Дата изготовления решения: 20 декабря 2018 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Ивановского УФАС России) в составе: <_>,
в отсутствие представителей:
Администрации Ивановского муниципального района (далее - Уполномоченный орган), ООО "ЕДИНЫЙ ЦЕНТР ОБСЛЕДОВАНИЙ ПРЕДПРИЯТИЙ" (далее - Победитель, Общество), МБОУ "Богородская средняя школа" (далее - Заказчик) (информация о поступлении обращения, дате, месте и времени его рассмотрения, а также о содержании обращения была своевременно направлена указанным лицам),
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области 05.12.2018 от МБОУ "Богородская средняя школа" поступили материалы, свидетельствующие о признании ООО "ЕДИНЫЙ ЦЕНТР ОБСЛЕДОВАНИЙ ПРЕДПРИЯТИЙ" (ИНН: 7806295377; место нахождения: 195299, г. Санкт-Петербург, пр. Маршака, <_>) уклонившимся от заключения контракта на оказание услуг по изготовлению технической документации (энергетический паспорт) и разработке программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (совместный электронный аукцион 0133300020018000246) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области на основании ст. 99, 104 Закона о контрактной системе и ч. 11 Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 N1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" было решено провести проверку факта уклонения ООО "ЕДИНЫЙ ЦЕНТР ОБСЛЕДОВАНИЙ ПРЕДПРИЯТИЙ" от заключения контракта.
Рассмотрев представленные МБОУ "Богородская средняя школа", Администрацией Ивановского муниципального района, ООО "ЕДИНЫЙ ЦЕНТР ОБСЛЕДОВАНИЙ ПРЕДПРИЯТИЙ" документы, было установлено следующее.
22.10.2018 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) было размещено извещение N0133300020018000246 о проведении совместного электронного аукциона на оказание услуг по изготовлению технической документации (энергетический паспорт) и разработке программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Начальная (максимальная) цена контракта составляет 274 999 руб. 95 коп.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона N0133300020018000246 от 06.11.2018 победителем электронного аукциона признано ООО "ЕДИНЫЙ ЦЕНТР ОБСЛЕДОВАНИЙ ПРЕДПРИЯТИЙ" с предложенной ценой контракта 58 375,00 руб. Данный протокол был размещен на официальном сайте 06.11.2018.
Согласно ч. 2 ст. 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в ч. 12 ст. 54.7, ч. 8 ст. 69, ч. 8 ст. 82.4, ч. 23 ст. 83.1 Закона о контрактной системе протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном ч. 23 ст. 68 Закона о контрактной системе, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной п. 2 ч. 4 ст. 54.4, п. 7 ч. 9 ст. 83.1 Закона о контрактной системе, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
Как следует из представленных Заказчиком документов, 09.11.2018 МБОУ "Богородская средняя школа" была своевременно исполнена обязанность по размещению на официальном сайте проекта контракта.
В соответствии с ч. 3 ст. 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный ч. 4 ст. 83.2 Закона о контрактной системе. В случае, если при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме или электронного аукциона цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель соответствующей электронной процедуры одновременно предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с ч. 1 ст. 37 Закона о контрактной системе, обеспечение исполнения контракта или информацию, предусмотренные ч. 2 ст. 37 Закона о контрактной системе, а также обоснование цены контракта в соответствии с ч. 9 ст. 37 Закона о контрактной системе при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).
Как было установлено, Обществом в срок до 14.11.2018 не был подписан проект контракта, а также не был размещен документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта.
В силу ч. 13 ст. 83.2 Закона о контрактной системе победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного ч. 14 ст. 83.2 Закона о контрактной системе) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный ч. 4 ст. 83.2 Закона о контрактной системе, или не исполнил требования, предусмотренные ст. 37 Закона о контрактной системе (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта). При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.
В связи с вышеуказанным, 22.11.2018 на официальном сайте Заказчик разместил протокол о признании победителя уклонившимся от заключения контракта от 21.11.2018.
Вместе с тем, согласно ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе в случае, если победитель определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик в течение трех рабочих дней с даты признания победителя уклонившимся от заключения контракта направляет в контрольный орган в сфере закупок информацию, предусмотренную п. 1 - 3 ч. 3 ст. 104 Закона о контрактной системе, а также документы, свидетельствующие об уклонении победителя от заключения контракта.
Таким образом, Заказчик должен был направить указанные в ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе сведения об уклонении Общества в срок не позднее 26.11.2018.
Как было указано ранее, рассматриваемое обращение МБОУ "Богородская средняя школа" было направлено в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области лишь 05.12.2018, что является нарушением ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе.
Исходя из документов, направленных Обществом в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области, 12.11.2018 в 16:30 произошел сбой локальной компьютерной сети Общества с интегрированным программным обеспечением для участия в закупках. В связи с невозможностью устранения указанного сбоя на месте, 13.11.2018 сервер был передан в срочный ремонт для замены элементов оборудования. Приведение оборудования в исправное состояние было осуществлено лишь 20.11.2018, что подтверждается письмом ООО "БМ-Консалтинг" от 20.11.2018. 20.11.2018 Обществом в адрес Заказчика было направлено уведомление о готовности заключить контракт.
Также ООО "ЕДИНЫЙ ЦЕНТР ОБСЛЕДОВАНИЙ ПРЕДПРИЯТИЙ" был представлен скрин-шот, согласно которому 14.11.2018 Обществом в адрес Уполномоченного органа направлялось письмо посредством электронной почты о неисправности компьютерного оборудования и отсутствия возможности подписать проект контракта со стороны Общества.
