Резолютивная часть решения оглашена "10" июля 2018 г.
В полном объеме решение изготовлено "19" сентября 2018 г.
Комиссия ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <...>, рассмотрев дело N 1-10-39/00-11-18 по признакам нарушения ФГУП "Почта России" (адрес: 131000, г. Москва, Варшавское ш, д. 37; ИНН/КПП 7724261610/772401001; ОГРН 1037724007276) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившимся в установлении и поддержании с 01.01.2018 г монопольно высоких цен (тарифов) на услугу "Абонирование ячейки абонементного почтового шкафа" (далее - Услуга) на территории Российской Федерации, в присутствии на заседании представителей ФГУП "Почта России" - <...>,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с приказами ФАС России от 31.10.2017 N 1438/17 и от 24.11.2017 N 1577/17 Федеральной антимонопольной службой проведена плановая проверка ФГУП "Почта России" (далее - Проверка), в рамках которой рассматривался вопрос об установлении и поддержании с 01.01.2018 монопольно высоких цен (тарифов) на Услугу.
Приказом ФГУП "Почта России" от 27.11.2017 N 466-п "Об установлении тарифов на услугу "Абонирование ячейки абонементного почтового шкафа" (далее - Приказ N 466-п) введены в действие с 01.01.2018 централизованные тарифы на Услугу согласно приложению. Директорам макрорегионов предприятия надлежит:
1. обеспечить введение тарифов на Услугу согласно приложению к настоящему приказу;
2. внести изменения и действующие локальные нормативные документы макрорегиона и довести изменения до сведения подчиненных филиалов, их обособленных структурных подразделений, а также пользователей услугами почтовой связи;
3. обеспечить информирование клиентов об изменении тарифов на Услугу.
Приложением к Приказу N 466-п установлены тарифы на абонирование ячейки в соответствии с 12 тарифными зонами для 3 категорий пользователей: для физических лиц; для юридических лиц; для льготных категорий граждан.
Также тарифы разделены по периодам применения:
ППТ1 - 1-й (первый) месяц абонирования при заключении договора;
ППТ2 - 1-й (первый) месяц абонирования при пролонгации договора;
ППТ3 - каждый последующий месяц (кроме 1-го).
Тарифы для филиалов Макрорегиона Москва: УФПС г. Москвы - филиала ФГУП "Почта России", УФПС Московской области - филиала ФГУП "Почта России"
Категории клиентов |
Тарификация по периодам применения тарифов |
|||||
Тарифы для ППТ1, руб. |
Тарифы для ППТ2, руб. |
Тарифы для ППТ3, руб. |
||||
без НДС |
с НДС |
без НДС |
с НДС |
без НДС |
с НДС |
|
УФПС г. Москвы - филиал ФГУП "Почта России" | ||||||
Юридические лица |
1 537,00 |
1 813,66 |
1 280,00 |
1 510,40 |
1 212,00 |
1 430,16 |
Физические лица |
610,17 |
720,00 |
496,61 |
586,00 |
167,80 |
198,00 |
Льготные категории граждан |
304,24 |
359,00 |
247,46 |
292,00 |
83,90 |
99,00 |
УФПС Московской области - филиал ФГУП "Почта России" | ||||||
Юридические лица |
1 195,00 |
1 410,10 |
995,00 |
1174,1 |
942,00 |
1111,56 |
Физические лица |
472,88 |
558,00 |
386,44 |
456,00 |
130,51 |
154,00 |
Льготные категории граждан |
236,44 |
279,00 |
193,22 |
228,00 |
64,41 |
76,00 |
2. Тарифы для филиалов Макрорегиона Северо-Запад: УФПС г. Санкт- Петербурга и Ленинградской области - филиала ФГУП "Почта России", УФПС Архангельской области - филиала ФГУП "Почта России", УФПС Вологодской области - филиала ФГУП "Почта России", УФПС Калининградской области - филиала ФГУП "Почта России", УФПС Ненецкого автономного округа - филиала ФГУП "Почта России", УФРС Республики Карелия - филиала ФГУП "Почта России", УФПС Республики Коми - филиала ФГУП "Почта России", УФПС Мурманской области - филиала ФГУП "Почта России", УФПС Новгородской области - филиала ФГУП "Почта России", УФПС Псковской области - филиала ФГУП "Почта России"
