Председатель Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства
У С Т А Н О В И Л:
Основанием для возбуждения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства являются признаки нарушения части 5 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) в действиях публичного акционерного общества "АВТОВАЗ" (далее - ПАО "АВТОВАЗ"), выявленные по итогам анализа информации, представленной уполномоченными дилерами ПАО "АВТОВАЗ" о ситуации на рынке услуг по техническому обслуживанию транспортных средств в период с мая 2016 года по май 2017 года.
ПАО "АВТОВАЗ" является производителем легковых автомобилей под собственной торговой маркой "LADA", а также запасных частей, сервисных товаров и иной продукции (далее - Продукция).
Реализация Продукции ПАО "АВТОВАЗ" на территории Российской Федерации осуществляется через сеть уполномоченных дилеров, с которыми заключаются соответствующие дилерские договоры о продаже и обслуживании (например, от 26.02.2012 N 550; от 15.10.2012 N549) (далее - дилерский договор). Неотъемлемой частью дилерского договора являются дополнительные соглашения, стандарты, внутренние политики и т. п.
Согласно дилерскому договору автомобили - это новые автомобили "LADA" производства ПАО "АВТОВАЗ" и автомобили "LADA", собранные из автосборочных комплектов ПАО "АВТОВАЗ" на автосборочных заводах.
Под уполномоченным дилером понимается юридическое лицо, с которым ПАО "АВТОВАЗ" заключило дилерский договор о продаже и обслуживании, тем самым уполномочив такое лицо на продажу Продукции и оказание услуг (выполнение работ), касающихся обслуживания продукции (далее - дилер).
В соответствии с пунктом 8.1 дилерского договора реализуемая дилером Продукция должна приобретаться исключительно у ПАО "АВТОВАЗ" или одобренного лица ПАО "АВТОВАЗ".
ПАО "АВТОВАЗ" предоставляет дилеру право и возлагает на дилера обязанность осуществлять реализацию продукции и обеспечивать ее техническое обслуживание и ремонт.
Техническое обслуживание представляет собой комплекс операций по поддержанию работоспособности или исправности автомобиля при использовании его по назначению, который проводится систематически через установленные периоды времени и (или) при достижении определенного пробега.
Оказание услуг по техническому обслуживанию автомобилей осуществляется уполномоченными дилерами на основании цен, утверждённых ПАО "АВТОВАЗ" и рекомендованных к исполнению дилерам.
Информация о ценах на техническое обслуживание автомобилей "LADA", изменениях указанных цен размещается на официальном сайте www.lada.ru и доступна для неограниченного круга лиц, а также на дилерском портале (https://tportal.vaz.ru), права доступа к которому предоставлены только уполномоченным дилерам.
Непосредственное взаимодействие ПАО "АВТОВАЗ" и уполномоченных дилеров осуществляется через регионального менеджера по послепродажному обслуживанию.
Согласно пункту 14 статьи 4 Закона о защите конкуренции координация экономической деятельности - согласование действий хозяйствующих субъектов, третьим лицом, не входящим в одну группу лиц ни с одним из таких хозяйствующих субъектов и не осуществляющим деятельности на товарном рынке, на котором осуществляется согласование действий хозяйствующих субъектов.
Как следует из данного определения координация возможна только при наличии двух условий:
1) координатор не входит в группу лиц ни с одним координируемым лицом;
координатор не является участником того же самого рынка, на котором осуществляется деятельность по координации.
Анализ представленной информации показал, что 290 дилеров по состоянию на 12.09.2017 согласно статье 9 Закона о защите конкуренции не входят в одну группу лиц с ПАО "АВТОВАЗ" и могут рассматриваться в качестве координируемых лиц в понимании Закона о защите конкуренции.
ПАО "АВТОВАЗ" не осуществляет хозяйственную деятельность на товарном рынке, на котором осуществляется согласование действий уполномоченных дилеров.
