Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области \x{02c2}_\x{02c3} рассмотрев протокол N07-05-130-18 об административном правонарушении, составленный 03.10.2018 г. в отношении должностного лица заказчика - директора Муниципального бюджетного образовательного учреждения "Горшеченская средняя общеобразовательная школа" им.Н.И. Жиронкина \x{02c2}_\x{02c3}, приложенные к нему материалы дела N07-05-130-18, в присутствии \x{02c2}_\x{02c3} в присутствии начальника отдела контроля закупок Курского УФАС России \x{02c2}_\x{02c3}
У С Т А Н О В И Л А:
(место, время совершения и существо административного правонарушения:)
21 ноября 2017 года заказчиком - Муниципальным казенным общеобразовательным учреждением "Горшеченская средняя общеобразовательная школа имени Н.И. Жиронкина" Горшеченского района Курской области (далее - заказчик) на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт ЕИС) и на сайте электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" www.sberbank-ast.ru, размещено извещение, аукционная документация электронного аукциона N0344300108117000009, по предмету: "Выполнение работ по реконструкции объекта "Реконструкция школы с размещением дополнительной классной комнаты на 25 учащихся младших классов по адресу: п. Горшечное, пер. Школьный, д.1".
Начальная (максимальная) цена контракта - 18 837 730,00 рублей.
1. В соответствии с п.4 ч.5 ст.63, ч.1 ст.64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", (далее - ФЗ "О контрактной системе..."), в извещении о проведении электронного аукциона, аукционной документации указывается размер обеспечения заявок на участие в таком аукционе.
Согласно ч.15 ст.44 ФЗ "О контрактной системе..." в случае, если закупка осуществляется в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона и участником закупки является учреждение или предприятие уголовно-исполнительной системы, организация инвалидов, субъект малого предпринимательства либо социально ориентированная некоммерческая организация, размер обеспечения заявки не может превышать два процента начальной (максимальной) цены контракта.
Следовательно, если закупка осуществляется в соответствии со ст.30 ФЗ "О контрактной системе..." и участником закупки может являться только субъект малого предпринимательства либо социально ориентированным некоммерческая организация, размер обеспечения заявки не может превышать 2% начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно содержанию извещения, размещенного на официальном сайте ЕИС, заказчиком установлен размер обеспечения заявки на участие в электронном аукционе - 565 131,90 рублей, что составляет 3% начальной (максимальной) цены контракта.
В пункте 24 Раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе заказчиком также установлен размер обеспечения заявок на участие в электронном аукционе "в размере 3% начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 565 131,90 рублей".
В то же время, согласно информации извещения, размещенного на официальном сайте, п.9,п.21 информационной карты аукционной документации, заказчиком установлены ограничения участия (преимущества) субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям (в соответствии со ст.30 ФЗ "О контрактной системе...).
Таким образом, одновременно установив преимущества для участников закупки в соответствии с положениями ст.30 ФЗ "О контрактной системе..." и размер обеспечения заявки свыше двух процентов начальной (максимальной) цены контракта, заказчик нарушил требования ч.15 ст.44 ФЗ "О контрактной системе...".
Допущенное заказчиком нарушение повлекло нарушение законных прав и интересов участников закупки, так как согласно материалов дела, всеми участниками было перечислено обеспечение заявок на участие в определении поставщика в размере 3% начальной максимальной цены контракта.
2. Согласно п.6 ч.5 ст.63 ФЗ "О контрактной системе...", в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в ст.42 ФЗ "О контрактной системе...", указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п.1 ч.1, ч.ч.2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 ФЗ "О контрактной системе...", а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с ч.1.1 (при наличии такого требования) ст.31 ФЗ "О контрактной системе...".
В соответствии с ч.3 ст.64 ФЗ "О контрактной системе_", документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной ч.1 ст.64 ФЗ "О контрактной системе_" информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с ч.1, ч.ч.1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 ФЗ "О контрактной системе_".
Как установлено ч.2 ст.31 ФЗ "О контрактной системе_", Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с ч.4 ст.31 ФЗ "О контрактной системе_", в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч.ч.2 и 2.1 ст.31 ФЗ "О контрактной системе_" дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Как установлено ч.5 ст.31, ст.63, ст.64 ФЗ "О контрактной системе_", информация об установленных требованиях в соответствии с ч.ч.1, 1.1, 2 и 2.1 ст.31 ФЗ "О контрактной системе_" указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно п.2 Приложения N1 к Постановлению Правительства РФ N99 от 04.02.2015 г., к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, устанавливаются дополнительные требования, а именно: "наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка".
