Я руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области, <_>, рассмотрев материалы административного дела N 80-14.3 ч.2/2018, возбужденного в отношении директора Автономной некоммерческой организации "Городская телерадиокомпания" г. Усть-Катава (ОГРН 1047409001738 ИНН/КПП 7419005176/745701001, дата регистрации: 23.12.2004, юридический адрес: ул. 40 лет Октября, д. 41, г. Усть-Катав, Челябинская область, 456040) (далее - АНО "ГТРК") <_> в присутствии <_>АНО "ГТРК" <_>, надлежащим образом уведомленной о времени и месте рассмотрения дела (определение исх. N 11560/08 от 27.08.2018), что подтверждается почтовым уведомлением от 10.09.2018 (почтовый идентификатор 80082326065525),
в присутствии главного специалиста-эксперта отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России <_>,
исследовав материалы дела, разъяснив представителю лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, права, а именно: знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы и иные процессуальные права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 51 Конституции РФ никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом,
УСТАНОВИЛА:
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) при осуществлении государственного контроля за соблюдением рекламного законодательства установлено следующее.
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Челябинской области (далее - Управление Роскомнадзора по Челябинской области) в ходе проведения мероприятия систематического наблюдения в отношении СМИ телеканала "Телевидение Усть-Катава" выявлено превышение нормативов вещания общей продолжительности рекламы относительно общей продолжительности вещания телеканала в час.
Управлением Роскомнадзора по Челябинской области на файловом депозите в сети "Интернет" на странице "Яндекс.Диск" по адресу: https://yadi.sk/d/4zWeu7523S6u6J размещена запись вещания, транслируемая телеканалом "Телевидение Усть-Катава", продолжительность записи составляет 15 часов 12 минут 19 секунд, начиная с 00 часов 00 минут 19 января 2018 года. Совместно с заявлением Управлением Роскомнадзора по Челябинской области представлена Справка о результатах анализа записей эфира на 25 ТВК в г. Усть-Катаве Челябинской области за период с 00 ч. 00 мин. 15.01.2018 по 23 ч. 59 мин. 21.01.2018.
Специалистами Челябинского УФАС России просмотрены представленные Управлением Роскомнадзора по Челябинской области записи эфира телеканала "Телевидение Усть-Катава", размещенные в сети "Интернет" по адресу: https://yadi.sk/d/4zWeu7523S6u6J, о чем составлен Акт осмотра N 25-2018 от 07 марта 2018 года.
По результатам осмотра установлено, что телеканал "Телевидение Усть-Катава" вещает на чистоте вещания СМИ "ТНТ".
За период с 12 часов 00 минут 19.01.2018 по 13 часов 00 минут 19.01.2018 в эфир телеканала "ТНТ", ретрансляцию которого осуществляет АНО "ГТРК", вышло 33 рекламных ролика, общей продолжительностью 8 (восемь) минут 45 (сорок пять) секунд, общее время вещания телеканала "ТНТ" за указанный период составило 59 (пятьдесят девять) минут; общее время трансляции телеканала "Телевидение Усть-Катава" составило 1 (одна) минуту, время трансляции рекламы - 38 (тридцать восемь) секунд.
В целом продолжительность рекламы, транслируемой АНО "ГТРК" 19.01.2018 в период с 12 часов 00 минут по 13 часов 00 минут составляет 563 (пятьсот шестьдесят три) секунды или 9 (девять) минут 23 (двадцать три) секунды в течение одного часа.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о рекламе общая продолжительность распространяемой в телепрограмме рекламы (в том числе такой рекламы, как телемагазины), прерывания телепрограммы рекламой (в том числе спонсорской рекламой) и совмещения рекламы с телепрограммой способом "бегущей строки" или иным способом ее наложения на кадр телепрограммы не может превышать пятнадцать процентов времени вещания в течение часа.
