Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, рассмотрев заявление и материалы о размещении рекламы в сети "Яндекс.Директ": "Котлы Navien - марка N 1 в России. Купите котел Навиен и получите шанс выиграть новый Kia Rio. Котлы N 1 в России. тепло-рф.рф",
УСТАНОВИЛ:
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) рассмотрено заявление физического лица по факту размещения контекстной рекламы в сети "Яндекс.Директ": "Котлы Navien - марка N 1 в России. Купите котел Навиен и получите шанс выиграть новый Kia Rio. Котлы N 1 в России. тепло-рф.рф".
В качестве доказательств заявителем представлен скрин-шот, в котором присутствует информация: "Котлы Navien - марка N 1 в России. Купите котел Навиен и получите шанс выиграть новый Kia Rio. Котлы N 1 в России. тепло-рф.рф".
Челябинское УФАС направило в ООО "Яндекс" запрос N 8354/08 от 22.06.2018 о предоставлении письменных сведений о наличии договорных отношений с физическими или юридическими лицами, в том числе администратором доменного имени тепло-рф.рф по вопросу размещения в "Яндекс.Директ" информации: "Котлы NAVIEN - марка N 1 в России_".
ООО "Яндекс" представило письменные пояснения и сообщило следующее.
Реклама размещается в системе Яндекс.Директ в рамках договора, заключенного между Яндексом и ООО "НАВИЕН РУС" (ОГРН 1137746659214, ИНН 7727810226, КПП 772801001, юридический и почтовый адрес: 117342, г. Москва, ул. Профсоюзная, д. 65, корпус 1, этаж 16, ком 5.01, телефон +7-495-258-60-55, электронный адрес golubev@navien.ru) (далее - "Рекламодатель") на условиях Оферты на оказание услуг "Яндекс.Директ", расположенной в сети Интернет по адресу https://yandex.ru/legal/oferta_direct/ (далее - "Оферта"). Договор между Яндексом и Рекламодателем был заключен посредством акцепта Рекламодателем Оферты, в порядке, предусмотренном разделом 7 Оферты. Счета, выставленные и оплаченные Рекламодателем, а также акты об оказанных услугах и счета-фактуры прилагагаются.
При этом ООО "Яндекс" поясняет, что информация о Рекламодателе была заполнена Рекламодателем самостоятельно посредством клиентского веб-интерфейса сервиса "Яндекс.Директ". Яндекс не осуществляет проверку указанной информации.
ООО "Яндекс" указало, что не имеет отношение к сайту тепло-рф.рф, в том числе, Яндекс не является владельцем (администратором) сайта тепло-рф.рф и не оказывает в отношении данного сайта услуги хостинга. В связи с вышесказанным Яндекс не имеет технической и правовой возможности предоставить запрашиваемую информацию в части сведений о наличии договорных отношений с администратором указанного сайта.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Информация, размещенная в сети "Яндекс.Директ" является рекламой, поскольку направлена на формирование и поддержание интереса потребителей к услугам по продаже котлов NAVIEN.
Согласно части 1 статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Присутствие в спорной рекламе выражения "Котлы NAVIEN - марка N 1 в России. Котлы N 1 в России" указывает на наличие признаков нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, выразившегося в рекламе, содержащей сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Согласно пункту 29 Постановление Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" при рассмотрении дел о признании рекламы недостоверной судам необходимо исходить из следующего.
Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов "лучший", "первый", "номер один", должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.
Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (пункт 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе).
На основании части 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе", ответственность за нарушение требований пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" несет рекламодатель.
С учетом изложенного, рекламодателем посредством размещения рекламы в сети "Яндекс.Директ" следует признать ООО "НАВИЕН РУС".
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Возбудить производство по делу N 58-08/2018 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
2. Назначить дело N 58-08/2018 к рассмотрению на 27 сентября 2018 года в 11 часов 00 минут по адресу: г. Челябинск, пр. Ленина, 59, каб. 320.
3. Признать лицами, участвующими в деле:
3.1) заявитель;
3.2) ООО "НАВИЕН РУС".
4. ООО "НАВИЕН РУС" представить в Челябинское УФАС России в срок до 26 сентября 2018 года надлежащим образом заверенные документы и сведения:
4.1) письменные пояснения по факту распространения и размещения рекламы в сети "Яндекс.Директ": "Котлы Navien - марка N 1 в России. Купите котел Навиен и получите шанс выиграть новый Kia Rio. Котлы N 1 в России. тепло-рф.рф";
4.2) письменные сведения (фамилия, имя, отчество или наименование с организационно-правовой формой, местонахождение, контактный телефон, адрес электронной почты) о лице, осуществляющем размещение рекламы в сети "Яндекс.Директ".
4.3) письменные пояснения об основаниях размещения в рекламе сведений "Марка N 1 в России. Котлы N 1 в России" при отсутствии критерия, по которому осуществляется сравнение, имеющего объективное подтверждение, что является обязательным в соответствии с пунктом 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 8.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе".
4.4) иные сведения имеющие отношение к рассматриваемому делу.
Все запрошенные документы необходимо представить в копиях, заверенных печатью и подписью, с сопроводительным письмом.
В случае отсутствия документов из приведенного перечня представить письменные объяснения о причинах их отсутствия.
При участии в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе представителей, их полномочия должны быть оформлены доверенностью на право представления лица в антимонопольном органе.
Доводим до вашего сведения, что непредставление в Федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, либо представление недостоверных сведений (информации), влечет наложение административного штрафа в соответствии с частью 6 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 N 508 стороны и заинтересованные лица со дня возбуждения дела вправе знакомиться с материалами дела (за исключением сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну) и делать выписки из них; давать устные и письменные объяснения; представлять доказательства по делу и участвовать в их исследовании; заявлять ходатайства; делать заявления; возражать против заявлений и доводов других лиц; пользоваться другими правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 14 августа 2018 г. N 58-08/2018
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 03.09.2018