Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 5
Городская целевая программа
"Образование и здоровье"
(утв. постановлением Администрации города Юрги от 27 сентября 2010 г. N 1572)
Паспорт городской целевой программы "Образование
и здоровье" на 2011-2013 годы
Наименование Программы |
Городская целевая программа "Образование и здоровье" на 2011-2013 годы |
||||||||||||||||||||
Основания для разработки Программы |
Постановление Кемеровской области от 02.07.2007 г. N 189 "Об утверждении РЦП "Развитие системы образования и повышение уровня потребности в образовании населения Кемеровской области" |
||||||||||||||||||||
Заказчики Программы: |
Администрация г. Юрги |
||||||||||||||||||||
Разработчики Программы |
Управление образованием г. Юрги, Муниципальное образовательное учреждение "Информационно-методический центр" |
||||||||||||||||||||
Исполнители Программы |
Управление образованием г. Юрги, Муниципальное образовательное учреждение "Информационно-методический центр г. Юрга". |
||||||||||||||||||||
Цель Программы: |
Формирование, сохранение и укрепление здоровья субъектов образовательного процесса г. Юрги в свете концепции модернизации Российского образования. |
||||||||||||||||||||
Задачи Программы |
1. Организация контроля за соблюдением законодательных и нормативных актов, регламентирующих деятельность образовательных учреждений в вопросах сохранения здоровья субъектов образовательного процесса. 2. Улучшение материально-технической базы образовательных учреждений, служащей сохранению и формированию здоровья субъектов образовательного процесса. 3. Оптимизация качества воспитания и образования дошкольников, обучающихся школ на основе учета их индивидуальных способностей, склонностей адаптационно-приспособленческих возможностей. 4. Организация проведения межведомственных мероприятий по охране и укреплению здоровья. 5. Формирование системы знаний о здоровье и здоровом образе жизни и мотивации на сохранение здоровья у обучающихся и воспитанников через цикл учебных дисциплин и внеучебных форм деятельности. 6. Осуществление мониторинга за состоянием здоровья обучающихся в образовательных учреждениях. 7. Внедрение оздоровительных и профилактических мероприятий в образовательные учреждения города. 8. Создание информационного банка данных о состоянии здоровья обучающихся и воспитанников образовательных учреждений города. 9. Развитие центров содействия укреплению здоровья обучающихся и воспитанников в образовательных учреждениях. |
||||||||||||||||||||
Сроки реализации Программы |
2011-2013 |
||||||||||||||||||||
Объемы и источники финансирования Программы. |
|
||||||||||||||||||||
Ожидаемые результаты реализации Программы: |
В результате выполнения Программы будут: - снижена заболеваемость, повышено качество обучения воспитанников, обучающихся и преподавателей за счет уменьшения психофизиологической "стоимости" процесса обучения; - повышена умственная работоспособность школьников; - определены реальные возможности учреждений образования по охране и укреплению здоровья у воспитанников и обучающихся, формированию у них здорового образа жизни; - разработаны, апробированы и внедрены познавательно-развивающие педагогические методики оздоровительной направленности в соответствии с возрастом, индивидуальными психофизиологическими способностями и возрастными возможностями обучающихся; - разработаны материалы, позволяющие систематизировать деятельность образовательных учреждений города по формированию здорового образа жизни. |
||||||||||||||||||||
Система контроля за исполнением Программы: |
Общее управление за реализацией программы возлагается на заместителя Главы города по социальным вопросам, текущее управление - на начальника Управления образованием администрации г. Юрги. |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Радикальные перемены в государственно-политическом и социально-экономическом устройстве страны должны способствовать созданию здорового общества. Это повышает ответственность системы образования не только за духовное, но и за физическое развитие нового поколения, укрепление здоровья обучающихся, приобщение их к ценностям здорового образа жизни.
Состояние здоровья детей, подростков и молодежи вызывает обоснованную тревогу не только у работников системы образования и здравоохранения, но у всего общества в целом. В последние десятилетия катастрофически уменьшается число здоровых детей, составляя 1-4 %. На 30-50 % увеличилось за последние годы число детей с патологией эндокринной, костно-мышечной, сердечно-сосудистой системы, аллергических и злокачественных заболеваний. В два раза увеличилось количество психосоматических расстройств. За годы обучения в школе не уменьшается, а значительно возрастает число отклонений в состоянии здоровья. Такая динамика состояния здоровья - результат не только длительного воздействия неблагоприятных социально-экономических и экологических факторов, но и следствие серьезных недостатков в деятельности образовательных учреждений, включая несоответствие программ и условий обучения функциональным и возрастным особенностям обучаемых, несоблюдение психолого-педагогических требований к организации учебного процесса, низкую эффективность физического воспитания учащихся.
В экологически неблагоприятном Кузбассе с его техносферной специализацией состояние здоровья как взрослого, так и детского населения значительно хуже, чем в целом по стране, неуклонно увеличивается показатель заболеваемости.
