Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (Коми УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <_>, рассмотревшая дело N АО 05-03/17 по признакам нарушения Администрацией муниципального образования городского округа "Ухта" (далее - Администрация МО ГО "Ухта"), место нахождения: Республика Коми, город Ухта, улица Бушуева, дом 11, части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) (далее - Комиссия), установила:
К участию в деле в качестве заявителя привлечена Коми Республиканская организация профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, место нахождения: Республика Коми, город Сыктывкар, улица Бабушкина, дом 4.
К участию в деле в качестве ответчика привлечена Администрация МО ГО "Ухта", место нахождения: Республика Коми, город Ухта, улица Бушуева, дом 11.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО "Сыктывкарское автотранспортное предприятие N 1", место нахождения: Республика Коми, город Сыктывкар, Сысольское шоссе, дом 29.
Администрация МО ГО "Ухта" явилась заказчиком и организатором электронного аукциона, предметом которого явилось - выполнение работ по перевозке пассажиров и багажа по муниципальным регулярным автобусным маршрутам: N2 "ул. Куратова - Ж/д вокзал"; N7 "ул. Куратова - ул. Октябрьская - ул. Куратова"; N8 "пр.Зерюнова - п.Югер"; N9 "пр. Зерюнова - ст. Ветлосян"; N12 "ул. Сенюкова - Аэропорт"; N68 "п.Дежнево - п.Югер"; N104 "Автовокзал - пгт. Водный"; N117 "ул. Сенюкова - СОТ "Динамо"; N120 "ул.Сенюкова - СОТ "Аэрофлот".
В соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об организации регулярных перевозок пассажиров) осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом местного самоуправления контракта в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона.
Извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе (утвержденная 21.10.2016) размещены в единой информационной системе 25.10.2016. Срок окончания подачи заявок - 02.11.2016. Дата проведения электронного аукциона - 11.11.2016.
По пункту 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежит деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
В извещении о проведении электронного аукциона было установлено следующее требование к участникам закупки - участник закупки должен обладать действующей лицензией на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юр. лица или инд. предпринимателя).
В пункте 6 информационной карты в составе документации об электронном аукционе также указано, что участник закупки должен соответствовать следующим единым требованиям:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, а именно:
1.1) участник закупки должен обладать действующей лицензией на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
Основание: Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционной комиссией Администрации МО ГО "Ухта" принято решение о допуске двух участников и признании их участниками электронного аукциона и отказе в допуске 4 заявителям. Это следует из протокола от 08.11.2016 рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе.
Между двумя участниками (ООО "Сыктывкарское автотранспортное предприятие N 1" и индивидуальный предприниматель <_>) проведен аукцион. Наибольшую цену на право заключить контракт предложило ООО "Сыктывкарское автотранспортное предприятие N 1".
После проведения аукциона аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок.
Согласно части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию, в том числе:
2) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В пункте 13 информационной карты в составе документации об электронном аукционе указано, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
2.2. Документы, подтверждающие соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ в пункте 1 строки 6 настоящей Информационной карты, или копии этих документов, а именно:
а) копию действующей лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
Согласно пункту 2 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В составе заявки ООО "Сыктывкарское автотранспортное предприятие N 1" имелась лицензия N АСС-11-006029 от 03.02.2015 на осуществлении деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя). В лицензии указан вид деятельности - регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении.
В лицензии было указано место осуществления деятельности: Республика Коми, г. Сыктывкар, Сысольское шоссе, д. 29.
По пункту 8 статьи 3 Закона о лицензировании место осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию (далее - место осуществления лицензируемого вида деятельности), - объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата.
Согласно частям 1, 2 статьи 18 Закона о лицензировании:
1. Лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.
2. До переоформления лицензии в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением его осуществления по адресу, не указанному в лицензии, или по истечении срока, определенного частью 5 настоящей статьи, и (или) выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, но не указанных в лицензии.
Законом о лицензировании предусмотрено, что лицензируемый вид деятельности осуществляется по месту осуществления такой деятельности, указанной в лицензии.
В данном случае ООО "Сыктывкарское автотранспортное предприятие N 1" могло осуществлять лицензируемый вид деятельности в городе Сыктывкаре.
Определением о приостановлении рассмотрения дела N АО 05-03/17 от 16.06.2017 рассмотрение дела N АО 05-03/17 приостановлено до принятия по делу N А29-2241/2017 судебного акта, которым оканчивается рассмотрение соответствующего дела по существу.
По делу N А29-2241/2017 рассматривался вопрос правомерности действий аукционной комиссии о признании заявки на участие в электронном аукционе соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае отсутствия в представленной участником лицензии указания на место осуществления деятельности отличного от места оказания услуг.
