Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению жалоб о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров
при ведении протокола с использованием аудиозаписи, при участии представителей МБУ "Единый центр организации пассажирских перевозок" (далее - МБУ "ЕЦОПП"):
- <_> (доверенность б/н от 24.12.2018);
- <_> (б/н от 24.02.2018)
- <_> (б/н от 19.02.2018)
в отсутствие представителя заявителя - ООО "Космические коммуникации", извещенного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения жалобы N 158/11-18.1-2018,
рассмотрев в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закона о защите конкуренции) жалобу ООО "Космические коммуникации" и материалы жалобы N 158/11-18.1-2018,
УСТАНОВИЛА:
19.12.2018 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (далее - Кемеровское УФАС России) поступила жалоба ООО "Космические коммуникации" (вх. N 6217э) на действия организатора торгов - МБУ "Единый центр организации пассажирских перевозок" (далее - МБУ "ЕЦОПП") при проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по осуществлению переводов денежных средств, включая прием денежных средств от физических лиц и их учет в электронном виде, в оплату услуг Перевозчиков при регистрации пользователями проезда с использованием Транспортных карт, специального вида Транспортных карт, в том числе бесконтактных Банковских карт MasterCardPayPass_, VISA PayWave_, МИР и передаче распоряжений на переводы денежных средств с использованием внедренной АСУОП, в том числе осуществление учета поездок льготных категорий граждан при использовании банковских карт НПС МИР и Транспортных карт в Системе, на территории Новокузнецкого городского округа и других населенных пунктов Кемеровской области.
По мнению заявителя, нарушения выразились в следующем:
- в установлении в конкурсной документации необоснованных критериев оценки участников открытого конкурса, ограничивающих конкуренцию;
- в установлении требования к участнику закупки, предусматривающего наличие лицензии на осуществление банковских операций, не соответствующего предмету закупки.
Уведомлением от 20.12.2018 N 11/13226 рассмотрение жалобы было назначено на 25.12.2018 на 14 часов 30 минут.
25.12.2018 в адрес Кемеровского УФАС России поступил письменный отзыв на жалобу N 158/11-18.1-2018 от МБУ "ЕЦОПП", согласно которому порядок осуществления переводов денежных средств определен Федеральным законом от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе", следовательно, наличие лицензии является обязательным для лица, осуществляющего перевод денежных средств.
Кроме того, представитель МБУ "ЕЦОПП" пояснил, что на участие в указанном открытом конкурсе было подано 2 заявки, все участники открытого конкурса подтвердили свое соответствие конкурсной документации.
25.12.2018 на заседании комиссии Кемеровского УФАС России представители МБУ "ЕЦОПП" поддержали доводы изложенные в пояснениях на жалобу.
Изучив имеющиеся материалы, выслушав пояснения лиц, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:
Частью 1 статьи 18.1 ФЗ N 135-ФЗ установлено, что антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися.
Согласно части 2 статьи 18.1 ФЗ N 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Частью 2 статьи 2 Закона о закупках установлено, что положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
12.02.2016 исполняющим обязанности начальника управления по транспорту и связи утверждено положение о закупке товаров, работ, услуг МБУ "ЕЦОПП" (далее - Положение о закупке).
Подпунктами 3.1.2, 3.1.5 пункта 3.1 Положения о закупке установлено, что основными принципами осуществления закупочной деятельности, в том числе являются: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и недобросовестных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, обеспечение информационной открытости закупочной деятельности.
03.12.2018 на официальном сайте http://zakupki.gov.ru/ размещено извещение о проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по осуществлению переводов денежных средств, включая прием денежных средств от физических лиц и их учет в электронном виде, в оплату услуг Перевозчиков при регистрации пользователями проезда с использованием Транспортных карт, специального вида Транспортных карт, в том числе бесконтактных Банковских карт MasterCardPayPass_, VISA PayWave_, МИР и передаче распоряжений на переводы денежных средств с использованием внедренной АСУОП, в том числе осуществление учета поездок льготных категорий граждан при использовании банковских карт НПС МИР и Транспортных карт в Системе, на территории Новокузнецкого городского округа и других населенных пунктов Кемеровской области (извещение N 31807238462) (далее - открытый конкурс), конкурсная документация.
Согласно указанному извещению заказчиком является МБУ "ЕЦОПП", дата начала приема заявок 03.12.2018, дата окончания приема заявок - 19.12.2018.
Дата рассмотрения заявок: 20.12.2018.
Дата подведения итогов: 25.12.2018
Услуга по коду ОКПД 2: 64.19.30.000 - услуги по посредничеству в денежно-кредитной сфере прочие, не включенные в другие группировки.
В соответствии с Конкурсной документацией предметом открытого конкурса является оказание услуг по осуществлению переводов денежных средств, включая прием денежных средств от физических лиц и их учет в электронном виде, в оплату услуг Перевозчиков при регистрации пользователями проезда с использованием Транспортных карт, специального вида Транспортных карт, в том числе бесконтактных Банковских карт MasterCardPayPass_, VISAPayWave_, МИР и передаче распоряжений на переводы денежных средств с использованием внедренной АСУОП, в том числе осуществление учета поездок льготных категорий граждан при использовании банковских карт НПС МИР и Транспортных карт в Системе на территории Новокузнецкого городского округа и других населенных пунктов Кемеровской области.
Комиссией Кемеровского УФАС России установлено, что на участие в тогах было подано две заявки - ООО Небанковская кредитная организация "Расчетные решения", АО филиал "Газпромбанк" в г. Кемерово, указанные заявки допущены к участию в конкурсе (протокол N б/н от 20.12.2018).