Из содержания данной нормы закона следует, что общая продолжительность распространяемой (в том числе наложением на кадр бегущей строки) рекламы, не может превышать 9 минут (15% от одного часа вещания в процентном соотношении) в течение одного астрономического часа.
Понятие телепрограммы содержится в статье 2 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон о СМИ), в соответствии с которой под телепрограммой понимается совокупность периодических аудиосообщений и материалов (передач), имеющая постоянное наименование (название) и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год.
Согласно той же статье под телеканалом понимается сформированная в соответствии с сеткой вещания (программой передач) и выходящая в свет (эфир) под постоянным наименованием (названием) и с установленной периодичностью совокупность радиопрограмм и (или) соответственно иных звуковых сообщений и материалов. Правила для радиопрограммы, применяются в отношении радиоканала.
При этом нормы статьи 31 Закона о СМИ предусматривают возможность осуществления телевизионного вещания на основании лицензии на вещание, выданной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Согласно Свидетельству о регистрации СМИ Эл N ТУ74-01313 от 30.03.2017 учредителем СМИ "Телевидение Усть-Катава" является АНО "ГТРК".
В соответствии с Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - Выписка из ЕГРЮЛ), основным видом деятельности АНО "ГТРК" является деятельность в области радиовещания, дополнительными видами деятельности являются: издание газет; деятельность в области телевизионного вещания.
Согласно свидетельству о регистрации СМИ, Телеканал "Телевидение Усть-Катава" имеет следующую примерную тематику (специализацию): информационно-аналитическая, развлекательная, реклама в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе. Форма периодического распространения: телеканал. Язык распространения: русский. Территория распространения: город Усть-Катав (Челябинская область)
30 октября 2012 АНО "ГТРК" выдана лицензия на осуществление телевизионного вещания телеканала N 22195 сроком до 21 ноября 2022 года. Наименование распространяемого СМИ "Телевидение Усть-Катава"; "ТНТ". Общий объем вещания составляет 168 часов в неделю.
01 февраля 2008 года между Открытым акционерным обществом "ТНТ-Телесеть" (далее - ОАО "ТНТ-Телесеть") и АНО "ГТРК" заключен Лицензионный договор N РС/314/ПР (далее - Договор), предметом которого является предоставление Вещателю (АНО "ГТРК") права на прямое (в режиме реального времени) одноразовое сообщение в эфир (ретрансляцию) сообщения телепередач ОАО "ТНТ-Телесеть" на территории вещания, указанной в Лицензии АНО "ГТРК" с учетом часовых поясов, с использованием технических средств эфирного телевещания, находящихся как в собственности Вещателя, так и в собственности других организаций (пункт 1.1. Договора).
Пункт 1.2. Договора устанавливает, что составляющие блоки аудиовизульные произведения, рекламные и иные материалы будут определяться в расписания передач и посекундных сетках ОАО "ТНТ-Телесеть".
В соответствии с Примечанием к пункту 1.8 Договора распространение АНО "ГТРК" на территории вещания рекламы, размещаемой в Программных блоках ОАО "ТНТ-Телесеть" и третьими лицами по указанию (с разрешения) ОАО "ТНТ-Телесеть" и доставляемой Вещателю в составе телевизионного сигнала Программных блоков (сетевой рекламы), осуществляется на основании договора об оказании услуг по распространению рекламы между ОАО "ТНТ-Телесеть" и АНО "ГТРК".
Согласно пункту 3.2.8. Договора, АНО "ГТРК" обязано размещать региональные рекламные блоки для регионального вещания общей продолжительностью в будние и выходные дни не более 9 (девяти) минут в течение часа, а в получасовом "окне" для регионального вещания - не более 4 (четырех) минут 30 (тридцати) секунд.
Таким образом, анализ норм Закона о СМИ и условий Договора показывает, что расчет объема транслируемой рекламы осуществляется с учетом выходов всей рекламной информации в течение часа, включая федеральную и региональную.