Категории клиентов |
Тарификация по периодам применения тарифов |
|||||
Тарифы для ППТ1, руб. |
Тарифы для ППТ2, руб. |
Тарифы для ППТ3, руб. |
||||
без НДС |
с НДС |
без НДС |
с НДС |
без НДС |
с НДС |
|
УФПС г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области - филиал ФГУП "Почта России" | ||||||
Юридические лица |
978,00 |
1 154,04 |
814,00 |
960,52 |
568,00 |
670,24 |
Физические лица |
409,32 |
483,00 |
333,90 |
394,00 |
112,71 |
133,00 |
Льготные категории граждан |
204,24 |
241,00 |
166,95 |
197,00 |
55,93 |
66,00 |
Макрорегион Северо-Запад (кроме УФПС г. Санкт-Петербурга и Ленинградской ФГУП "Почта России") | ||||||
Юридические лица |
668,00 |
788,24 |
556,00 |
656,08 |
277,00 |
326,86 |
Физические лица |
306,78 |
362,00 |
250,85 |
296,00 |
79,66 |
94,00 |
Льготные категории граждан |
153,39 |
181,00 |
125,42 |
148,00 |
39,83 |
47,00 |
Тарифы для филиалов Макрорегиона Центр: УФПС Тверской области - филиала ФГУП "Почта России", УФПС Орловской области - филиала ФГУП "Почта России", УФПС Брянской области - филиала ФГУП "Почта России", УФПС Ивановской области - филиала ФГУП "Почта России", УФПС Ярославской области - филиала ФГУП "Почта России", УФПС Рязанской области - филиала ФГУП "Почта России", УФПС Владимирской области - филиала ФГУП Почта России", УФПС Тульской области - филиала ФГУП "Почта России", УФПС Костромской области - филиала ФГУП "Почта России", УФПС Смоленской области - филиала ФГУП "Почта России", УФПС Калужской области - филиала ФГУП "Почта России"
Категории клиентов |
Тарификация по периодам применения тарифов |
|||||
Тарифы для ППТ1, руб. |
Тарифы для ППТ2, руб. |
Тарифы для ППТ3, руб. |
||||
без НДС |
с НДС |
без НДС |
с НДС |
без НДС |
с НДС |
|
Юридические лица |
530,00 |
625,40 |
441,00 |
520,38 |
220,00 |
259,60 |
Физические лица |
242,37 |
286,00 |
199,15 |
235,00 |
67,80 |
80,00 |
Льготные категории граждан |
121,19 |
143,00 |
99,15 |
117,00 |
33,90 |
40,00 |
Тарифы для филиалов Макрорегиона Волга-1: УФПС Нижегородской области - филиала ФГУП "Почта России", УФПС Кировской области - филиала ФГУП "Почта России", УФПС Республики Марий Эл - филиала ФГУП "Почта России", УФПС Республики Мордовия - филиала ФГУП "Почта России", УФПС Пермского края - филиала ФГУП "Почта России", УФПС Удмуртской Республики - филиала ФГУП "Почта России", УФПС Чувашской Республики - филиала ФГУП "Почта России"
Категории клиентов |
Тарификация по периодам применения тарифов |
|||||
Тарифы для ППТ1, руб. |
Тарифы для ППТ2, руб. |
Тарифы для ППТ3, руб. |
||||
без НДС |
с НДС |
без НДС |
с НДС |
без НДС |
с НДС |
|
Юридические лица |
545,00 |
643,10 |
453,00 |
534,54 |
226,00 |
266,68 |
Физические лица |
249,15 |
294,00 |
205,93 |
243,00 |
67,80 |
80,00 |
Льготные категории граждан |
124,58 |
147,00 |
102,54 |
121,00 |
33,90 |
40,00 |
Тарифы для филиалов Макрорегиона Волга-2: УФПС Самарской области - филиала ФГУП "Почта России", УФПС Республики Башкортостан - филиала ФГУП "Почта России", УФПС Оренбургской области - филиала ФГУП "Почта России", УФПС Пензенской области - филиала ФГУП "Почта России", УФПС Саратовской области - филиала ФГУП "Почта России", УФПС "Татарстан почтасы" - филиала ФГУП "Почта России", УФПС Ульяновской области - филиала ФГУП "Почта России"
Категории клиентов |
Тарификация по периодам применения тарифов |
|||||
Тарифы для ППТ1, руб. |
Тарифы для ППТ2, руб. |
Тарифы для ППТ3, руб. |
||||
без НДС |
с НДС |
без НДС |
с НДС |
без НДС |
с НДС |
|
Юридические лица |
611,00 |
720,98 |
509,00 |
