Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю в сфере законодательства о закупках в составе:
председателя |
- заместителя руководителя управления - начальника отдела <_>; |
членов |
- ведущего специалиста-эксперта <_>; - ведущего специалиста-эксперта <_>; |
|
|
в отсутствие сторон,
рассмотрев дело N 15 355/03-2018 по жалобе индивидуального предпринимателя <_> (далее - ИП <_>, заявитель) на положения документации о проведении аукциона в электронной форме N 31807296203 (наименование объекта закупки - "Компоненты "Альфа", "Бета", "Гамма"; заказчик - Ульяновское муниципальное унитарное предприятие водопроводно-канализационного хозяйства "Ульяновскводоканал"; начальная (максимальная) цена договора - 17 120 400,00 руб., срок окончания подачи заявок - 09.01.2019 в 22 час. 59 мин.) по признакам нарушения Федерального Закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках, Закон), и в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
Вх. N 7222 от 20.12.2018 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области поступила жалоба ИП <_> на положения документации о проведении аукциона в электронной форме N 31807296203.
Жалоба ИП <_> содержит указание на следующее.
В нарушение требований части 6.1 статьи 3 Закона о закупках описание предмета закупки содержит недостоверные сведения и указание на товарный знак без возможности поставки эквивалента.
Так, в описании объекта закупки (Приложение 2 к закупочной документации) указано, что закупаются компоненты для производства диоксида хлора "Супра С102 актива" с применением автоматической установки DX-850E. При этом компонентами являются:
компонент "Альфа" - раствор на основе хлорита натрия (NaC102);
компонент "Бета" - раствор на основе гипохлорита натрия (NaOCl);
компонент "Гамма" - раствор на основе соляной кислоты (НС1).
Данные компоненты являются универсальными общеизвестными химическими соединениями, что подтверждает указание их химической формулы. Технология производства диоксида хлора из трех указанных компонентов (хлорита натрия, гипохлорита натрия и соляной кислоты) также общеизвестна, в связи с чем, объектом авторских прав не является и патентами не защищена. Однако заказчиком необоснованно указывается, что требуются не просто указанные компоненты для производства диоксида хлора, а компоненты для производства "диоксида хлора "Supra C1Q2 актива". При этом самостоятельного реагента с названием "диоксид хлора "Supra С102 актива" официально не существует. Торговая марка "Супра С102 актива" на территории Российской Федерации не зарегистрирована (равно как и аналогичные торговые марки "Supra activa", "Supra С102 activa", "Supra C102 актива", "Супра-актива" и т.д.). Каких-либо разъяснений о том, что такое "Supra С102 актив" документация не содержит. В свою очередь государственную регистрацию имеет лишь диоксид хлора, образующийся из 3-х вышеуказанных обычных компонентов. Производство простого (и единственного) диоксида хлора с применением автоматической установки DX-850E также возможно.
Применение любых иных специальных добавок или стабилизаторов в реагентах для обработки питьевой воды является нарушением требований Федерального закона N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а также "Технического регламента о безопасности химической продукции", утвержденного постановлением Правительства РФ от 07.10.2016 г. N 1019.
Также, по мнению ИП <_>, данная закупка неправомерно проводится заказчиком в рамках Закона о закупках, поскольку предыдущие аналогичные закупки были проведены в рамках Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
На заседание Комиссии 27.12.2018 г. ИП <_> не явился (доказательство надлежащего извещения - отчет об отправке уведомления по электронной почте 24.12.2018 г. в 14:40).
На заседании Комиссии 27.12.2018 г. представители заказчика с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения, содержащие, в том числе, указание на следующее.
Предметом закупки является поставка компонентов для приготовления диоксида хлора.
В техническом задании содержится детальное описание поставляемого товара, а именно:
- компоненты "Альфа", "Бета", "Гамма" для производства диоксида хлора "СупраCLO2 актива":
- компонент альфа - раствор на основе хлорита натрия (NaClO2);
- компонент бета - раствор на основе гипохлорита натрия (NaOCl);
- компонент гамма - раствор на основе соляной кислоты (HCl).
Указанные компоненты закупаются в целях обеззараживания воды с применением автоматической установки DX-850 для приготовления и дозирования раствора диоксида хлора "СупраCLO2-актива", то есть в техническом задании идет конкретное указание на вещество, предполагаемое к применению на данной установке.
Данная установка, как и продукт, сертифицированы, имеют экспертные заключения и безопасны для применения в питьевом водоснабжении.
Техническое задание содержит компоненты для приготовления диоксида хлора "СупраCLO2-актива", состав которых и состав получаемого на выходе вещества строго выверен, имеет помимо химической формулы определенное процентное отношение компонентов, добавленных в основное вещество.
Именно с этими компонентами работает установка УМУП "Ульяновскводоканал", поэтому заявитель не может говорить о том, что установка DX-850 может успешно работать с предлагаемыми им компонентами, поскольку не может судить о равнозначности, идентичности и эквивалентности поставляемых им компонентов заявленным в техническом задании контракта.
Учитывая, что в соответствии с приказом Министерства Здравоохранения РФ от 10.11.2002 г. N 344 средства для обеззараживания питьевой воды подлежат обязательной государственной регистрации, а использование реагентов для питьевого водоснабжения основано на наличии соответствующей разрешительной документации, основанной на соблюдении Единых требований Таможенного Союза к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору от 28.05.2010 г. N 299, необходимо экспертное заключение на возможность применения реагента (в данном случае продукта, отличающегося по своим свойствам от диоксида "СупраCLO2-актива", полученного не из компонентов альфа, бета, гамма), подтверждающее требование при расчете на трехкратную рабочую дозу реагента содержание в воде веществ первого и второго классов опасности не более \x{00bd} ПДК, веществ третьего и четвертого классов опасности ПДК.
