Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) рассмотрев жалобуООО "Главсвязьстрой"(далее - Заявитель) на действия ФГБОУ "ВДЦ "Смена" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона: "Благоустройство парковой зоны прилегающей территории к модульным корпусам" (извещение N 0318100028518000314) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что аукционная документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе.Описание объекта закупки аукционной документации содержит избыточные требования к товарам по позициям "Мраморная крошка", "Агрохимические удобрения". В плане-графике закупок указана неверная периодичность поставки товаров.
Представителем Заказчика представлено извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе. Представитель Заказчика не согласен с доводами жалобы и считает, что аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ФГБОУ "ВДЦ "Смена" проводился электронный аукцион: "Благоустройство парковой зоны прилегающей территории к модульным корпусам" (извещение N 0318100028518000314).
Начальная (максимальная) цена контракта - 49 847 249,75 рублей.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В плане-графике указаны сведения о сроке начала осуществления закупки и сроке окончания исполнения контракта:
- планируемый срок начала осуществления закупки - декабрь 2018 г.,
- планируемый срок окончания исполнения контракта - март 2019 г.
При этом в разделе информация о поставке плана-графика указано:
- планируемый срок (сроки отдельных этапов) поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) - в течении 15 рабочих дней с момента подписания контракта,
- периодичность поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) - в указанные сроки.
В аукционной документации вышеуказанные сроки отсутствуют.
В силу ч.1 ст.65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
На основании п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе указано, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В приложении N2 к описанию объекта закупки аукционной документации Заказчиком установлены требования:
Наименование товара |
Требования к модели, номеру размеру |
Требование о соответствии ГОСТ |
Требования, установленные к качеству, техническим характеристикам товара, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам и параметрам, в соответствии с которыми будет устанавливаться эквивалентность/соответствие |
|
||||
|
7. Мраморная крошка |
|
|
Для обустройства каменных рокариев требуется мраморная крошка (декоративный щебень, далее щебень), которая должна представлять собой дроблёный мрамор, натуральный, природный экологически чистый строительный материал. Щебень должен соответствовать требованиям ГОСТ 22856-89. Марка щебня по прочности минимум 300. Фракция в диапазоне свыше 10 мм до 20 мм. Щебень не должен быть с посторонними засоряющими примесями, с глиной в комках. Марка щебня по морозостойкости не ниже F50. Должен применяться щебень в зависимости от величины суммарной удельной эффективной активности естественных радионуклидов ГОСТ 22856-89 со значением Аэфф до 370 Бк/кг. При использовании щебень должен иметь документ о качестве, в котором указывают информацию в соответствии с п. 2.14, ГОСТ 22856-89. Цвет белый. Масса 0,5 т. |
||||
|
26. Мраморная крошка |
|
|
Для обустройства каменных рокариев требуется мраморная крошка (декоративный щебень, далее щебень), которая должна представлять собой дроблёный мрамор, натуральный, природный экологически чистый строительный материал. Марка щебня по прочности 300-800. Фракция в диапазоне: свыше 5 мм до 20 мм. Марка щебня по морозостойкости должна быть не ниже F50. Щебень не должен содержать посторонних засоряющих примесей, в том числе глины в комках. Щебень должен соответствовать требованиям ГОСТ 22856-89. Должен применяться щебень в зависимости от величины суммарной удельной эффективной активности естественных радионуклидов ГОСТ 22856-89со значением Аэфф до 370 Бк/кг.При использовании щебень должен иметь документ о качестве, в котором указывают информацию в соответствии с п. 2.14, ГОСТ 22856-89. Оттенок: черный. Масса 500 кг. |
||||
|
30. Мраморная крошка |
|
|
Для обустройства каменных рокариев требуется мраморная крошка (декоративный щебень, далее щебень), которая должна представлять собой дроблёный мрамор, натуральный, природный экологически чистый строительный материал. Марка щебня по прочности 300-800. Фракция в диапазоне: свыше 10 мм до 20 мм. Марка щебня по морозостойкости должна быть не ниже F50. Цвет щебня должен быть яркий, насыщенный, обеспечивающийся путем крашения щебня натурального красителем. Щебень должен соответствовать требованиям ГОСТ 22856-89. Должен применяться щебень в зависимости от величины суммарной удельной эффективной активности естественных радионуклидов ГОСТ 22856-89со значением Аэфф до 370 Бк/кг.При использовании щебень должен иметь документ о качестве, в котором указывают информацию в соответствии с п. 2.14, ГОСТ 22856-89. Оттенок: синий; голубой. Масса 500 кг. |
||||
|
49. Мраморная крошка |
|
|
Для обустройства каменных рокариев требуется мраморная крошка (декоративный щебень, далее щебень), которая должна представлять собой дроблёный мрамор, натуральный, природный экологически чистый строительный материал. Марка щебня по прочности 300-800. Фракция в диапазоне свыше 10 мм до 20 мм. Марка щебня по морозостойкости должна быть не ниже F50. Щебень должен соответствовать требованиям ГОСТ 22856-89. Должен применяться щебень в зависимости от величины суммарной удельной эффективной активности естественных радионуклидов ГОСТ 22856-89со значением Аэфф до 370 Бк/кг.При использовании щебень должен иметь документ о качестве, в котором указывают информацию в соответствии с п. 2.14, ГОСТ 22856-89. Цвет: белый. Масса щебня должна быть свыше 500 кг.
