Резолютивная часть решения оглашена 22.01.2019
В полном объеме решение изготовлено 25.01.2019
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
|
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
|
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
|
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,
|
рассмотрев обращение ГБУЗ "Городская больница N 2 г. Миасс" (далее - заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "В.И.Т.А." в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам электронного аукциона N 0369300285118000014 на замену оконных блоков и деревянных окон на ПВХ в зданиях Больничного комплекса и Городской поликлиники ГБУЗ "ГБ N 2 г. Миасс" (далее - аукцион), в присутствии:
- представителя ГБУЗ "Городская больница N 2 г. Миасс" действующего на основании доверенности от 09.01.2019,
- представителя ГБУЗ "Городская больница N 2 г. Миасс" действующего на основании доверенности от 11.01.2019,
- представителя ООО "В.И.Т.А." действующего на основании Решения N 1 от 02.03.2017,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии со статьями 95, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступило обращение ГБУЗ "Городская больница N 2 г. Миасс" (далее - заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "В.И.Т.А.".
Согласно представленным документам 05.02.2018 ГБУЗ "Городская больница N 2 г. Миасс" объявило о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта по аукциону составляет 441 336, 00 рублей.
протоколу подведения итогов электронного аукциона победителем признано ООО "В.И.Т.А." (далее - общество, победитель).
Решением от 08.11.2018 заказчик отказался от исполнения контракта в виду неисполнения обязательств по контракту в регламентированные контрактом сроки, а также в сроки, предусмотренные контрактом на дополнительные работ по усилению конструкций.
На заседании Комиссии представитель заявителя указал, что работы не выполнены в сроки, предусмотренные контрактом в связи с приостановкой работ, а в дальнейшем по причине отсутствия конструкций, которые необходимы для выполнения работ. При этом, на момент принятия заказчиком решения об одностороннем отказе срок действия контракта истек, в связи с чем принятое решения является незаконным.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, Комиссия руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пришла к следующим выводам.
части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Как следует из части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с пунктом 7.1 контракта предусмотрен односторонний порядок отказа стороны от исполнения контракта в качестве основания расторжения контракта.
Таким образом, контрактом предусмотрена возможность заказчика расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Согласно части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Из совокупного толкования части 13 статьи 95, части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, информация о котором размещается заказчиком в единой информационной системе в течение пяти рабочих дней с даты расторжения контракта.
Из указанных положений Закона о контрактной системе следует, что надлежащим уведомлением является обязательное направление заказчиком решения об одностороннем отказе по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика и с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю).
Так, заказчиком 08.11.2018 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, в этот же день направлено подрядчику по почте заказным письмом с уведомлением по адресу: 454904, г. Челябинск, ул. Челябинская, д. 22, кв. 6 и по электронной почте: ***а также 08.11.2018 - размещено в единой информационной системе во вкладке "дополнительная информация о закупках, контрактах".
следует из документов, представленных заказчиком, подтверждение о вручении подрядчику указанного решения, в том числе информация об отсутствии подрядчика по его адресу, указанному в контракте, заказчиком не получены. Так, в силу части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе надлежащим уведомлением об одностороннем отказе от исполнения контракта является истечение тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе, то есть 09.12.2018.
Как следует из материалов дела, информация о расторжении контракта размещена заказчиком в единой информационной системе на официальном сайте www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 19.12.2018 в разделе "сведения об (исполнении) расторжении контракта", что соответствует требованиям частей 13 статьи 95, части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе.
При этом, сведения об одностороннем отказе от исполнения контракта направлены заказчиком в антимонопольный орган 24.12.2018, то есть в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта, что соответствует части 6 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Таким образом, заказчиком соблюдена процедура расторжения контракта в одностороннем порядке в части надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта и размещения указанной информации в единой информационной системе.
При рассмотрении вопроса о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольным органом установлено следующее.
16.03.2018 между заказчиком и обществом заключен контракт N 3741500432618000219 (далее - контракт) посредством обмена электронными документами на электронной площадке, что подтверждается распечаткой с личного кабинета заказчика.
контракта является замена оконных блоков и деревянных окон на ПВХ, что свидетельствует о заключении заказчиком по результатам закупки договора подряда для государственных и муниципальных нужд, порядок исполнения которого регламентирован параграфом 5 главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 702 ГК РФ к отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.
Таким образом, к договору подряда для государственных и муниципальных нужд применяются общие нормы, регулирующие отношения по договору подряда.
Согласно части 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Таким образом, с учетом положений статей 432, 702, 708 ГК РФ существенными условиями государственного контракта являются предмет и сроки выполнения работ.
Согласно пункту 1.2 контракта указано, что предметом контракта является выполнение работ по замене оконных блоков и деревянных окон на ПВХ, в соответствии с локальной сметой (Приложение N 4) к настоящему контракту.
В пункте 1.4 контракта заказчиком указано, что срок выполнения работ составляет 30 календарных дней со дня заключения контракта.
ООО "В.И.Т.А." на основании письма от 12.04.2018 исх. N 51-01 уведомило заказчика о приостановке выполнения работ в связи с необходимостью установки дополнительных элементов усиления, с приложением локальных смет.
При этом, 20.04.2018 за исх. N 1078 заказчик направил ответ на указанное письмо, в котором выразил готовность рассмотреть вопрос о заключении контракта на дополнительные работы. При этом, в письме заказчик указал на необходимость согласования сметной документации с Министерством здравоохранения Челябинской области.
