Я, главный специалист-эксперт отдела защиты конкуренции Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее - Коми УФАС России) <_>, рассмотрев материалы дела N АШ 67-11/18 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении акционерного общества "Газпром газораспределение Сыктывкар" (далее - АО "Газпром газораспределение Сыктывкар", Общество), адрес места нахождения: 167983, г. Сыктывкар, ул. Красных Партизан, д. 33,
УСТАНОВИЛ:
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Поводом для возбуждения настоящего административного дела в силу п. 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ явилось направленное письмом Прокуратуры города Сыктывкара от 22.10.2018 N 1р-2018 (вх. N 5056 от 26.10.2018) в антимонопольное управление для рассмотрения по подведомственности заявление <_> от 12.10.2018 по вопросу неосуществления Обществом в срок мероприятий по подключению её жилого дома к газораспределительным сетям.
Определением Коми УФАС России N 02-07/8330 от 26.11.2018 в отношении АО "Газпром газораспределение Сыктывкар" возбуждено административное дело N АШ 67-11/18 и назначено проведение административного расследования.
Заявитель - <_>, адрес места жительства: <_>, признана потерпевшей по данному делу.
Определением о возбуждении дела об административном правонарушении N АШ 67-11/18 и проведении административного расследования составлено в присутствии защитника АО "Газпром газораспределение Сыктывкар" <_> по доверенности, в отсутствие потерпевшей <_>. Права и обязанности, предусмотренные частью 5 статьи 25.5 КоАП РФ, защитнику АО "Газпром газораспределение Сыктывкар" <_> разъяснены.
Определением Коми УФАС России N 02-07/9181 от 25.12.2018 срок проведения административного расследования по делу N АШ 67-11/18 продлён.
Для дачи объяснений по факту выявленных признаков нарушения ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ со стороны АО "Газпром газораспределение Сыктывкар", представителю АО "Газпром газораспределение Сыктывкар" надлежало явиться 23.01.2019 в 15 часов 00 минут. АО "Газпром газораспределение Сыктывкар" обеспечило явку защитника Общества <_> по доверенности. Потерпевшая <_> обеспечила явку на рассмотрение дела.
Права и обязанности, предусмотренные частью 5 статьи 25.5 КоАП РФ, защитнику АО "Газпром газораспределение Сыктывкар" <_> разъяснены, заявлений, ходатайств, не поступило.
Права и обязанности, предусмотренные частью 2 статьи 25.2 КоАП РФ, <_> разъяснены, заявлений, ходатайств, не поступило.
Рассмотрев материалы административного дела N АШ 67-11/18, должностным лицом Коми УФАС России установлено следующее.
Из материалов заявления установлено, что 12.08.2016 АО "Газпром газораспределение Сыктывкар" выдало <_> технические условия N 365 на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения. Месторасположение объекта газификации: с. Выльгорт, улица Огородная, кад. N 11:04:1001005:99 (в настоящее время почтовый адрес: с. Выльгорт, улица Огородная, д. 31В). Срок действия указанных технических условий составлял 2 года, тем самым на дату обращения заявителя указанные сроки истекли.
В заявлении <_> указала, что, несмотря на выполненные ею технические условия и строительство внутренних и наружных сетей газоснабжения на её участке, пуск газа Обществом не произведен.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314 утверждены Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения (далее - Правила N 1314), которые определяют порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства (далее - объект капитального строительства).
В соответствии с ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Из содержания ст. 3, ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Поскольку передача газа по трубопроводам неразрывно связана с подключением к газораспределительным сетям, услуги по выполнению мероприятий по подключению к газораспределительной сети оказываются непосредственно с целью последующей передачи газа потребителю, услуги по осуществлению подключения к газораспределительной системе не образуют отдельного вида экономической деятельности, являются нераздельной частью рынка транспортировки газа, в связи с чем не составляют самостоятельного товарного рынка.
АО "Газпром газораспределение Сыктывкар" осуществляет деятельность по транспортировке газа по трубопроводам на территории Республики Коми, в том числе в с. Выльгорт Сыктывдинского района, и является субъектом естественной монополии.