19 января 2018 года в период с 12 часов 00 минут по 13 часов 00 минут (местного времени) эфире 25 ТВК СМИ Телеканал "Телевидение Усть-Катава" осуществлялось распространение следующей рекламы:
Общее время распространения рекламы в эфире 25 ТВК СМИ Телеканал "Телевидение Усть-Катава" 19.01.2018 с 12 часов 00 минут по 13 часов 00 минут, вещаемого в г. Усть-Катаве Челябинской области совместно с федеральной рекламной врезкой составляет 9 минут 23 секунды или 15, 64 % в процентном соотношении от времени часа; исключительно региональной рекламы - 38 секунд от 1 минуты (60 секунд) вещания телеканала "Телевидение Усть-Катава" в час, то есть 63, 3%.
Таким образом, рассматриваемая реклама не соответствует требованиям, установленным частью 3 статьи 14 Закона о рекламе, как в совокупности с федеральной рекламой, так и исключительно в отношении региональных рекламных блоков.
Частью 7 статьи 38 Закона о рекламе предусмотрена ответственность рекламораспространителя, в том числе за нарушение требований части 3 статьи 14 Закона о рекламе.
Рекламораспространителем в силу пункта 7 статьи 3 Закона о рекламе является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Рекламораспространителем рекламы в эфире телеканала "Телевидение Усть-Катава" является АНО "ГТРК" как учредитель указанного СМИ.
Распространение ненадлежащей рекламы также установлено решением по делу N 23-08/2018 Комиссии Челябинского УФАС России от 10 мая 2018 года.
Частью 2 статьи 14.3 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение порядка прерывания рекламой теле- или радиопрограммы, теле- или радиопередачи либо совмещения рекламы с телепрограммой, превышение допустимого законодательством о рекламе объема рекламы в теле- или радиопрограммах, а равно распространение рекламы в теле- или радиопрограммах в дни траура, объявленные в Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В силу части 3 статьи 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей подлежит административной ответственности (статья 2.4 КоАП РФ).
В соответствии с примечанием к статье 2.4. КоАП РФ руководители организаций, совершившие административное правонарушение в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц несут административную ответственность как должностные лица.
По запросу Челябинского УФАС России, АНО "ГТРК" представлены письменные пояснения, согласно которым, лицом, ответственным за допущенные нарушения, являлась <_> АНО "ГТРК" <_>
<_> , являясь должностным лицом АНО "ГТРК", несет ответственность за нарушения, допущенные Организацией в ходе осуществления хозяйственной деятельности.
<_> совершила административное правонарушение в связи с ненадлежащим исполнением своих организационно-распорядительных функций.
Статья 1.5. КоАП РФ устанавливает, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Вина <_> выразилась в необеспечении выполнения требований законодательства о рекламе при распространении 19.01.2018 года рекламы, объем вещания которой превышает, установленный частью 3 статьи 14 Закона о рекламе.
Срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 14.3 КоАП РФ, составляет один год со дня совершения административного правонарушения (часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ).
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 8.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" рассматривая дела о привлечении лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе, суды должны учитывать, что срок давности привлечения к административной ответственности начинает течь с момента совершения такого правонарушения, а не с момента принятия антимонопольным органом решения о нарушении законодательства о рекламе.
В связи с тем, что телеэфир с превышением объема рекламы, установленного законодательством, вещался 19 января 2018 года, соответственно, годичный срок давности для привлечения <_> к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, истекает 19 января 2019 года, в связи с чем привлечение <_> к административной ответственности осуществляется в пределах срока давности.
Наличие обстоятельств, объективно препятствующих <_> АНО "ГТРК" <_> надлежащему соблюдению требований части 3 статьи 14 Федерального закона "О рекламе" не выявлено.
У <_> АНО "ГТРК" <_> отсутствовали препятствия и имелась возможность для соблюдения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно - для соблюдения требований части 3 статьи 14 Федерального закона "О рекламе". Однако <_> АНО "ГТРК" <_> не приняла необходимых и достаточных мер по соблюдению законодательства Российской Федерации о рекламе.
