Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее - Тверское УФАС России) Л.В.Посохова при осуществлении государственного контроля за соблюдением законодательства об электроэнергетике, рассмотрев протокол в отношении должностного лица - ХХХ Общества с ограниченной ответственностью "Опора" (далее - ООО "Опора") ХХХ и материалы дела N 03-5/1-166-2018 об административном правонарушении, в отсутствие ХХХ, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения дела,
УСТАНОВИЛ:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее - Тверское УФАС России) поступили заявления ИП П. (далее - Заявитель), в т.ч., из прокуратуры Калязинского района Тверской области, об уклонении ООО "Опора" от составления документов о технологическом присоединении объекта, расположенного по адресу: Тверская область, ХХХ (далее - Объект).
15.12.2017 между Заявителем и ООО "Опора" заключен договор N ТВ-43/17 об осуществлении технологического присоединения Объекта (в части увеличения мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств до 500 кВт) к электрическим сетям ООО "Опора" (далее - Договор), со сроком исполнения 4 месяца, т.е. до 15.04.2018.
26.12.2017 Заявитель оплатил стоимость мероприятий по технологическому присоединению Объекта в размере 126802,80 рублей, согласно пункту 10 Договора.
16.04.2018 Заявитель направил в адрес ООО "Опора" уведомление о выполнении своих обязательств в соответствии с техническими условиями (далее - ТУ) от 15.12.2017 N 43 в полном объеме.
Получив уведомление Заявителя о выполнении технических условий ООО "Опора" 26.04.2018 осуществило проверку выполнения Заявителем ТУ и приняло решение об отказе в допуске допуска прибора учета в эксплуатацию, о чем составило акт от 26.04.2018 с указанием причины отказа: отсутствие напряжения со стороны 10 кВ, схема подключения узла учета не проверена.
Процедура технологического присоединения, условия заключения и исполнения договора об осуществлении технологического присоединения объектов заявителей, обратившихся в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, регламентированы Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила).
Согласно пункту 2 Правил действие Правил распространяется на случаи присоединения не только впервые вводимых в эксплуатацию, но и ранее присоединенных энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается.
В соответствии с пунктом 3 Правил сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Параметры технологического присоединения Объекта Заявителя соответствуют пункту 12 Правил (максимальная мощность энергопринимающих устройств заявителя составляет свыше 150 кВт и менее 670 кВт).
Согласно пункту 82 Правил проверка выполнения заявителем технических условий в случаях, когда не требуется согласование технических условий с субъектом оперативно-диспетчерского управления, осуществляется сетевой организацией и включает следующие мероприятия:
а) проверка соответствия технических решений, параметров оборудования (устройств) и проведенных мероприятий, указанных в документах, представленных заявителем в соответствии с пунктом 85 Правил, требованиям технических условий;
б) осмотр сетевой организацией присоединяемых электроустановок заявителя, построенных (реконструированных) в рамках выполнения технических условий, на соответствие фактически выполненных заявителем мероприятий по технологическому присоединению техническим условиям и представленной заявителем проектной документации, а в случаях, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной, - на соответствие требованиям, определенным в технических условиях.
Согласно пункту 87 Правил обязанность сетевой организации осуществить осмотр электроустановок заявителя возникает в случае представления заявителем документов, предусмотренных пунктом 85 Правил, согласно которому для проведения проверки выполнения технических условий заявитель представляет в сетевую организацию уведомление о выполнении технических условий с приложением перечисленных в указанном пункте документов.
Согласно пункту 89 Правил при невыполнении требований технических условий сетевая организация в письменной форме уведомляет об этом заявителя.
При выявлении в ходе осмотра невыполнения заявителем требований технических условий и проектной документации, представляемой в сетевую организацию в соответствии с подпунктом "б" пункта 85 Правил, сетевая организация по завершении осмотра электроустановок составляет и передает заявителю перечень замечаний, выявленных в ходе проверки и подлежащих выполнению. Повторный осмотр электроустановки заявителя осуществляется не позднее 3 рабочих дней после получения от него уведомления об устранении замечаний с приложением информации о принятых мерах по их устранению.
30.05.2018 Заявитель направил в адрес ООО "Опора" уведомление (вх. от 30.05.2018 N 861) о готовности подать напряжение на прибор учета.
06.06.2018 ООО "Опора" при осуществлении повторной проверки выполнения Заявителем технических условий произвело осмотр смонтированных электроустановок, по результатам которого приняло решение об отказе в допуске допуска прибора учета в эксплуатацию, о чем составлен акт от 06.06.2018 б/н, с указанием причины отказа: при включении в работу сработало отключение релейной защиты и дана рекомендация наладить схему ПКУ.
18.06.2018 Заявитель направил в адрес ООО "Опора" уведомление (вх. от 18.06.2018 N 972) о готовности подать напряжение на прибор учета.
05.07.2018 ООО "Опора" осуществило осмотр и допуск прибора учета Заявителя в эксплуатацию, что подтверждается актом от 05.07.2018. При этом ООО "Опора" нарушило установленный пунктом 89 Правил срок осуществления повторного осмотра (3 рабочих дня).