Арбитражный суд Республики Коми при рассмотрении дела N А29-2241/2017 с обстоятельствами аналогичными обстоятельствам дела N АО 05-03/17 пришел к выводу о том, что действия аукционной комиссии в части принятия решения о том, что заявка на участие в электронном аукционе с представленной копией лицензии с указанием места осуществления деятельности отличного от места оказания услуг соответствует требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, такой участник электронного аукциона соответствует требованиям Закона о контрактной системе и документации об электронном аукционе.
Апелляционная и кассационная инстанции поддержали выводы арбитражного суда первой инстанции.
По делу N А29-2241/2017 вынесено постановление арбитражного суда кассационной инстанции от 13.12.2017.
В связи с изложенным, рассмотрение дела N АО 05-03/17 возобновлено на основании определения от 10.01.2018 о возобновлении рассмотрения дела N АО 05-03/17.
На основании выводов арбитражных судов Комиссией Коми УФАС России принято решение об отсутствии в действиях Администрации МО ГО "Ухта" по признанию заявки ООО "Сыктывкарское автотранспортное предприятие N 1" соответствующей требованиям Закона о контрактной системе и документации об электронном аукционе нарушений части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Судебный акты арбитражного суда трех инстанций обжалованы Коми УФАС России в Верховный Суд Российской Федерации.
Кассационная жалоба Коми УФАС России, поданная в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, удовлетворена.
В определении Верховного Суд Российской Федерации от 10.08.2018 N 301-КГ18-2640 содержатся следующие выводы.
Право на осуществление лицензируемого вида деятельности предоставляется лицу исключительно в отношении адресов, указанных в лицензии в качестве места осуществления соответствующего вида деятельности.
В составе второй части заявки на участие в закупке хозяйствующий субъект представил лицензию на осуществление медицинской деятельности, согласно приложению 1 к которой место осуществления лицензируемого вида деятельности, в том числе при проведении медицинских осмотров (предварительных, периодических), определено в городе Сыктывкаре, в то время как местом оказания услуг в соответствии с Информационной картой является город Ухта, Судебная коллегия полагает правомерными выводы антимонопольного органа о непредставлении данной организацией документов, подтверждающих ее соответствие требованиям законодательства о лицензировании и требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, что являлось основанием для отстранения аукционной комиссией такого участника от участия в электронном аукционе.
Согласно части 1 статьи 51.2 Закона о защите конкуренции решение и (или) выданное на его основании предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства могут быть пересмотрены по новым и (или) вновь открывшимся обстоятельствам комиссией, принявшей такое решение и (или) выдавшей такое предписание, по заявлению лица, участвующего в деле, а также в случае установления комиссией предусмотренных настоящей статьей оснований для пересмотра решения и (или) предписания.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 52.1 Закона о защите конкуренции основаниями для пересмотра решения и (или) выданного на его основании предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства являются:
1) выявление обстоятельств, которые не были и не могли быть известны на момент оглашения резолютивной части решения по делу, но имеют существенное значение для правильного разрешения дела.
Таким образом, в настоящее время выявлены обстоятельства, которые не были и не могли быть известны на момент оглашения резолютивной части решения по делу, но имеют существенное значение для правильного разрешения дела.
Так, Верховным Судом Российской Федерации определено, что заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям в случае представления лицензии с указанием в ней места оказания услуг, выполнения работ иного, чем требуется заказчику.
Таким образом, с учетом определения Верховного суда Российской Федерации от 10.08.2018 N 301-КГ18-2640 заявка ООО "Сыктывкарское автотранспортное предприятие N 1" не могла быть признанной соответствующей требованиям Закона о контрактной системе и документации об электронном аукционе.
В действиях Администрации МО ГО "Ухта" имеются признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
В соответствии со статьей 51.2 Закона о защите конкуренции Комиссия определила:
1. Пересмотреть решение по делу N АО 05-03/17 о нарушении антимонопольного законодательства.
2. Назначить заседание по пересмотру решения по делу N АО 05-03/17 о нарушении антимонопольного законодательства на 13.12.2018 в 11 часов 00 минут по адресу: Республика Коми, город Сыктывкар, улица Интернациональная, дом 160а, 3 этаж, зал заседаний.
3. Лица, участвующие в деле, за 3 рабочих дня до рассмотрения дела вправе представить в адрес Коми УФАС России материалы или их копии, письменную информацию, имеющие значение для рассмотрения дела.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 31 октября 2018 г. N АО 05-03/17
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 31.10.2018