Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по контролю в сфере закупок на территории Курганской области (далее - Комиссия Курганского УФАС России) в составе:
Заместитель председателя Комиссии - Корешева И.С. - заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области,
Члены комиссии:
Пылаева Е. П. - государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области,
Воронова С.А. - государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области,
в присутствии представителей Заказчика - Государственного бюджетного учреждения "Курганская областная детская клиническая больница имени Красного Креста" (далее - ГБУ "Курганская областная детская клиническая больница им. Красного Креста", Заказчик) В***** А.А. (доверенность N б/н от 12.11.2018 г.), П****** Е.Е. (доверенность N б/н от 24.07.2018 г.),
в отсутствии представителя Общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Виал" (далее - ООО "ТД "Виал", Заявитель) (о времени и месте рассмотрения жалобы извещено надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте рассмотрения жалобы в ЕИС, явку представителя не обеспечило, ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя не представило),
рассмотрев жалобу ООО "ТД "Виал" на действия Заказчика - ГБУ "Курганская областная детская клиническая больница им. Красного Креста" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку лекарственных препаратов (йопромид) (извещение N 0343200020119000002), и осуществив внеплановую проверку, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
01.02.2019 г. в адрес Курганского УФАС России поступила жалоба ООО "ТД "Виал" на действия Заказчика - ГБУ "Курганская областная детская клиническая больница им. Красного Креста" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку лекарственных препаратов (йопромид) (извещение N 0343200020119000002).
В жалобе Заявитель указал, что при описании объекта закупки Заказчик установил требования к первичной упаковке лекарственных препаратов (йопромид) в виде картриджа для аппарата Stellant CT S, Sx, что по мнению Заявителя ограничивает круг потенциальных участников закупки и нарушает ст. 33 Закона о контрактной системе, поскольку указывает на возможность поставки единственного лекарственного препарата Ультравист (производитель Байер Шеринг Фарма АГ, Германия).
Кроме того, ООО "ТД "Виал" считает неправомерным объединение в один предмет закупки поставку лекарственного препарата (йопромид) со шприцами для введения рентгеноконтраста совместимыми с аппаратом Stellant CT S, Sx, так как поставка лекарственных препаратов представляет собой лицензированный вид деятельности, а для поставки медицинского изделия - шприца для введения рентгеноконтраста лицензия не требуется, что в свою очередь так же ограничивает круг потенциальных участников закупки и нарушает ст. 33 Закона о контрактной системе.
Заявитель просит провести внеплановую проверку вышеуказанной закупки, признать жалобу обоснованной, выдать Заказчику предписание об устранении нарушений.
Представители Заказчика с доводами, изложенными в жалобе заявителя, не согласны, по основаниям, изложенным в письменном возражении, приобщенном к материалам дела по рассмотрению жалобы.
Просят признать жалобу Заявителя необоснованной.
Руководствуясь административным регламентом по рассмотрению жалоб, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 19.11.2014 N 727/14, ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссией Курганского УФАС России проведена внеплановая проверка, в результате которой установлено, что 31.01.2019 г. в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) опубликовано извещение о проведении электронного аукциона на поставку лекарственных препаратов (йопромид) (извещение N 0343200020119000002).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 1 604 000, 00 рублей.
Заказчиком является ГБУ "Курганская областная детская клиническая больница им. Красного Креста".
На момент рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Оценивая доводы Заявителя, изложенные в жалобе, а также документы, представленные Заказчиком, приобщенные к материалам дела по рассмотрению жалобы, Комиссия Курганского УФАС России приходит к следующим выводам.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83, пунктом 3 части 2 статьи 83.1 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями. Положения настоящего пункта не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается государственный контракт в соответствии со статьей 111.4 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссией Курганского УФАС России при рассмотрении документации об электронном аукционе (извещение N 0343200020119000002) (далее - аукционная документация) установлено, что Заказчику к поставке требуется лекарственный препарат (йопромид).
Согласно техническому заданию аукционной документации Заказчику требуется лекарственный препарат (йопромид) со следующим описанием.
МНН |
Описание |
Ед. изм. |
Кол-во Стационар |
Кол-во поликлиника |
Общее кол-во |
Йопромид |
раствор для инъекций 300 мг йода/мл, 100 мл - картриджи для аппарата Stellant CT S, Sx имеющегося в отделении либо поставка раствора во флаконе 100 мл и шприца для введения рентгеноконтраста совместимого с аппаратом Stellant CT S, Sx имеющегося в отделении |
мг |
7400000 |
7400000 |
14800000 |
Йопромид |
раствор для инъекций 370 мг йода/мл, 100 мл - картриджи для аппарата Stellant CT S, Sx имеющегося в отделении либо поставка раствора во флаконе и шприца для введения рентгеноконтраста совместимого с аппаратом Stellant CT S, Sx имеющегося в отделении |
мг |
4800000 |
4800000 |
9600000 |
На рассмотрении жалобы по существу представитель Заказчика пояснил, что, лекарственный препарат с МНН Йопромид в государственном реестре лекарственных препаратов зарегистрирован с двумя видами первичной упаковки, а именно картриджи и флаконы. Иных видов первичной упаковки данный лекарственный препарат не имеет.
Таким образом, Заказчиком принято решение об указании в аукционной документации возможности поставки лекарственного препарата (йопромид) как в картриджах, так и во флаконах с дополнительной поставкой шприцев для введения рентгеноконтраста совместимого с аппаратом Stellant CT S, Sx.
