Резолютивная часть решения оглашена 25.12.2018 В полном объеме решение изготовлено 27.12.2018 |
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
|
|
Членов Комиссии: |
|
- |
|
|
- |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "ИК "Артвилль" на действия заказчика при проведении электронного аукциона 18-72251Э на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: "Строительство пешеходной набережной вдоль южного берега р.Миасс от ул.Кирова до створа ул.Пушкина и "Сквера Искусств" (изв. N 0169300000118003545) в присутствии:
представителей Управление муниципальных закупок Администрации города Челябинска (далее - уполномоченный орган) <_>, действующих на основании доверенностей от 26.06.2018 N 61, от 13.12.2018 N 93;
представителя Управления дорожного хозяйства Администрации г. Челябинска (далее - заказчик) <_>, действующего на основании доверенности от 13.02.2018,
в отсутствие представителя ООО "ИК "Артвилль" (далее - заявитель), направившего ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие заявителя,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 18.12.2018 поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: "Строительство пешеходной набережной вдоль южного берега р.Миасс от ул.Кирова до створа ул.Пушкина и "Сквера Искусств" (изв. N 0169300000118003545) (далее - аукцион, закупка).
Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано уполномоченным органом на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 03.12.2018.
Начальная (максимальная) цена контракта- 19 987 000 рублей 00 копеек.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке - 19.12.2018 09:00.
На момент рассмотрения жалобы контракт по итогам аукциона не заключен.
Согласно доводам жалобы, заказчиком в аукционной документации неправомерно установлено требование о наличии у участников закупки одновременно членства в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий и в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования.
Представители уполномоченного органа, заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласились, представили письменные пояснения и на заседании Комиссии указали, что в соответствии с требованиями пункта 1 части 1 статьи 31, части 5 статьи 31 Закона о контрактной систесе с учетом положений части 2 статьи 47, части 4 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), при закупке конкурентным способом работ по выполнению инженерных изысканий или подготовке проектной документации заказчик по общему правилу обязан установить требование о необходимости членства участника закупки в саморегулируемых организациях, осуществляющих соответствующие виды деятельности.
Если предметом договора подряда, заключенного с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, является выполнение работ по инженерным изысканиям и подготовке проектной документации, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо должно быть одновременно членом двух саморегулируемых организаций - в области инженерных изысканий и в области архитектурно-строительного проектирования.
Заслушав пояснения заказчика, уполномоченного органа, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
При этом, в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки участника закупки должны находить отражение в том числе документы, подтверждающие соответствие его единым требованиям, указанным в пункте 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Как следует из извещения объектом закупки является выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: "Строительство пешеходной набережной вдоль южного берега р.Миасс от ул.Кирова до створа ул.Пушкина и "Сквера Искусств".
Техническим заданием (Приложение N 1 к документации об аукционе) предусмотрено, что в рамках выполнения работ по контракту необходимо выполнить работы по разработке проектной документации, а также инженерные изыскания.
В силу части 1 статьи 47 ГрК РФ инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Подготовка проектной документации, а также строительство, реконструкция объектов капитального строительства в соответствии с такой проектной документацией не допускаются без выполнения соответствующих инженерных изысканий.
Согласно части 2 статьи 47 ГрК РФ работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком или лицом, получившим в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий (далее также - договоры подряда на выполнение инженерных изысканий), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Частью 2 статьи 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
В соответствии с частью 4 статьи 48 ГрК РФ работы по договорам о подготовке проектной документации, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договоры подряда на подготовку проектной документации), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Статьей 55.3 ГрК РФ определены следующие виды саморегулируемых организаций:
1) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания;
2) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации;
3) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство.
В силу части 1 статьи 55.8 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона "Участник должен являться членом саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, / архитектурно-строительного проектирования (далее - СРО) и соответствовать совокупности следующих условий 1) наличие у саморегулируемой организации, членом которой является участник, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств; 2) совокупный размер обязательств по указанным в пункте 1) договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого участником был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств; 3) иметь право выполнять работы в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии). Документы, предоставляемые во второй части заявки: выписка из реестра членов саморегулируемой организации, членом которой является участник закупки, срок действия которой на момент подачи заявок не истек. Соответствие пункту 2) подтверждается фактом подачи заявки на участие в аукционе, свидетельствующей о декларировании участником соответствие данному требованию. НЕ ТРЕБУЕТСЯ ЧЛЕНСТВО В СРО И ПОДТВЕРЖДАЮЩИЕ ДОКУМЕНТЫ УЧАСТНИКАМ ЗАКУПКИ: - перечисленным в части 4.1. статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации Конкретизированные единые требования к участникам закупок в соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ: согласно пунктам 10 и 13 Части I Информационной карты настоящей документации об аукционе".
Согласно пункту 10 части 1 Информационной карты аукционной документации участник закупки должен соответствать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки (применяется к участникам закупки, если в пункте 12.1 части 2 информационной карты настоящей документации установлены конкретизированные требования).
