Председатель Комиссии ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства Кашеваров А.Б.
У С Т А Н О В И Л:
В ФАС России поступило заявление ООО "Альбион-2002" от 02.02.2017 N 20/о-м (вх. N 16838/17 от 03.02.2017) по вопросу соответствия антимонопольному законодательству Российской Федерации действий розничной торговой сети "Красное и Белое", направленных на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности и противоречащих законодательству Российской Федерации и выразившихся в систематической реализации табачной продукции с нарушением ограничений, установленных подпунктом 2 пункта 7 статьи 19 Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака", в том числе со стороны ООО "Лабиринт-Волга" - по следующим адресам:
Кировская область, Киров, ул. Мостовицкая, 6/Чистопрудненская, 3,
Нижегородская область, Нижний Новгород, ул. Коминтерна, 160,
Нижегородская область, Нижний Новгород, ул. С. Акимова, 25А,
Нижегородская область, Дзержинск, пр-т. Ленина, 97,
Нижегородская область, Дзержинск, ул. Клюквина, 1,
Нижегородская область, Нижний Новгород, ул. Ванеева, 32/1,
Марий Эл, г.Козьмодемьянск, 3-й мкр., 3,
Самарская область, Самара, пр-т. Металлургов, 90,
Саратовская область, Энгельс, ул. Ломоносова, 1б.
Анализ представленных документов показал следующее.
ООО "Альбион-2002" осуществляет торговую деятельность посредством образования торговой сети "Бристоль". Ассортиментную матрицу в основном составляет алкогольная и табачная продукция (порядка 80%) и продовольственные товары (порядка 20%).
Ассортиментная матрица товаров, представленных в торговой сети "Красное и Белое", схожа с ассортиментной матрицей торговой сети "Бристоль" и в основном ее составляет алкогольная и табачная продукция (порядка 80%) и продовольственные товары (порядка 20%). Форматы торговых объектов сети "Красное и Белое" и сети "Бристоль" - "магазины у дома". В связи с чем можно предварительно сделать вывод, что торговая сеть "Красное и Белое" и торговая сеть "Бристоль" являются конкурентами и имеют схожую стратегию осуществления торговой деятельности.
Согласно подпункту 2 пункта 7 статьи 19 Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" (далее - Закон об охране здоровья граждан) запрещается розничная торговля табачной продукцией на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг (далее по тексту - 100-метровая зона).
ООО "Лабиринт-Волга" осуществляющее по перечисленным адресам торговую деятельность в магазинах торговой сети "Красное и Белое", реализует табачную продукцию с нарушением требований подпункта 7 пункта 2 статьи 19 Закона N 15-ФЗ.
Согласно информации, представленной Управлением Роспотребнадзора по Кировской области ООО "Лабиринт-Волга", осуществляющее предпринимательскую деятельность посредством организации торговой сети "Красное и Белое", было привлечено к административной ответственности (от 10.11.2016 штраф 35 000 руб) по части 1 статьи 14.53 КоАП за реализацию табачной продукции в магазине находящимся по адресу: г. Киров, ул. Мостовицкая/Чистопрудненская 6/3.
В соответствии с информацией, предоставленной Управлением Роспотребнадзора по Республике Марий Эл, ООО "Лабиринт-Волга" неоднократно привлекалось к административной ответственности по части 1 статьи 14.53 КоАП (N 23 от 03.03.2015 (штраф - 30 000 руб.), N 69 от 10.06.2015 (штраф-35 000 руб.), N 129 от 08.09.2015 (штраф - 50 000 руб.), N 9 от 11.02.2016 (штраф-50 000 руб.), постановление о назначении административного наказания от 24.07.2015 дело N 5-313/2015 (мир.суд), штраф-3 000 руб.) за реализацию табачной продукции в магазине по адресу: г. Козьмодемьянск, 3 микр., д.3, пом.4.
Согласно пункту 9 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон "О защите конкуренции") недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
При этом перечень форм недобросовестной конкуренции не является закрытым, и статьей 14.8 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещены также иные формы недобросовестной конкуренции, в которых имеются признаки, предусмотренные ее определением.
Из полученных документов усматривается, что ООО "Лабиринт- Волга" при осуществлении торговли в магазинах "Красное и Белое" сознательно многократно нарушало законодательство и правила торговли табачными изделиями - открывала торговые объекты, осуществляющие розничную торговлю в том числе табачными изделиями, с грубым нарушением "100 метровой зоны", будучи осведомлена об имеющемся требовании закона, в том числе в результате неоднократного привлечения к ответственности.
Данные обстоятельства свидетельствует, что нарушение носит систематический характер, а также о том, что подобная конкурентная практика может быть обусловлена осознанным целеполаганием (умыслом) предполагаемого нарушителя, в связи с чем описанная в заявлении и прилагаемых материалах практика противоречит принципам добропорядочности, разумности и справедливости и в целом противоречат индивидуальным, коллективным и публичным правам и законным интересам участников гражданского оборота.
