Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел о нарушениях законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Виниченко О.С. - председатель Комиссии, руководитель Управления;
Михайлов С.О. - член Комиссии, ведущий специалист эксперт Управления;
Рогозкина М.В. - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления,
рассмотрев дело N Р-27/18 от 15.08.2018 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью "Дневник.ру" (ИНН 7814431841, ОГРН 1097847050223, 197046, г. Санкт-Петербург, Петроградская наб., д. 36А, офис 309,310; далее - ООО "Дневник.ру") пункта 10 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе),
УСТАНОВИЛА:
17.07.2018 в Новгородское УФАС России, поступило заявление Общества с ограниченной ответственностью "Центр информационных технологий "Аверс" (ИНН 7709287765, ОГРН 1027700261380, 107140, г. Москва, ул. Русаковская, д. 13; далее - ООО ЦИТ "Аверс", Заявитель) о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе при распространении рекламы товаров (работ, услуг) в электронных школьных дневниках, предназначенных для обучения детей по основным образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования на цифровой образовательной платформе (портале) ООО "Дневник.ру" (http://dnevnik.ru) (далее - Заявление).
Из Заявления следует, что портал ООО "Дневник.ру" включает в себя такие сервисы, как:
- работа с журналом успеваемости обучающихся;
- работа с электронным дневником;
- выдача, контроль и оценка выполнения домашних заданий, выполнение итоговых работ и учет результатов экзаменов;
- контроль посещаемости;
- информирование родителей и законных представителей обучающихся об успеваемости и посещаемости обучающихся;
- работа с учебными планами образовательной организации;
- формирование расписания занятий образовательной организации.
Пользователями данного сайта являются сотрудники общеобразовательных организаций, учащиеся и их законные представители (родители).
При работе с данными сервисами у учащихся и их законных представителей (родителей) в личном кабинете отображается реклама различных товаров и услуг, которая является недопустимой в силу пункта 10 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе).
Таким образом, по мнению Заявителя, указанные действия по распространению рекламы в электронных школьных дневниках, являются нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе.
В результате рассмотрения Заявления по существу и изучения дополнительно собранных доказательств установлено следующее.
Пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе под объектом рекламирования понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. Товар представляет собой продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В марте 2018 года в рамках рассмотрения вопроса о возбуждении дела N А-13/18 от 13.04.2018 по признакам нарушения антимонопольного законодательства (статья 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции") по заявлению ООО ЦИТ "Аверс" в отношении ООО "Дневник.ру" и Министерства образования Новгородской области Новгородским УФАС России на официальном сайте Управления проводился опрос для родителей учащихся образовательных учреждений Новгородской области (http://www.novgorod.fas.gov.ru/news/14204), в котором, в частности, был указан вопрос касательно распространения рекламы на портале "Дневник.ру" (http://dnevnik.ru) или ее отсутствия.
Одним из родителей учащегося общеобразовательного учреждения Великого Новгорода была представлена информация, свидетельствующая о размещении в личном кабинете учащегося на портале "Дневник.ру" (http://dnevnik.ru) рекламы товаров (работ, услуг), в том числе был представлен "скриншот" рекламного материала.
Так, 12.03.2018 в личном кабинете учащегося Муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Гимназия N 4" (ИНН 5321048564, ОГРН 1025300787918, 173024, Великий Новгород, ул. Свободы, д. 14, корп. 2; далее - МАОУ "Гимназия N 4") на портале "Дневник.ру" (http://schools.dnevnik.ru МАОУ "ГимназияN4"-Дневник.ру) был размещен рекламный баннер магазина строительных материалов "Петрович" (Великий Новгород, Сырковское шоссе, д. 29) с предложением о продаже строительных материалов с указанием цены ("клей для плитки", "плитка декор", "плитка напольная").
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
Положения Закона об образовании закрепляют автономию, то есть самостоятельность в принятии решений в пределах компетенции образовательной организации.
Индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ относится к компетенции образовательных учреждений и регулируется соответствующими локальными нормативными актами образовательного учреждения.
Вместе с тем, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 N 1993-р предусмотрено, что предоставление информации о текущей успеваемости учащегося, ведение электронного дневника и электронного журнала успеваемости является муниципальной услугой, предоставляемой муниципальным образовательным учреждением в электронном виде.
