Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее - Тверское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства
УСТАНОВИЛ:
Распоряжением Правительства Тверской области от 21.05.2013 N 231-рп утверждена межведомственная целевая программа Тверской области "Развитие здравоохранение Тверской области на 2013-2020 годы", которой определено, учитывая территориальные и демографические особенности Тверской области, что важным звеном, обеспечивающим доступность оказания первичной медико - социальной помощи независимо от места жительства, являются фельдшерско-акушерские пункты (далее также ФАП).
Вышеуказанной программой предусматривается решение ряда задач, в том числе, в рамках решения задачи "Развитие системы первичной медико-санитарной помощи" предусмотрена установка 12 модульных ФАПов (в течение 2016-2017 гг) на общую сумму 36 млн. руб. При этом программой определено, что финансирование указанного мероприятия предполагается за счет средств федерального бюджета Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 N 369-р распределены межбюджетные трансферты, предоставленные в 2018 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации на приобретение ФАПов для населенных пунктов с численностью населения от 101 до 2000 человек; размер межбюджетного трансферта в 2018 году Тверской области составил 60 832,7 млн. руб.
В период с июня по ноябрь 2017 года на официальных сайтах Законодательного собрания Тверской области, Правительства Тверской области, Министерства финансов Тверской области, органов местного самоуправления Тверской области с последующим воспроизведением на иных ресурсах размещалась информация, из которой следовало, что госзаказ на поставку и установку ФАПов будет формироваться на базе проекта ПАО "Электромеханика", детали финансирования и администрирования проекта поставки и установки ФАПов обсуждаются с генеральным директором ПАО "Электромеханика", а поставка и установка ФАПов ведется и, как минимум в 4-х населенных пунктах Тверской области, ФАПы установлены и введение в эксплуатацию находится на завершающей стадии, либо ФАПы уже введены в эксплуатацию.
Факт установки и функционирования ФАПов подтвержден также информацией и фотоматериалами Общероссийского общественного движения "Народный фронт "За Россию", в лице Регионального отделения в Тверской области (далее - ОНФ).
При этом электронные аукционы на право заключения государственных контрактов на поставку и установку 16-ти ФАПов (адреса установки: с. Ильинское Вышневолоцкого района; с. Филлипково Бежецкого района; пос. Никольский Торжокского района; д. Лосево и с. Кучино Кимрского района; д. Борки Зубцовского района; с. Хотилово Бологовского района; п. Труд Фировского района; д. Федоровское и д. Ручьи Конаковского района; д. Кумордино и с. Беле-Кушалино Калининского района; д. Каменка и д. Большое Федоровское Нелидовского района; с/п Бабино и д. Васильевское Старицкого района) объявлены лишь 24.11.2017 (извещения NN 0136200003617010070, 0136200003617010065, 0136200003617010049, 0136200003617010052, 0136200003617010053, 0136200003617010055, 0136200003617010056, 0136200003617010057, 0136200003617010058, 0136200003617010059, 0136200003617010060, 0136200003617010062, 0136200003617010067, 0136200003617010063, 0136200003617010051, 0136200003617010050; заказчик - Министерство здравоохранения Тверской области, уполномоченный орган - Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области).
Начальная (максимальная) стоимость вышеуказанных аукционов (поставка и установка 16-ти ФАПов) в совокупности составляла 66 060 000 руб.; из извещений следовало, что закупки проводились за счет средств областного бюджета.
07.12.2017 в Тверское УФАС России поступили 16 жалоб от ООО СКТБ "Стройдеталь" о нарушении законодательства о контрактной системе при проведении указанных 16-ти аукционов; жалобы рассмотрены 14.12.2017, заказчик и уполномоченный орган признаны нарушившими требования пункта 2 части 1 статьи 64, статьи 8, пункта 1 части 1 и части 3 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в связи с установлением нереальных сроков поставки и установки (согласно документациям ФАПы должны быть поставлены и установлены до заключения контрактов), в связи с чем были выданы предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, которые были исполнены. В последующем заказчик отказался от осуществления закупок (информация об отмене размещена 27.12.2017 на сайте единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее - ЕИС, официальный сайт).
