В Пензенское УФАС России (далее - Управление, антимонопольный орган) поступили обращения на действия Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Пензенской области (ИНН 5836679419, ОГРН 1165835068959) (далее - Росгвардия) по исключению охранных учреждений из перечня мест, определенных для проведения периодических проверок частных охранников.
Из указанных обращений следует, что Центр лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Пензенской области (далее - ЦЛРР Росгвардии) исключает образовательные организации из списка мест, организаций и объектов, задействованных для проведения периодических проверок частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия ввиду отсутствия на базе образовательных учреждений стрелковых объектов.
В ходе рассмотрения обращений установлено следующее.
Согласно пункту 18 статьи 9 Федерального закона от 03.07.2016 N226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 03.07.2016 N226-ФЗ) войска Росгвардии уполномочены проводить периодические проверки частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях связанных с применением оружия и специальных средств.
Проведение периодических проверок частных охранников на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств не относится к образовательной деятельности, а является в силу статьи 9 Федерального закона от 03.07.2016 N226-ФЗ полномочием Росгвардии в целях реализации положений Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии", Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", возлагающих на работников частных охранных организаций и юридических лиц с особыми уставными задачами обязанность прохождения таких проверок.
Порядок проведения периодических проверок частных охранников на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением мест, организаций и объектов, задействованных для проведения периодических проверок, предусмотрен Положением, утвержденным приказом МВД России от 29.06.2012 N647 (далее - Положение).
Пунктом 22 Положения установлено право комиссии по периодическим проверкам (далее - Комиссия) устанавливать перечень мест организаций и объектов, задействованных для проведения периодических проверок.
В соответствии с пунктом 22.3 Положения периодические проверки с использованием служебного и гражданского оружия проводятся, как правило, на базе стрелковых объектов образовательных организаций.
Таким образом, Комиссии по периодическим проверками частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами полномочна самостоятельно определять перечень мест, организаций и объектов, которые будут задействованы комиссией для проведения периодических проверок.
14.02.2017 Росгвардия приказом N 52 утвердила комиссию Управления Рогвардии по Пензенской области по периодическим проверкам частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств (далее - Комиссия Рогвардии, Комиссия) и положение о ее работе.
Согласно Приложению N 2 к Приказу Росгвардии от 14.02.2017 N 52 утвержден состав Комиссии Росгвардии, в котором в числе членов Комиссии состоят должностные лица образовательных учреждений, на базе которых проводятся периодические проверки.
Приложением N 3 к Приказу Росгвардии от 14.02.2017 N 52 утвержден список мест, организаций и объектов, задействованных для проведения периодических проверок частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия (далее - список мест для проведения периодических проверок). В указанный список включены следующие организации: НОУ ДПО "Центр образования "Кираса-МКТА", НОУ ДПО "Гранит-Профи", ЧОУ ДПО "Центр спецподготовки "Кодекс", ЧОУ ДПО "Феникс", НОУ ДПО "Сурская стража "ДОСААФ", ЧОУ ДПО "Прайд".
В 2018 году периодические проверки частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств в 2018 году осуществляются только на базе ЧОУ ДПО "Гранит-Профи".
Причины исключения из указанного списка следующие:
- ЧОУ ДПО "Прайд" - отсутствием на базе образовательной организации стрелкового объекта (письмо Росгвардии от 28.09.2017 N 549-686);
- УДПО "Кираса-МКТА" - отсутствие у образовательного учреждения тира.
Таким образом, из вышеизложенного следует, что единственной причиной исключения образовательных учреждений из списка мест проведения периодических проверок частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств, выступает отсутствие на базе учреждений дополнительного профессионального образования стрелковых объектов.
Вместе с тем, между ЧОУ ДПО "Прайд" и ЧОУ ДПО "Гранит-Профи" 28.08.2017 заключен договор Nб/н субаренды стрелковой базы для проведения стрельб с работниками ЧОО-охраннками пятого или шестого разряда в рамках периодических проверок, определенных нормативно-правовыми актами Росгвардии и в соответствии с графиком ЦЛРР Росгвардии.
Между УДПО "Кираса-МКТА", на основании договора аренды от 01.03.2010 N1 с МБОУ ДОД "ДД(Ю)Т", в настоящее время существует стрелковая база.
ЧОУ ДПО "Центр спецподготовки "Кодекс" использует стрелковый тир ДЮСТШ по ПВС РО ДОСААФ России по Пензенской области (договор от 12.04.2018 N2).
На базе ЧОУ ДПО "Гранит-Профи" также имеется стрелковый объект (договор N б/н о передаче в субаренду нежилых помещений от 10.03.2018).
Следовательно, НОУ ДПО "Центр образования "Кираса-МКТА", ЧОУ ДПО "Центр спецподготовки "Кодекс", ЧОУ ДПО "Прайд" имеются базы стрелковых объектов.
В соответствии с положениями части 1 статьи 10 Гражданского кодекса РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемыми исключительно с намерением причинить вред другому, а также злоупотребление правом в иных формах. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции. А также злоупотребления доминирующим положением на рынке.
Исключение образовательных учреждений из списка мест проведения периодических проверок частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств, приводит (может привести) к оттоку потребителей у образовательных организаций, так как возможность сдачи экзамена в месте обучения влияет на спрос потребителей на услугу по обучению частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств.
Управление Росгвардии, в силу пункта 18 части 1 статьи 9 Федерального закона от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации", является уполномоченным органом по проведению периодических проверок частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств.
Исключение конкретных хозяйствующих субъектов без каких-либо мотивированных оснований, свидетельствует о злоупотребление правом по установлению перечня мест, организаций и объектов, задействованных для проведения периодических проверок.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Таким образом, Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Пензенской области, ставит в более выгодное положение ЧОУ ДПО "Гранит-Профи", создавая дискриминационные условия для хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичный вид деятельности.
Статьей 23 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что к полномочиям антимонопольного органа относится, в том числе выдача предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае выявления признаков нарушения статьи 15 данного закона в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.
Таким образом, действия Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Пензенской области, по исключению образовательных учреждений из списка мест, организаций и объектов, задействованных для проведения периодических проверок частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия, создают дискриминационные условия для хозяйствующих субъектов, имеющих на своей базе стрелковые объекты на рынке оказания образовательных услуг для подготовки частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств и содержат признаки нарушения пункта 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
В связи с наличием в действиях Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Пензенской области признаков нарушения пункта 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, Пензенское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Пензенской области о необходимости прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и принять меры по устранению причин и условий данного нарушения, для чего в срок до 31.08.2018:
- прекратить нарушение пункта 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции,
- привести приказ приказ Управления Росгвардии по Пензенской области от 14.02.2017 N 52 в соответствие с требованиями статьи 15 Закона о защите конкуренции, обеспечив равные возможности для включения в список мест, организаций и объектов, задействованных для проведения периодических проверок, всем образовательным организациям, оказывающих услуги по обучению частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия, и имеющим стрелковые объекты.
О выполнении предупреждения сообщить в Пензенское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с приложением подтверждающих документов.
В силу части 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предупреждение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 2 июля 2018 г. N 3-20-1/15-2018
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 02.07.2018