Однако представленный скрин-шот свидетельствует о том, что письмо было направлено по адресу электронной почты, не соответствующему электронному адресу Уполномоченного органа, указанному в документации о закупке, Заказчику данное письмо не направлялось. Иных сведений, свидетельствующих об уведомлении Заказчика в срок, предусмотренный Законом о контрактной системе для подписания Победителем проекта контракта, о возникшей неисправности компьютерного оборудования и готовности Победителя заключить контракт, Обществом не представлено.
Также Обществом был представлен проект банковской гарантии от 09.11.2018, обеспечивающей исполнение контракта. Согласно пояснениям Общества, представленным в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области, банковская гарантия не была выпущена банком, поскольку АО КБ "МОДУЛЬ БАНК" приостановил выдачу гарантии до отмены протоколов об уклонении Победителя.
Вместе с тем, доказательств, подтверждающих невозможность подписания Обществом проекта контракта до 12.11.2018 представлено не было. Также Обществом не представлено документов, подтверждающих невозможность представления в предусмотренный Законом о контрактной системе срок надлежаще оформленной банковской гарантии или платежного поручения, свидетельствующего о перечислении на счет Заказчика денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта.
Кроме того, как было установлено, начальная (максимальная) цена контракта была снижена Обществом на 78,77%, в связи с чем, обеспечение исполнения контракта должно было быть представлено с учетом положений ч. 2 ст. 37 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 2 ст. 37 Закона о контрактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с ч. 3 ст. 37 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 3 ст. 37 Закона о контрактной системе к информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение одного года до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение двух лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе четырех и более контрактов (при этом не менее чем семьдесят пять процентов контрактов должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). В этих случаях цена одного из контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов цены, по которой участником закупки предложено заключить контракт в соответствии с ч. 2 ст. 37 Закона о контрактной системе.
Как было установлено Комиссией Ивановского УФАС России, в реестре контрактов отсутствует информация о заключенных и выполненных ООО "ЕДИНЫЙ ЦЕНТР ОБСЛЕДОВАНИЙ ПРЕДПРИЯТИЙ" контрактов. Ввиду чего, в целях соблюдения требований, предусмотренных ч. 2 ст. 37 Закона о контрактной системе, Общество должно было представить обеспечение исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации об электронном аукционе.
Вместе с тем, в проекте банковской гарантии, представленной в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области, был указан размер обеспечения исполнения контракта, соответствующий размеру, предусмотренному документацией о закупке - 916 руб. 67 коп.
Таким образом, обеспечение исполнения контракта, которое Общество было намерено представить Заказчику, не соответствовало требованиям Закона о контрактной системе.
Из смысла статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления государственной или муниципальной закупки обязательств.
Таким образом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в уклонении от заключения контракта.
Уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.
Основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем закупки, и, как следствие, нарушающих права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.
Термин "уклонение от заключения контракта" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт, в связи с чем, для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения победителя электронного аукциона.
В рассматриваемом случае Общество доказательств совершения необходимых действий, направленных на подписание проекта контракта и представление надлежащего обеспечения контракта, представлено не было, что свидетельствует об отсутствии намерения заключить контракт, и, как следствие, о недобросовестном поведении Победителя.
В соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательская деятельность осуществляется самостоятельно и на свой риск. Поэтому неблагоприятные последствия недостаточной осмотрительности и инициативности (например, по вопросу надлежащего изучения условий проводимой закупки, последствий их несоблюдения, заблаговременного подписания контракта не в последний день срока, установленного для его подписания) Общества при ведении предпринимательской деятельности и при вступлении в отношения по оказанию услуг по результатам проведенной закупки ложатся на само Общество.
Лицо, принимая решение об участии в процедуре определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и подавая заявку на участие в закупке, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведших к невозможности заключения контракта с ним, как лицом, признанным победителем закупки.
Таким образом, Обществу, как субъекту, осуществляющему предпринимательскую деятельность на свой риск, надлежало принять все необходимые меры для подписания проекта контракта и представления надлежащего обеспечения исполнения контракта в предусмотренный Законом о контрактной системе срок.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, включается в реестр недобросовестных поставщиков.
Учитывая изложенное, а также тот факт, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе свидетельствует о наличии признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), руководствуясь ст. 99, 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Сведения, представленные МБОУ "Богородская средняя школа", в отношении ООО "ЕДИНЫЙ ЦЕНТР ОБСЛЕДОВАНИЙ ПРЕДПРИЯТИЙ" (ИНН: 7806295377; место нахождения: 195299, г. Санкт-Петербург, пр. Маршака, <_>), учредителя, генерального директора Общества - <_> включить в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением Общества от заключения контракта на оказание услуг по изготовлению технической документации (энергетический паспорт) и разработке программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (совместный электронный аукцион 0133300020018000246), сроком на 2 года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "ЕДИНЫЙ ЦЕНТР ОБСЛЕДОВАНИЙ ПРЕДПРИЯТИЙ", учредителя, генерального директора Общества - <_> в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте.
3. Признать в действиях МБОУ "Богородская средняя школа" нарушение ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные законом.
Подписи членов Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 17 декабря 2018 г. N 07-02/2018-091
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 24.12.2018