При этом единственным участником закупки на вышеуказанных условиях, подавшим заявку для участия во всех вышеуказанных аукционах до окончания срока подачи заявок на участие в аукционах, явилось ПАО "Электромеханика".
29.12.2017 на официальном сайте размещены извещения о проведении электронных аукционов на право заключения контракта на поставку 16-ти ФАПов (с аналогичными адресами поставки и установки). Все аукционы признаны состоявшимися, участие в аукционах приняло от 2-х до 3-х участников (помимо ПАО "Электромеханика" участие приняли также ООО "Строительная компания "Ель", ООО "АРТСТРОЙ - 21 ВЕК"), в ходе аукционов имело место снижение начальной (максимальной) ценой контракта от 11% до 27%, победителями признаны ООО "Строительная компания "Ель" и ООО "АРТСТРОЙ - 21 ВЕК"; ПАО "Электромеханика" подавало ценовые предложения, незначительно отличающиеся от начальной (максимальной) цены.
Итоги вышеуказанных 16-ти электронных аукционов не были подведены, поскольку 30.01.2018 Министерство здравоохранения Тверской области приняло решение об отмене определения поставщика по всем указанным закупкам.
Генеральный директор ООО "АРТСТРОЙ - 21 век" обратился в прокуратуру Тверской области о нарушении требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд в связи с отменой Министерством здравоохранения Тверской области определения поставщика по результатам вышеуказанных электронных аукционов. Прокуратура Тверской области поручила рассмотреть вышеуказанное обращение Тверскому УФАС России.
08.06.2018 Министерство имущественных и земельных отношений Тверской опубликовало извещение о проведении электронного аукциона N 0136200003618003271 на право заключения контракта на аренду с правом последующего выкупа 22-х ФАПов (заказчик - Министерство здравоохранения Тверской области, начальная (максимальная) цена контракта - 87 022 999, 72 руб.).
Согласно приложению N 6 к Техническому заданию предметом закупки является аренда с правом последующего выкупа ФАПов с жилым блоком, расположенных на земельных участках государственной или муниципальной собственности в следующих населенных пунктах: с. Хотилово (Бологовская ЦРБ), д. Борки (Зубцовская ЦРБ), с. Беле-Кушалино, д. Кумордино (Калининская ЦРБ), с. Кучино (Кимрская ЦРБ). д. Ручьи, д. Федоровское (Конаковская ЦРБ), д. Большое Федоровское, д. Каменка (Нелидовская ЦРБ), д. Васильевское, д. Бабино (Старицкая ЦРБ), п. Труд (Фировская ЦРБ), п. Белый Омут (Вышневолоцкая ЦРБ), д. Петровское (Кесовогорская ЦРБ), с. Хабоцкое (Краснохолмская ЦРБ), п. Осуга (Ржевская ЦРБ), д. Подсосенье (Селижаровская ЦРБ), д. Будово (Торжокская ЦРБ).
Согласно приложению N 11 к Техническому заданию предметом закупки является аренда с правом последующего выкупа ФАПов с отсутствием жилого блока, расположенных на земельных участках государственной или муниципальной собственности в следующих населенных пунктах: с. Филлипково (Бежецкая ЦРБ), с. Ильинское (Вышневолоцкая ЦРБ), д. Лосево (Кимрская ЦРБ), с. Никольское (Торжокская ЦРБ).
При этом из вышеуказанных 22-х ФАПов шестнадцать ФАПов (в следующих районах Тверской области: Бологовский, Зубцовский, Калининский, Кимрский, Конаковский, Нелидовский, Старицкий, Фировский, Бежецкий, Вышневолоцкий, Торжокский) ранее были предметом аукционов, состоявшихся со значительным снижением начальной (максимальной) цены, по которым заказчик - Министерство здравоохранения Тверской области, принял решение об отмене определения поставщика (выше выделены 6 ФАПов, которые ранее не были предметом закупок).