Кроме того, в соответствии с п.2 Приложения N1 к Постановлению Правительства РФ N99 от 04.02.2015 г., к участникам электронного аукциона установлены следующие требования в отношении предоставления участниками закупки документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям:
"копия исполненного контракта (договора);
копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке".
При этом используются следующие группы работ строительных:
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитально строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
По смыслу приведенных положений Постановления Правительства РФ N99 от 04.02.2015 г., следует, что такое дополнительное требование предъявляется к субъектам хозяйственной деятельности в случае, если объектом закупки являются работы строительные (к которым относятся и работы по реконструкции и ремонту зданий), в случае если такие работы включены в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
То есть законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установлен механизм, позволяющий выбирать квалифицированного подрядчика при осуществлению закупок по строительству.
Как следует из извещения о проведении электронного аукциона N0344300108117000009 предметом закупки является "Выполнение работ по реконструкции объекта "Реконструкция школы с размещением дополнительной классной комнаты на 25 учащихся младших классов по адресу: п. Горшечное, пер. Школьный, д.1" с начальной (максимальной) ценой контракта, превышающей 10 000 000 рублей ( 18 837 730 ,00 рублей).
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона N0344300108117000009, заказчик определил, что вид работ, являющихся предметом закупки, относится по ОКПД2 к коду 41.20.40.000 "Работы строительные по возведению нежилых зданий и сооружений (работы по строительству новых объектов, возведению пристроек, реконструкции и ремонту зданий)" Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности.
Данный код с 01.01.2017 г. исключен из ОКПД2.
По состоянию на дату размещения извещения, аукционной документации, работы, определенные заказчиком в описании объекта закупки в качестве предмета торгов, включены в подкласс 41.2 "Здания и работы по возведению зданий" ОКПД2 на которое распространяются требования Постановления Правительства РФ N99 от 04.02.2015 г..
Таким образом, в соответствии с требованиями ч.2,ч.4 ст.31, п.6 ч.5 ст.63, ч.1, ч.3 ст.64 ФЗ "О контрактной системе...", пункта 2 Приложения N1 Постановления Правительства РФ N99 от 04.02.2015 г., заказчик в извещении, аукционной документации обязан был установить дополнительные требования к участникам закупки, в соответствии с п.2 Приложения N1 к Постановлению Правительства РФ N99 от 04.02.2015 г., установить требование о необходимости представления участниками закупки в составе вторых частей аукционных заявок, документов, подтверждающих соответствие участника аукциона требованиям, установленным ч.2 ст.31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов.
Не установив указанные требования, заказчик нарушил ч.2,ч.4 ст.31, п.6 ч.5, ст.63, ч.1,ч.3 ст.64 ФЗ "О контрактной системе_".
Данные действия заказчика привели к невозможности объективного проведения процедуры отбора участников электронного аукциона, в порядке, определенном ст.69 ФЗ "О контрактной системе...".
В силу ст.107 ФЗ "О контрактной системе_" лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи.
В соответствии со ст.2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к ст.2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под должностным лицом в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Документация об аукционе в электронной форме N0344300108117000009, по предмету: "Выполнение работ по реконструкции объекта "Реконструкция школы с размещением дополнительной классной комнаты на 25 учащихся младших классов по адресу: п. Горшечное, пер. Школьный, д.1", не соответствующая требованиям действующего законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок утверждена Приказом МКОУ "Горшеченская СОШ им. Н.И. Жиронкина" N215 от 15.11.2017 г., подписанным директором МКОУ "Горшеченская СОШ им. Н.И. Жиронкина" \x{02c2}_\x{02c3} и размещена на официальном сайте ЕИС 21.11.2017 г. Аукционная документация, размещенная на сайте ЕИС подписана электронной подписью \x{02c2}_\x{02c3}
Приказом N202/1/л/с от 05 ноября 2015 г. Отдела образования Администрации Горшеченского района Курской области, подтверждается назначение \x{02c2}_\x{02c3} на должность директора МКОУ "Горшеченская СОШ им. Н.И. Жиронкина". При таких обстоятельствах, \x{02c2}_\x{02c3} является должностным лицом заказчика.