В силу положений Приказа Департамента образования и молодежной политики Новгородской области от 29.12.2017 N 1464 "О ведении электронных журналов" и Постановления Администрации Великого Новгорода от 30.06.2016 N 3048 "Об утверждении Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Предоставление информации о текущей успеваемости учащегося, ведение электронного дневника и электронного журнала успеваемости" общеобразовательными учреждениями Великого Новгорода разработаны и утверждены положения о ведении электронного классного журнала и электронных дневников, в частности Положение о ведении электронного классного журнала в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении "Гимназия N 4", утвержденное Приказом директора МАОУ "Гимназия N 4" от 01.09.2014 N 214 (далее - Положение), в котором указано следующее.
Электронный классный журнал МАОУ "Гимназия N 4" представляет собой комплекс аппаратно-программных средств "Дневник.ру" (http://dnevnik.ru), включающий базу данных и средства доступа к ней через сеть Интернет.
Электронный журнал успеваемости является государственным нормативно-финансовым документом, и ведение его является обязательным.
Результатом работы по информационному наполнению электронных журналов успеваемости общеобразовательных организаций является предоставление получателю- пользователю актуальной и достоверной информации в форме электронных дневников обучающихся. Актуальность и достоверность информации, предоставляемой получателю электронного дневника, обеспечивается её регулярным обновлением.
Электронный дневник обучающегося представляет собой модуль электронного классного журнала.
Пользователями электронного дневника, как части электронного классного журнала, являются обучающиеся и родители (законные представители). Родители (законные представители) и обучающиеся имеют доступ только к собственным данным, и используют электронный классный журнал для их просмотра и ведения переписки.
Таким образом, электронный дневник обеспечивает возможность оперативного ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с результатами текущего контроля посещаемости уроков, успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся.
Целью ведения электронных журналов и электронных дневников успеваемости является оперативное и объективное информирование родителей (законных представителей) о ходе и содержании образовательного процесса, а также о результатах текущего контроля посещаемости уроков, успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся.
Учитывая вышеизложенное, ведение электронного дневника обучающегося посредством образовательной платформы ООО "Дневник.ру" (http://dnevnik.ru) является для конкретного образовательного учреждения Великого Новгорода обязательным в силу принятого им локального нормативного акта, в связи с чем электронный дневник, доступный через профиль (учетную запись) конкретного ученика на сайте в сети "Интернет" по адресу http://dnevnik.ru, равнозначен школьному дневнику на бумажном носителе, а, следовательно, на него распространяются нормы действующего законодательства Российской Федерации о рекламе.
В соответствии с пунктом 10 части 5 статьи 5 Закона о рекламе не допускается размещение рекламы в учебниках, учебных пособиях, другой учебной литературе, предназначенных для обучения детей по основным образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, школьных дневниках, школьных тетрадях.
Таким образом, вышеуказанная реклама распространенная в марте 2018 года в электронном школьном дневнике в личном кабинете (учетной записи) учащегося на портале http://dnevnik.ru, имеет признаки нарушения пункта 10 части 5 статьи 5 Закона о рекламе.
12.09.2018 в 11 часов 00 минут состоялось заседание Комиссии Новгородского УФАС России по рассмотрению настоящего дела.
На заседании Комиссии присутствовал представитель лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе - ООО "Дневник.ру" "_", которая пояснила следующее.
1. Портал http://dnevnik.ru представляет собой многофункциональную многопользовательскую систему, цифровую образовательную платформу, в рамках которой учет образовательных достижений обучающихся в рамках электронного дневника является лишь одной из многих функций. Помимо функций заполнения и отображения сведений школьного дневника, портал http://dnevnik.ru предоставляет возможность ведения электронного журнала (для педагогов), размещения информации о пользователе, новостей образовательной организации, неформального общения, ведения блога, возмездного или безвозмездного использования сторонних программных продуктов (приложений). Такие возможности предоставлены не только обучающимся, но и их родителям, а также педагогам, равным образом являющимися пользователями портала http://dnevnik.ru. При этом, для каждой категории пользователей портала http://dnevnik.ru разработаны соответствующие профили (учетные записи ученик, учитель, родитель), учитывающие категорию пользователя и имеющие различные функциональности и информационное наполнение.