600,62 |
254,00 |
299,72 |
Физические лица |
279,66 |
330,00 |
228,81 |
270,00 |
76,27 |
90,00 |
Льготные категории граждан |
139,83 |
165,00 |
114,41 |
135,00 |
38,98 |
46,00 |
Тарифы для филиалов Макрорегиона Дальний Восток: УФПС Хабаровского края - филиала ФГУП "Почта России", УФПС Еврейской автономной области - филиала ФГУП "Почта России", УФПС Амурской области - филиала ФГУП "Почта России", УФПС Камчатского края - филиала ФГУП "Почта России", УФПС Магаданской области - филиала ФГУП "Почта России", УФПС Приморского края - филиала ФГУП "Почта России", УФПС Республики Саха (Якутия) - филиала ФГУП "Почта России", УФПС Сахалинской области - филиала ФГУП "Почта России", УФПС Чукотского автономного округа - филиала ФГУП "Почта России"
Категории клиентов |
Тарификация по периодам применения тарифов |
|||||
Тарифы для ППТ1, руб. |
Тарифы для ППТ2, руб. |
Тарифы для ППТ3, руб. |
||||
без НДС |
с НДС |
без НДС |
с НДС |
без НДС |
с НДС |
|
Юридические лица |
993,00 |
1 171,74 |
827,00 |
975,86 |
412,00 |
486,16 |
Физические лица |
454,24 |
536,00 |
371,19 |
438,00 |
118,64 |
140,00 |
Льготные категории граждан |
227,12 |
268,00 |
185,59 |
219,00 |
59,32 |
70,00 |
Тарифы для филиалов Макрорегиона Северный Кавказ: УФПС Ставропольского края - филиала ФГУП "Почта России", УФПС Астраханской области - филиала ФГУП "Почта России", УФПС Кабардино-Балкарской Республики - филиала ФГУП "Почта России", УФПС Карачаево-Черкесской Республики - филиала ФГУП "Почта России", УФПС Республики Калмыкия - филиала ФГУП "Почта России", УФПС Чеченской Республики - филиала ФГУП "Почта России", УФПС Республики Дагестан - филиала ФГУП "Почта России", УФПС Республики Ингушетия - филиала ФГУП "Почта России", УФПС Республики Северная Осетия-Алания - филиала ФГУП "Почта России"
Категории клиентов |
Тарификация по периодам применения тарифов |
|||||
Тарифы для ППТ1, руб. |
Тарифы для ППТ2, руб. |
Тарифы для ППТ3, руб. |
||||
без НДС |
с НДС |
без НДС |
с НДС |
без НДС |
с НДС |
|
Юридические лица |
453,00 |
534,54 |
377,00 |
444,86 |
150,00 |
177,00 |
Физические лица |
228,81 |
270,00 |
186,44 |
220,00 |
59,32 |
70,00 |
Льготные категории граждан |
114,41 |
135,00 |
93,22 |
110,00 |
29,66 |
35,00 |
Тарифы для филиалов Макрорегиона Сибирь: УФПС Иркутской области - филиала ФГУП "Почта России", УФПС Красноярского края - филиала ФГУП "Почта России", УФПС Новосибирской области - филиала ФГУП "Почта России", УФПС Омской области - филиала ФГУП "Почта России", УФПС Алтайского края - филиала ФГУП "Почта России", УФПС Республики Бурятия - филиала ФГУП "Почта России", УФПС Республики Алтай - филиала ФГУП "Почта России", УФПС Кемеровской области - филиала ФГУП "Почта России", УФПС Томской области - филиала ФГУП "Почта России", УФПС Забайкальского края - филиала ФГУП "Почта России", УФПС Республики Тыва - филиала ФГУП "Почта России", УФПС Республики Хакасия - филиала ФГУП "Почта России"
Категории клиентов |
Тарификация по периодам применения тарифов |
|||||
Тарифы для ППТ1, руб. |
Тарифы для ППТ2, руб. |
Тарифы для ППТ3, руб. |
||||
без НДС |
с НДС |
без НДС |
с НДС |
без НДС |
с НДС |
|
Юридические лица |
537,00 |
633,66 |
447,00 |
527,46 |
178,00 |
210,04 |
Физические лица |
267,80 |
316,00 |
218,64 |
258,00 |
67,80 |
80,00 |
Льготные категории граждан |
133,90 |
158,00 |
109,32 |
129,00 |
33,90 |
40,00 |
Тарифы для филиалов Макрорегиона Урал: УФПС Свердловской области - филиала ФГУП "Почта России", УФПС Тюменской области - филиала ФГУП "Почта России", УФПС Челябинской области - филиала ФГУП "Почта России, УФПС Курганской области - филиала ФГУП "Почта России", УФПС Ханты-Мансийского автономного округа-Югры - филиала ФГУП "Почта России", УФПС Ямало-Ненецкого автономного округа - филиала ФГУП "Почта России"