Результаты проводимых в течение нескольких лет медико-биологических обследований в ряде городов Кемеровской области, показали, что от 40 до 70 % учащихся начальной школы имеют дисгармоничное физическое развитие: замедленные, ускоренные темпы роста (10%), дефицит массы (45-50 %), избыток массы тела (5-10 %). У 70-75 % школьников выявлены различные нарушения осанки.
Поскольку на здоровье школьников оказывает влияние комплекс социально - экономических, социально-гигиенических, экологических и других факторов, решение проблемы сохранения и развития здоровья должно находиться в сфере деятельности специалистов различного профиля - медицинских работников, педагогов, психологов, валеологов.
Сегодня нам нужна школа, которая будет обучать здоровью, вырабатывать единый подход к решению вопросов сохранения здоровья, основанные на научном обосновании оздоровительного воспитательно-образовательного процесса с учетом психофизиологических, конституционных, половых и возрастных особенностей учащихся, экологической обстановки, в которой находится школа.
В ходе реализации городской целевой программы "Здоровье и образование" с 2004 года достигнуты определенные успехи: разработаны и реализуются программы по здоровьесберегающему сопровождению на базе каждого образовательного учреждения, повышаются знания педагогов, родителей, обучающихся и воспитанников по вопросам сохранения и укрепления здоровья (педагоги образовательных учреждений стали победителями и лауреатами областных конкурсов по здоровьесбережению, а обучающиеся два года подряд становятся победителями областной олимпиады "Здоровое поколение"), ежегодно проводится конкурс по внедрению здоровьесберегающего сопровождения воспитательно-образовательного процесса, приобретены компьютеры и автоматизированные диагностические программы с 4 спецблоками (оценка физического развития; оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы; оценка уровня функционального состояния респираторной системы организма; оценка типа функциональной реактивности организма) для образовательных учреждений, идет активная популяризация здорового образа жизни через деятельность образовательных учреждений, межведомственное взаимодействие городских структур, а также средств массовой информации.
При этом анализ состояния здоровья детского населения города Юрги свидетельствует о необходимости продолжения работы в данном направлении всех структур города.
Медицинский осмотр детей, посещающих ДОУ, впервые за последние годы не выявил отрицательной динамики в их здоровье. В 2009 году возрос процент здоровых детей, а удельный вес детей, имеющих хроническую патологию, остался на прежнем уровне.
Отмечается уменьшение процента детей, имеющих нормальное физическое развитие, рост процента детей, имеющих дисгармоничное физическое развитие (как дефицит, так и избыточный вес).
Углубленный медицинский осмотр учащихся в 2009 году впервые за последние годы не выявил отрицательной динамики в состоянии их здоровья. Увеличилось количество здоровых школьников, уменьшился удельный вес детей, имеющих хроническую патологию.
Ведущее место в хронической патологии дошкольников и обучающихся (31%) по-прежнему занимают заболевания костно-мышечной системы. Актуальной остается проблема приобретения школьной мебели, соответствующей росто-возрастным особенностям учеников. Второе место принадлежит заболеваниям глаз (16%), третье место - заболеваниям органов пищеварения (10%), отмечен незначительный рост болезней нервной системы.
Вышесказанное говорит о необходимости продолжения работы по формированию, сохранению и укреплению здоровья субъектов воспитательно-образовательного процесса.
2. Основные цели и задачи Программы
Целью городской программы "Образование и здоровье" на 2011-2013 г.г. является - формирование, сохранение и укрепление здоровья субъектов воспитательно-образовательного процесса г. Юрги.
Подцели:
- создание условий, способствующих формированию, сохранению и укреплению здоровья в образовательных учреждениях г. Юрги;
- организация и проведение межведомственных мероприятий по охране и укреплению здоровья;
- обеспечение непрерывного образования по вопросам формирования и сохранения здоровья для всех субъектов воспитательно-образовательного процесса.
Задачи:
1. Организация контроля за соблюдением законодательных и нормативных актов, регламентирующих деятельность образовательных учреждений в вопросах сохранения здоровья субъектов образовательного процесса.
2. Улучшение материально-технической базы образовательных учреждений, служащей сохранению и формированию здоровья субъектов образовательного процесса.
3. Оптимизация качества воспитания и образования дошкольников, обучающихся школ на основе учета их индивидуальных способностей, склонностей адаптационно-приспособленческих возможностей.
4. Организация проведения межведомственных мероприятий по охране и укреплению здоровья.
5. Формирование системы знаний о здоровье и здоровом образе жизни и мотивации на сохранение здоровья у обучающихся и воспитанников через цикл учебных дисциплин и внеучебных форм деятельности.
6. Осуществление мониторинга за состоянием здоровья обучающихся в образовательных учреждениях.
7. Внедрение оздоровительных и профилактических мероприятий в образовательные учреждения города.
8. Создание информационной банк данных о состоянии здоровья обучающихся и воспитанников образовательных учреждений города.
9. Развитие центров содействия укреплению здоровья обучающихся и воспитанников в образовательных учреждениях.
