Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области \x{02c2}_\x{02c3}, рассмотрев протокол N07-05-137-18 об административном правонарушении, составленный 08.10.2018 г. в отношении директора Муниципального унитарного предприятия "Горводоканал" муниципального образования город "Железногорск" Курской области \x{02c2}_\x{02c3}, приложенные к нему материалы дела N07-05-137-18, в отсутствии \x{02c2}_\x{02c3} надлежаще уведомленного о времени и месте рассмотрения дела, в присутствии начальника отдела контроля закупок Курского УФАС России \x{02c2}_\x{02c3}
У С Т А Н О В И Л А:
(место, время совершения и существо административного правонарушения:)
03 ноября 2017 года заказчиком - Муниципальным унитарным предприятием "Горводоканал" муниципального образования "город Железногорск" Курской области (далее - заказчик, МУП "Горводоканал") на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт ЕИС) и на сайте электронной площадки АО "ЕЭТП" www.roseltorg.ru, размещено извещение, аукционная документация электронного аукциона N0544300002617000023, по предмету: "Переоценка запасов подземных вод на участке действующего водозабора "Погарщина" в Железногорском районе Курской области для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения и организаций г. Железногорска".
Начальная (максимальная) цена контракта - 912 666 ,70 рублей.
1. В п.18 "требования, предъявляемые к участникам электронного аукциона..." информационной карты аукционной документации, заказчиком установлен перечень требований к участникам закупки, соответствующий норме ч.1 ст.31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе...").
Вместе с тем, в п. "требования к участникам" извещения о проведении электронного аукциона, заказчиком указано: "требование к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта и деловой репутации (в соответствии с п.3 ч.2 ст.31 ФЗ "О контрактной системе...").
Кроме того, в п.3 "требования к проведению работ" раздела 3 "техническое задание" аукционной документации, заказчиком указано: "...4. Обязательный опыт работ в аналогичной сфере. 5. Перечень исполненных договоров (контрактов) (не менее 3-х), подтверждающих опыт аналогичных работ с указанием организаций и номеров телефонов".
Согласно п.6 ч.5 ст.63 ФЗ "О контрактной системе...", в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в ст.42 ФЗ "О контрактной системе...", указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п.1 ч.1, ч.ч.2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 ФЗ "О контрактной системе...", а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с ч.1.1 (при наличии такого требования) ст.31 ФЗ "О контрактной системе...".
В соответствии с ч.3 ст.64 ФЗ "О контрактной системе_", документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной ч.1 ст.64 ФЗ "О контрактной системе_" информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с ч.1, ч.ч.1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 ФЗ "О контрактной системе_".
Перечень единых требований к участникам закупок установлен ч.1 ст.31 ФЗ "О контрактной системе...".
Частью 2 ст.31 ФЗ "О контрактной системе..." предусмотрено право Правительства РФ устанавливать дополнительные требования к участникам закупок.
Указанными нормами ФЗ "О контрактной системе...", требования к участникам, об обязательном опыте работ в сфере, деятельности, являвшейся предметом электронного аукциона, не предусмотрены.
В силу ч.6 ст.31 ФЗ "О контрактной системе...", заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Также, согласно ч.6 ст.66 ФЗ "О контрактной системе...", требовать от участника электронного аукциона предоставления в составе заявок иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 ст.66 ФЗ "О контрактной системе...", документов и информации, не допускается.
Кроме того, в соответствии с ч.3 ст.33 ФЗ "О контрактной системе...", не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Установив в извещении о проведении электронного аукциона "требование к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта и деловой репутации (в соответствии с п.3 ч.2 ст.31 ФЗ "О контрактной системе..."), а также в аукционной документации требование: "...4. Обязательный опыт работ в аналогичной сфере. 5. Перечень исполненных договоров (контрактов) (не менее 3-х), подтверждающих опыт аналогичных работ с указанием организаций и номеров телефонов", заказчик нарушил требования ч.6 ст.31, ч.3 ст.33 ФЗ "О контрактной системе...".
Наличие в извещении, а также в техническом задании (описании объекта закупки) аукционной документации, данного условия об обязательном опыте работ в аналогичной сфере, а также о необходимости представления подтверждающих документов, противоречит также нормам ч.1 ст.33, ст.42, ст.63, ст.64, ФЗ "О контрактной системе...", устанавливающим требование об объективном описании объекта закупки в извещении и аукционной документации.
Кроме того, в пп.1.4.3.2 п.1.4 раздела 1 аукционной документации (требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе), заказчиком указано, что вторая часть аукционной заявки на участие в аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
"документы, подтверждающие соответствие участника электронного аукциона требованию, установленному подпунктом 1 пункта 1.3.4 настоящего раздела документации об аукционе в электронной форме (пункт 1 части 1 статьи 31 Закона), или копии этих документов. Перечень документов (или копий таких документов) указан в пункте 20 раздела N2 "Информационная карта аукциона в электронной форме" настоящей документации об аукционе".
При этом, подпункт 1 пункта 1.3.4. в аукционной документации заказчика отсутствует, в пункте 20 раздела 2 аукционной документации указано, что запреты, ограничения и условия допуска товаров в данной закупке не установлены.
При таких обстоятельствах, однозначно определить требования заказчика к содержанию вторых частей аукционных заявок, участникам определения поставщика не представляется возможным.
Допущенные заказчиком нарушения повлекли нарушение законных прав и интересов участников закупки и повлияли на результат определения поставщика, так как привели к принятию аукционной комиссией заказчика неправомерного решения о признании аукционных заявок участников закупки, несоответствующими требованиям аукционной документации.
