Я, главный специалист-эксперт отдела защиты конкуренции Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее - Коми УФАС России) <_>, рассмотрев материалы дела N АШ 63-11/18 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении акционерного общества "Газпром газораспределение Сыктывкар" (далее - АО "Газпром газораспределение Сыктывкар", Общество), адрес места нахождения: 167983, г. Сыктывкар, ул. Красных Партизан, д. 33,
УСТАНОВИЛ:
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Поводом для возбуждения настоящего административного дела в силу п. 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ явилось направленное письмом Прокуратуры города Сыктывкара от 08.10.2018 N 1р-2018 (вх. N 4836 от 15.10.2018) в антимонопольное управление для рассмотрения по подведомственности заявление <...> КРПОО "Солнечная поляна" <_>. от 18.09.2018 по вопросу неосуществления Обществом в срок мероприятий по подключению жилых домов к газораспределительным сетям.
Определением Коми УФАС России N 02-06/7915 от 12.11.2018 в отношении АО "Газпром газораспределение Сыктывкар" возбуждено административное дело N АШ 63-11/18 и назначено проведение административного расследования.
Определение о возбуждении дела об административном правонарушении N АШ 63-11/18 и проведении административного расследования составлено в присутствии защитника АО "Газпром газораспределение Сыктывкар" <_>. Права и обязанности, предусмотренные частью 5 статьи 25.5 КоАП РФ, защитнику АО "Газпром газораспределение Сыктывкар" <_> разъяснены.
На рассмотрении дела в качестве слушателя присутствовала заявительница - <_> КРПОО "Солнечная поляна" <_>.
Определением Коми УФАС России N 02-06/8840 от 12.12.2018 срок проведения административного расследования по делу N АШ 63-11/18 продлён.
Для дачи объяснений по факту выявленных признаков нарушения ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ со стороны АО "Газпром газораспределение Сыктывкар", представителю АО "Газпром газораспределение Сыктывкар" надлежало явиться 11.01.2019 в 15 часов 00 минут. АО "Газпром газораспределение Сыктывкар" обеспечило явку защитника Общества <_>. Права и обязанности, предусмотренные частью 5 статьи 25.5 КоАП РФ, защитнику АО "Газпром газораспределение Сыктывкар" разъяснены, заявлений, ходатайств, не поступило.
На рассмотрении дела в качестве слушателя присутствовала заявительница - <_> КРПОО "Солнечная поляна" <_>.
В ходе рассмотрения дела N АШ 63-11/18 11.01.2019 велась аудиозапись.
Рассмотрев материалы административного дела N АШ 63-11/18, должностным лицом Коми УФАС России установлено следующее.
Из материалов заявления установлено, что в мае 2016 года КРПОО "Солнечная поляна" получила от АО "Газпром газораспределение Сыктывкар" технические условия N 187-245 от 27.05.2016 на газификацию внутридомовых хозяйств для граждан-участников проекта газификации мкр. Сосновая поляна пгт. Краснозатонский г. Сыктывкара.
Согласно протоколу Общего собрания жителей мкр. Сосновая поляна от 19.06.2017 принято решение о передаче проектно-сметной документации по объекту "Распределительный газопровод в районе улиц 1-12, 17 линии, Михайловская, Алешинская, Новозатонская, Радужная пгт. Краснозатонский г. Сыктывкара (4 очередь)" (далее - Объект) в Министерство Республики Коми имущественных и земельных отношений (далее - Министерство) для осуществления строительства газопровода.
В соответствии с распоряжением Правительства Республики Коми от 15.06.2017 N 286-р проектно-сметная документация Объекта передана в собственность Министерства.
Согласно пояснениям в заявлении КРПОО "Солнечная поляна" гражданам-участникам проекта газификации мкр. Сосновая поляна пгт. Краснозатонский г. Сыктывкара газораспределительной организацией в 2016 году также были выданы технические условия подключения объекта капитального строительства к сети газораспределения третьих лиц, которые утверждены <_> КРПОО "Солнечная поляна" <_>.
В соответствии с письменными пояснениями заявителя, ООО "Газремонт" осуществило строительство газопровода, однако на дату направления заявления газопровод не введен в эксплуатацию, объекты граждан-участников проекта газификации мкр. Сосновая поляна пгт. Краснозатонский г. Сыктывкара не подключены к сетям газоснабжения, подача газа не осуществляется. Также заявитель указывает, что АО "Газпром газораспределение Сыктывкар" ссылаясь на то, что сроки действия ранее выданных гражданам-участникам проекта газификации мкр. Сосновая поляна пгт. Краснозатонский г. Сыктывкара технических условий истекли, заключает с ними договоры подключения к сетям газоснабжения со сроком исполнения до 9 месяцев, что по мнению заявителя, является нарушением действующего законодательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Из содержания ст. 3, ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Поскольку передача газа по трубопроводам неразрывно связана с подключением к газораспределительным сетям, услуги по выполнению мероприятий по подключению к газораспределительной сети оказываются непосредственно с целью последующей передачи газа потребителю, услуги по осуществлению подключения к газораспределительной системе не образуют отдельного вида экономической деятельности, являются нераздельной частью рынка транспортировки газа, в связи с чем не составляют самостоятельного товарного рынка.
