Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующей <_> - заместитель руководителя Хабаровского УФАС России-начальник отдела контроля органов власти, членов Комиссии: <_> - главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России, <_> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России,
в присутствии представителей:
ООО "Техсервис-Хабаровск" - <_>, <_> (доверенность от 17.01.2019 N 15ТС),
АО "ДГК" - <_> (доверенность от 13.07.2018 N 51/475), <_> (доверенность от 17.01.2019 N 51/16),
рассмотрев жалобу ООО "Техсервис-Хабаровск" на действия закупочной комиссии АО "ДГК", материалы дела N 8-01/01,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО "Техсервис-Хабаровск" на действия закупочной комиссии АО "ДГК" при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на поставку двигателей для бульдозеров Shantui SD-32 для нужд филиала АО "ДГК" "Приморская генерация" N 125025.1.
Из жалобы общества следует, что в ходе проведения конкурсной процедуры проведена процедура переторжки, в ходе которой произошла техническая ошибка при вводе данных обществом в электронную форму на торговой площадке, о чем проинформирован заказчик. Электронная форма, содержащая ошибочно внесенные сведения, самостоятельно не подписана электронной подписью. Учитывая, что цена предложения, внесенная в электронную форму на площадке, отличается от цены предложения, указанной в прикрепленном файле, общество просило считать верной цену предложения, содержащуюся в прикрепленном файле. Организатором закупки в адрес общества направлен запрос о разъяснении заявки, в том числе о последнем по времени ценовому предложению. В ответе общества просило считать верной сумму предложения согласно приложенной документации к переторжке. Общество признано победителем по цене предложения, ошибочно внесенным в электронную форму на площадке.
Представители общества в заседании Комиссии доводы жалобы поддержали.
АО "ДГК" в представленном отзыве и его представители в заседании комиссии доводы жалобы отклонили, пояснив, что в рамках проведения процедуры переторжки заявителем улучшено ценовое предложение, в размещенных заявителем документах в системе ЭТП сумма оферты отличалась от суммы, заявленной на котировочной доске ЕЭТП. Общество обратилось в адрес АО "ДГК" с просьбой об изменении ранее поданного ценового предложения в связи с допущенной технической ошибкой при подаче ценового предложения, ему было отказано со ссылкой на пункт 4.5 закупочной документации, согласно которому цена заявки и иные условия закупки, указанные участником в специальных электронных формах на ЭТП, имеют преимущество перед сведениями, указанными в загруженных на ЭТП электронных документах. Закупочная документация, Положение о закупке АО "ДГК" не содержат положения о возможности изменения участником ценовых предложений, поступивших на переторжку. Указанная заявителем в жалобе информация о технической ошибке не соответствует действительности, так как отсутствует информация о сбоях в работе системы сайта электронной площадки. Размещение заявки общества в системе ЭТП выполнено в полном соответствии с требованиями регламента ЭТП и подписано усиленной электронной подписью.
В заседании комиссии объявлялся перерыв до 12 час. 00 мин. 25.01.2019, до 17 час. 00 мин. 29.01.2019.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к следующему выводу.
Жалоба рассматривается комиссией по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок обжалования действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги признаны несостоявшимися.
Действия (бездействие) могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
По правилам указанной статьи проверке подлежит соблюдение организатором торгов, электронной площадкой, конкурсной или аукционной комиссией установленной законодательством Российской Федерации процедуры организации и проведения торгов, процедуры заключения договоров по результатам торгов.
Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ).
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Закон N 223-ФЗ не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения.
При закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться следующими принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (статья 3 Закона N 223-ФЗ).
Частью 5 статьи 4 Закона N 223-ФЗ установлено, что при осуществлении закупки в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ установлено, что Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
20.11.2018 АО "ДГК" на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 31807169969 о проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора поставки двигателей для бульдозеров Shantui SD-32 для нужд филиала АО "ДГК" "Приморская генерация" N 125025.1, закупочная документация. Срок окончания подачи заявок - 07.12.2018, дата рассмотрения заявок - 17.12.2018, дата подведения итогов - 29.12.2018. Начальная (максимальная) цена договора - 2436000,00 руб. без НДС.
На участие в закупке поданы заявки ООО "Техсервис-Хабаровск" с ценой заявки 2416666,67 руб., ООО "Спецмаш" - 2433333,33 руб., ООО "МашСервис" - 2309710,74 руб. Предложения всех участников закупки признаны соответствующими условиям документации закупки. Принято решение провести переторжку (протокол от 17.12.2018 N 2560).
Закупочной документацией установлено, что организатор закупки оставляет за собой право предоставить участникам закупки возможность добровольно повысить предпочтительность их заявок, в том числе в отношении цены (пп. 4.11.1.1).
Пунктом 4.11.2 закупочной документации установлены особенности переторжки при проведении закупки с использованием ЭТП.
В случае проведения закупки с использованием ЭТП процедура переторжки проводится на ЭТП в порядке, предусмотренном настоящим подразделом и Регламентом ЭТП (пп. 4.1.2.1).
В зависимости от правил, предусмотренных Регламентом ЭТП, переторжка может проводиться как в очной форме (путем неоднократного снижения цены или улучшения других показателей) с установлением "шага" переторжки, так и в заочной форме (путем однократной подачи предложения на переторжку к установленному времени) (пп. 4.11.2.2).
При проведении заочной переторжки участник, допущенный к переторжке и желающий принять в ней участие, должен разместить на ЭТП вместе с предложением на переторжку документы своей заявки, подлежащие корректировке в строгом соответствии с его окончательными предложениями, заявленными в ходе проведения переторжки (пп. 4.11.2.3).