В соответствии с пунктом 13 части 1 Информационной карты аукционной документации вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии таких требований), или копии этих документов, а именно: документы или копии документов, указанные в пункте 12.1 части 2 информационной карты настоящей документации об аукционе в электронной форме (столбец 3) и подтверждающие соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки.
Пунктом 12.1 части 2 Информационной карты аукционной документации предусмотрено, что участник должен являться членом саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, / архитектурно-строительного проектирования и соответствовать совокупности следующих условий:
1) наличие у саморегулируемой организации, членом которой является участник, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств;
2) совокупный размер обязательств по указанным в пункте 1) договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого участником был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств;
3) иметь право выполнять работы в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии).
Документами, предоставляемыми во второй части заявки, являются выписка из реестра членов саморегулируемой организации, членом которой является участник закупки, срок действия которой на момент подачи заявок не истек.
Как следует из содержания разъяснений положений аукционной документации (от 07.12.2018, от 17.12.2018), если предметом договора подряда, заключенного с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, является выполнение работ по инженерным изысканиям и подготовке проектной документации, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо должно быть одновременно членом двух саморегулируемых организаций - в области инженерных изысканий и в области архитектурно-строительного проектирования.
На заседании Комиссии Челябинского УФАС России представители уполномоченного органа, заказчика пояснили, что указанная позиция изложена в письмах Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30.01.2018 N 2890-ХМ/08, от 15.01.2018 N 834-ТБ/02.
Также представитель заказчика пояснил, что при заполнении пункта 12.1 части 2 Информационной карты аукционной документации допущена опечатка, в части указания знака "/".
В силу части 1 статьи 706 Гражданского Кодекса Российской Федерации, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Необходимо отметить, что проект контракта, являющийся неотъемлемой частью аукционной документации, не содержит обязанности подрядчика выполнить работы, предусмотренные контрактом, лично.
Следовательно, условия проекта контракта по общему правилу в силу статьи 706 ГК РФ предусматривают возможность привлечения к исполнению обязательств по контракту субподрядчиков. При этом, субподрядчики обязаны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно части 5.2 статьи 48 ГрК РФ договором подряда на подготовку проектной документации может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. В этом случае указанное физическое или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий. Этим договором также может быть предусмотрено обеспечение получения указанным физическим или юридическим лицом технических условий.
С учетом изложенного, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу о том, что положения пункта 12.1 части 2 Информационной карты аукционной документации, устанавливающие обязанность участника закупки представить в заявке на участие в аукционе выписки из реестра членов саморегулируемых организаций и в области инженерных изысканий, и в области архитектурно-строительного проектирования, членом которых является участник закупки, не позволяют в полной мере реализовать принцип, закрепленный в части 5.2. статьи 48 ГрК РФ (возможность проведения проектных работ и координацию работ по инженерным изысканиям с привлечением субподрядной организации).
На основании изложенного, Комиссия Челябинского УФАС России усматривает в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 2 части 1, части 3 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в части установления излишнего требования о наличии у участника закупки членства в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, а также требования о предоставлении в составе второй части заявки выписки из реестра членов саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий.
Указанная позиция изложена в письме ФАС России от 26.06.2018 N АГ/47983/18.
Вместе с тем, следует отметить, что согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0169300000118003545 от 20.12.2018 на момент окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе подано 8 заявок.
В соответствии с протоколом проведения электронного аукциона от 24.12.2018 N0169300000118003545-2 в процедуре аукциона приняло участие 6 участников. Снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 53,97%.
Как следует из содержания протокола подведения итогов электронного аукциона N 0169300000118003545 от 25.12.2018, аукционной комиссией признаны соответствующими положениям аукционной документации 5 заявок. Заявка с идентификационным номером 104255283 отклонена аукционной комиссией по причине отсутствия в составе заявки документов, предусмотренных пунктом 12.1 части 2 Информационной карты аукционной документации.
Победителем закупки признан участник с идентификационным номером заявки 104271571 (ООО "ПРОИНЖИНИРИНГ") с ценой контракта 9 200 195 рублей 00 копеек, в составе заявки которого представлены выписки из реестра членов саморегулируемых организаций как в области инженерных изысканий, так и в области архитектурно-строительного проектирования.
Кроме того, из материалов дела не следует прямой материально-правовой заинтересованности заявителя в результатах рассматриваемой закупке, в том числе отсутствуют сведения о подаче заявителем заявки на участие в закупке.
Таким образом, Комиссия антимонопольного органа полагает, что допущенные заказчиком нарушения законодательства о контрактной системе не повлияли на результаты торгов.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) Заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "ИК "Артвилль" на действия заказчика обоснованными.
2. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 2 части 1, части 3 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, поскольку выявленное нарушение не повлияло на результаты закупки.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 25 декабря 2018 г. N 797-ж/2018
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 17.01.2019