АО "Газпром газораспределение Сыктывкар" осуществляет деятельность по транспортировке газа по трубопроводам на территории Республики Коми, в том числе в г. Сыктывкар, и является субъектом естественной монополии.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314 утверждены Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения (далее - Правила N 1314), которые определяют порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства (далее - объект капитального строительства).
В соответствии с п. 59 Правил N 1314 подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении.
Согласно п. 60 Правил N 1314 по договору о подключении исполнитель обязуется осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения с учетом обеспечения максимальной нагрузки (часового расхода газа), указанной в технических условиях, а заявитель обязуется оплатить услуги по подключению (технологическому присоединению).
Согласно п. 62 Правил N 1314 договор о подключении является публичным и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с соблюдением особенностей, определенных настоящими Правилами.
В соответствии с имеющимися в материалах административного дела N АШ 63-11/18 пояснениями АО "Газпром газораспределение Сыктывкар" от 16.11.2018 N 15-15/4155 (вх. N 5424 от 16.11.2018), от 27.12.2018 N 15-16/5272 (вх. N 6175 от 27.12.2018) Обществом в 27 мая 2016 года гражданам-участникам проекта газификации мкр. Сосновая поляна пгт. Краснозатонский г. Сыктывкара были выданы технические условия подключения к газопроводу третьих лиц на строительство газопроводов от границ участка до дома и внутренних сетей. Срок действия указанных технических условий составлял 2 года, тем самым на дату обращения заявителя указанные сроки истекли.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 85 Правил N 1314, в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2014 N 1201, действовавшей на момент выдачи гражданам-участникам проекта газификации мкр. Сосновая поляна пгт. Краснозатонский г. Сыктывкара технических условий, срок осуществления мероприятий по подключению для заявителей, плата за технологическое присоединение которых устанавливается по индивидуальному проекту, а также для заявителей, максимальный часовой расход газа газоиспользующего оборудования которых составляет менее 500 куб. метров и (или) проектное рабочее давление в присоединяемом газопроводе менее 0,6 МПа, в случаях, когда протяженность строящейся (реконструируемой) сети газораспределения до точки подключения, измеряемая по прямой линии (наименьшее расстояние), составляет более 500 метров в сельской местности и (или) более 300 метров в границах городских поселений и (или) указанная сеть газораспределения пролегает по территории более чем одного муниципального образования, если иные сроки (но не более 4 лет) не предусмотрены инвестиционной программой или соглашением сторон, не может превышать 2 года.
Общество в пояснениях указало, что заключение договора на подключение в соответствии с действующей на 27.05.2016 редакцией Правил N 1314 (п. 34) не предусматривалось, плата за подключение не взималась. Соответственно, все мероприятия по подключению осуществлялись заявителем, начиная от проектирования и заканчивая врезкой в распределительный газопровод. За заключением договоров о подключении ни КРПОО "Солнечная поляна", ни граждане - участники проекта газификации мкр. Сосновая поляна пгт. Краснозатонский г. Сыктывкара до 2018 года не обращались.
Должностным лицом в ходе рассмотрения материалов административного дела N АШ 63-11/18 установлено, что порядок подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется в порядке, установленном п. 3 Правил N 1314.
В соответствии с п. 3 Правил N 1314 как в редакции Постановления Правительства РФ от 14.11.2014 N 1201, действовавшей на дату выдачи технических условий участникам проекта газификации в мкр. Сосновая поляна, так и в редакции, действующей на дату рассмотрения настоящего административного дела, процедура подключения к сетям газоснабжения предусматривает заключение договора о подключении. Ранее действующая редакция Правил N 1314 (ни п. 3 Правил N 1314, регламентирующий порядок подключения, ни п. 34 Правил N 1314, устанавливающий дополнительные условия подключения к сетям газопотребления основного абонента) не содержит условий о том, что не требуется заключение договора с газораспределительной организацией на подключение с заявителем, который намерен осуществить подключение к сетям газопотребления основного абонента, равно как и не предусматривает необязательность заключения или отказ от заключения договора подключения с таким заявителем
В соответствии с разъяснениями ФАС России от 05.05.2016 N АГ/30182/16 и от 20.07.2016 N АК/49740/16 Правилами N 1314 установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче технических условий, приеме заявки о подключении (технологическом присоединении), заключении договора о подключении.
