Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
<...> ;
с участием представителей СПб ГУДП "Центр" (далее - Организатор торгов) <...>;
ООО "Санкт-Петербургская Дорожная Служба" (далее - Заявитель) <...>;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (вх.N28453-ЭП/18 от 13.11.2018) ООО "Санкт-Петербургская Дорожная Служба" на действия организатора торгов СПб ГУДП "Центр" при организации и проведении открытого аукциона в электронной форме на оказание услуг по ручной уборке тротуаров и других элементов улично-дорожной сети Центрального района Санкт-Петербурга в соответствии с адресной программой по письменным уведомлениям Заказчика (извещение N31807052764, далее - Закупка), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
22 октября 2018 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - Официальный сайт) было опубликовано извещение N31807052764 о проведении открытого аукциона в электронной форме на оказание услуг по ручной уборке тротуаров и других элементов улично-дорожной сети Центрального района Санкт-Петербурга в соответствии с адресной программой по письменным уведомлениям Заказчика, включая документацию на проведение открытого аукциона (далее - Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положением о закупке СПб ГУДП "Центр" (далее - Положение о закупках), версия 30 от 11.10.2018, на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.
N п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
126 984 463,72 руб |
2. |
Дата публикации извещения (по местному времени заказчика) |
22.10.2018 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) |
15.11.2018 в 09:00 (МСК) |
4. |
Дата и время рассмотрения и оценки заявок (по местному времени заказчика) |
16.11.2018 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
199406, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, Малый пр. В.О., д. 68 |
2. В жалобе Заявитель оспаривает предъявление Организатором торгов к товарам в Техническом задании Документации требований о соответствии ГОСТ Р 50597-93, ГОСТ Р 52564-2006 и ГОСТ Р 50550-93, в настоящее время являющиеся замененными или недействующими, также, Заявитель сообщает, что указанные в Техническом задании Документации ГОСТ 6128-81 и ГОСТ 5105-82 не относятся к товарам, упомянутым в Документации.
Кроме этого, Заявитель полагает, что Организатором торгов в Приложении N1 к Техническому заданию Документации необоснованно установлены избыточные и не соответствующие ГОСТ требования к позициям 3, 7, 10, 18, 19, 45 товаров.
Также, Заявитель указывает на нарушение Организатором торгов порядка публикации внесенных изменений в Документацию согласно сведениям Официального сайта, где размещенная Организатором торгов информация имеет статус недействующей.
Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.
Оригиналы документов по процедуре Закупки, истребованные уведомлением N78/33770/18 от 16 ноября 2018 года, представлены в заседание Комиссии для обозрения.
3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона N223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
СПб ГУДП "Центр" относится к унитарным предприятиям, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с
ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона N223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Частью 8 ст. 4 Закона N223-ФЗ определено, что сведения, содержащиеся в извещении об осуществлении конкурентной закупки, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о конкурентной закупке.
В соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона N223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Согласно п. 8 Документации документация для настоящего аукциона включает в себя:
1) Том 1 документации: специальная часть (далее - Том 1), состоящий из инструкции участникам и образцов форм для обязательного заполнения участником;
2) техническое задание;
3) проект договора.
В соответствии с пп. 1 п. 13.1.3. Тома 1 Документации первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию:
1) при заключении договора на поставку товара:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации об аукционе, в техническом задании, содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в техническом задании, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным в техническом задании;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным в техническом задании, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в техническом задании указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Приложением 1 к Тому 1 Документации установлена форма "СВЕДЕНИЯ О ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ, ТЕХНИЧЕСКИХ И КАЧЕСТВЕННЫХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ, ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ".
Согласно Инструкции по заполнению формы "СВЕДЕНИЯ О ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ, ТЕХНИЧЕСКИХ И КАЧЕСТВЕННЫХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ, ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ" участник закупки представляет в любой удобной форме или по форме, рекомендованной заказчиком, информацию о конкретных показателях товара (материала), используемого при выполнении работ, оказании услуг, соответствующих значениям, установленным документацией об аукционе в электронной форме (далее - аукционная документация) и подлежащих проверке заказчиком при приемке товара, выполненных работ, оказанных услуг, а также сведения о товарном знаке (его словесном обозначении) (при наличии), знаке обслуживания (при наличии), фирменном наименовании (при наличии), патенте (при наличии), полезных моделях (при наличии), промышленных образцах (при наличии), наименовании страны происхождения товара.
Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об аукционе в электронной форме" (далее - Сведения о товаре) должны содержать значения параметров товара в соответствии, с которыми заказчик осуществляет приемку товара при выполнении работ, оказании услуг.
Участнику закупки необходимо указывать конкретные показатели характеристики каждого вида (типа) товара (материала), применяемого при производстве работ, оказании услуг указанного в Приложении N 1 к Техническому заданию.
Приложением N 1 к Техническому заданию Документации установлены требования к товарам, используемым при оказании услуг в рамках Закупки.
Позиции товаров согласно Приложению N 1 к Техническому заданию Документации в числе прочего содержат требования о соответствии товаров ГОСТ Р 50597-93, ГОСТ Р 52564-2006 и ГОСТ Р 50550-93, в настоящее время являющиеся замененными или недействующими.
В жалобе Заявитель также указал, что примененные в Техническом задании Документации ГОСТ 6128-81 и ГОСТ 5105-82 не соответствуют товарам.
Представители Организатора торгов пояснили, что требования о соответствии ГОСТ Р 50597-93 установлено согласно п. 1.2 "Руководства по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах", ОДМ "Методика испытания противогололедных материалов" и ОДН "Требования к противогололедным материалам", утвержденному распоряжением Жилищного комитета СПб от 18 июля 2016 года N 897-р "Об утверждении технологического регламента выполнения работ по уборке внутриквартальных территорий Санкт-Петербурга, входящих в состав земель общего пользования".
В отношении иных упомянутых ГОСТ представители Организатора торгов сослались на Инструкцию по заполнению формы "СВЕДЕНИЯ О ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ, ТЕХНИЧЕСКИХ И КАЧЕСТВЕННЫХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ, ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ", где установлено, что в том случае если требуемый ГОСТ перестал действовать, то необходимо применять ГОСТ пришедший ему на его замену. Если ГОСТ отменен и не действует, и нет ГОСТа его заменяющего, требуемым ГОСТом при выполнении работ руководствоваться не следует.
Согласно позиции Организатора торгов, устанавливая требования к товарам, Организатор торгов руководствовался действующей нормативной базой и признает то, что не проверил те стандарты, которые содержатся в действующих нормативах как действующие и в соответствии с которыми содержатся требования к качеству товаров.
Вместе с тем, представители Организатора торгов пояснили, что тем не менее участник не ограничен поставить товар согласно Приложению N 1 к Техническому заданию Документации с указанием соответствия актуальным ГОСТ при условии соблюдения предусмотренных характеристик товаров.
В Приложении N1 к Техническому заданию Документации по позициям 3, 7, 10, 18, 19, 45 установлены требования к товаров.
Заявителем в жалобе указывается, что по данным позициям Организатором торгов необоснованно применены чрезмерные требования, не соответствующие ГОСТ, а именно:
- Противогололёдный материал, тип 2: Плавящая способность, г/г, не менее 2, удельная эффективная активность естественных радионуклидов, Бк/кг, не более 370;
- Противогололёдный материал, тип 2: класс опасности по ГОСТ 12.1.007 не выше 3;
- Противогололёдный материал, тип 3: удельная эффективная активность естественных радионуклидов, Бк/кг, не более 370;
- Противогололёдный материал, тип 4: коррозионная активность на металл (Ст3), мг/см2 · сут, не более 0,4, удельная эффективная активность естественных радионуклидов, Бк/кг, не более 370.
Также, Заявитель указал, что требования к средству чистящему, тип 1 обладать плотность при 20С от 800 кг/м3 до 1050 кг/м3, моющему дезинфицирующему средству, тип 1 иметь массовую долю неионного поверхностно-активного вещества от не менее 12,0% до не более 18,0% и массовую долю алкилдиметилбензиламмоний хлорида в диапазоне от 3.5 до 5, ГОСТ не установлены.