В соответствии с п. 59 Правил N 1314 подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении.
Согласно п. 60 Правил N 1314 по договору о подключении исполнитель обязуется осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения с учетом обеспечения максимальной нагрузки (часового расхода газа), указанной в технических условиях, а заявитель обязуется оплатить услуги по подключению (технологическому присоединению).
Согласно п. 62 Правил N 1314 договор о подключении является публичным и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с соблюдением особенностей, определенных настоящими Правилами.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 85 Правил N 1314, в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2014 N 1201, действовавшей на момент выдачи <_> технических условий, срок осуществления мероприятий по подключению для заявителей, плата за технологическое присоединение которых устанавливается по индивидуальному проекту, а также для заявителей, максимальный часовой расход газа газоиспользующего оборудования которых составляет менее 500 куб. метров и (или) проектное рабочее давление в присоединяемом газопроводе менее 0,6 МПа, в случаях, когда протяженность строящейся (реконструируемой) сети газораспределения до точки подключения, измеряемая по прямой линии (наименьшее расстояние), составляет более 500 метров в сельской местности и (или) более 300 метров в границах городских поселений и (или) указанная сеть газораспределения пролегает по территории более чем одного муниципального образования, если иные сроки (но не более 4 лет) не предусмотрены инвестиционной программой или соглашением сторон, не может превышать 2 года.
В соответствии с пояснениями АО "Газпром газораспределение Сыктывкар" от 29.11.2018 15-15/4356 (вх. N 5660 от 29.11.2018) технические условия были выданы <_> с точкой подключения к сетям третьего лица (технические условия были утверждены заместителем руководителя Администрации МО МР Сыктывдинский"). Общество в пояснениях указало, что заключение договора на подключение в соответствии с действующей на 12.08.2016 редакцией Правил N 1314 не предусматривалось, с заявкой на заключение договора подключения <_> в адрес Общества не обращалась, договор подключения с <_> Общество не заключало.
Должностным лицом в ходе рассмотрения материалов административного дела N АШ 67-11/18 установлено, что порядок подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется в порядке, установленном п. 3 Правил N 1314.
В соответствии с п. 3 Правил N 1314 как в редакции Постановления Правительства РФ от 14.11.2014 N 1201, действовавшей на дату выдачи технических условий <_>, так и в редакции, действующей на дату рассмотрения настоящего административного дела, процедура подключения к сетям газоснабжения предусматривает заключение договора о подключении. Ранее действующая редакция Правил N 1314 (ни п. 3 Правил N 1314, регламентирующий порядок подключения, ни п. 34 Правил N 1314, устанавливающий дополнительные условия подключения к сетям газопотребления основного абонента) не содержит условий о том, что не требуется заключение договора с газораспределительной организацией на подключение с заявителем, который намерен осуществить подключение к сетям газопотребления основного абонента, равно как и не предусматривает необязательность заключения или отказ от заключения договора подключения с таким заявителем
В соответствии с разъяснениями ФАС России от 05.05.2016 N АГ/30182/16 и от 20.07.2016 N АК/49740/16 Правилами N 1314 установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче технических условий, приеме заявки о подключении (технологическом присоединении), заключении договора о подключении.
Оснований для отказа в выдаче технических условий, приеме заявки о подключении (технологическом присоединении), заключении договора о подключении в случае подключения к сетям газораспределения, не принадлежащим газораспределительным организациям, Правилами N 1314 не предусмотрено.
Таким образом, в случае поступления заявки на подключение к сетям газораспределения, не принадлежащим газораспределительной организации, газораспределительной организации необходимо выдать технические условия и заключить договор о подключении (технологическом присоединении) в порядке, регламентированном Правилами N 1314.
В связи с чем, довод АО "Газпром газораспределения Сыктывкар" о том, что в рассматриваемом случае заключение договора на подключение в соответствии с действующей на 12.08.2016 редакцией Правил N 1314 не предусматривалось, основан на ошибочном толковании норм материального права.