Согласно пункту 88 Правил по результатам мероприятий по проверке выполнения заявителем технических условий сетевая организация в 3-дневный срок составляет и направляет для подписания заявителю подписанный со своей стороны в 2 экземплярах акт о выполнении технических условий по установленной форме.
Согласно абз.3 пункта 88 Правил акт о выполнении технических условий составляется в отношении заявителей, указанных в пункте 12 Правил, в случае осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно по одному источнику электроснабжения (что соответствует параметрам технологического присоединения объекта Заявителя) и подписывается заявителем и сетевой организацией непосредственно в день проведения осмотра.
Согласно пункту 90 Правил срок проведения мероприятий по проверке сетевой организацией выполнения заявителем технических условий (с учетом направления заявителю подписанного сетевой организацией акта о выполнении технических условий) не должен превышать 10 дней со дня получения сетевой организацией уведомления от заявителя о выполнении им технических условий либо уведомления об устранении замечаний.
03.08.2018 ООО "Опора" и Заявитель подписали акт о выполнении технических условий и акт об осуществлении технологического присоединения, т.е. спустя 29 дней после того как ООО "Опора" осуществило осмотр и допуск прибора учета Заявителя в эксплуатацию (05.07.2018), что нарушает установленные пунктами 88 и 90 Правил предельные сроки.
В соответствии с пунктом 82(1) Правил одновременно с осмотром присоединяемых электроустановок заявителя осуществляется допуск к эксплуатации установленного в процессе технологического присоединения прибора учета электрической энергии, включающий составление акта допуска прибора учета к эксплуатации в порядке, предусмотренном разделом X Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения).
При этом для допуска к эксплуатации установленного в процессе технологического присоединения прибора учета электрической энергии сетевая организация обязана в сроки и в порядке, которые предусмотрены разделом X Основных положений, обеспечить приглашение для участия в процедуре указанного допуска субъекта розничного рынка, указанного в заявке, с которым заявитель намеревается заключить договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), либо субъекта розничного рынка, с которым заявителем заключен указанный договор, а также иных субъектов розничных рынков, приглашение которых для допуска к эксплуатации прибора учета электрической энергии является обязательным в соответствии с разделом X Основных положений.
По информации ООО "Опора" при вышеуказанных осмотрах смонтированных электроустановок (26.04.2018, 06.06.2018, 05.07.2018) присутствовал начальник управления по реализации услуг ООО "Опора" ХХХ, который осуществлял в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию представление интересов не только сетевой организации, но и ООО "Энергоком", в соответствии с доверенностью ООО "Энергоком" от 09.01.2018. Вместе с тем, участие представителя ООО "Энергоком" при осуществлении допуска прибора учета в эксплуатацию 26.04.2018, 06.06.2018, 05.07.2018 документально не подтверждено и не отмечено в документах, составленных при оформлении процедуры допуска.
Согласно пункту 19 (1) Правил сетевая организация не позднее 2 рабочих дней со дня подписания заявителем и сетевой организацией акта об осуществлении технологического присоединения, направляет в письменном или электронном виде копию указанного акта в адрес субъекта розничного рынка, с которым заявителем заключен договор энергоснабжения в отношении энергопринимающих устройств, технологическое присоединение которых осуществляется, либо в случае отсутствия информации у сетевой организации о заключении такого договора на дату отправления - в адрес субъекта розничного рынка, указанного в заявке, с которым заявитель намеревается заключить договор энергоснабжения.
Информация о намерении Заявителя заключить договор с ООО "Энергоком" была отражена в заявке на технологическое присоединение Объекта.
Между ООО "Опора" и ООО "Энергоком" в декабре 2017 года заключено соглашение о взаимодействии по созданию условий для упрощения подключения (технологического присоединения) заявителей к электрическим сетям, предметом которого является установление партнерских отношений сторон с целью облегчить условвия подключения (технологического присоединения) заявителей к электрическим сетям сетевой компании и обеспечение успешной реализации Плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение доступности энергетической инфраструктуры", утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 N 1144-р (далее - Соглашение).
По мнению ООО "Опора", согласно Соглашению информационный обмен между энергосбытовой компанией и сетевой организацией осуществляется любыми доступными сторонам способами, т.ч. по телефонной связи, а также путем непосредственной передачи документов и информации.
Вместе с тем, наличие заключенного Соглашения о взаимодействии не свидетельствует о том, что ООО "Опора" выполнило установленную пунктом 19 (1) Правил обязанность не позднее 2 рабочих дней со дня подписания заявителем и сетевой организацией акта об осуществлении технологического присоединения, направить в письменном или электронном виде копии указанных актов в адрес субъекта розничного рынка, с которым заявителем заключен договор энергоснабжения (ООО "Энергоком").
Кроме того, ООО "Опора", получив уведомление Заявителя от 18.06.2018 вх. от 18.06.2018 N 972) о готовности подать напряжение на прибор учета, письмом от 20.06.2018 N 508 проинформировало Заявителя о том, что осуществление процедуры повторного допуска прибора учета будет возможно после возмещения сетевой организацией понесенных расходов, вызванных повторным выездом представителей сетевой организации в целях допуска прибора учета в эксплуатацию.