Представители Организатора торгов пояснили, что указанные характеристики товаров установлены с целью наиболее полного удовлетворения потребностей Организатора торгов в надлежащем и высококачественном оказании услуг по предмету Договора. Представители Организатора торгов указали, что показатель плотности средств не запрещен стандартом ГОСТ 32478-2013, указанным в Документации. В отношении противогололедных материалов представители Организатора торгов пояснили, что такие материалы с содержанием удельной эффективной активности естественных радионуклидов до 370 Бк/кг полностью соответствуют ГОСТ и применяются во всех видах строительства.
Применяемый противогололёдный материал, тип 4 не оказывает вредного влияния на резиновые детали машин, более щадяще по сравнению с другими реагентами действует на дорожно-строительные материалы и покрытия, т. к. уменьшает вымывание щелочных компонентов.
Таким образом, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России полагает обоснованными установленные в Приложении N1 к Техническому заданию Документации требования к позициям 3, 7, 10, 18, 19, 45 товаров, также, с учетом предусмотренной возможности применения участниками Закупки товаров согласно Приложению N 1 к Техническому заданию Документации с указанием соответствия актуальным ГОСТ при условии соблюдения предусмотренных характеристик товаров Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России полагает, что установленные согласно Приложению N 1 к Техническому заданию Документации условия о соответствии замененным, недействующим или не соответствующим товарам, упомянутым в Документации, ГОСТ не приводит к ограничению участия в процедуре Закупки.
Согласно ч. 11 ст. 4 Закона N223-ФЗ изменения, вносимые в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке, разъяснения положений документации о конкурентной закупке размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений.
Следуя указанному на Официальном сайте Организатором торгов 06.11.2018 16:34 (МСК) и 16.11.2018 14:00 (МСК) опубликованы извещения о внесении изменений в Документацию.
Опубликованным извещениям соответствует размещение Организатором торгов в ЕИС измененных редакций Технического задания Документации в указанные даты.
При этом, иные составляющие части Документации, размещенные в ЕИС, имеют статус недействующих, однако доступны для ознакомления и скачивания.
Представители Организатора торгов пояснили, что внесенные 06.11.2018 16:34 (МСК) и 16.11.2018 14:00 (МСК) изменения касались лишь редакций Технического задания Документации, вместе с тем, иные части Документации не претерпели изменений, вследствие чего не были размещены повторно.
С учетом того, что размещенная Организатором торгов на Официальном сайте составляющая часть Документации, носящая статус недействующей, приводится в единственной редакции, а Организатором торгов не вносилось изменений в указанную часть Документации, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России полагает несущественным факт присвоения указанной части Документации статуса недействующей, как не ограничивающим право ознакомления с имеющейся единственной редакцией составляющей части Документации без также доступного измененного Технического задания.
На основании изложенного по жалобе Заявителя Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России находит доводы неподтвержденными и не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при организации и проведении процедуры Закупки.
4. Рассмотрев жалобу (вх.N28453-ЭП/18 от 13.11.2018) ООО "Санкт-Петербургская Дорожная Служба" на действия организатора торгов СПб ГУДП "Центр" при организации и проведении открытого аукциона в электронной форме на оказание услуг по ручной уборке тротуаров и других элементов улично-дорожной сети Центрального района Санкт-Петербурга в соответствии с адресной программой по письменным уведомлениям Заказчика (извещение N31807052764), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Организатора торгов, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России не выявила в действиях организатора торгов СПб ГУДП "Центр" нарушений, допущенных при организации и проведении процедуры Закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу (вх.N28453-ЭП/18 от 13.11.2018) ООО "Санкт-Петербургская Дорожная Служба" на действия организатора торгов СПб ГУДП "Центр" (ИНН 7812021254, ОГРН 1037843063708) при организации и проведении открытого аукциона в электронной форме на оказание услуг по ручной уборке тротуаров и других элементов улично-дорожной сети Центрального района Санкт-Петербурга в соответствии с адресной программой по письменным уведомлениям Заказчика (извещение N31807052764) необоснованной.
<...>
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 22 ноября 2018 г. N Т02-449/18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 27.11.2018