|
||||
|
81. Мраморная крошка |
|
|
Для обустройства каменных рокариев требуется мраморная крошка (декоративный щебень, далее щебень), которая должна представлять собой дроблёный мрамор, натуральный, природный экологически чистый строительный материал. Марка щебня по прочности 300-800. Фракция в диапазоне свыше 5 мм до 20 мм. Марка щебня по морозостойкости должна быть не ниже F50. Цвет щебня должен быть яркий, насыщенный, обеспечивающийся путем крашения щебня натурального красителем. Щебень должен соответствовать требованиям ГОСТ 22856-89. Должен применяться щебень в зависимости от величины суммарной удельной эффективной активности естественных радионуклидов ГОСТ 22856-89со значением Аэфф до 370 Бк/кг.При использовании щебень должен иметь документ о качестве, в котором указывают информацию в соответствии с п. 2.14, ГОСТ 22856-89. Цвет: красный. Масса не менее 500 кг. |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В соответствии с ГОСТ 22856-89"Щебень и песок декоративные из природного камня. Технические условия"щебень и песок в зависимости от величины суммарной удельной эффективной активности естественных радионуклидов Аэфф применяют:
во вновь строящихся и реконструируемых жилых и общественных зданиях при Аэфф до 370 Бк/кг;
при возведении производственных зданий и сооружений при Аэфф свыше 370 Бк/кг до 740 Бк/кг.
При необходимости в национальных нормах, действующих на территории государства, величина удельной эффективной активности естественных радионуклидов может быть изменена в пределах норм, указанных выше.
|
|
|
Исходя из п. 3.4 ГОСТ 22856-89суммарную удельную эффективную активность естественных радионуклидов определяют путем снятия проб и проведения испытаний.
Таким образом, суммарная удельная эффективная активность естественных радионуклидовне подлежит конкретизации и в зависимости от партий поставки товара может быть различной.
Кроме того, на момент подачи заявки на участие в аукционе участник закупки не обязан иметь в наличии товар.
В приложении N2 к описанию объекта закупки аукционной документации Заказчиком установлены требования:
Наименование товара |
Требования к модели, номеру размеру |
Требование о соответствии ГОСТ |
Требования, установленные к качеству, техническим характеристикам товара, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам и параметрам, в соответствии с которыми будет устанавливаться эквивалентность/соответствие |
||||
|
29. Агрохимические удобрения |
|
|
Органоминеральное удобрение (далее удобрение). Год изготовления до 2019 включительно. Удобрение должно иметь жидкое состояние (вязкая жидкость, цвет от желтого до коричневого). Кислотность рН не более 10,0. Удобрение должно представлять собой органоминеральный комплекс, антидот, антистрессовый агент, иммуномодулятор, почвенный активатор и должно быть предназначено для стимуляции роста и развития растений. Удобрение должно содержать фульвовые и гуминовые кислоты, ростовые вещества природного происхождения, микроэлементы, аминокислоты и полисахариды. Состав удобрения - Азот (N общий) 50 г/л, Фосфор (P2O5) 10 г/л, Калий (K2O) 10 г/л, Магний (MgO) 3 г/л, Кальций (CaO) 1,0 г/л, Сера (SO3) 10 г/л, Бор (B) 0,1 г/л, Медь (Cu) 0,15 г/л, Железо (Fe) 0,75 г/л, Марганец (Mn) 0,375 г/л, Цинк (Zn) 0,15 г/л, Молибден (Mo) 0,5 г/л, Кобальт (Co) 0,015 г/л, Натрий (Na2O) 1,0 г/л, Кремний (SiO2) 0,5 г/л, Гуминовые веществава (HA) 10 г/л, Аминокислоты (L-AA) 20 г/л. Массовая доля органического вещества (в пересчете на сухое вещество) должна быть в пределах диапазона 40-95%. Удобрение не должно быть с патогенной микрофлорой, с яйцами гельминтов Товар должен иметь маркировку. При применении удобрение должно сопровождаться документом о качестве. Объем 100 л. |
|||
|
64. Агрохимические удобрения |
|
|