По результатам электронного аукциона N 0136200003618003271 контракт заключен с единственным участником закупки, подавшим заявку на участие в данном аукционе - ПАО "Электромеханика" по цене, равной начальной (максимальной) цене контракта (информация размещена на официальном сайте 09.07.2018). Оплата по контракту произведена платежным поручением от 27.08.2018 N 4349.
При этом в марте - апреле 2018 года, то есть, после отмены результатов определения победителя по результатам 16-ти аукционов и до объявления аукциона на право заключения контракта на аренду с правом последующего выкупа, на официальном сайте Правительства Тверской области с последующей трансляцией в региональных печатных и электронных СМИ, была размещена информация о торжественном открытии двух ФАПов в д. Васильевское и д. Бабино Старицкого района, повторена информация о ранее состоявшейся установке ФАПов в Бежецком, Бологовском, Вышневолоцком, Зубцовском, Калининском, Кимрском, Конаковском, Нелидовском, Торжокском, Фировском районах и озвучены планы по установке ФАПов еще в 20-ти населенных пунктах Тверской области.
По состоянию на 22.06.2018, то есть, до подведения итогов аукциона и до заключения контракта с ПАО "Электромеханика", ФАПы в д. Хотилово Бологовского района, с. Беле-Кушалино Калининского района, пос. Никольский Торжокского района, д. Васильевское Старицкого района, с. Ильинское Вышневолоцкого района, д. Каменка и д. Большое Федоровское Нелидовского района уже были поставлены и установлены (информация представлена ОНФ).
Статьей 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к:
1) повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
2) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;
3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков);
4) ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В действиях Правительства Тверской области, Министерства здравоохранения Тверской области и ПАО "Электромеханика" имеются признаки нарушения пунктов 1, 3 и 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, в действиях Министерства здравоохранения Тверской области и ПАО "Электромеханика" - признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, поскольку при наличии конкурентного рынка поставки и установки быстровозводимых ФАПов и состоявшихся аукционов со значительным снижением начальной (максимальной) цены, со стороны Правительства Тверской области и Министерства здравоохранения Тверской области имели место действия, направленные на поддержку и обеспечение победы ПАО "Электромеханика", а со стороны ПАО "Электромеханика" - встречные действия по поставке и установке ФАПов в отсутствие государственного контракта и иных правовых оснований для этого.
На основании изложенного издан приказ Тверского УФАС России от 21.09.2018 N 91 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции,
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Назначить дело N 04-6/3-7-2018 к рассмотрению на 22.11.2018 на 10 час. 00 мин. по адресу: г. Тверь, ул. Советская д. 23, каб. 120.
2. Привлечь к участию в рассмотрении дела N 05-6/3-1-2016 в качестве ответчиков:
- Правительство Тверской области (170100, г. Тверь, ул. Советская, д. 44, ОГРН 1026900587702, ИНН 6905000054);
- Министерство здравоохранения Тверской области (170100, г. Тверь, ул. Советская, д. 23, ОГРН 1026900516246, ИНН 6905044950),
- Публичное акционерное общество "Электромеханика" (172386, Тверская область, г. Ржев, Заводское шоссе, д. 2, ОГРН 1026901848654, ИНН 6914001400).