Оснований для отказа в выдаче технических условий, приеме заявки о подключении (технологическом присоединении), заключении договора о подключении в случае подключения к сетям газораспределения, не принадлежащим газораспределительным организациям, Правилами N 1314 не предусмотрено.
Таким образом, в случае поступления заявки на подключение к сетям газораспределения, не принадлежащим газораспределительной организации, газораспределительной организации необходимо выдать технические условия и заключить договор о подключении (технологическом присоединении) в порядке, регламентированном Правилами N 1314.
В связи с чем, довод АО "Газпром газораспределения Сыктывкар" о том, что в рассматриваемом случае заключение договора на подключение в соответствии с действующей на 27.05.2016 редакцией Правил N 1314 не предусматривалось, основан на ошибочном толковании норм материального права.
Вместе с тем, должностным лицом в результате рассмотрения материалов дела N АШ 63-11/18 установлено, что в представленных технических условиях от 2016 года не установлены сроки подключения объектов заказчиков к сетям газоснабжения, договоры подключения к сетям газоснабжения между указанными заказчиками и АО "Газпром газораспределение Сыктывкар" до 2018 года не заключались, с заявками на заключение договоров о подключении ни КРПОО "Солнечная поляна", ни граждане - участники проекта в адрес Общества не обращались, доказательств обратного в материалы административного дела не представлено. Согласно пояснениям защитника Общества и руководителя КРПОО "Солнечная поляна" на рассмотрении дела 11.01.2019 заявок на заключение договоров о подключении в адрес Общества от заявителя и участников проекта не поступало.
Как следует из материалов административного дела N АШ 63-11/18 в июле 2018 года между АО "Газпром газораспределение Сыктывкар" и участниками проекта газоснабжения мкр. "Солнечная поляна" заключены договоры подключения к сетям газоснабжения объектов капитального строительства, сроки выполнения мероприятий по подключению в которых установлены в соответствии с подп. "а" пункта 85 Правил N 1314 и составляют 9 месяцев.
Из заявления КРПОО "Солнечная поляна" следует, что установление новых сроков в договорах подключения, когда у граждан, участвующих в проекте газоснабжения мкр. Солнечная поляна, в соответствии с ранее выданными в 2016 году техническими условиями выполнены все мероприятия по строительству газопровода на территории своих участков, приводит к дополнительным временным и материальным затратам.
В соответствии с п. 85(1) Правил N 1314 в случае если требуется только фактическое присоединение, срок осуществления мероприятий по подключению не может превышать с даты подписания акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению):
а) 3 месяца для случаев, когда подключение (технологическое присоединение) осуществляется в существующую сеть газораспределения исполнителя диаметром не менее 250 мм под давлением не ниже 0,3 МПа;
б) 10 рабочих дней в иных случаях.
Таким образом, в случае если составлен акт о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства, сроки подключения устанавливаются в соответствии с п. 85(1) Правил N 1314.
Вместе с тем, в материалы административного дела N АШ 63-11/18 не представлено актов о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства, составленного между АО "Газпром газораспределение Сыктывкар" и гражданами, участвующими в проекте газоснабжения мкр. Солнечная поляна. Доказательств наличия таких актов сторонами в материалы настоящего дела также не представлено.
В материалы административного дела N АШ 63-11/18 представлены акты приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы, которые в соответствии с положениями Правил N 1314 не являются актами о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства.
При таких обстоятельствах, в рассматриваемом случае достаточных оснований полагать, что со стороны АО "Газпром газораспределение Сыктывкар" имеет место нарушение сроков технологического присоединения объектов граждан, участвующих в проекте газоснабжения мкр. Солнечная поляна, указанных в заявлении КРПОО "Солнечная поляна" и по которым заявителем представлены документы в материалы административного дела N АШ 63-11/18, не имеется.
Учитывая вышеприведённые обстоятельства, а также исследовав имеющиеся материалы рассматриваемого административного дела, должностное лицо Коми УФАС России приходит к выводу, что в рассматриваемом случае в действиях АО "Газпром газораспределение Сыктывкар" отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 24.5, частью 1 статьи 28.9, частью 2 статьи 29.4, статьями 29.9, 29.10 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Прекратить производство по делу N АШ 63-11/18 об административном правонарушении в отношении АО "Газпром газораспределение Сыктывкар" ввиду отсутствия состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.
В соответствии со статьями 30.2, 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно статье 31.1. КоАП РФ Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:
1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;
2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;
3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.
Главный специалист-эксперт отдела управления <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 11 января 2019 г. N АШ 63-11/18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 14.01.2019