Таким образом, содержание портала http://dnevnik.ru носит комплексный характер и не исчерпывается функцией ведения и отображения образовательных достижений в электронном виде. Учитывая описанную многофункциональность системы и многопрофильность услуг, оказываемых на портале http://dnevnik.ru различным категориям пользователей различных профилей (учетных записей), следует констатировать, что квалификация всего портала http://dnevnik.ru в качестве электронного школьного дневника не является обоснованной и не соответствует его фактической функциональности. Указанные обстоятельства необходимо учитывать при применении запрета размещении рекламы в школьных дневниках и его распространении на электронные аналоги учета образовательных достижений обучающихся.
На основании изложенного ООО "Дневник.ру" полагает, что установленный частью 10 статьи 5 Закона о рекламе запрет, имеющий своей очевидной целью устранить влияние рекламы на несовершеннолетних в ходе образовательного процесса, предоставив тем самым возможность сконцентрироваться на учебе, но никак не ограничивающий размещение рекламы в таких разделах интернет порталов, которые напрямую не связаны с учебной литературой и с ведением дневника в электронном виде, применим только к той части портала http://dnevnik.ru, которая может быть признана вследствие своего содержания в качестве электронного школьного дневника: https://dnevnik.ru/currentprogressmodeselector. Как следствие, весь личный кабинет (профиль конкретного пользователя) на портале http://dnevnik.ru, имеющий соответствующее профилю комплексное содержимое, также не может быть отождествлен с электронным дневником.
Таким образом, размещение рекламных материалов в профиле пользователя на странице портала http://dnevnik.ru "Моя школа", содержащей сведения об образовательной организации, школьных событиях и новостях, объявлениях, группах и форуме для общения пользователей, не может быть рассмотрена как нарушающая запрет размещения рекламы в школьных дневниках ввиду неприменимости указанного запрета к рассматриваемому объекту социально-образовательной части портала http://dnevnik.ru. Размещение рекламных материалов осуществляется с учетом возрастных ограничений аудитории портала http://dnevnik.ru (6+), рекламные материалы приводятся в соответствие требованиям Закона о рекламе, Федеральным законом от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", имеют регулируемый возрастной таргетинг (возможность установить целевую аудиторию, которой будет доступна рекламная информация).
2. Размещение рекламы магазина строительных материалов "Петрович", осуществленное в рамках договора с рекламной сетью Google (по договору в рамках баннерообменной сети Google размещаются рекламные материалы, отвечающие установленный критериям и условиям размещения), содержащее строительные материалы с указанием цены ("клей для плитки", "плитка декор", "плитка напольная"), могут быть отнесены к информации, не оказывающей негативного влияния на развитие несовершеннолетних. Отображение данных баннеров на странице портала http://dnevnik.ru "Моя школа", которая ввиду описанной функциональности не может быть определена в качестве электронного школьного дневника, не нарушает установленный пунктом 10 части 5 статьи 5 Закона о рекламе запрет. По данным статистики из личного кабинета ООО "Дневник.ру" в системе Ad Manager, размещение указанной рекламы осуществлялось в период с 01 марта по 31 августа 2018 г (приложение). В настоящее время размещение указанной рекламы не осуществляется.
Представитель ООО "Дневник.ру" на заседании Комиссии также сообщила, что в настоящее время на портале http://dnevnik.ru имеется "безрекламная" версия электронного школьного дневника, которую можно выбрать при регистрации личного кабинета на портале http://dnevnik.ru.
Аналогичная позиция изложена в письменных пояснениях ООО "Дневник.ру" (вх. N 6028 от 07.09.2018 Новгородского УФАС России).
Также на заседании Комиссии присутствовал представитель заявителя - ООО ЦИТ "Аверс" "_", который с представленными письменными пояснениями ООО "Дневник.ру" и пояснениями представителя ООО "Дневник.ру" не согласился, исходя из следующего.
В соответствии с частью 10 статьи 5 Закона о рекламе не допускается размещение рекламы в школьных дневниках. При этом исходя из буквального толкования указанной нормы права недопустимо размещение рекламы как в школьных дневниках (включая любые его страницы как те, на которых непосредственно размещены оценки, так и обложки дневников). Применительно к электронным дневникам указанное означает недопустимость размещения рекламы на любой из страниц сайта (портала), по адресу: http://dnevnik.ru, включая главную и разделы Образование/Дети.