Утвердив документацию об электронном аукционе N0344300108117000009, по предмету: "Выполнение работ по реконструкции объекта "Реконструкция школы с размещением дополнительной классной комнаты на 25 учащихся младших классов по адресу: п. Горшечное, пер. Школьный, д.1" , должностное лицо заказчика - директор МКОУ "Горшеченская СОШ им. Н.И. Жиронкина" \x{02c2}_\x{02c3} нарушила требования ч.2,ч.4 ст.31, ч.15 ст.44, п.6 ч.5, ст.63, ч.1,ч.3 ст.64 ФЗ "О контрактной системе...", что образует состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Местом совершения административного правонарушения является место нахождения заказчика, а именно: (Курская область, Горшеченский район, поселок Горшечное, переулок Школьный, д.1).
Временем совершения административного правонарушения является: 15 ноября 2017 года.
Доказательствами административного правонарушения являются:
- копия документации об электронном аукционе N0344300108117000009,
- приказ о назначении \x{02c2}_\x{02c3}
- приказ N215 от 15.11.2017 г.
Вину в совершении вменяемого административного правонарушения \x{02c2}_\x{02c3} признала, при этом пояснила, что ранее она к административной ответственности за нарушение законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок, ответственность за которое предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не привлекалась.
Данные обстоятельства признаются обстоятельствами, смягчающими административную ответственность в силу ст.4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность или исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
Директор МКОУ "Горшеченская СОШ им. Н.И. Жиронкина" \x{02c2}_\x{02c3} как должностное лицо заказчика имела возможность для соблюдения норм законодательства РФ о контрактной системе, за нарушение которых частью ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Таким образом, подтверждается наличие вины в действиях данного должностного лица.
Состав совершенного административного правонарушения является формальным и не требует для квалификации деяния в качестве противоправного, наступления каких-либо негативных последствий для охраняемых общественных интересов. Законченный состав административного правонарушения образует само деяние или бездействие виновного лица.
При таких обстоятельствах, административная ответственность наступает независимо от наличия или отсутствия последствий совершенного противоправного деяния.
Более того, указанное административное правонарушение характеризуется высокой степенью общественной опасности, о чем свидетельствует годичный срок давности привлечения к административной ответственности, а также отсутствие возможности применения такого вида наказания, как предупреждение.
Частью 4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч.4 и 4.1 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.
В этой связи, руководствуясь ст.1.5, ст.2.1, ст.2.4, ст.3.5, ст.4.2, ч.1 ст.4.5, ч.4.2 ст.7.30, ст.23.66, ч.1 ст.29.9, ст.29.10, ст.29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
П О С Т А Н О В И Л А:
1. Признать должностное лицо заказчика - директора МКОУ "Горшеченская СОШ им. Н.И. Жиронкина" \x{02c2}_\x{02c3} виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. За совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, привлечь должностное лицо заказчика - \x{02c2}_\x{02c3} к административной ответственности в виде штрафа в размере 3 000 (три тысячи) рублей.
В соответствии с ч.1 ст.32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указанный административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления данного постановления в законную силу либо со дня исчисления срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст.31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Сумму административного штрафа надлежит уплатить в доход муниципального бюджета по КБК 161 1 16 33050 13 6000 140 (ИНН 4629015760, КПП 463201001, УФК по Курской области (Курское УФАС России) р/с 40101810600000010001 в ОТДЕЛЕНИЕ КУРСК г. Курск, БИК 043807001, ОКТМО 38606151).
Документы, подтверждающие уплату штрафа можно направить одним из удобных способов (по почте, по электронной почте to46@fas.gov.ru или по факсу (4712) 70-87-02). В назначении платежа необходимо указать номер оплачиваемого постановления о наложении штрафа.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении 30 дней со срока, указанного в ч.1 ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо, вынесшее постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо, вынесшее постановление, принимает решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в виде административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа в соответствии с ч.1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со ст.30.1 и ст.30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно ст.31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного ареста, лишения специального права или в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца. С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трех месяцев.
Заместитель руководителя
Курского УФАС России \x{02c2}_\x{02c3}
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 17 октября 2018 г. N 07-05-130-18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.10.2018