Вместе с тем, должностным лицом в результате рассмотрения материалов дела N АШ 67-11/18 установлено, что в выданных <_> технических условиях от 2016 года не установлены сроки подключения её объекта к сетям газоснабжения, договор подключения к сетям газоснабжения между потерпевшей и АО "Газпром газораспределение Сыктывкар" до 2018 года не заключался, с заявкой на заключение договора о подключении потерпевшая в адрес Общества не обращалась, доказательств обратного в материалы административного дела не представлено.
Как следует из материалов административного дела N АШ 67-11/18 между потерпевшей и АО "Газпром газораспределение Сыктывкар" были заключены следующие договоры:
- договор подряда N СМР-38-01/17 от 26.01.2017 на прокладку наружных сетей газоснабжения на объекте "Газоснабжение индивидуального жилого дома на земельном участке с кад. N 11:04:1001005:99 на ул. Огородная в с. Выльгорт. Наружный газопровод" (акт о приемке выполненных работ составлен 30.06.2017);
- договор подряда N СМР-324-09/17 от 01.09.2017 на прокладку внутренних сетей газоснабжения на объекте "Газоснабжение индивидуального жилого дома на земельном участке с кад. N 11:04:1001005:99 на ул. Огородная в с. Выльгорт. Внутренний газопровод" и дополнительное соглашение N 1 к договору подряда N СМР-324-09/17 от 01.09.2017 (акт о приемке выполненных работ составлен 31.03.2018);
- договор на присоединение N 160/2018 от 25.10.2018.
Должностным лицом установлено, что указанные договоры по своей сути являются договорами на выполнение подрядных работ, не соответствуют типовой форме договора на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сети газораспределения и исходя из условий договоров не являются договором на подключение (технологическое присоединение).
Из заявления <_> следует, что Общество, несмотря на то, что ей были выполнены все мероприятия и предоставлены соответствующие документы в адрес газораспределительной организации, задержало выполнение мероприятий по выполнению строительного контроля внутреннего газопровода.
В соответствии с п. 85(1) Правил N 1314 в случае если требуется только фактическое присоединение, срок осуществления мероприятий по подключению не может превышать с даты подписания акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению):
а) 3 месяца для случаев, когда подключение (технологическое присоединение) осуществляется в существующую сеть газораспределения исполнителя диаметром не менее 250 мм под давлением не ниже 0,3 МПа;
б) 10 рабочих дней в иных случаях.
Таким образом, в случае если составлен акт о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства, сроки подключения устанавливаются в соответствии с п. 85(1) Правил N 1314.
Вместе с тем, в материалы административного дела N АШ 67-11/18 не представлено актов о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства, составленного между АО "Газпром газораспределение Сыктывкар" и <_>. Доказательств наличия таких актов сторонами в материалы настоящего дела также не представлено.
Кроме того, в соответствии с п. 1.3 договора строительного контроля N 350-09/17 от 01.01.2017 срок окончания работ установлен 31.12.2018.
В материалы административного дела N АШ 67-11/18 представлены акты приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы, которые в соответствии с положениями Правил N 1314 не являются актами о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства.
При таких обстоятельствах, в рассматриваемом случае достаточных оснований полагать, что со стороны АО "Газпром газораспределение Сыктывкар" имеет место нарушение сроков технологического присоединения объекта <_>, установленных в соответствии с Правилами N 1314, не имеется.
Учитывая вышеприведённые обстоятельства, а также исследовав имеющиеся материалы рассматриваемого административного дела, должностное лицо Коми УФАС России приходит к выводу, что в рассматриваемом случае в действиях АО "Газпром газораспределение Сыктывкар" отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 24.5, частью 1 статьи 28.9, частью 2 статьи 29.4, статьями 29.9, 29.10 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Прекратить производство по делу N АШ 67-11/18 об административном правонарушении в отношении АО "Газпром газораспределение Сыктывкар" ввиду отсутствия состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.
В соответствии со статьями 30.2, 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно статье 31.1. КоАП РФ Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:
1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;
2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;
3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.
Главный специалист-эксперт отдела управления <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 23 января 2019 г. N АШ 67-11/18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 29.01.2019