Доводы ООО "Дневник.ру" о том, что портал http://dnevnik.ru является многофункциональной цифровой платформой и используется кем-то в иных целях по мнению Заявителя подлежат отклонению, так как в данном конкретном случае портал http://dnevnik.ru используется родителями обучающихся МАОУ "Гимназия N 4" именно в качестве электронного школьного дневника, в соответствии с Положением.
Личные кабинеты родители и обучающиеся в соответствии с указанным Положением заводили именно для получения доступа к электронному школьному дневнику и являются его неразрывной частью, следовательно, размещение рекламы в личных кабинетах пользователей на страницах рекламы является нарушением части 10 статьи 5 Закона о рекламе.
Решением от 26.07.2018 УФАС России по Новгородской области по делу N А-13/18 о нарушении антимонопольного законодательства установлено, что "ООО "Дневник.ру" являясь коммерческой организацией, извлекает доход от рекламных материалов, публикуемых в пользовательском интерфейсе программных продуктов, в том числе электронных дневников, а также электронных сервисов, предоставляемых за дополнительную плату".
Непосредственно на портале по адресу http://dnevnik.ru/forpartners размещен файл с расценками на различные формы рекламы на портале, согласно которого предусмотрено размещение рекламы на всех страницах, кроме главной для незарегистрированного пользователя. В том числе предусмотрено размещение рекламы в разделах Образование/Дети, при этом прайс-лист предусматривает повышающие коэффициенты за размещение рекламы с учетом роли пользователя (в т.ч. учащийся) и возраста, приведены примеры размещаемых рекламных материалов.
Информация о возможности использования сайта http://dnevnik.ru без рекламы отсутствует. Более того, ООО "Дневник.ру" оказывает платную услугу "Отключение рекламы", что является нарушением части 1 статьи 18 Закона о рекламе, так как немедленное прекращение распространения рекламы по сетям электросвязи является обязанностью рекламораспространителя, а требование уплатить деньги за прекращение её направления противоречат. Согласно сведениям официального сайта, ООО "Дневник.ру" не прекращает направлять рекламу собственных товаров, работ, услуг даже при подключении платной услуги "Отключение рекламы", то есть волеизъявления потребителей на отказ от получения рекламы (https://dnevnik.ru/news/1502439 ).
Доводы о наличии "безрекламной версии" опровергаются текстом заключенного с министерством образования Новгородской области "инвестиционного соглашения", предусматривающего обязательное наличие рекламы при оказании государственных услуг как основы выручки "инвестора" ООО "Дневник.ру".
В связи с вышеизложенным, для получения дополнительных письменных пояснений и доказательств, Комиссия считает необходимым продлить срок рассмотрения настоящего дела.
В соответствии с пунктами 27, 31, 34 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, Комиссия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Продлить срок рассмотрения дела N Р-27/18 от 15.08.2018 до 15.11.2018.
Назначить дело N Р-27/18 от 15.08.2018 к рассмотрению на 11 октября 2018 года в 11 часов 00 минут по адресу: Великий Новгород, Воскресенский бульвар (бывший пр. К. Маркса), д. 3, каб. 202.
ООО "Дневник.ру" в срок до 08 октября 2018 года представить:
3.1. письменные объяснения относительно "безрекламной" версии электронного школьного дневника, а именно:
- когда появилась "безрекламная" версия электронного школьного дневника на портале http://dnevnik.ru;
- каким способом доводилась и (или) доводится до зарегистрированных пользователей (родителей, учеников) информация о наличии на портале http://dnevnik.ru "безрекламной" версии электронного школьного дневника;
- каким образом ранее зарегистрированные пользователи (родители, ученики) могут перейти на "безрекламную" версию электронного школьного дневника.
3.2. письменную мотивированную позицию, где по мнению ООО "Дневник.ру" должна размещаться информация о школьных/классных событиях, объявлениях и другая информация, касающаяся образовательной деятельности Муниципального автономного общеобразовательного учреждения.
3.3. надлежащим образом заверенные копии:
- договора на распространение рекламы магазина строительных материалов "Петрович";
- составленные при исполнении договора документы (счета, акты, платежные поручения, иное).
Явка лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ООО "Дневник.ру" на заседание Комиссии Новгородского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна.
Председатель комиссии О.С. Виниченко
Члены комиссии С.О. Михайлов
М.В. Рогозкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 12 сентября 2018 г. N Р-27/18
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 17.09.2018