Категории клиентов |
Тарификация по периодам применения тарифов |
|||||
Тарифы для ППТ1, руб. |
Тарифы для ППТ2, руб. |
Тарифы для ППТ3, руб. |
||||
без НДС |
с НДС |
без НДС |
с НДС |
без НДС |
с НДС |
|
Юридические лица |
711,00 |
838,98 |
592,00 |
698,56 |
295,00 |
348,10 |
Физические лица |
325,42 |
384,00 |
266,10 |
314,00 |
84,75 |
100,00 |
Льготные категории граждан |
162,71 |
192,00 |
133,05 |
157,00 |
42,37 |
50,00 |
Тарифы для филиалов Макрорегиона Южный: УФПС Ростовской области - филиала ФГУП "Почта России", УФПС Республики Адыгея - филиала ФГУП "Почта России", УФПС Белгородской области - филиала ФГУП "Почта России", УФПС Волгоградской области - филиала ФГУП "Почта России", УФПС Воронежской области - филиала ФГУП "Почта России", УФПС Краснодарского края - филиала ФГУП "Почта России", УФПС Курской области - филиала ФГУП "Почта России", УФПС Липецкой области - филиала ФГУП "Почта России", УФПС Тамбовской области - филиала ФГУП "Почта России"
Категории клиентов |
Тарификация по периодам применения тарифов |
|||||
Тарифы для ППТ1, руб. |
Тарифы для ППТ2, руб. |
Тарифы для ППТ3, руб. |
||||
без НДС |
с НДС |
без НДС |
с НДС |
без НДС |
с НДС |
|
Юридические лица |
610,00 |
719,80 |
508,00 |
599,44 |
253,00 |
298,54 |
Физические лица |
279,66 |
330,00 |
228,81 |
270,00 |
76,27 |
90,00 |
Льготные категории граждан |
139,83 |
165,00 |
114,41 |
135,00 |
38,98 |
46,00 |
Согласно представленным ФГУП "Почта России" сведениям, себестоимость на Услугу на 2018 год рассчитана в соответствии с 3-ей редакцией ПТО СМК.ФГУП.СП.7.1.1/39 "Перечень технологических операций, осуществляемых при абонировании ячейки абонементного почтового шкафа (за 1 месяц)" от 07.10.2016.
ФАС России проанализировал тарифы, себестоимость и рентабельность на услугу "Абонирование ячейки абонементного почтового шкафа", применяемые с 01.01.2018 г.
N |
Макрорегион |
Период |
Тарифы, руб., без НДС |
Себестоимость, руб. |
Рентабельность, наличный расчет, % |
Рентабельность, безналичный расчет, % |
|||||||
Физические лица |
Юридические лица |
Льготная категория граждан |
Наличный расчет |
Безналичный расчет |
Физические лица |
Юридические лица |
Льготная категория граждан |
Физические лица |
Юридические лица |
Льготная категория граждан |
|||
1 |
Москва |
1 месяц |
610,17 |
1 537,00 |
304,24 |
267,10 |
292,10 |
56,23 |
82,62 |
12,21 |
52,13 |
81,00 |
3,99 |
1 месяц с пролонгацией |
496,61 |
1 280,00 |
247,46 |
218,21 |
243,22 |
56,06 |
82,95 |
11,82 |
51,02 |
81,00 |
1,71 |
||
за каждый последующий месяц |
167,80 |
1 212,00 |
83,90 |
48,48 |
48,48 |
71,11 |
96,00 |
42,22 |
71,11 |
96,00 |
42,22 |
||
2 |
Московская область |
1 месяц |
472,88 |
1 195,00 |
236,44 |
207,56 |
226,99 |
56,11 |
82,63 |
12,21 |
52,00 |
81,01 |
4,00 |
1 месяц с пролонгацией |
386,40 |
995,00 |
193,22 |
169,57 |
189,00 |
56,12 |
82,96 |
12,24 |
51,09 |
81,01 |
2,18 |
||
за каждый последующий месяц |
130,51 |
942,00 |
64,41 |
37,67 |
37,67 |
71,14 |
96,00 |
41,52 |
71,14 |
96,00 |
41,52 |
||
3 |
Южный |
1 месяц |
279,66 |
610,00 |
139,83 |
139,49 |
152,54 |
50,12 |
77,13 |
0,24 |
45,46 |
74,99 |
-9,09 |
1 месяц с пролонгацией |
228,81 |
508,00 |
114,41 |
113,96 |
127,01 |
50,19 |
77,57 |
0,39 |
44,49 |
75,00 |
-11,01 |
||
за каждый последующий месяц |
76,27 |
253,00 |
38,98 |
25,32 |
25,32 |
66,80 |
89,99 |
35,04 |
66,80 |
89,99 |
35,04 |
||
4 |
Сибирь |
1 месяц |
267,80 |
537,00 |
133,90 |
146,92 |
161,05 |
45,14 |
72,64 |
-9,72 |
39,86 |
70,01 |
-20,28 |
1 месяц с пролонгацией |