1. Относительно довода заявителя об установлении в конкурсной документации необоснованных критериев оценки участников открытого конкурса ограничивающих конкуренцию, Комиссия Кемеровского УФАС России сообщает следующее:
В соответствии с пунктом 18.6.1 Конкурсной документации для оценки лучших условий исполнения договора устанавливаются содержание и значимость критериев, порядок оценки заявок на участие в конкурсе, в том числе ряд нестоимостных критериев.
Подпунктами 2.1 - 2.3 пункта 18.6.1 Конкурсной документации установлены нестоимостные критерии:
- наличие у Заявителя возможности предоставлять пассажирам сервис оперативного онлайн-пополнения остатков ЭДС (Транспортные карты) с круглосуточным режимом работы с помощью мобильного приложения, в т.ч. банковского, поддерживаемого на наиболее популярных мобильных платформах (подтверждается приложенными к заявке документами о наличии собственного сервиса, либо гарантирующими привлечение третьих лиц для предоставления подобного рода услуг);
- срок реализации услуг по предоставлению пользователям возможности оплаты проезда на транспорте общего пользования в безналичном порядке с момента заключения договора (подтверждается приложенным к заявке информационным сообщением);
- готовность реализации интеграции с внешним процессинговым центром г. Кемерово (Закупка N 31705587120 размещенна на официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru) для обработки реестров и обеспечения единого персонифицированного учета граждан льготной категории в Кемеровской области с момента поступления заявки от заказчика (оператора) в установленный срок (подтверждается приложенной к заявке Декларацией по форме конкурсной документации).
Критерии, предусмотренные пунктом 18.6.1 Конкурсной документации установлены с целью определения уровня надежности участников и выявления наилучшего предложения, что является условием обеспечения гарантии выполнения работ.
Вышеуказанные требования являются равными для всех потенциальных участников конкурса, установленные критерии не ставят конкурентов в приоритетное положение по отношению друг к другу, гарантирующее победу в конкурсе, поскольку определение победителя осуществляется по ряду критериев, в равной степени относящихся ко всем участникам конкурса и победителем признается наиболее конкурентоспособный хозяйствующий субъект.
Порядок утверждения разработки критериев в рамках проведения открытого конкурса действующим законодательством Российской Федерации не регламентирована, в том числе Закон о закупках.
Основной задачей законодательства Российской Федерации, в том числе нормативных правовых актов, устанавливающих порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать целям проведения торгов.
Кроме того, результаты оценки данных критериев не исключают возможность дальнейшего участия в конкурсной процедуре, а лишь позволяют выявить наилучшее предложение.
Таким образом, довод заявителя об установлении в конкурсной документации критериев оценки участников открытого конкурса, ограничивающих конкуренцию, является необоснованным.
2. Довод заявителя об установлении требования к участнику закупки, предусматривающего наличие лицензии на осуществление банковских операций, не соответствующего предмету закупки, Комиссия Кемеровского УФАС России считает необоснованным по следующим обстоятельствам:
В отсутствие соответствующих указаний в Законе о закупках определение участника закупки, а также условия приобретения соответствующего статуса подлежат закреплению в положении о закупке.
Пунктами 9.1.3, 9.1.5 Положения о закупке установлены обязанности организатора, в том числе установить требования к закупаемой продукции, определить необходимые документы и сведения, подтверждающие (декларирующие) соответствие этим требованиям, установить требования к участникам закупки, согласно подразделу 9.5. Положения о закупках.
Тем самым заказчик оставляет в положении о закупках открытый перечень требований, которые предъявляются в рамках требований к специальной правоспособности участника закупки, который конкретизируется применительно к конкретному предмету закупки уже непосредственно при подготовке документации о закупке.
Таким образом, в отсутствие каких-либо нормативных предписаний о степени конкретности описания требований к участникам закупки в положении о закупках заказчик вправе указать в положении о закупках, что документацией о закупках могут быть предусмотрены иные требования к участникам закупки, обусловленные спецификой товаров (работ, услуг), на поставку (выполнение, оказание) которых проводится процедура закупки.
Конкурсной документацией установлен ряд требований к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. Данные требования установлены в соответствии с Федеральным законом от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" - наличие лицензии на осуществление банковских операций, содержащая указание на возможность осуществления переводов денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе электронных денежных средств (за исключением почтовых переводов)- вхождение в перечень кредитных организаций, уведомивших Банк России о начале деятельности по осуществлению перевода электронных денежных средств (ЭДС) по состоянию на момент открытия конкурса, размещенный на сайте http://www.cbr.ru.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" оператор по переводу денежных средств - организация, которая в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе осуществлять перевод денежных средств.
В соответствии с пунктом 3 статьи 861 Гражданского кодекса Российской Федерации безналичные расчеты осуществляются путем перевода денежных средств банками и иными кредитными организациями (далее - банки) с открытием или без открытия банковских счетов в порядке, установленном законом и принимаемыми в соответствии с ним банковскими правилами и договором.
Статьей 1 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" установлено, что кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.
Исходя из изложенного, переводы денежных средств по безналичным расчетам могут осуществлять банки и кредитные организации, обладающие правоспособностью -лицензией.
Необходимо также обратить внимание, что с учетом пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке помимо требования к участникам закупки организатором закупки прямо предусмотрено требование о наличии документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, в спорной ситуации таким документом является соответствующая лицензия.
Следовательно, требование к участнику закупки о наличии лицензии на осуществление банковских операций, в соответствии с указанным предметом закупки: оказание услуг по осуществлению переводов денежных средств является обоснованным и не противоречит требованиям действующего законодательства, не может привести к ограничению участников указанной закупки.
Руководствуясь статьей 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", комиссия Кемеровского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Космические коммуникации" необоснованной
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 25 декабря 2018 г. N 158/11-18.1-2018
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 27.12.2018