Так, с учетом переписки между заказчиком и обществом (письмо от 16.07.2018 исх. 1995, письмо от 06.08.2018 исх.N 74-01) между заказчиком и ООО "В.И.Т.А." заключен контракт исх. N 966 от 27.09.2018 на выполнение работ по усилению конструкций оконных блоков в переходе оперблок стационар (далее - контракт N 966) со сроком исполнения 15 календарных дней с момента заключения контракта.
При этом, письмом исх. N 2707 от 03.10.2018 заказчик фактически предоставил возможность выполнять работы обществу в течение 30 календарных дней, то есть до 29.10.2018.
Указанные действия сторон свидетельствуют о прекращении приостановки выполнения работ подрядчиком и необходимости продолжения выполнения работ по контракту.
Вместе с тем, в сроки, предусмотренные контрактом N 966, в том числе с учетом письма заказчика исх. N 2707 от 03.10.2018, работы по усилению конструкций оконных блоков в переходе оперблок стационар, а также работы по замене оконных блоков и деревянных окон на ПВХ по основному контракту не выполнены.
Более того, ООО "В.И.Т.А." гарантийным письмом от 31.10.2018 указало, что работы будут исполнены в полном объеме в срок до 15.11.2018, при этом из письма следует, что задержка вызвана несвоевременным изготовлением необходимых изделий со стороны компаний-изготовителей. Вместе с тем, в указанный срок работы по усилению конструкций не были исполнены.
Согласно положениям гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск под свою ответственность.
Так, принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем торгов.
Действуя в рамках исполнения государственного (муниципального) контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Согласно части 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
При этом, сам по себе пропуск начального или (и) промежуточного срока не наделяет заказчика правом отказа от договора. Односторонний отказ заказчика от исполнения договора является обоснованным, если вызван нарушением сроков, создающих невозможность выполнения работ к окончательному сроку.
Вместе с тем, общество не выполнило работы как в сроки, предусмотренные основным контрактом, контрактом N 966, так и в сроки, предусмотренные гарантийным письмом.
Более того, общество не выполнило работы в сроки, регламентированные законодательством для устранения нарушений условий контракта, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчиком.
Доводы общества, согласно которым контракт не исполнен по вине заказчика, в связи с чем работы были приостановлены, а также факт того, что при исполнении контракта N 966 срок действия основного обязательства истек, не принимаются во внимание по следующим основаниям.
Так в силу части 1 статьи 716 ГК РФ подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы.
В соответствии с частью 3 статьи 716 ГК РФ если заказчик, несмотря на своевременное и обоснованное предупреждение со стороны подрядчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в разумный срок не заменит непригодные или недоброкачественные материал, оборудование, техническую документацию или переданную для переработки (обработки) вещь, не изменит указаний о способе выполнения работы или не примет других необходимых мер для устранения обстоятельств, грозящих ее годности, подрядчик вправе отказаться от исполнения договора подряда и потребовать возмещения причиненных его прекращением убытков.
Таким образом, механизм приостановления выполнения работ направлен на устранение обстоятельств, которые могут привести к ненадлежащему выполнению работ, что не свидетельствует об отсутствии обязанности подрядчика выполнять работы по контракту.
При этом, сторонами достигнуто соглашение о проведении дополнительных работ в срок до 30 календарных дней, то есть не менее срока, установленного основным контрактом, в связи с чем антимонопольный орган не усматривает нарушения в действиях заказчика.
Согласно части 3 статьи 425 ГК РФ законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
В соответствии с частью 4 статьи 452 ГК РФ окончание срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за его нарушение.
Согласно пункту 9.1 контракта настоящий контракт вступает в силу с момента его подписания и действует по 30.09.2018.
Так, из указанного положения контракта не следует, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон, в связи с чем договор признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
С учетом условий контракта от 16.03.2018 истечение срока его действия не прекращает обязательства сторон, то есть контракт N 966, а также основной контракт должен быть исполнены обществом в согласованные сторонами сроки.
Более того, вынесение заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 08.11.2018, то есть за пределами срока действия контракта, также не противоречит требованиям гражданского законодательства, так как подрядчик несет ответственность за его нарушение, в том числе в виде принятия заказчиком мер по расторжению контракта с таким подрядчиком в одностороннем порядке.
На заседании Комиссии обществом также не были представлены документы и сведения, подтверждающие совершение хозяйствующим субъектом действий, направленных на фактическое исполнение контракта, в том числе документы, подтверждающие невозможность поставки оконных конструкций по вине изготовителя изделий, как указано в гарантийном письме общества.
Данные обстоятельства свидетельствует об отсутствии намерения и воли общества исполнить контракт, то есть о недобросовестности поведения хозяйствующего субъекта.
При указанных обстоятельствах антимонопольный орган приходит к выводу о включении сведений об ООО "В.И.Т.А.", учредителя и единоличного исполнительного органа общества в реестр недобросовестных поставщиков ввиду соблюдения заказчиком установленного порядка расторжения контракта, а также недобросовестности в действиях общества.
С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Включить сведения, представленные ГБУЗ "Городская больница N 2 г. Миасс", об ООО "В.И.Т.А." (адрес: 454904, г. Челябинск, ул. Челябинская, д. 22, кв. 6; ИНН 7451419911, КПП 745101001) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года с даты присвоения реестровой записи в Реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru.
Включить сведения о генеральном директоре ООО "В.И.Т.А." - сроком на два года с даты присвоения реестровой записи в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru.
3. Включить сведения, об учредителе ООО "В.И.Т.А." - сроком на два года с даты присвоения реестровой записи в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 22 января 2019 г. N РНП-74-9/2019
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 08.02.2019