218,64 |
447,00 |
109,32 |
119,96 |
134,09 |
45,13 |
73,16 |
-9,73 |
38,67 |
70,00 |
-22,66 |
||
за каждый последующий месяц |
67,80 |
178,00 |
33,90 |
26,74 |
26,74 |
60,56 |
84,98 |
21,12 |
60,56 |
84,98 |
21,12 |
||
5 |
Дальний восток |
1 месяц |
454,24 |
993,00 |
227,12 |
226,95 |
248,20 |
50,04 |
77,15 |
0,07 |
45,36 |
75,01 |
-9,28 |
1 месяц с пролонгацией |
371,19 |
827,00 |
185,59 |
185,41 |
206,66 |
50,05 |
77,58 |
0,10 |
44,33 |
75,01 |
-11,35 |
||
за каждый последующий месяц |
118,64 |
412,00 |
59,32 |
41,20 |
41,20 |
65,27 |
90,00 |
30,55 |
65,27 |
90,00 |
30,55 |
||
6 |
Центр |
1 месяц |
242,37 |
530,00 |
121,19 |
121,15 |
132,49 |
50,01 |
77,14 |
0,03 |
45,34 |
75,00 |
-9,32 |
1 месяц с пролонгацией |
199,15 |
441,00 |
99,15 |
98,98 |
110,32 |
50,30 |
77,56 |
0,17 |
44,60 |
74,98 |
-11,27 |
||
за каждый последующий месяц |
67,80 |
220,00 |
33,90 |
21,99 |
21,99 |
67,57 |
90,00 |
35,13 |
67,57 |
90,00 |
35,13 |
||
7 |
Волга-1 |
1 месяц |
249,15 |
545,00 |
124,58 |
124,51 |
136,16 |
50,03 |
77,15 |
0,06 |
45,35 |
75,02 |
-9,30 |
1 месяц с пролонгацией |
205,93 |
453,00 |
102,54 |
101,72 |
113,37 |
50,60 |
77,55 |
0,80 |
44,95 |
74,97 |
-10,56 |
||
за каждый последующий месяц |
67,80 |
226,00 |
33,90 |
22,60 |
22,60 |
66,67 |
90,00 |
33,33 |
66,67 |
90,00 |
33,33 |
||
8 |
Волга-2 |
1 месяц |
279,66 |
611,00 |
139,83 |
139,69 |
152,77 |
50,05 |
77,14 |
0,10 |
45,37 |
75,00 |
-9,25 |
1 месяц с пролонгацией |
228,81 |
509,00 |
114,41 |
114,12 |
127,20 |
50,12 |
77,58 |
0,25 |
44,41 |
75,01 |
-11,18 |
||
за каждый последующий месяц |
76,27 |
254,00 |
38,98 |
25,36 |
25,36 |
66,75 |
90,02 |
34,94 |
66,75 |
90,02 |
34,94 |
||
9 |
Северный Кавказ |
1 месяц |
228,81 |
453,00 |
114,41 |
124,35 |
135,99 |
45,65 |
72,55 |
-8,69 |
40,57 |
69,98 |
-18,86 |
1 месяц с пролонгацией |
186,44 |
377,00 |
93,22 |
101,59 |
113,23 |
45,51 |
73,05 |
-8,98 |
39,27 |
69,97 |
-21,47 |
||
за каждый последующий месяц |
59,32 |
150,00 |
29,66 |
22,57 |
22,57 |
61,95 |
84,95 |
23,90 |
61,95 |
84,95 |
23,90 |
||
10 |
Урал |
1 месяц |
325,42 |
711,00 |
162,71 |
162,44 |
177,64 |
50,08 |
77,15 |
0,17 |
45,41 |
75,02 |
-9,18 |
1 месяц с пролонгацией |
266,10 |
592,00 |
133,05 |
132,71 |
147,91 |
50,13 |
77,58 |
0,26 |
44,42 |
75,02 |
-11,17 |
||
за каждый последующий месяц |
84,75 |
295,00 |
42,37 |
29,48 |
29,48 |
65,22 |
90,01 |
30,42 |
65,22 |
90,01 |
30,42 |
||
11 |
Северо-запад без СПБ и ЛО |
1 месяц |
306,78 |
668,00 |
153,39 |
152,71 |
167,01 |
50,22 |
77,14 |
0,44 |
45,56 |
75,00 |
-8,88 |
1 месяц с пролонгацией |
250,85 |
556,00 |
125,42 |
124,76 |
139,06 |
50,27 |
77,56 |
0,53 |
44,56 |
74,99 |
-10,88 |
||
за каждый последующий месяц |
79,66 |
277,00 |
39,83 |
27,72 |
27,72 |
65,20 |
89,99 |
30,40 |
65,20 |
89,99 |
30,40 |
||
12 |
СПБ и ЛО |
1 месяц |
409,32 |
978,00 |
204,24 |
187,82 |
205,40 |
54,11 |
80,80 |
8,04 |
49,82 |
79,00 |
-0,57 |
1 месяц с пролонгацией |
333,90 |
814,00 |
166,95 |
153,44 |
171,03 |
54,05 |
81,15 |
8,09 |
48,78 |
78,99 |
-2,44 |
||
за каждый последующий месяц |
112,71 |
568,00 |
55,93 |
34,09 |
34,09 |
69,75 |
94,00 |
39,05 |
69,75 |
94,00 |
39,05 |
Проанализировав уровень затрат, включенных в себестоимость, материалы и сведения, представленные ФГУП "Почта России", Комиссия ФАС России пришла к выводу, что перечень затрат на услугу по представлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа на 2018 год соответствует Перечню технологических операций, осуществляемых при абонировании ячейки абонементного почтового шкафа (за 1 месяц) от 07.10.2016.