3. Привлечь к участию в деле в качестве заинтересованных лиц:
- ООО "Строительная компания "Ель" (174510, Новгородская обл., Пестовский р-н, г. Пестово, ул. Курганная, д. 17 - 26, ОГРН 1065331012790, ИНН 5313005937);
- ООО "АРТСТРОЙ - 21 ВЕК" (182171, Псковская обл., Великолукский р-н, г. Великие Луки-1, ул. Гастелло, д.14/73, ОГРН 1066025034228, ИНН 6025027887);
- ООО СКТБ "СТРОЙДЕТАЛЬ" (352380, Краснодарский край, Кавказский р-н, г. Кропоткин, ул. Сетевая, д. 11, ОГРН 1022302297533, ИНН 2313017461);
4. Привлечь к участие в деле в качестве лиц, располагающих сведениями:
- Общероссийское общественное движение "Народный фронт "За Россию" в лице Регионального отделения в Тверской области (170100, г. Тверь, Вагжановский пер-к, д. 9, ОГРН 1146900000037, ИНН 6950981722);
- Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области (170100 г. Тверь, ул. Новоторжская, д. 24, ОГРН 1026900561071, ИНН 6905003320).
5. Правительству Тверской области на основании части 1 статьи 25 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в срок до 16.11.2018 надлежит представить позицию по существу дела, в том числе относительно одобрения поставки и установки ФАПов ПАО "Электромеханика" в отсутствие государственного контракта.
6. Министерству здравоохранения Тверской области на основании части 1 статьи 25 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в срок до 16.11.2018 надлежит представить:
6.1. Копии:
- государственного контракта со всеми приложениями, заключенного по итогам электронного аукциона (извещение от 08.06.2018 N 0136200003618003271);
- документов, подтверждающих выполнение государственного контракта от 09.07.2018 N 0136200003618003271 и оплату по вышеуказанному контракту, включая копии актов приема-передачи;
- решений Министерства здравоохранения Тверской области от 30.01.2018 об отмене определения поставщика по 16-ти аукционам на право заключения контрактов на поставку и установку ФАПов;
- документов о назначении на должность заместителя Председателя Правительства Тверской области - Министра здравоохранения Тверской области Синоды В.А.;
6.2. Сведения о причинах решений Министерства об отказе от определения поставщиков от 30.01.2018 по результатам 16-ти аукционов на право заключения контрактов на поставку и установку ФАПов;
6.2. Позицию по существу дела.
7. ПАО "Электромеханика" на основании части 1 статьи 25 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в срок до 16.11.2018 надлежит представить:
7.1. Копии документов о назначении на должность генерального директора *** и о полномочиях (должностных обязанностях) последнего;
7.2. Обоснование поставки и установки ФАПов до проведения торгов и заключения государственного контракта на право поставки и установки ФАПов;
7.3. Письменную позицию по существу дела.
8. Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области, на основании части 1 статьи 25 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в срок до 16.11..2018 надлежит представить:
8.1. Копии всех заявок Министерства здравоохранения Тверской области, направленных в адрес Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области, о проведении аукционов:
- на право заключения государственных контрактов на поставку и установку 16-ти ФАПов;
- на право заключения государственного контракта на аренду с правом последующего выкупа 22-х ФАПов;
8.2. Копию переписки между Министерством имущественных и земельных отношений Тверской области и Министерством здравоохранения Тверской области относительно проведения и условий аукционов, указанных в пункте 8.1 настоящего определения (в том числе замечания, если таковые имелись);
8.3. Копии извещений и документаций о проведении электронных аукционов, указанных в пункте 8.1 настоящего определения, со всеми изменениями, разъяснениями и приложениями (в случае, если документация по аукционам является идентичной - необходимо отразить этот факт в ответе и представить копию документации одного аукциона, а технические задания и проекты контрактов - по каждому аукциону);
8.4. Копии всех протоколов, составленных в ходе аукционов, указанных в пункте 8.1 настоящего определения.
9. ООО "АртСтрой - 21 век", ООО "Строительная компания "Ель" и ООО СКТБ "СТРОЙДЕТАЛЬ" на основании части 1 статьи 25 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в срок до 16.11.2018 надлежит представить письменную позицию по существу дела.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области от 9 октября 2018 г. N 04-6/1-7-2018
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 09.10.2018