Заместитель руководителя управления -- начальник отдела рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области И.В. Волохина, рассмотрев протокол N 06-139/18Р от 28.12.2018 г. об административном правонарушении и материалы административного дела, возбужденного в отношении Индивидуального предпринимателя Шкарупы Ю.К. ("_"),
в отсутствии: ИП Шкарупы Ю.К.,
УСТАНОВИЛ:
В адрес Новосибирского УФАС России поступили заявления Ассоциации строительных организаций Новосибирской области аналогичного содержания по факту наличия в действиях Группы компаний "Ладога" при размещении информации в г.Новосибирске на баннере (наружная реклама):
вх. N6011 от 13.07.2018 г.: нарушений Федерального закона от 13.03.2006 г. N38-ФЗ "О рекламе" (ч.2, п.п.3,4,12 ч.3 ст.5), Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" (ст.14.2);
вх. N6295 от 24.07.2018 г. (передано ГУ МЧС России по НСО): нарушений Федерального закона от 13.03.2006 г. N38-ФЗ "О рекламе" (ч.2, п.п.3,4,12 ч.3 ст.5);
вх. N6311 от 24.07.2018 г. (передано прокуратурой по НСО): нарушений Федерального закона от 13.03.2006 г. N38-ФЗ "О рекламе" (ч.2, п.п.3,4,12 ч.3 ст.5).
В результате рассмотрения заявлений Новосибирским УФАС России возбуждено дело N54/18 по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе.
Согласно п.1 ст.3 ФЗ "О рекламе", рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение ФАС внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Новосибирским УФАС России установлено, что посредством баннера в июле 2018 г. размещалась информация следующего содержания:
"оформление: Допуски СРО Лицензии РАССРОЧКА* *Кредит предоставляется банком-партнером ЛАДОГА director@ladogansk.ru 375-04-19".
Возможность предоставление услуги по оформлению допуска СРО, указанная в рекламе, не соответствует действительности
Данная информация является существенной для потребителя, в том числе, для организации, имеющей намерение вступить в СРО, по следующим основаниям.
Основными целями саморегулируемой организации, согласно ч.1 ст.55.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации являются:
предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и выполняются членами саморегулируемых организаций;
повышение качества выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
01.07.2017 г. был принят Федеральный закон от 03.06.2016 г. N372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ". Из системного анализа норм данного закона (в частности ст.ст. 55.17, 55.18, 55.20, 55.29), следует, что для осуществления предпринимательской деятельности организации - члену СРО, необходимо получение выписки из реестра членов саморегулируемой организации, членом которой она является. Услуга по выдаче данной выписки является как возмездной, так и безвозмездной (300 руб. (установлено Приказом Минстроя России от 21.10.2016 N734/пр)). Такая услуга, как оформление допуска СРО, действующим законодательством не предусмотрена. По результатам оформления членства в СРО, свидетельство о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, после 01.07.2017 года не выдается, а предоставляется выписка из реестра членов соответствующей саморегулируемой организации по форме утверждённой приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 г. N58.
В ст.55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к квалификационному составу строительных организаций, сведения о которых должны содержатся в Национальном реестре специалистов (далее - НРС), установлены минимальные требования. Уровень таких требований снижать во внутренних документах саморегулируемой организации запрещено. Указанная норма содержит достаточно обширный перечень документов, необходимый для внесения сведений в НРС.
При этом ранее, при выдаче допуска СРО, данные требования отсутствовали.
Также Федеральным законом от 03.07.2016 N372-ФЗ (за исключением отдельных положений), в том числе:
- предусматриваются механизмы, направленные на усиление контроля за деятельностью таких СРО, повышение их ответственности за качество работ, проводимых их членами;
- корректируются нормы, регулирующие прием в члены СРО, а также прекращения членства в ней; нормы, регламентирующие контроль СРО за деятельностью своих членов;
- устанавливаются случаи обязательности членства юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в СРО, а также случаи, в которых такое членство не требуется.
Таким образом, после вступления в силу законодательных изменений ряда требований для вступления в СРО, такое понятие как "Допуск СРО" упразднено, и способно ввести потребителя в заблуждение относительно порядка вступления (набор документов, наличие в штате специалистов, количество штатных единиц, размер взносов, период оформления/получения соответствующих документов и т.д.).
Вышеизложенное указывает на наличие нарушения п.2 ч.3 ст.5 ФЗ "О рекламе": недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
В соответствии с ч.1 ст. 28 ФЗ "О рекламе", реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).