Вместе с тем тарифы для физических лиц при наличном расчете превышают себестоимость до 71,14%, для юридических лиц - до 96,00%, для льготных категорий граждан - до 42,22%.
Тарифы для физических лиц при безналичном расчете превышают себестоимость до 71,14%, для юридических лиц - до 96,00%, для льготных категорий граждан - до 42,22%.
По данным с официального сайта Федеральной службы государственной статистики рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг) в отрасли связь в 2016 году составляла 18,2%. Согласно информации с официального сайта ЕМИСС, уровень рентабельности проданных товаров, продукции (работ, услуг) в отрасли связь на 2017 год составляет 14%, при этом уровень рентабельности в области почтовой связи - 5%.
Таким образом, учитывая, что уровень рентабельности на услугу по представлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа превышает уровень рентабельности, сложившийся в отрасли связи в 6,8 раз, а уровень рентабельности, сложившийся в области почтовой связи в 19 раз, Комиссия приходит к выводу, что тарифы, действующие с 01.01.2018 существенно превышают сумму необходимых для реализации данной услуги расходов и прибыли.
Федеральной антимонопольной службой на основании приказа ФАС России от 28.04.2010 N 220 "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке" 14.02.2018 проведен анализ состояния конкуренции рынка услуг по абонированию ячейки абонементного почтового шкафа в целях установления доминирующего положения ФГУП "Почта России".
В статье 2 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" закреплены следующие определения:
почтовая связь - вид связи, представляющий собой единый производственно-технологический комплекс технических и транспортных средств, обеспечивающий прием, обработку, перевозку, доставку (вручение) почтовых отправлений, а также осуществление почтовых переводов денежных средств;
услуги почтовой связи - действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств;
абонементный почтовый шкаф - устанавливаемый в объектах почтовой связи специальный шкаф с запирающимися ячейками, которые абонируются на определенный срок адресатами для получения почтовых отправлений.
В соответствии с пунктом 10 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234 (далее - Правила оказания услуг почтовой связи), в зависимости от способа обработки почтовые отправления подразделяются на следующие категории:
а) простые (в том числе пересылаемые в форме электронного документа) - принимаемые от отправителя без выдачи ему квитанции и доставляемые (вручаемые) адресату (его уполномоченному представителю) без его расписки в получении, а в случае простых почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа, принимаемые и доставляемые в соответствии с порядком, установленным главой VI настоящих Правил;
б) регистрируемые (заказные, в том числе пересылаемые в форме электронного документа, обыкновенные, с объявленной ценностью (почтовое отправление, принимаемое с оценкой стоимости вложения, определяемой отправителем) - принимаемые от отправителя с выдачей ему квитанции и вручаемые адресату (его уполномоченному представителю) с его распиской в получении, а в случае заказных почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа, принимаемые и доставляемые в соответствии с порядком, установленным главой VI настоящих Правил.
Регистрируемые почтовые отправления (почтовые переводы) могут пересылаться с уведомлением о вручении (в международном почтовом обмене - с уведомлением о получении) (при подаче которых отправитель поручает оператору почтовой связи сообщить ему или указанному им лицу, когда и кому вручено почтовое отправление (выплачен почтовый перевод).