05.07.2018 ООО "Опора" повторно осуществило осмотр и допуск прибора учета Заявителя в эксплуатацию только после произведенной 27.06.2017 Заявителем оплаты стоимость аренды бригады электромонтеров с бригадным автомобилем за 8 часов в сумме 13604,08 рублей, в соответствии с заключенным между ООО "Опора" и ИП П. договором возмездного оказания услуг от 30.03.2018 N 7.
При этом Правила не содержат положений, предусматривающих возможность взимания платы за осуществление работ по повторной проверке выполнения заявителем технических условий.
Учитывая вышеизложенное, ООО "Опора" нарушило сроки повторного осмотра электроустановок Заявителя, нарушило срок подписания акта о выполнении технических условий и акта об осуществлении технологического присоединения, нарушило срок проведения мероприятий по проверке сетевой организацией выполнения заявителем технических условий (с учетом направления заявителю подписанного сетевой организацией акта о выполнении технических условий), не направило копию акта об осуществлении технологического присоединения в адрес энергоснабжающей организации, что является нарушением требований пунктов 19 (1), 88, 89, 90 Правил, а также возложило на заявителя не предусмотренную Правилами обязанность по оплате осуществление работ по повторной проверке выполнения заявителем технических условий.
Согласно пункту 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, сетевой организацией является организация, владеющая на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
ООО "Опора" является территориальной сетевой организацией, осуществляющей передачу электрической энергии, для которой установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Тверской области с 01.01.2018 по 31.12.2018 (в ред. от 29.12.2017 Приказа ГУ РЭК Тверской области от 29.12.2014 N 444-нп).
Приказом ГУ РЭК Тверской области от 27.12.2017 N 555-нп установлены тарифные ставки для расчета платы для технологического присоединения к распределительным сетям территориальных сетевых организаций на 2018 год.
Услуга по передаче электрической энергии в границах г.Калязин Тверской области предоставляется ООО "Опора" посредством владения им, как сетевой организацией, объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых осуществляется в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям.
ООО "Опора", предоставляя услуги по передаче электрической энергии, является, согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" субъектом естественной монополии.
В соответствии с частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В действиях должностного лица ООО "Опора" ХХХ имеется событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Дата совершения административного правонарушения - в период с 04.06.2018 по 07.08.2018. Место совершения административного правонарушения - г.Калязин Тверской области.
Административное правонарушение совершено ХХХ виновно, форма вины - неосторожность, так как он, будучи уполномоченным должностным лицом, должен был обеспечить исполнение требований Правила, однако, не предпринял исчерпывающих мер для этого.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, с учетом характера, степени общественной опасности, наличия или угрозы причинения вреда личности, обществу или государству. Нарушение установленного порядка технологического присоединения свидетельствует о наличии общественной опасности действий, о пренебрежительном отношении к требованиям законодательства об электроэнергетике, ущемляются интересы заявителя, лишенного возможности использовать электроэнергию. Учитывая положения пункта 21 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5, согласно которому квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния, отсутствуют основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, их работникам, за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ (предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба).
Согласно размещенной на сайте Федеральной налоговой службы информации ООО "Опора" значится в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства как среднее предприятие.
Вместе с тем, в рамках дела установлено, что постановлениями от 20.06.2017 по делу N 03-5/1-27-2017 (дата правонарушения - 20.06.2017) и от 07.11.2017 по делу N 03-5/1-87-2017 (дата правонарушения - 20.04.2017) ООО "Опора" признано виновным в административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ; на основании статьи 4.1.1 КоАП РФ административное наказание в виде административного штрафа заменено на предупреждения.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 05.09.2018 N 302-АД18-6072, правовое значение при оценке возможности применения статьи 4.1.1 КоАП РФ имеет отсутствие ранее совершенных административных правонарушений (не обязательно однородных); при наличии подтвержденных соответствующими процессуальными документами фактов привлечения к административной ответственности, в том числе, если административный штраф заменен на основании статьи 4.1.1 КОАП РФ предупреждением, такое лицо не признается впервые совершившим административное правонарушение и основания для применения статьи 4.1.1 КоАП РФ отсутствуют.
Учитывая вышеизложенное, отсутствуют правовые основания для применения статьи 4.1.1 КоАП РФ.
На дату вынесения настоящего постановления требуемые документы оформлены, что рассматривается как смягчающее обстоятельство и с учетом фактических обстоятельств размер административного штрафа подлежит определению в минимальном размере санкции, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 2.1, 3.1, 9.21, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
1. Признать должностное лицо - ХХХ виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Наложить на должностное лицо ХХХ административный штраф в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.
В соответствии с п.1 ст.32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу.
Реквизиты для перечисления штрафа: ХХХ
Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении 60 дней со срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, а также иного государственного органа, уполномоченного осуществлять производство по делам об административных правонарушениях (за исключением судебного пристава-исполнителя), оставляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.
В соответствии со ст.30.3 и ст. 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Заместитель руководителя Тверского УФАС России _________ Л.В.Посохова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области от 11 января 2019 г. N 03-5/1-166-2018
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 11.01.2019