Так, на "СупраCLO2-актива" 26.09.2008 г. было выдано свидетельство Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, как на средство дезинфицирующее.
Получение другого продукта на имеющейся установке DX-850 кроме диоксида хлора "СупраCLO2-актива" приведет к негативным санитарно-эпидемиологическим последствиям, а также выходу установки из строя.
В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 09:45 29.12.2018 г. для анализа материалов по делу.
Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.
В единой информационной системе www.zakupki.gov.ru 13.12.2018 г. были опубликованы извещение и документация о проведении аукциона в электронной форме N 31807296203 (наименование объекта закупки - "Компоненты "Альфа", "Бета", "Гамма"; заказчик - Ульяновское муниципальное унитарное предприятие водопроводно-канализационного хозяйства "Ульяновскводоканал"; начальная (максимальная) цена договора - 17 120 400,00 руб., срок окончания подачи заявок - 09.01.2019 в 22 час. 59 мин.).
20.12.2018 г. в единой информационной системе размещены разъяснения положений документации.
Рассмотрев имеющиеся материалы, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия приняла решение признать жалобу ИП <_> необоснованной. При этом Комиссия исходила из следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Закона о закупках, законодательство о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе, государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.
УМУП "Ульяновскводоканал" осуществляет свою закупочную деятельность, в том числе, в соответствии с Законом о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках (в редакции от 29.06.2018 г.) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Положение о закупках товаров, работ и услуг для нужд Ульяновского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства "Ульяновскводоканал" (далее - Положение о закупке) было утверждено Директором УМУП "Ульяновскводоканал" 17.09.2012 г.
Статьей 11 раздела 5 "Способы закупок и условия осуществления закупок" Положения о закупке (в редакции от 10.08.2018 г.) предусмотрены конкурентные и неконкурентные закупки.
Согласно пункту 3.1 статьи 11 раздела 5 "Способы закупок и условия осуществления закупок" Положения о закупке одним из способов конкурентной закупки является аукцион.
Статьей 23 Раздела 6 "Порядок подготовки и проведения процедур закупки" Положения о закупке установлен порядок проведения аукциона на право заключить договор.
Согласно пункту 2 статьи 25 Раздела 6 "Порядок подготовки и проведения процедур закупки" Положения о закупке аукционная документация должна содержать требования, установленные Заказчиком, организатором осуществления закупок к количеству, качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Аналогичные требования установлены в пункте 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Из вышеуказанных положений Закона о закупках следует, что заказчик вправе самостоятельно формировать объект закупки, предмет контракта, а также предъявлять требования в соответствии с собственными потребностями.
Согласно сведениям закупочной документации предметом закупки является поставка компонентов "Альфа", "Бета", "Гамма".
В соответствии с пунктом 8 Раздела 1 "Информационная карта" закупочной документации описание объекта закупки содержится в Приложении N 2 к закупочной документации.
Приложение N 2 к закупочной документации "Описание объекта закупки" содержит функциональные, технические и качественные характеристики товара, а также содержит указание, что компоненты "Альфа", "Бета", "Гамма" предназначены для производства диоксида хлора "Супра ClO2 актива" с применением автоматической установки DX-850E.
Учитывая изложенное, наименование диоксида хлора "Супра ClO2 актива" указано не в отношении закупаемых товаров (компоненты "Альфа", "Бета", "Гамма"), а в отношении конечного продукта, который будет получен заказчиком из требуемых заказчику товаров.
При этом установленные заказчиком требования не противоречат Положению о закупках УМУП "Ульяновскводоканал" и действующему законодательству о закупках.
Кроме того, закупка указанных компонентов обусловлена наличием у заказчика оборудования (установки) для подготовки и очистки питьевой воды, предназначенного для перемешивания и дозирования компонентов для приготовления реагента "Супра-актива" DX-850Е.
Согласно представленным заказчиком сведениям, указанная установка имеет сертификат соответствия Таможенного союза, выданный на основании протокола испытаний от 23.07.2014 г. N 142/14 ИЛ ПОО ООО "НТЦ ЭДО", в связи с чем, возможность получения другого продукта на имеющейся установке кроме диоксида хлора "Супра-актива" также недопустимо.
Таким образом, учитывая, что потребность заказчика является одним из определяющих факторов при установлении требований к функционально-техническим характеристикам требуемого товара, доводы заявителя жалобы не могут быть признаны состоятельными.
В отношении довода заявителя жалобы о неизвестности понятия "Супра ClO2 актива" Комиссия Ульяновского УФАС поясняет следующее.
Дезинфицирующее средство "Диоксид хлора", образующееся из трех компонентного реагента "Супра ClO2 актива" (Компоненты "Альфа", "Бета", "Гамма") имеет государственную регистрацию (свидетельство N 77.99.36.2.У.83415.9.08 от 26.09.2008 г.) Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, выданное на основании экспертного заключения от 01.04.2008 г. N 11-5/151 ГУ НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды имени А.Н. Сысина РАМН по результатам которого было установлено, что дезинфицирующее средство "Диоксид хлора", образующееся из трех компонентного реагента "Супра ClO2 актива" (Компоненты "Альфа", "Бета", "Гамма") является эффективным и более безопасным средством для обеззараживания питьевой воды.
Учитывая изложенное, жалоба ИП <_> является необоснованной.
Довод заявителя жалобы о неправомерности проведения указанной закупки на основании положения законодательства о закупках, не может быть признан состоятельным, поскольку закупка требуемого заказчику товара производится за счет собственных средств УМУП "Ульяновскводоканал".
Комиссия, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП <_> необоснованной.
Председатель комиссии |
|
Члены комиссии |
|
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 29 декабря 2018 г. N 15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 11.01.2019