Пунктом 32 Правил оказания услуг почтовой связи установлено, что в ячейки абонентских почтовых шкафов, почтовые абонентские ящики, ячейки абонементных почтовых шкафов, почтовые шкафы опорных пунктов опускаются в соответствии с указанными на них адресами, если иное не определено договором между оператором почтовой связи и пользователем услугами почтовой связи:
а) простые почтовые отправления;
б) извещения о регистрируемых почтовых отправлениях и почтовых переводах;
в) извещения о простых почтовых отправлениях, размеры которых не позволяют опустить их в ячейки почтовых шкафов;
г) простые уведомления о вручении почтовых отправлений и выплате почтовых переводов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 N 637 установлен исчерпывающий перечень услуг общедоступной почтовой связи, государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет Федеральная антимонопольная служба, а именно, пересылка внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей), передача внутренней телеграммы.
Таким образом, абонентские почтовые шкафы предназначены для получения почтовых отправлений, пересылаемых при оказании услуг общедоступной почтовой связи.
Следовательно, получение почтовых отправлений в ячейке абонементного почтового шкафа является неотъемлемой составной частью технологического процесса доставки почтовых отправлений, который в соответствии со статьей 2 Закона о почтовой связи является частью единого производственно-технологического комплекса технических и транспортных средств, обеспечивающих оказание услуг почтовой связи.
Таким образом, необходимо оценивать доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке оказания услуг общедоступной почтовой связи.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" к сфере деятельности субъекта естественной монополии относятся услуги общедоступной почтовой связи.
ФГУП "Почта России" включено в Реестр субъектов естественных монополий в Раздел I "Услуги общедоступной почтовой связи" в географических границах - Российская Федерация (за исключением Республики Крым и г. Севастополь) (приказ от 23.08.2005 N 394-с).
В соответствии с части 5 статьи 5 Закона о конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественных монополий на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Таким образом, в силу части 5 статьи 5 Закон о конкуренции ФГУП "Почта России" занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг общедоступной почтовой связи и, учитывая вышеизложенное, ФГУП "Почта России" занимает доминирующее положение на рынке услуг по абонированию ячейки абонементного почтового шкафа на территории Российской Федерации.
Решением ФАС России от 26.06.2016 по делу N 1-00-111/00-03-15 о нарушении антимонопольного законодательства ФГУП "Почта России" признано нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции путем установления с 01.07.2014 года монопольно высоких тарифов на услугу по абонированию ячейки почтового абонементного шкафа на территории Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 24.03.2016 по делу N А40-196193/2016, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2017 и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 20.10.2017, решение и предписание ФАС России от 27.06.2016 по делу N 1-00-111/00-03-15 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ФГУП "Почта России" признаны законными в полном объеме.
Определением Верховного суда Российской Федерации от 21.01.2018 ФГУП "Почта России" отказано в передаче кассационной жалобы на указанные судебные акты для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
В рамках дела N А40-196193/2016 судами установлено, что ФГУП "Почта России" на рынке оказания услуг по абонированию ячейки абонементного почтового шкафа занимает доминирующее положение, поскольку рынок оказания услуг по абонированию ячейки абонементного почтового шкафа неразрывно связан и является производным по отношению к рынку оказания услуг общедоступной связи, на котором ФГУП "Почта России" в силу части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции занимает доминирующее положение.
Комиссия отмечает, что по результатам Проверки в адрес ФГУП "Почта России" был направлен Акт проверки ФАС России от 26.01.2018 N 18-ДСП. В ответ ФГУП "Почта России" представило возражения на данный акт, при этом в возражениях к Акту проверки ФАС России от 26.01.2018 N 18-ДСП позиция по вопросу о наличии в действиях ФГУП "Почта России" признаков нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившихся в установлении и поддержании с 01.01.2018 монопольно высоких цен (тарифов) на услугу абонирования ячейки абонементного почтового шкафа, отсутствует.
14.06.2018 на заседании Комиссии было принято Заключение об обстоятельствах дела N 1-10-39/00-11-18 о нарушении антимонопольного законодательства.
Комиссия в соответствии с частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции рассмотрела и оценила замечания, представленные ФГУП "Почта России" на Заключение об обстоятельствах дела N 1-10-39/00-11-18, в совокупности с фактическими обстоятельствами и доказательствами, содержавшимися в материалах дела N 1-10-39/00-11-18.
Как следует из пояснений ФГУП "Почта России" от 02.07.2018 N б/н, для товарного рынка по абонированию уровень рентабельности нормативно не установлен, и в случае если уровень рентабельности нормативно не установлен, сопоставление с фактическим уровнем рентабельности не является корректным.