В период с мая 2016 года по май 2017 года ПАО "АВТОВАЗ" на дилерском портале размещало информационные письма от 20.05.2016 N 29000/221 "Об увеличении количества машинозаездов на ТО", от 04.10.2016 N 29000/371 "Об увеличении количества машинозаездов на ТО", от 20.04.2017 N 29000/135 "Об актуализации рекомендованной стоимости ТО", от 29.05.2017 N 29000/179 "Об изменении стоимости ТО", адресованные руководителям уполномоченных дилеров ПАО "АВТОВАЗ", с указанием расчета стоимости технического обслуживания транспортных средств и финального прайса.
Необходимость приведения цен на техническое обслуживание в дилерских центрах в соответствие с рекомендованными и внесение корректировок в работу сервисных центров обусловлены обязанностью дилеров участвовать в акциях и выполнять все условия акций для получения премий, зафиксированных в дилерском договоре и в Приложении к договору "Соглашение о выплате премии".
В соответствии дилерским договором в рамках выполнения дилером обязательств ПАО "АВТОВАЗ" имеет право выплачивать дилеру премии за выполнение дилером определенных условий, установленных ПАО "АВТОВАЗ". Условия и порядок каждого вида премирования устанавливается ПАО "АВТОВАЗ" в порядке, предусмотренном сбытовой политикой. Так согласно сбытовой политике ПАО "АВТОВАЗ" устанавливаются скидки и премии, а также дополнительные премии и дополнительные скидки для мотивации и повышения эффективности работы дилеров. Порядок выплаты премий, скидок дилерам, их размеры и периодичность устанавливаются сбытовой политикой.
Таким образом, при неучастии в акциях, указанных в информационных письмах, дилер фактически утрачивает возможность конкурировать с дилерами, участвующими в акциях ПАО "АВТОВАЗ".
На основании изложенного, стимулирование ПАО "АВТОВАЗ" дилеров посредством акций, при устранении конкуренции между дилерами, привело к созданию условий, вынуждающих дилеров действовать определенным образом, а именно, руководствоваться в своей деятельности ценами на техническое обслуживание, установленными ПАО "АВТОВАЗ".
С учетом изложенного, координация ПАО "АВТОВАЗ" хозяйственной деятельности дилеров могла привести к установлению и поддержанию цен на оказание услуг по техническому обслуживанию транспортных средств.
Действия ПАО "АВТОВАЗ" не могут быть признаны допустимыми в соответствии со статьями 12, 13 Закона о защите конкуренции и не предусмотрены федеральными законами.
Статья 12 Закона о защите конкуренции устанавливает специальные критерии допустимости "вертикальных" соглашений, наличие которых влечет нераспространение антимонопольных запретов, предусмотренных статьей 11 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с пунктом 19 статьи 4 Закона о защите конкуренции "вертикальное" соглашение - это соглашение между хозяйствующими субъектами, один из которых приобретает товар, а другой предоставляет (продает) товар.
Согласно пункту 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение - это договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Согласно пункту 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции товар - это объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
"Вертикальные" соглашения представляют собой соглашения между хозяйствующими субъектами, находящимися на различных уровнях технологического цикла, содержащие условия, в соответствии с которыми такие хозяйствующие субъекты будут осуществлять приобретение, продажу или перепродажу определенных товаров или услуг.
"Вертикальные" соглашения реализуются в том числе через гражданско-правовые договоры, предмет которых предусматривает переход товара от одного лица к другому (договор купли-продажи, договор поставки и другие договоры). Гражданско-правовые договоры или соглашения, которые не предусматривают передачу товара от одного лица другому, не могут рассматриваться в качестве "вертикальных" соглашений.
В соответствии с дилерским договором дилер обязан оказывать услуги по послепродажному обслуживанию автомобилей.
Послепродажное обслуживание представляет собой комплекс услуг (выполнение работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей в гарантийный и постгарантийный периоды эксплуатации.
Услуги по техническому обслуживанию автомобилей оказываются непосредственно дилерами.
Произведенные дилером работы по техническому обслуживанию автомобилей оплачиваются конечными потребителями данной услуги - владельцами автомобилей.