В силу ст.107 ФЗ "О контрактной системе_" лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи.
В соответствии со ст.2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к ст.2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под должностным лицом в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 9.22, 13.25, 14.24, 14.25, 14.55, 14.56, частью 3 статьи 14.57, 14.61, 14.63, 14.64, 15.17 - 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.25, 15.26.1, 15.26.2, 15.29 - 15.31, 15.37, 15.38, частью 9 статьи 19.5, статьями 19.7.3, 19.7.12 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 - 7.32, 7.32.5, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.
В соответствии с Уставом МУП "Горводоканал" МО "город Железногорск" Курской области, предприятие возглавляет директор. Директор действует от имени предприятия без доверенности, в том числе представляет его интересы, совершает в установленном порядке сделки от имени предприятия.
Приказом МУП "Горводоканал" N84/1-л/с от 14.11.2016 г. \x{02c2}_\x{02c3} назначен директором МУП "Горводоканал", то есть является должностным лицом заказчика.
Документация об аукционе в электронной форме N0544300002617000023, по предмету: "Переоценка запасов подземных вод на участке действующего водозабора "Погарщина" в Железногорском районе Курской области для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения и организаций г. Железногорска" утверждена директором МУП "Горводоканал" \x{02c2}_\x{02c3} 01.11.2018 г. и размещена на официальном сайте ЕИС 03.11.2017 г. Аукционная документация, размещенная на сайте ЕИС подписана электронной подписью \x{02c2}_\x{02c3}
Утвердив документацию об электронном аукционе N0544300002617000023, по предмету: "Переоценка запасов подземных вод на участке действующего водозабора "Погарщина" в Железногорском районе Курской области для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения и организаций г. Железногорска", должностное лицо заказчика - директор МУП "Горводоканал" \x{02c2}_\x{02c3} . нарушил требования ч.6 ст.31, ч.1 ст.33, ст.42, ст.63, ст.64 ФЗ "О контрактной системе...", что образует состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Местом совершения административного правонарушения является место нахождения заказчика, а именно: (Курская область, город Железногорск, ГСП-51).
Временем совершения административного правонарушения является: 01 ноября 2017 года.
Доказательствами административного правонарушения являются:
- копия документации об электронном аукционе N0544300002617000023,
- приказ МУП "Горводоканал" N84/1-л/с от 14.11.2016 г.,
- Устав МУП "Горводоканал" МО "город Железногорск" Курской области.
Обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность или исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
Директор Муниципального унитарного предприятия "Горводоканал" муниципального образования "город Железногорск" Курской области \x{02c2}_\x{02c3} как должностное лицо заказчика имела возможность для соблюдения норм законодательства РФ о контрактной системе, за нарушение которых частью ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Таким образом, подтверждается наличие вины в действиях данного должностного лица.
Состав совершенного административного правонарушения является формальным и не требует для квалификации деяния в качестве противоправного, наступления каких-либо негативных последствий для охраняемых общественных интересов. Законченный состав административного правонарушения образует само деяние или бездействие виновного лица.
При таких обстоятельствах, административная ответственность наступает независимо от наличия или отсутствия последствий совершенного противоправного деяния.
Более того, указанное административное правонарушение характеризуется высокой степенью общественной опасности, о чем свидетельствует годичный срок давности привлечения к административной ответственности, а также отсутствие возможности применения такого вида наказания, как предупреждение.
Частью 4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч.4 и 4.1 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.
В этой связи, руководствуясь ст.1.5, ст.2.1, ст.2.4, ст.3.5, ст.4.2, ч.1 ст.4.5, ч.4.2 ст.7.30, ст.23.66, ч.1 ст.29.9, ст.29.10, ст.29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
П О С Т А Н О В И Л А:
1. Признать должностное лицо заказчика - директора Муниципального унитарного предприятия "Горводоканал" муниципального образования город "Железногорск" Курской области \x{02c2}_\x{02c3} виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. За совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, привлечь должностное лицо заказчика - директора Муниципального унитарного предприятия "Горводоканал" муниципального образования город "Железногорск" Курской области\x{02c2}_\x{02c3}, к административной ответственности в виде штрафа в размере 3 000 (три тысячи) рублей.
В соответствии с ч.1 ст.32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указанный административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления данного постановления в законную силу либо со дня исчисления срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст.31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Сумму административного штрафа надлежит уплатить в доход муниципального бюджета по КБК 161 1 16 33050 13 6000 140 (ИНН 4629015760, КПП 463201001, УФК по Курской области (Курское УФАС России) р/с 40101810600000010001 в ОТДЕЛЕНИЕ КУРСК г. Курск, БИК 043807001, ОКТМО 38606151).
Документы, подтверждающие уплату штрафа можно направить одним из удобных способов (по почте, по электронной почте to46@fas.gov.ru или по факсу (4712) 70-87-02). В назначении платежа необходимо указать номер оплачиваемого постановления о наложении штрафа.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении 30 дней со срока, указанного в ч.1 ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо, вынесшее постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо, вынесшее постановление, принимает решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в виде административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа в соответствии с ч.1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со ст.30.1 и ст.30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно ст.31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного ареста, лишения специального права или в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца. С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трех месяцев.
Заместитель руководителя
Курского УФАС России \x{02c2}_\x{02c3}
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 22 октября 2018 г. N 07-05-137-18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 25.10.2018