения заявки ООО "Газтруботорг" согласно пп. "а" п. 2.9.2.3, п. 1.6.1 Документации и п. 6.6.4 Положения о закупках.
Согласно п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с п. 2 Инструкции по заполнению Формы 3 (Коммерческое предложение) в случае, если в столбце "Допустимость эквивалента" установлено значение "Да", участник в столбце "Эквивалент" должен указать одно из двух значений - "Да" или "Нет". При выборе в столбце "Эквивалент" значения "Да" участник должен заполнить столбцы "Наименование товара", "Технические характеристики и комплектация, гарантийный срок" в отношении предлагаемого эквивалента. Если наименование товара, предлагаемого участником, соответствует наименованию товара, указанному в Техническом задании Заказчика, то данное поле не надо заполнять. Если наименование товара, предлагаемого участником, отличается от наименования товара, указанного в Техническом задании, то участник вносит корректировки в значение данного поля.
Согласно п. 3.2 Документации предметом Закупки является поставка товара. Дополнительные требования к поставляемому товару, приводятся в "Техническом задании".
В соответствии с п. 4 Документации Техническое задание, включая ведомость на поставку продукции, предмет и условия закупки, представлены отдельным томом (томами) к настоящей Документации о запросе предложений. Конкретизирует требования заказчика к функциональным, техническим, качественным, количественным и прочим характеристикам продукции, являющейся предметом запроса предложений. Требования к предмету закупки, изложенные в Техническом задании, обязательны к исполнению.
В соответствии с Техническим заданием, являющимся неотъемлемой частью Документации, согласно наименованию позиций 1-4, 8, 10-13, 15-20 предметом закупки являются детали соединительные торговой марки Frialen, которая принадлежит производителю FRIATEC AG.
Представитель Организатора торгов пояснила, что Заявитель ООО "Газтруботорг" в Коммерческом предложении (Форма 3) по всем позициям указал, выбрав в столбце "Эквивалент" значение "Нет", что предлагает к поставке не эквивалент, а непосредственно предмет закупки, с наименованием и техническими характеристиками в соответствии с Техническим заданием. Однако в графе "Изготовитель" Заявитель по всем позициям указал производителя EUROSTANDADRD S.p.A., а также представил сертификаты качества на предлагаемый к поставке товар, в которых также указан производитель EUROSTANDADRD S.p.A. Таким образом, Заявитель, в нарушение положений Инструкции по заполнению Коммерческого предложения (Форма 3), указал недостоверную информацию о предлагаемом к поставке товаре, поскольку наименование (в том числе, торговая марка) и изготовитель предлагаемого Заявителем товара не соответствовали Техническому заданию. При этом наименование и технические характеристики для эквивалента Заявителем в Форме 3 указаны не были. Поскольку на основании пункта 2.11.1 Документации организатор оформляет и подписывает договор, заключаемый по результатам закупки, на условиях, содержащихся в заявке участника, изложенная ситуация повлекла бы указание в спецификации к договору иного наименования товара, отличного от поставляемого победителем закупки. В связи с этим товар не был бы принят заказчиком закупки, что привело бы к срыву срока поставки, расторжению договора, необходимости повторно осуществить закупку и, в конечном счете, к неэффективному использованию денежных средств, выделенных заказчиком на проведение закупки.
Согласно подпунктам 2 и 3 пункта 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки. Однако в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:
а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
Представитель Организатора торгов пояснила, поскольку в Техническом задании в описании позиций 5-7, 9, 14 отсутствовало указание на товарный знак, и характеристики предмета закупки описаны с помощью общих родовых признаков товаров, у заказчика отсутствовала обязанность указывать значение "и эквивалент" для указанных позиций. По остальным позициям Технического задания (1-4, 8, 10-13, 15-20), содержащим указание на изготовителя, указана допустимость аналога.
Вместе с тем в действующую редакцию Закона N 223-ФЗ внесены изменения согласно Федеральному закону от 31.12.2017 N 505-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 505-ФЗ).
Согласно ч. 3 ст. 4 Закона N 505-ФЗ Положения о закупке должны быть приведены в соответствие с требованиями Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (в редакции настоящего Федерального закона), утверждены и размещены в единой информационной системе не позднее 1 января 2019 года. Положения о закупке, которые не соответствуют Федеральному закону от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (в редакции настоящего Федерального закона), после 1 января 2019 года считаются не размещенными в единой информационной системе. Закупки, извещения об осуществлении которых были размещены в единой информационной системе до даты размещения положения о закупке, приведенного в соответствие с требованиями Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (в редакции настоящего Федерального закона), завершаются по правилам, которые действовали на дату размещения такого извещения.
Действующая редакция Положения о закупках АО "Газпром газораспределение Тамбов", в соответствии с которой проводится Закупка (извещение N 31807060829), не содержит запрета на указание конкретного производителя при проведении процедур закупок на поставку товаров.
Комиссия СПб УФАС России, проанализировав заявку ООО "Газтруботорг", представленную в заседание Комиссии СПб УФАС России для обозрения, установила, что Заявитель ООО "Газтруботорг" в коммерческом предложении (Форма 3) по всем позициям указал, выбрав в столбце "Эквивалент" значение "Нет", что предлагает к поставке не эквивалент. Однако в графе "Изготовитель" Заявитель по всем позициям указал производителя EUROSTANDADRD S.p.A. Таким образом, Заявитель ООО "Газтруботорг" указал недостоверную информацию о предлагаемом к поставке товаре, поскольку наименование (в том числе, торговая марка) и изготовитель предлагаемого Заявителем товара не соответствовали Техническому заданию. При этом наименование и технические характеристики для эквивалента Заявителем в Форме 3 указаны не были, что являлось нарушением требований Инструкции по заполнению Коммерческого предложения (Форма 3) и послужило основанием для отклонения заявки ООО "Газтруботорг" согласно п. 1.6.1 Документации и п. 6.6.4 Положения о закупках.
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России не усматривает нарушений в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов при проведении процедуры Закупки в части отклонения заявки ООО "Газтруботорг" от участия в процедуре Закупки.
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу (от 20.11.2018 вх. N 29332/18) ООО "Газтруботорг" на действия Закупочной комиссии Организатора торгов ООО "Газэнергоинформ" (ИНН: 7728696530, ОГРН: 1097746173249) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме N 173593 на право заключения договора по номенклатурной группе: "Детали соединительные" (извещение N 31807060829) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 28 ноября 2018 г. N Т02-461/18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 03.12.2018