10.07.2018 на заседании Комиссии по рассмотрению дела N 1-10-39/00-11-18 представитель ФГУП "Почта России" не смог пояснить, с каким уровнем рентабельности можно сопоставить уровень рентабельности на услугу "Абонирование ячейки абонементного почтового шкафа".
Также представитель ФГУП "Почта России" сообщил, что считает установленный ФГУП "Почта России" уровень рентабельности до 96,00% на услугу "Абонирование ячейки абонементного почтового шкафа" разумным.
При этом экономического, технологического и иного обоснования установления подобного уровня рентабельности ФГУП "Почта России" не представлено.
ФГУП "Почта России" письмом от 02.07.2018 N б/н направило возражения по аналитическому отчету по результатам анализа рынка услуг по абонированию ячейки абонементного почтового шкафа, в части определения географических границ, установления доминирующего положения ФГУП "Почта России".
10.07.2018 на заседании Комиссии по рассмотрению дела N 1-10-39/00-11-18 представитель ФГУП "Почта России" сообщил, что в аналитическом отчете по результатам анализа рынка услуг по абонированию ячейки абонементного почтового шкафа отсутствует исследование мнения потребителей, и в соответствии с приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220 "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке" при определении продуктовых границ ФАС России должен был провести опрос населения Российской Федерации.
Комиссия ФАС России сообщает, что анализ рынка услуг по абонированию ячейки абонементного почтового шкафа проведен в соответствии с приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220 "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке".
Рынок оказания услуг по абонированию ячейки абонементного почтового шкафа неразрывно связан и является производным по отношению к рынку оказания услуг общедоступной связи, на котором ФГУП "Почта России" в силу части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции занимает доминирующее положение. Следовательно, на неразрывно связанном рынке оказания услуг по абонированию ячейки абонементного почтового шкафа ФГУП "Почта России" также занимает доминирующее положение.
Это обусловлено тем, что рынок услуг, составляющих технологическую часть естественно-монопольного вида деятельности, не может рассматриваться в отрыве от рынка услуг естественной монополии, и потому хозяйствующих субъект, являющийся субъектом естественной монополии, занимает доминирующее положение на обоих рынках. Указанная позиция находит свое подтверждение в судебной практике (например, дело N А40-216784/2015).
В частности, Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.02.2014 ФГУП "Почта России" было отказано в передаче надзорной жалобы на судебные акты по делу N А06-474/2013, которыми была подтверждена законность решений антимонопольного органа. При этом суды согласились с выводами антимонопольного органа о том, что рынок услуги по представлению в аренду ячейки абонементного почтового шкафа неразрывно связан с рынком услуг почтовой связи, на котором ФГУП "Почта России" на основании части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции занимает доминирующее положение. Потому, как следствие, ФГУП "Почта России" занимает также доминирующее положение на рынке услуг по абонированию ячейки абонементного почтового шкафа.
При этом важно отметить, что в отличие от приказа, являвшегося предметом рассмотрения в рамках дела N А06-474/2013, Приказ N 466-п распространяет свое действие на всю территорию Российской Федерации, то есть заложенная в него методика ценообразования минимально возможного тарифа обязательна к применению в каждом субъекте Российской Федерации.
ФГУП "Почта России" осуществляет деятельность в области услуг почтовой связи, и как следствие, неразрывно связанную услугу по абонированию ячейки абонементного почтового шкафа, в соответствии с лицензией на территории Российской Федерации, с учетом чего географические границы рынка определены как территория Российской Федерации.
Таким образом, Комиссия в соответствии с пунктом 3.25 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного Приказом ФАС России от 25.05.2012 N 345, установила доминирующее положение ФГУП "Почта России" на рынке услуг по абонированию ячейки абонементного почтового шкафа на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование, при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.
Таким образом, в результате анализа суммы расходов и прибыли на услугу "Абонирование ячейки почтового абонементного почтового шкафа", Комиссия ФАС России пришла к выводу, что действия ФГУП "Почта России", выразившиеся в установлении и поддержании с 01.01.2018 г монопольно высоких цен (тарифов) на услугу "Абонирование ячейки почтового абонементного почтового шкафа", содержат нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и приводят к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей на рынке услуг по абонированию ячейки абонементного почтового шкафа на территории Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
1. Признать ФГУП "Почта России" нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в установлении и поддержании с 01.01.2018 г монопольно высоких цен (тарифов) на услугу "Абонирование ячейки абонементного почтового шкафа" на территории Российской Федерации.
2. Выдать ФГУП "Почта России" предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 10 июля 2018 г. N 1-10-39/00-11-18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 19.09.2018