3. Ресурсное обеспечение Программы
Объем финансирования мероприятий Программы за счет средств городского и областного бюджетов составляет
|
Всего |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
городской бюджет |
1599,0 |
776,0 |
228,0 |
595,0 |
областной бюджет |
- |
- |
- |
- |
Итого: |
1599,0 |
776,0 |
228,0 |
595,0 |
4. Механизм реализации Программы. Организация управления
Программы и контроль за ходом ее реализации
Общее управление за реализацией Программы возлагается на заместителя Главы города по социальным вопросам, текущее управление - на начальника Управления образованием администрации города Юрги.
О выполнении мероприятий Программы начальник Управления образованием администрации города Юрги отчитывается перед заместителем Главы города по социальным вопросам ежеквартально, до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Заместитель Главы города по социальным вопросам ежегодно отчитывается о реализации Программы на коллегии при Главе города к 01 марта.
5. Оценка эффективности результатов реализации Программы
- определение реальных возможностей учреждений образования по охране и укреплению здоровья у воспитанников и обучающихся, формированию у них здорового образа жизни;
- снижение заболеваемости, повышение качества обучения воспитанников, обучающихся и преподавателей за счет уменьшения психофизиологической "стоимости" процесса обучения;
- разработка материалов, позволяющих систематизировать деятельность образовательных учреждений города по формированию здорового образа жизни;
- создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья в образовательных учреждениях путем оснащения спортивных залов и медицинских кабинетов всех образовательных учреждений на 100 %;
- повышение умственной работоспособности школьников;
- реализация новых подходов к здоровьесберегающему сопровождению воспитательно-образовательного процесса через оснащение образовательных учреждений диагностическими компьютерными программами и кабинетами психологической разгрузки.
Перечень
мероприятий городской целевой программы
"Образование и здоровье" на 2010-2012 г.г.
N п/п |
мероприятие |
ответственный исполнитель |
срок исполнения |
источники финансирования |
финансирование, тыс руб. |
|
||
Всего |
в том числе по годам |
|||||||
|
2011 |
2012 |
2013 |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1. Создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья в образовательных учреждениях |
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.1. |
Укрепление материально-технической базы: |
Руководители ОУ, Управление образованием Администрации города Юрги |
|
|
|
|
|
|
|
спортинвентарь для спортзалов, залов ЛФК: |
2011 |
областной |
|
|
|
|
|
|
гимназия, шк. N 3, шк. N 2, д/с N 41 |
|
городской |
|
|
|
|
|
1.2. |
Оснащение кабинетов учебной мебелью, соответствующей анатомо-физиологическим особенностям и антропометрическим данным: шк. N 6, шк. N 8, шк. N 15, шк. N 10 |
Руководители ОУ, Управление образованием Администрации города Юрги |
2011-2012 |
|
|
|
|
|
областной |
|
|
|
|
||||
городской |
180 |
109 |
71 |
|
||||
|
|
|
|
|
||||
2. Организация и проведение межведомственных мероприятий по охране и укреплению здоровья |
|
|
||||||
2.1. |
Оснащение дошкольных и школьных медицинских кабинетов |
Руководители ОУ, Управление образованием Администрации города Юрги |
|
|
|
|
|
|
областной |
|
|
|
|
||||
|
2011-2013 |
городской |
1384 |
667 |
122 |
595 |
||
3. Обеспечение непрерывного образования педагогов и обучающихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья |
|
|
|
|||||
3.1. |
Организация и проведение тематических семинаров и курсов по вопросам здоровья |
МОУ "Информационно-методический центр" |
|
областной |
|
|
|
|
2011-2013 |
городской |
10 |
|
10 |
|
|||
3.2. |
Организация и проведение олимпиад для школьников п вопросам здоровья и здорового образа жизни |
Руководители ОУ, МОУ "Информационно-методический центр", Управление образованием |
2011-2013 |
|
|
|
|
|
областной |
|
|
|
|
||||
городской |
10 |
|
10 |
|
||||
3.3. |
Организация и проведение конкурсов, направленных на формирование системы знаний о здоровье и здоровом образе жизни, мотивации на сохранение здоровья, внедрение здоровье сберегающего сопровождения в ОУ |
Руководители ОУ, Управление образованием, МОУ "Информационно-методический центр" |
|
|
|
|
|
|
|
областной |
|
|
|
|
|||
2011-2013 |
городской |
10 |
|
10 |
|
|||
3.4. |
Просвещение и популяризацией проблем здоровья через средства массовой информации (пресса, радио и телевидение) |
Руководители ОУ, Управление образованием, МОУ "Информационно-методический центр" |
2011-2013 |
областной |
|
|
|
|
городской |
5 |
|
5 |
|
||||
|
|
|
|
|
||||
|
Всего: |
|
в т.ч. |
областной |
0 |
0 |
0 |
|
|
|
|
|
городской |
1599 |
776 |
228 |
595 |
Начальник Управления образованием |
В.М. Архипкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.