При проведении очной переторжки участник, допущенный к переторжке и принявший в ней участие, в течение 1 (одного) рабочего дня после окончания переторжки должен разместить на ЭТП документы своей заявки, подлежащие корректировке в строгом соответствии с его окончательными предложениями (в том числе, последним по времени ценовым предложением), заявленными в ходе проведения переторжки (пп. 4.11.2.4).
В случае если участник, допущенный к переторжке и принявший в ней участие, не разместил на ЭТП указанные документы (при заочной переторжке - вместе с предложением на переторжку, при очной - в течение установленного срока после окончания переторжки) либо не предоставил их в ответ на дополнительный запрос организатора, он считается не участвовавшим в переторжке, и его заявка остается действующей с ранее заявленными условиями (пп. 4.11.2.5).
В случае решения закупочной комиссии о допуске участника на переторжку с отлагательным условием (например, при условии представления им недостающих ранее или уточняющих документов) и неисполнения участником этого условия (не размещения данных документов на ЭТП при заочной переторжке - вместе с предложением на переторжку, при очной - в течение установленного срока после окончания переторжки), закупочная комиссия отклоняет заявку такого участника после переторжки (пп. 4.11.2.6).
Результаты переторжки оформляются оператором ЭТП в виде протокола, который официально размещается оператором ЭТП в ЕИС в течение 1 (одного) часа с момента завершения переторжки (пп. 4.11.2.7).
Из указанных положений, установленных закупочной документацией, следует, что при предложении стоимости заявки отличной от первоначальной участник должен разместить на ЭТП документы своей заявки, подлежащие корректировке в строгом соответствии с его окончательными предложениями (в том числе, последним по времени ценовым предложением), иначе он считается не участвовавшим в переторжке.
На сайт ЭТП поступили документы с предложениями на переторжку от ООО "Техсервис-Хабаровск" с ценой заявки 228166,66 руб., ООО "Спецмаш" - 2425000,00 руб., ООО "МашСервис" - 2309710,74 руб. (протокол от 29.2.2018 N 2562).
В пункте 4 вопроса N 1 протокола от 29.12.2018 указано, что участником ООО "Техсервис-Хабаровск" в специальных электронных формах на ЭТП была заявлена скорректированная цена заявки после процедуры переторжка - 228 166,66 рублей без учета НДС. В загруженных на ЭТП электронных документах сумма скорректированной заявки указана- 2 281 666,66 рублей. На основании пункта 2.4.5 Документации о закупке цена заявки и иные условия закупки, указанные Участниками в специальных электронных формах на ЭТП, имеют преимущество перед сведениями, указанными в загруженных на ЭТП электронных документах.
Победителем закупки признан участник, занявший 1 (первое) место в ранжировке по степени предпочтительности для заказчика: ООО "Техсервис-Хабаровск" 680032, Российская Федерация, Хабаровский край, г. Хабаровск, пер. Камышовый 15 с ценой заявки не более 228 166,66 руб. без учета НДС (п. 1, вопрос N 3 протокола от 29.12.2018 N 2562).
По материалам дела Комиссией установлено, что общество письмом от 20.12.2018 обратилось в адрес АО "ДГК" с просьбой об изменении ранее поданного ценового предложения с суммой 228166,66 руб. на сумму 2281666,66 руб. в связи с допущенной технической ошибкой. Ответным письмом от 21.12.2018 АО "ДГК" отказало в удовлетворении просьбы со ссылкой на пункт 2.4.5 закупочной документации, согласно которому цена заявки и иные условия закупки, указанные участниками в специальных электронных формах на ЭТП, имеют преимущество перед сведениями, указанными в загруженных на ЭТП электронных документах.
20.12.2018 АО "ДГК" в адрес общества направлен запрос о предоставлении документов заявки, подлежащих корректировке в строгом соответствии с его окончательными предложениями (в том числе, последним по времени ценовым предложением), заявленными в ходе проведения переторжки. Обществом в адрес АО "ДГК" направлен ответ о допущенной технической ошибке и просьбе в случае непринятия предложения с суммой 2281666,66 руб. провести повторную переторжку. Документы заявки, требуемые пунктом 4.11.2.4 закупочной документации, подлежащие корректировке в строгом соответствии с его окончательными предложениями, заявленными в ходе проведения переторжки, обществом АО "ДГК" не представлены, на ЭТП не размещены.
В нарушение подпунктов 4.11.2.5, 4.11.2.6 закупочной документации АО "ДГК" признал общество участвовавшим в переторжке с окончательным предложением в сумме 228166,66 руб.
Таким образом, действия организатора закупки при проведении и подведении результатов переторжки противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, подпункту "г" пункта 1.4.2.2 Положения о закупке продукции для нужд Группы РусГидро.
Поскольку допущенное нарушение повлияло на результат закупки, комиссия полагает необходимым выдать организатору закупки предписание об устранении допущенных нарушений.
В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (часть 20 статьи 18.1).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Техсервис-Хабаровск" на действия закупочной комиссии АО "ДГК" при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на поставку двигателей для бульдозеров Shantui SD-32 для нужд филиала АО "ДГК" "Приморская генерация" N 125025.1 (извещение N 31807169969) обоснованной.
2. Признать действия АО "ДГК" при проведении указанной закупки нарушающими пункт 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц".
3. Выдать АО "ДГК" предписание об устранении нарушения порядка организации и проведения закупки.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 29 января 2019 г. N 8-01/1
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 01.02.2019