Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области <_>., рассмотрев материалы, указывающие на наличие в действиях должностного лица, ответственного за размещение рекламы на сайте информационного агентства Sakh.com, учредителем которого является ООО "Сах.ком", признаков нарушения ч. 5 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (далее - КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
27.06.2018 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее - Управление) на сайте информационного агентства Sakh.com, учредителем которого является ООО "Сах.ком", обнаружена реклама медицинских услуг следующего содержания: "Медицинский центр Медлайт. Гинекологическое УЗИ. Скрининги. Открытие приемов офтальмолога и косметолога. Все виды медицинских анализов. ЛО-65-01-001029 от 29 марта 2017 г. г. Южно-Сахалинск, ул. Хабаровская, 15. Тел. 39-44-22, 31-24-22" с признаками нарушений требований, установленных Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе).
В рассматриваемой рекламе медицинских услуг ООО "Медлайт" имеется надпись бледно-голубого цвета на салатово-белом фоне мелким шрифтом, трудным для прочтения даже при многократном увеличении: "Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста".
К отношениям в сфере рекламы, независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации, применяются положения Закона о рекламе.
Статья 3 Закона о рекламе содержит основные понятия, используемые в названном законе.
Так, под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под объектом рекламирования товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводителем является лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В соответствии с частью 7 статьи 24 Закона о рекламе реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино - и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определяет понятие медицинской услуги как медицинского вмешательства или комплекса медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинской реабилитации и имеющие самостоятельное законченное значение.
Частью 7 статьи 2 указанного закона установлено, что диагностика - комплекс медицинских вмешательств, направленных на распознавание состояний или установление факта наличия либо отсутствия заболеваний, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб пациента, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях определения диагноза, выбора мероприятий по лечению пациента и (или) контроля за осуществлением этих мероприятий.
Таким образом, указанные в рассматриваемой рекламе "Гинекологическое УЗИ. Скрининги. Открытие приемов офтальмолога и косметолога. Все виды медицинских анализов" направлены на продвижение на рынке медицинских услуг услуг методов диагностики.
Рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности, указания всех существенных условий о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования.
Из пункта 28 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами ФЗ "О рекламе" следует, если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителями (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей. При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.
Комиссия Управления пришла к выводу, что указанная реклама медицинских услуг, в том числе, диагностики, является ненадлежащей, не содержащей информацию о предупреждении, и, следовательно, в ней имеются признаки нарушения требований части 7 статьи 24 Закона о рекламе.
Комиссией Управления было установлено, что ООО "Медлайт" является рекламодателем указанной рекламы, ООО "Сах.ком" является ее рекламораспространителем.
Согласно ст. 38 Закона о рекламе за нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе, ответственность несет рекламодатель.
Согласно ст. 38 Закона о рекламе за нарушение требований, установленных частями 7 - 9 статьи 24 Закона о рекламе, ответственность несет рекламораспространитель.
Таким образом, в действиях ООО "Медлайт", ООО "Сах.ком", выраженных в размещении на сайте https://sakh.com рекламы медицинских услуг следующего содержания: "Медицинский центр Медлайт. Гинекологическое УЗИ. Скрининги. Открытие приемов офтальмолога и косметолога. Все виды медицинских анализов. ЛО-65-01-001029 от 29 марта 2017 г. г. Южно-Сахалинск, ул. Хабаровская, 15. Тел. 39-44-22, 31-24-22", допущены нарушения части 7 статьи 24 Закона о рекламе.
Решением Управления по делу N 08-Р15/2018 от 23.08.2018 рассматриваемая реклама ООО "Медлайт" признана ненадлежащей, нарушающей требования части 7 статьи 24 Закона о рекламе, ООО "Сах.ком" признано рекламораспространителем вышеуказанной рекламы.
Частью 5 статьи 14.3 КоАП РФ за нарушение установленных законодательством о рекламе требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а также биологически активных добавок установлена административная ответственность.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Поскольку в материалах дела отсутствуют сведения о лице, ответственном за размещение рекламы на сайте информационного агентства Sakh.com, учредителем которого является ООО "Сах.ком", Управлением принято решение о необходимости истребования указанных сведений.
В соответствии с частью 1 статьи 28.7 КоАП РФ в случаях, если после выявления административного правонарушения в области антимонопольного законодательства осуществляются процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 28.1, 28.7, ч. 5 ст. 14.3 КоАП РФ,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Возбудить в отношении должностного лица, ответственного за размещение рекламы на сайте информационного агентства Sakh.com, учредителем которого является ООО "Сах.ком", дело об административном правонарушении N 08-АП115/2018, предусмотренном частью 5 статьи 14.3 КоАП РФ (нарушение части 7 статьи 24 Закона о рекламе).
Провести административное расследование.
Назначить составление протокола по делу об административном правонарушении N 08-АП115/2018 на 22.10.2018 года в 11 часов 15 минут по адресу: г. Южно-Сахалинск, пр. Победы, 24.
В соответствии со статьей 26.10 КоАП РФ ООО "Сах.ком" надлежит в трехдневный срок со дня получения настоящего определения представить в Управление следующие сведения (документы и материалы), заверенные подписью руководителя и печатью организации:
- копию трудового договора, копию приказа о назначении на должность;
- копию должностной инструкции лица, ответственного за размещение рекламы на сайте информационного агентства Sakh.com по состоянию на 27.06.2018;
- сведения о надлежащем извещении лица, ответственного за размещение рекламы на сайте информационного агентства Sakh.com по состоянию на 27.06.2018, о времени и месте составления протокола по делу об административном правонарушении N 08-АП115/2018 (вручении ей копии определения от 21.09.2018 о возбуждении дела об административном правонарушении N 08-АП115/2018 и проведении административного расследования).
Лицу, ответственному за размещение рекламы на сайте информационного агентства Sakh.com, явиться для составления, подписания протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела об административном правонарушении 22 октября 2018 года в 11 часов 15 минут по адресу: Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, пр. Победы, д. 24, 1 этаж, зал заседаний. При себе иметь документ, удостоверяющий личность. Неявка в указанный срок будет расценена как отказ от подписания протокола.
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 4 статьи 25.5 КоАП защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.
Заместитель руководителя
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 21 сентября 2018 г. N 08-АП115/2018
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.09.2018