При таких обстоятельствах <_> АНО "ГТРК" <_> признается виновной в совершении административного правонарушения по части 2 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, исключающих вину <_> АНО "ГТРК" <_> в совершении данного административного правонарушения, а также обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении при совершении данного административного правонарушения, не установлено.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных статьей 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
От <_> АНО "ГТРК" <_> поступило письменное ходатайство о признании нарушения малозначительным и применении устного замечания. В ходатайстве указано, что должностное лицо АНО "ГТРК" впервые привлекается к административной ответственности за нарушение рекламного законодательства.
С ходатайством АНО "ГТРК" представлено письмо и.о.главы Усть-Катавского городского округа от 08.10.2018, в котором указано, что в городском округе местное телевидение создано и работает более 20 лет, последние 7 лет АНО "ГТРК" возглавляет <_> АНО "ГТРК" сократило штат до 4 человек и в настоящее время переживает тяжелые финансовые и организационные времена. По мнению и.о.главы Усть-Катавского городского округа, сохранить телевидение в городе общая задача власти и общественности.
Согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничится устным замечанием.
В силу пункта 21 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных отношений.
На основании пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния, должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Поэтому, оценивая правонарушение, характер содеянного и его общественную опасность, надлежит соотносить также и с реальным экономическим благосостоянием государства, общества и правонарушителя в определенный период времени. В то же время учитывается, что карательный характер административного наказания не должен обременять правонарушителя в степени, явно противоречащей принципам справедливости юридической ответственности и соразмерности наказания содеянному.
Ходатайство директора АНО "ГТРК" <_> в части вынесения устного замечания не подлежит удовлетворению, так как малозначительность правонарушения имеет место в исключительных случаях при отсутствии существенной угрозы охраняемых общественных отношений. Правовых оснований применения к рассматриваемому правонарушению статьи 2.9. КоАП РФ не имеется.
Должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, при назначении административного наказания директору АНО "ГТРК" <_> учитывает характер совершенного им административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, предусмотренным пунктом 7 части 1 статьи 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в данном случае, является исполнение АНО "ГТРК" до вынесения постановления по делу об административном правонарушении предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему Челябинским УФАС России.
Директор АНО "ГТРК" <_> впервые совершила нарушение рекламного законодательства, материалы, свидетельствующие о причинении имущественного ущерба либо вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, отсутствуют.
С учетом изложенного директору АНО "ГТРК" <_> может быть назначено наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 14.3 КоАП РФ, а именно - административный штраф в размере 10 000 (десяти тысяч) рублей.
Руководствуясь статьями 23.48, 29.9, 29.10, а также статьей 14.3 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
1. Признать виновным <_> АНО "ГТРК" <_> (в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2.Применить к <_> АНО "ГТРК" <_> административное наказание в виде административного штрафа за нарушение требований части 2 статьи 14.3 КоАП РФ в размере 10 000 (десяти тысяч) рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
Сумма штрафа должна быть перечислена в доход федерального бюджета по следующим реквизитам: КБК 16111626000016000140, ОКТМО 75701000 на счет органа федерального казначейства: УФК по Челябинской области (для Челябинского УФАС России), отделение Челябинск, БИК 047501001, р/с 40101810400000010801, ИНН 7453045147, КПП 745301001, УИН 16188101100001392280.
При оплате штрафа в платежных документах необходимо указывать УИН
16188101100001392280.
В силу части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.
соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
После уплаты штрафа копии документов, свидетельствующих об уплате административного штрафа, просим представить в Челябинское УФАС России по факсу (351) 263-18-39 либо по адресу г. Челябинск, пр. Ленина, д. 59, каб. 320.
Настоящее постановление объявлено 10 октября 2018 года в присутствии директора АНО "ГТРК" <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 10 октября 2018 г. N 80-14.3
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 10.10.2018