Из пояснений ИП Шкарупы Ю.К. следует, что указанная в рекламе услуга по предоставлению рассрочки не относится непосредственно к условиям вступления в какую-либо СРО. Данная услуга означает, что заказчику предоставляется возможность рассмотрения оплаты действий Группы компаний "Ладога" непосредственно по оформлению в кредит-рассрочку. Материалами подтверждается, что между ООО КБ "Ренессанс Кредит" и ИП Шкарупа Ю.К. 02.07.2018 г. заключен договор NП/0047010. Предметом договора является порядок взаимодействия сторон при реализации ИП Шкарупой Ю.К. товаров/услуг, приобретаемых клиентами с использованием кредита, предоставляемого банком.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ, Департаментом лицензирования и финансового оздоровления кредитных организаций ООО КБ "Ренессанс Кредит" выданы, в т.ч., лицензии на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте.
Таким образом, рассматриваемая реклама содержит рекламу финансовых услуг без указания наименования лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность. Т.е. реклама содержит нарушение ч.1 ст.28 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с ч.ч. 6,7 ст. 38 Закона о рекламе, за нарушение требований ч.3 ст.5 Закона о рекламе несет ответственность рекламодатель, за нарушение требований ч.1 ст.28 ответственность несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.
Рекламодателем, в силу п.5 ст.3 Закона о рекламе, является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Новосибирским УФАС России установлено, что лицом, разместившим данную рекламу по адресу: г.Новосибирск, трасса Новосибирск-Толмачево, пешеходный переход, в город, из города, является Индивидуальный предприниматель Шкарупа Ю.К. "_". Период размещения рекламы: с 01.03.2018 г. по 31.07.2018 г.
Решением Комиссии Новосибирского УФАС России по делу N54/18 от 30.11.2018 г. реклама, размещенная в июле 2018 г. в г.Новосибирске, содержащая следующую информацию:
"оформление: Допуски СРО Лицензии РАССРОЧКА* *Кредит предоставляется банком-партнером ЛАДОГА director@ladogansk.ru 375-04-19", признана ненадлежащей, а ИП Шкарупа Ю.К. (ИНН 540427794690, ОГРН 314547631500398) признана нарушившей п.2 ч.3 ст.5, ч.1 ст.28 ФЗ "О рекламе":
- недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара;
- реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).
Согласно ч.4 ст.38 ФЗ "О рекламе", нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Дата совершения административного правонарушения - июль 2018 г.
Место совершения административного правонарушения - г.Новосибирск.
Нарушения указанных норм Закона "О рекламе" образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В соответствии с ч.1 ст.14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Ответственным за указанное правонарушение является Индивидуальный предприниматель Шкарупа Ю.К. "_".
Таким образом, в действиях ИП Шкарупы Ю.К. содержится правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Срок давности привлечения ИП Шкарупы Ю.К. к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях на момент вынесения настоящего постановления не истек.
22.01.2018 г. ИП Шкарупа Ю.К. в Новосибирское УФАС России направила ходатайство, в котором, в том числе сообщает, что извещена о возбуждении производства по делу об административном правонарушении по факту распространения ненадлежащей рекламы.
Решая вопрос о виде и размере административного наказания, учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
На основании п.1 ст.4.1.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
На основании сведений, размещенных в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, Индивидуальный предприниматель Шкарупа Ю.К. "_". является субъектом малого предпринимательства (дата внесения сведений в реестр - 01.08.2016 г.).
Данное правонарушение совершено ИП Шкарупой Ю.К. впервые, не нанесло вредных последствий, не повлекло угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не причинило имущественного ущерба.
Рассмотрев материалы дела, учитывая характер правонарушения, финансовое положение лица, отсутствие смягчающих и отягчающих обстоятельств, установленных ст. ст.4.2, 4.3 КоАП РФ, руководствуясь статьями 4.1.1, 14.3, 23.48 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Индивидуального предпринимателя Шкарупу Ю.К. "_", виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Применить к Индивидуальному предпринимателю Шкарупе Ю.К. (ИНН 540427794690) меру административной ответственности в виде предупреждения.
Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в соответствии со статьями 30.1 - 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Заместитель руководителя управления -
начальник отдела рекламы И.В. Волохина
Постановление о назначении административного наказания выдано "____" _________ 2019 г.
____________________________________________________________________ _________________(подпись, расшифровка подписи лица, получившего протокол, документ, подтверждающий полномочия)
Постановление о назначении административного наказания вступило в законную силу "___"___________г.
В соответствии со статьей 31.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня его вступления в законную силу.
В случае рассрочки исполнения постановления о назначении административного наказания течение срока давности продлевается на срок рассрочки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 7 февраля 2019 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 07.02.2019