С учетом указанных выше обстоятельств, Комиссия Курганского УФАС России приходит к выводу, что при описании объекта данной закупки Заказчиком предусмотрена альтернативная возможность поставки лекарственного препарата (йопромид) как в картриджах для аппарата Stellant CT S, Sx, имеющегося у ГБУ "Курганская областная детская клиническая больница им. Красного Креста", так и во флаконах с дополнительной поставкой шприцев для введения рентгеноконтраста совместимого с аппаратом Stellant CT S, Sx, что свидетельствует о возможности осуществить поставку лекарственного препарата в иной форме выпуска.
При этом, предусмотрев данную возможность, ГБУ "Курганская областная детская клиническая больница им. Красного Креста" максимально расширило круг потенциальных участников данной закупки, предоставив участникам электронного аукциона возможность выбора первичной упаковки лекарственного препарата, являющего предметом закупки и обеспечив эффективность использования бюджетных средств.
Комиссия Курганского УФАС России полагает, что требование к первичной упаковке лекарственного средства при условии наличия возможности осуществить поставку лекарственного препарата в иной первичной упаковке, не является ограничением для потенциальных участников закупки, так как ГБУ "Курганская областная детская клиническая больница им. Красного Креста" не предъявляло дополнительных требований ни к производителю товара, ни к участнику закупки, а лишь конкретизировало предмет закупки в рамках действующего законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок.
Кроме того, объектом данного электронного аукциона является поставка товара, а не его изготовление.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о контрактной системе участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя
Таким образом, товар может быть предложен заказчику различными поставщиками товара, круг которых неограничен.
Оценивая довод заявителя, следует отметить, что отсутствие у лица возможности поставить товар, являющийся объектом закупки (извещение N 0343200020119000002) в полном объеме удовлетворяющий потребности заказчика не может быть расценено, как неправомерные действия со стороны заказчика, поскольку отсутствие такой возможности у хозяйствующего субъекта не свидетельствует о совершении заказчиком действий, ограничивающих количество участников закупки. Включение в документацию условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в закупке.
Анализируя вышеизложенное, Комиссия Курганского УФАС России приходит к выводу, что указание Заказчиком в документации оспариваемых требований обусловлено его потребностями и не свидетельствует о том, что включение рассматриваемых требований в аукционную документацию влечет ограничение количества участников закупки, так как товар, обладающий соответствующими характеристиками любой потенциальный участник электронного аукциона и производитель данного лекарственного препарата.
Исходя из вышеизложенного, в действиях заказчика нарушения требований законодательства РФ о контрактной системе не усматриваются, довод Заявителя признан Комиссией Курганского УФАС России необоснованным.
Относительно довода ООО "ТД "Виал" об объединении в один предмет закупки поставку лекарственного препарата (йопромид) и шприцов для введения рентгеноконтраста совместимыми с аппаратом Stellant CT S, Sx, Комиссия Курганского УФАС России отмечает следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Частью 1 ст. 13 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в соответствии с настоящим Федеральным законом заказчиками осуществляются закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, а именно для достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования Российской Федерации), государственными программами субъектов Российской Федерации (в том числе региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования субъектов Российской Федерации), муниципальными программами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2017 г. N 1380 "Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утверждены особенности описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Постановление Правительства РФ N 1380).
Согласно п.п "а" п. 3 Постановления Правительства РФ N 1380 при описании объекта закупки в отношении лекарственных препаратов в картриджах либо в иных формах выпуска, совместимых с устройствами введения (применения), - должно быть указание на возможность поставки лекарственных препаратов с условием безвозмездной передачи пациентам совместимых устройств введения в количестве, соответствующем количеству пациентов, для обеспечения которых закупаются лекарственные препараты в картриджах.
Следовательно, указание на возможность поставки лекарственных препаратов с условием безвозмездной передачи пациентам совместимых устройств введения прямо предусмотрено вышеуказанной нормой права и действия Заказчика, связанные с указанием на возможность поставки лекарственного препарата, в том числе, во флаконах с дополнительной поставкой шприцев для введения рентгеноконтраста совместимого с аппаратом Stellant CT S, Sx не могут быть признаны нарушающими законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Таким образом, поставка лекарственных препаратов во флаконах, представляющая собой лицензированный вид деятельности, неразрывно связана законодателем с поставкой совместимых устройств, предназначенных для их введения.
При рассмотрении аукционной документации (извещение N 0343200020119000002) Комиссией Курганского УФАС России, установлено, что ГБУ "Курганская областная детская клиническая больница им. Красного Креста" исполнены требования, предъявленные к описанию объекта закупки (извещение N 0343300002618000202) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.11.2017 г. N 1380.
На основании вышеизложенного, довод Заявителя признан Комиссией Курганского УФАС России необоснованным.
В результате проведения внеплановой проверки вышеуказанной закупки, Комиссией Курганского УФАС России нарушения требований действующего законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд также не установлены.
Исследовав предоставленные материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Курганского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Торговый Дом "Виал" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев.
Заместитель председателя Комиссии: И.С. Корешева
Члены Комиссии: Е.П. Пылаева
С.А. Воронова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 8 февраля 2019 г. N 05-02/9-19
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 01.02.2019