Указанные действия имеют признаки недобросовестной конкуренции (статья 14.8 Федерального закона "О защите конкуренции").
В соответствии с частью 2 статьи 39.1 Закона "О защите конкуренции" в случае выявления в действиях лица признаков нарушения, в том числе статьи 14.8 Закона "О защите конкуренции", указанным лицам выдается предупреждение. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении указанного запрета без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.
По данным фактам ФАС России выдало ООО "Лабиринт-Волга" предупреждение N ИА/82640/17 от 27.11.2017 о прекращении действий (бездействия), содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства, при осуществлении торговой деятельности в магазинах "Красное & Белое" по перечисленным адресам, действий, направленных на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности и противоречащих законодательству Российской Федерации и выразившихся в систематической реализации табачной продукции с нарушением ограничений, установленных подпунктом 2 пункта 7 статьи 19 Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака", как нарушающих запрет, установленный статьей 14.8 Закона "О защите конкуренции".
В ФАС России поступило письмо ООО "Лабиринт-Волга" от 15.12.2017 (вх.N200378/17 от 28.12.2017), которым сообщено, что ООО "Лабиринт-Волга" не согласно с выданным предупреждением, поскольку в них отсутствуют ссылки на результаты проверок, проведенных уполномоченным контролировать соблюдения Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" органом - Роспотребнадзором; не запрошен и не исследован кадастровый план и не проведена экспертиза для уточнения расстояния от торговой организации до образовательного учреждения, не указано, какие помещения, предназначенные для оказания образовательных услуг, и на каком расстоянии от магазина "Красное&Белое" находятся, не проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке для установления доминирующего положения субъекта, которому выдается предупреждение.
Кроме того, сообщено, что по адресам: Нижегородская область, Нижний Новгород, ул. Коминтерна, 160, и Саратовская область, Энгельс, ул. Ломоносова, 1б ООО "Лабиринт-Волга" не имеет обособленных подразделений.
Таким образом, в отношении фактов нарушений, выявленных по остальным перечисленным в предупреждении адресам, выданное предупреждение ООО "Лабиринт-Волга" не исполнено.
В соответствии с требованиями статьи 39.1 Закона "О защите конкуренции" в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
На основании изложенного издан приказ ФАС России от 09.04.2018 N441/18 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ООО ООО "Лабиринт-Волга" (603163, Нижегородская область, город Нижний Новгород, улица Композитора Касьянова, 5, пом.П3, ОГРН: 1135260018222, ИНН: 5260374864) статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
О П Р Е Д Е Л И Л:
1. Назначить дело N 1-14-72/00-08-18 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению на 20.04.2018 в 14.00 по адресу: г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11, этаж 1, аудитория 413.
2. Привлечь к участию в рассмотрении дела N 1-14-72/00-08-18 о нарушении антимонопольного законодательства в качестве:
ответчика:
ООО "Лабиринт-Волга" (603163, Нижегородская область, город Нижний Новгород, улица Композитора Касьянова, 5, пом.П3, ОГРН: 1135260018222, ИНН: 5260374864)
заявителя:
ООО "АЛЬБИОН-2002" (офис 106, блок Б, пер. Мотальный, д. 8, г. Нижний Новгород, 603140, ОГРН: 1025202393677, ИНН: 5257056036).
3. ООО "Лабиринт-Волга" в срок до 19.04.2018 представить в ФАС России письменную позицию относительно обстоятельств рассматриваемого дела.
Явка ответчика по делу N 1-14-72/00-08-18 о нарушении антимонопольного законодательства или его представителя (с доверенностью на участие в рассмотрении дела) обязательна.
Примечания:
1. Согласно статье 43 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) лица, участвующие в деле о нарушении антимонопольного законодательства с момента возбуждения дела имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, заявлять ходатайства, давать пояснения в письменной или устной форме комиссии, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в деле, возражать против ходатайств, доводов других лиц, участвующих в деле.
С материалами дела можно ознакомиться в Федеральной антимонопольной службе, контактный телефон (499) 755 23 23, доб. 088-806.
2. Копии документов, представленные для приобщения к материалам дела и не заверенные нотариально, должны быть заверены подписью руководителя и печатью юридического лица.
3. Для обеспечения пропусков в здание Федеральной антимонопольной службы фамилии представителей необходимо сообщить за 1 день до рассмотрения дела.
4. В соответствии с частью 2 статьи 42 Закона "О защите конкуренции" лица, участвующие в деле о нарушении антимонопольного законодательства вправе осуществлять свои права и обязанности самостоятельно или через представителей, полномочия которых подтверждаются документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии А.Б.Кашеваров
Склярова Я.В. (499)755 23 23, доб. 088-440
2018-38305(1)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Федеральной антимонопольной службы от 10 апреля 2018 г. N 1-14-72/00-08-18
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 10.04.2018