Органоминеральное комплексное удобрение (далее удобрение) в объеме более 30 л. Удобрение может соответствовать требованиям ГОСТ Р 50611-93 и/или другой технической (нормативной) документации. Удобрение должно иметь жидкое состояние (суспензия). Плотность должна быть не менее 1,15 г/см3. рН не менее 6,0. Удобрение должно представлять собой органоминеральный комплекс, антидот, антистрессовый агент, иммуномодулятор, почвенный активатор и должно быть предназначено для стимуляции роста и развития растений. Удобрение должно содержать фульвовые и гуминовые кислоты. Массовая доля гуминовых кислот не должна быть менее 10 г/л. Удобрение должно содержать - фитогормоны класса стероидов, поддерживающие нормальное функционирование иммунной системы растения, в т.ч. неблагоприятных условиях (при пониженных температурах, заморозках, затоплении, засухе, болезнях, действии пестицидов, засолении почвы и др.), вещества растительного происхождения, стимулирующие ростовые про-цессы, а так же вещества, стимулирующие процессы деления клеток растений (цитокинины). Все действующие вещества, входящие в состав удобрения должны быть природного происхождения. Удобрение так же должно содержать микроэлементы, полисахариды, аминокислоты. Удобрение должно содержать следующие микроэлементы- железо не менее 0,5 г/л, медь не менее 0,1 г/л, сера не менее 1,0 г/л, магний не менее 0,2 г/л, азот не менее 10 г/л, молибден 0,3-0,4 г/л, фосфор 8-10 г/л, калий 10-12 г/л, кальций не более 0,4 г/л, кремний не менее 0,005 г/л, марганец не менее 0,2 г/л, цинк 0,3-0,6 г/л, кобальт не менее 0,01 г/л, натрий не менее 0,4 г/л, бор не менее 0,1 г/л. Массовая доля органического вещества (в пересчете на сухое вещество) должна быть в пределах 40-95 %. Объем не более 35 л. Удобрение не должно быть с патогенной микрофлорой, с яйцами гельминтов. На каждую единицу фасовки наклеивают или наносят трафаретом этикетку с указанием - наименования и товарного знака предприятия-изготовителя, наименования продукта, номера партии, массы нетто и брутто, даты изготовления, инструкции по применению. При использовании удобрение должно сопровождаться документом о качестве, в котором должно быть указано наименование предприятия-изготовителя и его товарный знак, наименование продукта, номер партии, масса нетто, дата изготовления продукта. |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
В соответствии с ГОСТ Р 50611-93 "Удобрение комплексное органоминеральное. Технические условия"по органолептическим и физико-химическим показателям удобрение должно соответствовать требованиям, указанным в таблице:
|
|
Наименование показателя |
Норма |
1 Внешний вид |
Суспензированная, пастообразная или сыпучая влагостойкая гидрофильная масса |
2 Цвет |
Черно-коричневый |
3 Массовая доля органического вещества (в пересчете на сухое вещество), % |
40-95 |
|
|
Исходя из главы 5 ГОСТ Р 50611-93, ГОСТ 27980-88массовая доля органического вещества определяются путем снятия проб и проведения испытаний.
Таким образом, массовая доля органического вещества не подлежит конкретизации и в зависимости от партий поставки товара может быть различной.
Кроме того, на момент подачи заявки на участие в аукционе участник закупки не обязан иметь в наличии товар.
В соответствии с письмом ФАС России от 1 июля 2016 года N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:
1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;
2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.
Из письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, установленные Заказчиком в описании товара, используемого при выполнении работ, требования с учетом положений инструкции по заполнению заявки вводят в заблуждение участников закупки, не позволяя предоставить конкретные показатели, которые станут известны при испытании определенной партии товара, что свидетельствует о нарушении ч. 3 ст. 7, п. 1) ч. 1 ст. 64, ч. 1 ст. 33,п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
Допущенные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Главсвязьстрой" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - ФГБОУ "ВДЦ "Смена" нарушение ч. 3 ст. 7, п.п. 1), 2) ч. 1 ст. 64, ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что Заказчику (аукционной комиссии) - ФГБОУ ВДЦ "Смена" выдано предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе N 82 по делу N 256/2019-КС, повторное предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 27 февраля 2019 г. N 261/2019-КС
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 27.02.2019