Анализ положений дилерского договора показал, что данный договор не содержит:
\x{2212} условий оказания ПАО "АВТОВАЗ" дилерам услуг по техническому обслуживанию автомобилей;
\x{2212} условий оплаты ПАО "АВТОВАЗ" дилерам услуг по техническому обслуживанию автомобилей;
\x{2212} условий компенсации ПАО "АВТОВАЗ" дилерам расходов, связанных с осуществлением работ по техническому обслуживанию автомобилей.
Кроме того, при оказании услуг по техническому обслуживанию автомобилей конечным потребителям ПАО "АВТОВАЗ" не является ни заказчиком услуги, ни исполнителем данной услуги.
На основании изложенного, услуги по техническому обслуживанию автомобилей не являются предметом перепродажи в рамках дилерского договора, и соответственно, не могут рассматриваться в качестве "вертикальных" соглашений.
Таким образом, согласование ПАО "АВТОВАЗ" действий дилеров осуществляется фактически, то есть вне рамок "вертикальных" соглашений.
Учитывая, что установленные статьей 12 Закона о защите конкуренции исключения допускаются для "вертикальных" соглашений, данные критерии их допустимости не распространяются на рассматриваемые правоотношения.
Статья 13 Закона о защите конкуренции определяет условия, при соблюдении которых действия (бездействие), соглашения, согласованные действия, сделки могут быть признаны допустимыми. Вместе с тем, в перечень запретов, на которые распространяется допустимость, не входит координация экономической деятельности хозяйствующих субъектов.
Какие-либо исключения, предусмотренные иными федеральными законами, распространяющиеся на рассматриваемые правоотношения в сфере предоставления услуг по техническому обслуживанию автомобилей, отсутствуют.
Согласно части 5 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещается осуществлять координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов, если такая координация приводит к любому из последствий, которые указаны в частях 1 - 3 статьи 11 Закона о защите конкуренции, которые не могут быть признаны допустимыми в соответствии со статьями 12 и 13 Закона о защите конкуренции или которые не предусмотрены федеральными законами.
Таким образом, действия ПАО "АВТОВАЗ" по координации экономической деятельности уполномоченных дилеров не подпадают под исключения, установленные статьями 12-13 Закона о защите конкуренции, и нарушают запреты, установленные частью 5 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
На основании изложенного издан приказ Федеральной антимонопольной службы от 20.03.2018 N 338/18 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ПАО "АВТОВАЗ" (адрес место нахождения: шоссе Южное, д. 36, г. Тольятти, Самарская область, 445024) части 5 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившимся в координации экономической деятельности уполномоченных дилеров, которая могла привести к установлению и поддержанию цен на техническое обслуживание транспортных средств,
руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции,
О П Р Е Д Е Л И Л:
Назначить дело N 1-00-49/00-05-18 к рассмотрению на 14 мая 2018 года в 15 часов 00 минут по адресу: Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11, 1 этаж, переговорная 127.
Привлечь к участию в рассмотрении дела N 1-00-49/00-05-18:
в качестве ответчика ПАО "АВТОВАЗ" (адрес место нахождения: шоссе Южное, д. 36, г. Тольятти, область Самарская, 445024);
в качестве заинтересованного лица НПК ЗАО "Универсал" (место нахождения: ул. Куйбышева, д. 21, г. Тольятти, Самарская обл., 445041).
ПАО "АВТОВАЗ" в срок до 20.04.2018 представить в ФАС России, в том числе по адресу электронной почты vasenina@fas.gov.ru, письменную позицию по существу рассматриваемого дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Явка ответчика или его представителей (с доверенностью на участие в рассмотрении дела) обязательна.
Примечание:
1. С материалами дела можно ознакомиться в ФАС России, контактный тел. (499) 755-23-23, доб. 088-762.
2. Для обеспечения пропусков в здание ФАС России данные представителей (ФИО) необходимо сообщить за 1 день до рассмотрения дела.
<.......................>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Федеральной антимонопольной службы от 2 апреля 2018 г. N 1-00-49/00-05-18
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 02.04.2018